НАМИ-56: иномарки, с которых копировали советские конструкторы

10074 3 0
В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые, грузовые, автобусы. Для того времени это было беспрецедентное событие. В распоряжении редакции Kolesa.ru оказались ранее нигде не публиковавшиеся кадры с этой выставки, которые помогают пролить свет на то, что именно и с каких иностранных аналогов копировали конструкторы советских машин.

В любые десятилетия в конструкторских бюро советских автозаводов внимательно изучали новинки мировой автомобильной промышленности. Наши конструкторы не ограничивались чтением американских, немецких, английских и французских журналов. Для полноценного изучения им были необходимы настоящие машины. И Министерство по заявкам главных конструкторов заводов приобретало необходимые им иностранные образцы – в Европе и США любые автомобили имелись в свободной продаже.

Выставка 1956 1_html_m3e3b01ba

До войны полный гараж иномарок содержал НАТИ, экзотические американские машины обкатывали на ГАЗе и ЗИСе. В самые тяжёлые военные годы на московском Заводе имени Сталина изучали огромные Packard, Lincoln, Cadillac, аналоги будущего ЗИС-110. На ГАЗе, планируя будущую Победу, изучали натурный образец Opel Kapitan.

В послевоенные годы настало затишье. Сказалась политическая обстановка – холодная война, борьба с «низкопоклонством перед Западом» в СССР. В то же время на Московском заводе малолитражных автомобилей, особенно после 1949 года, когда пост главного конструктора занял Александр Фёдорович Андронов, прописалась целая колонна импортных малолитражек – FIAT, Ford, Peugeot, Skoda, забытых ныне английских марок Austin, Hillman, Morris.

Выставка 1956 1_html_m71b19c11
Победа и Волга на фоне немецких «аналогов»: Opel Kapitan, Borgward, BMW

Уже 1956 год принёс ХХ съезд КПСС и новый исторический период, который потом назовут «оттепелью». Именно тогда Министерство автомобильной и тракторной промышленности решило изучить, куда шагнул прогресс в мировом автомобилестроении. Отечественная техника стремительно устаревала. Легковое автомобилестроение ещё «держалось»: за прошедшие после войны годы появились ЗИМ и ГАЗ-69, в апреле 1956-го МЗМА выпустил новый «с иголочки» Москвич-402, ГАЗ в то же время активно готовил Волгу.

А грузовики и автобусы так и остались на послевоенном уровне: перетяжелённые, неэкономичные, с недостаточной мощностью двигателей. К тому же модельный ряд отечественных машин уже не удовлетворял всем потребностям народного хозяйства, и остро вставал вопрос о расширении типажа.

Выставка 1956 1_html_6ef64fc
Популярные в 1950-х микролитражки: Messerchmit, BMW Isetta. А третья машина – «наш ответ» ГАЗ-18

В первые месяцы 1956 года произошел настоящий прорыв. По распоряжению нового министра Николая Ивановича Строкина было закуплено 20 легковых и 15 грузовых автомобилей, 5 автобусов, 13 бензиновых и дизельных двигателей, огромное количество комплектующих и запасных частей. Всё это великолепие в мае выставили в НАМИ, и продолжалась та выставка несколько месяцев. По одним данным, до августа, по другим – до октября. Рядом для сравнения поставили основные модели советских автомобилей.

Задача стояла такая: познакомить конструкторов и других инженеров автозаводов, представителей автотранспортных предприятий и заводов смежных производств с типажом, внешней формой и особенностями конструкции современных автомобилей. Помимо специалистов, на выставку приходили и обычные посетители-автолюбители. Обзор экспонатов проливает свет на вопрос, какие узлы и агрегаты знакомых нам машин 50-60-х годов были скопированы, и с каких прототипов.

Выставка 1956 1_html_7b5a9776
Самый известный пример. Этот FIAT-600 по приказу министра Н.И. Строкина взяли за основу Запорожца ЗАЗ-965. Разрабатывали будущую запорожскую микролитражку на МЗМА под руководством А.Ф. Андронова, закупив для исследований и испытаний целую колонну итальянских и югославских машин FIAT
Выставка 1956 1_html_m295be1f5
А знаменитый «жук» Volkswagen поделился с будущим Запорожцем передней торсионной подвеской
Выставка 1956 1_html_6fcc10f9
Французский Panhard Dyna – «хайтек 1950-х»: алюминиевый кузов, передний привод
Выставка 1956 1_html_3d11e493
Гость из братской ГДР – Audi AWE P70 с пластиковыми наружными панелями кузова, предшественник легендарного Trabant
Выставка 1956 1_html_76d15f61
Советским конструкторам пригодился даже Citroen 2CV. У него взяли рулевую рейку для четырёхколёсной мотоколяски С3А. Это было первое в советском автомобилестроении реечное рулевое управление
Выставка 1956 1_html_m10bc340
Сельскохозяйственный вариант «Белки». Конструкторы НАМИ уже забраковали эту машину как неудобную и неустойчивую на дороге
Выставка 1956 1_html_m6bbbf4f0
Новинка сезона – Москвич-402
Выставка 1956 1_html_m644ae8be
Opel Rekord Caravan после выставки отправился на МЗМА, и по его образу сделали складное заднее сиденье для универсала Москвич-423
Выставка 1956 1_html_m53c17b87
 Красавец Sunbeam Rapir тоже ушёл на МЗМА. Но от него позаимствовали только включение стартёра ключом зажигания и сайлентблоки подвески
Выставка 1956 1_html_m1962d382
Предмет роскоши – Mercedes Benz-300, знаменитый Gullwing, прописался в ленинградском институте топливной аппаратуры ЦНИИТА, там изучали новинку для бензиновых двигателей – систему впрыска топлива
Выставка 1956 1_html_7a4e72c1
Спортивная «итальянка» Lancia Aurelia выглядела очень уж экзотично: коробка передач в блоке с задним мостом De Dion, передняя подвеска свечного типа
Выставка 1956 1_html_m49cb2cca
На ГАЗе Opel Kapitan разобрали до винтика, чтобы взвесить все детали в сравнении с аналогичными деталями Волги
Выставка 1956 1_html_m51cc2358
Волга М21 летом 1956-го ещё не выпускается, но уже украшает выставку.
Выставка 1956 1_html_28d58553
Немецкий Borgward с открывающимися по старинке против хода передними дверями. К началу 60-х эта марка прекратила существование
Выставка 1956 1_html_m2f3bac0b
Двигатель BMW-502 не выдержал испытаний в НАМИ – советский бензин «убил» его меньше чем за 10 тысяч километров
Выставка 1956 1_html_3cfa347f
ЗИМ на фоне американских седанов: Dodge, Studebaker, Ford
Выставка 1956 1_html_m1e8ad641
Американский Ford Customline испытывали на ГАЗе, особо внимательно изучая автоматическую коробку передач. Она планировалась ещё для Волги, но пригодилась на Чайке
Выставка 1956 1_html_m14633459
ЗИМ ГАЗ-12 можно не представлять. В середине 1950-х машина была на пике популярности
Выставка 1956 1_html_64ec3fe4
Марка Studebaker у нас прославилась военными грузовиками, а в США- легковыми автомобилями
Выставка 1956 1_html_4e050601
Dodge Coronet 1954 года тоже проходил испытания на ГАЗе
Выставка 1956 1_html_56e0c53a
Другой большой «американец», Plymoith Savoi, поделился образцом для создания советского кондиционера воздуха
Выставка 1956 1_html_m67c9a3d9
Моделям высшего класса Packard и Cadillac уделялось особое внимание. Им в 1956 году предстояло стать прототипами ЗИЛ-111 и Чайки
Выставка 1956 1_html_468c0f0c
На ГАЗе изучали и эскизировали торсионную подвеску Packard Patrician, но серийно на горьковских легковушках её не внедрили
Выставка 1956 1_html_5f323177
Внешнюю форму передней и задней части ЗИЛ-111 откровенно позаимствовали у этих Packard Patrician и Packard Caribbean. Главный конструктор ЗИЛа А.М. Кригер любил «проверенные иностранные решения». Также для нового ЗИЛа пригодилось кнопочное переключение передач от Packard
Выставка 1956 1_html_1aecd4fe
Chrysler S70 проходил испытания на ЗИЛе. Изучалась конструкция усилителя руля и тормозов, характеристика амортизаторов. От этой модели были позаимствованы компрессор кондиционера, откидное сиденье и элементы внутренней отделки ЗИЛ-111
Выставка 1956 1_html_m3a4ac3b0
От Cadillac 75 для ЗИЛ-111 позаимствовали гидроусилитель руля и ряд элементов кузова
Выставка 1956 1_html_mc8a3fca
В 1956 году ЗИЛ-111 ещё выглядел так и носил имя собственное «Москва»
Выставка 1956 1_html_m3ed361e8
Советский автоспорт на выставке представляла маленькая свирепая «Звезда». С 50-сильным моторчиком объёмом всего 250 см3 она развивала 200 км/ч

Копировали ли на наших заводах иномарки? Как видим, копировали. Но далеко не всегда внешнюю форму кузова. Конструкторов интересовали отдельные новые сложные узлы: например, усилитель руля, кондиционер, автоматическая коробка передач. Всё это было проще позаимствовать у импортных аналогов. К тому же у нас внимательно изучали способы снизить массу, повысить мощность двигателя.

Впрочем, изучение аналогов – не наш феномен. Зарубежные фирмы тоже внимательно исследовали продукцию своих конкурентов. Многое зависело от позиции конкретного главного конструктора. А.М. Кригер на ЗИЛе обожал копировать, а А.Ф. Андронов на МЗМА – ненавидел, старался как можно больше узлов разработать силами своей команды. Но и ему приходилось выполнять министерские приказы, как это вышло с будущим Запорожцем. Сказалось и то, что советская промышленность долго не имела возможности закупать готовые узлы у специализированных зарубежных фирм.

О грузовиках и автобусах на той выставке – в следующий раз.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Шикарная статья.

Семён Смирнов

Очень интересный очерк, спасибо! Так что завывания либерастов-дерьмокрадов о том, что сами ничего не умеем и не можем - совершенно ни к чему)

romannowzhen

uytrew

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Может ли инспектор сверить номера двигателя или кузова на посту?

Иногда, проезжая мимо постов ГИБДД, мы видим автомобили с открытыми капотами. А это, очевидно, признак того, что инспектор решил проверить номера двигателя и кузова автомобиля. Правомерно ли такое требование, и может ли…

428 0 0
Статьи / Военная техника
Лошадь, грифон, кот и другие: новая колесная бронетехника на салоне Eurosatory-2018

На нынешнем Международном военном салоне Eurosatory-2018 можно было подметить важную тенденцию: после бешеного аврала по созданию всевозможной колесной автобронетехники начался столь же скорый спад ее производства.…

2323 0 0
Статьи / Интересно
Сердечная недостаточность: масл-кары с самыми маленькими моторами

Все мы помним, как выродились масл-кары: топливный кризис, борьба за топливную экономичность, да еще и экологи со своими требованиями подтянулись… Тогда, в 70-е, гонка за мощностью и объемом двигателя заметно сбавила…

3538 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Transporter T5 с пробегом: болезни “поросёнка” и ужасы насос-форсунок

Отгадайте загадку: что сочетает в себе неубиваемость грузовика и комфорт легкового автомобиля? Да-да, это Transporter. По крайней мере, так получается из первой части нашего обзора этого автомобиля, где мы рассказали о…

7718 0 6
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Transporter T5 с пробегом: нежный привод двери и вода в салоне

Микроавтобус – это скучно, тяжело и экономично. Когда-то так оно и было, но именно Transporter и все его семейство этот стереотип разбили вдребезги. Микроавтобус может быть не только практичным, но и драйверским.…

5815 3 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Велик золотник и дорог: покупаем Mitsubishi Pajero IV за 1,3 миллиона рублей

Казалось бы, что может быть проще, чем найти этого заслуженного ветерана с таким-то бюджетом! Поэтому, просматривая объявления, я был настроен оптимистично: в отведённую сумму укладывается много машин, так что выбор…

18212 1 8
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23498 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13384 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

13687 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73583 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14314 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10271 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

54600 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9817 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8459 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375321 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251166 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116057 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?