Автоклубы изнутри: почему это не приносит денег, но страшно интересно

 Любой, наверное, рано или поздно сталкивался с автоклубами по интересам, где можно задать вопрос, пообщаться с гуру и просто приятно провести время. У меня есть свой клуб, я занимаюсь им три года и готов развеять все заблуждения касательно этого «бизнеса», если вообще это можно назвать таким словом.
 

Как появляются клубы?

Условно создателей можно разделить на две группы:

  • «Вебмастеры», которые зарабатывают на сайтах и создают клубы, чтобы попасть в тренд, собрать народ и в конечном счете заработать денег.
  • Фанаты автомобилей, обладающие некоторыми знаниями в создании сайтов.

У вторых, как правило, проекты получаются живее, т.к. они работают в первую очередь не ради прибыли, а ради поиска друзей по хобби, зато первые более подкованы в продвижении. Я, сам того не осознавая, проделал путь от первой группы во вторую. Причина проста – клубы не прибыльны, но о монетизации поговорим позже.

Bez-Imeni-1.png



Зачем вступать в клуб?

Тут много вариаций, начиная от банального получения ответов на свои вопросы и просто неформального общения, заканчивая привилегиями членства в клубе. С первым все понятно: обсудили машину, проблемы, решения, поделились опытом, поговорили за жизнь… Потом собрались на тусовку.

Программа оффлайновых мероприятий зависит лишь от организаторских способностей и возможностей администрации, а также инертности аудитории. Как правило, есть костяк, который участвует в любой «движухе», бывают новички, которые приезжают, знакомятся и больше на оффлайновых мероприятиях не появляются. Формат встреч бывает разный – от культурно-социальных (поездки в музеи, памятные места, подарки в детдом) до обычных пикниково-шашлычных. Иногда их, кстати, смешивают.


Depositphotos_67006557_original.jpg



Но вернемся к привилегиям. Обычный клуб может их предоставить, хотя тут все также играет весомую роль амбиции администрации. Базовая плюшка – клубная карта, дающая скидку у партнеров. База партнеров может быть большой, но людям обычно интересна лишь малая их доля – пара крупных тематических магазинов, несколько официальных дилеров и крупные партнеры вроде Exist'а и Emex’а.

Казалось бы партнеры — это хлеб для клуба, но нет. Почти все устали от поборов клубов настолько, что даже на обычное предложение стать партнером, предоставив пользователям скидку, реагируют весьма болезненно и негативно. Мы пошли по пути отсутствия взносов от партнеров за обычное членство, поэтому нам и удалось собрать их на форуме. Несколько из них пробовали баннерную рекламу, но быстро пришли к выводу, что «партизанский маркетинг» с грамотной темой и прям общением с пользователем гораздо выгоднее. Единственный плюс для администрации – дополнительные скидки для себя, новые связи и знакомства, а именно они со временем оказываются ценнее любых денег.

Дилеры

В отдельную группу партнеров можно выделить дилеров. В крупных городах в последние годы они активно сотрудничают с клубами, а в Москве для этих целей даже нанимают отдельных людей, отвечающих за взаимодействие с целевой аудиторией. Дилеры воспринимают «клубней» как дешево достающуюся и весьма полезную публику.

На нашем форуме изначально присутствовало несколько местных дилеров, за скромной аватаркой одного из них скрывался лично директор автосалона (назовем его Петр). Я думаю, нет смысла говорить, что именно этот дилер заслужил на форуме репутацию, уважение и бешеную лояльность — львиная доля форумчан проходит ТО там. Кто-то даже поговаривал, что наш клуб был полностью проплачен или даже выкуплен этой компанией. Хотя мы сами относились и относимся ко всем партнерам одинаково. Я видел, как тяжело давалась Петру культурная победа над агрессивно настроенными форумчанами. Злые пользователи, стоящие в очереди на автомобиль, готовы были собственноручно растерзать любого человека, относящегося к дилерскому предприятию.

Проблема очередей на новые популярные модели не нова. Дилеры решают ее просто – навязыванием «допов» на определенную сумму за возможность купить авто без ожидания. Причем практикуется это не только у «бюджетных» дилеров — о подобных вещах я слышал и в салонах BMW. Можно сколь угодно ругать автосалоны за эту порочную практику, но и их понять можно, пообщавшись ближе. Все хотят есть, премия менеджеров привязана напрямую к продажам допов, так как с самих машин бизнес получает не так много.

Если на форуме есть дилер, его можно раскрутить на автомобиль без допов, подвижку в очереди и т.д. Нам удалось поспособствовать первым пользователям, впоследствии ставшим основным костяком форума, купить машины в числе первых без переплат. Для дилера это хороший инфоповод, для администрации клуба — довольные лояльные юзеры, ну а юзеры просто довольны приобретением.


Depositphotos_71699733_original.jpg



Также дилеры помогают в приведении людей в клуб. Схема простая – человек купил машину, ему дали визитку клуба, пришел на форум, там увидел уже знакомого и популярного в клубе дилера, продолжает обслуживание у него. Помимо этого, «продавцы» могут выступать спонсорами мероприятий, предоставлять призы, приглашать клуб для массовки, участия в пробегах, когда дилеру нужно создать свое крупное мероприятие, своей базы частенько не хватает. В общем, симбиоз.

Производители

Это, пожалуй, самая интересная часть. Тут я могу ручаться только за АВТОВАЗ, с которым сталкивался сам, а также за ГАЗ и Renault, о сотрудничестве которых с клубами я узнал от знакомых с ситуацией людей.

Круче всех, пожалуй, ГАЗ. Они в сотрудничестве с «Газель-клубом» на своем заводе раз в год организуют всероссийский слет, действительно прислушиваются к мнению пользователей (на форуме сидит представитель завода, которому можно задать вопрос и получить на него гарантированный ответ), да и при разработке модели Next они активно привлекали газеллистов из клуба. Возможно, именно, поэтому машина получила хорошее народное призвание. Отмечу, кстати, что управлял заводом в этот момент Бу Андерссон, поэтому на ВАЗе я ожидаю схожих перемен.

При этом у меня не повернется язык сказать, что и до него с нами не было связи. Честно говоря, я даже удивился, когда, начав общаться с пресс-центром, мы получали неплохую обратную связь. Более того, мы помогали и заводу, сообщая о каких-то детских болезнях автомобиля (которые они, действительно, исправляли), и форумчанам, указывая заводу на проблемы конкретного форумчанина с дилером, либо получением какой-то запчасти (на первых порах серийного производства автомобиля найти детали на грани нереального).


Depositphotos_23755039_original.jpg



Первая очная ставка с представителями завода случилась на одной из автомобильных выставок, где дилер нас представил кому-то то ли из отдела связей с общественностью, то ли из отдела маркетинга. В общем, общение в неформальной обстановке привело к появлению кучи визиток и контактов с разными отделами автогиганта. Так постепенно удалось дойти до самых верхушек, где любое общение непременно заканчивалось фразой «Клубные движения крайне важны для формирования лояльности к бренду, мы готовы оказать любую поддержку», однако по факту почти все ограничивалось словами. Хочется выразить отдельную благодарность пресс-центру ВАЗа, т.к. именно благодаря людям, работающим там, нам удалось согласовать клубную экскурсию на завод, которая оставила яркое впечатление.

Сейчас на колесах много пишется о стратегии Lada 2015. Я был на АВТОВАЗе 2 года назад, буквально пару недель назад я был на ИЖ-Авто, где будут собирать Весты, я видел современное производство, я видел НТЦ, людей, занимающихся разработкой машин… И как бы излишне оптимистично это не звучало, я искренне верю в светлое будущее производства.

Несколько раз мне на выставках удалось пообщаться лично с Бу Андерссоном, он знает про наш клуб, на этот раз поддержку клубному движению обещал он лично, поэтому хочется верить, что когда письма идут сверху вниз, а не наоборот, то дело пойдет быстрее. Что касается его методов работы – я слышал много критики. Да, он сократил штат, кто-то остался без работы, но зато завод уже получает какую-никакую, но прибыль, а не висит обузой. Почему никто не кричит, что без работы останутся тысячи людей из-за ухода General Motors с российского рынка? Может проблема в том, что сложился ряд стереотипов и тренд критиковать все свое? Надеюсь, нет.

Что в итоге?

Ну, и подводя итог, хочется отметить, что, начав заниматься клубом 3 года назад, я сделал верный выбор. Я не заработал миллионов – у меня Datsun on-DO, новая, но недорогая машина. Реклама на сайте, надо сказать, не покрывала даже затрат на сервер, поэтому думать о больших заработках на клубах бессмысленно. Но автомобильная тусовка, знание процессов изнутри и занятие любимым дело – это бесценно.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings