Цепь или ремень ГРМ — что лучше?

217458 24 20

Пожалуй, что этот вопрос входит в десятку самых философских вопросов автомобилестроения вместе с правым и левым рулем, дизелем и бензином, "механикой" и "автоматом". Наконец-то мы разложим для вас всё по полочкам.

 

Сейчас ремню доверяют крупнейшие автопроизводители. Он ставится на большие V8 и V6 Volkswagen, Toyota и Opel, но в народе все равно «бродят настроения». Так в чем же плюсы и минусы двух вариантов привода распределительного вала и за каким будущее?

Цепь — не вечная. И дорогая

Казалось бы, цепь — проверенный временем способ, достаточно легкий и на фоне цены мотора не такой уж дорогой. Ну шумноват, но шумоизоляция современных машин шагнула далеко вперед, и в салоне зачастую мотора не слышно вообще, а если слышно, то шум цепи уже не различим. Сравните шум моторов Volkswagen семейства EA111 — 1.6-литрового атмосферного и 1.4-литрового TSI. Цепь на них практически одинаковая, но шумность «атмосферника» выше не из-за нее.

На самом деле проблема оказалась совсем в другом. Цепь старых моторов была двухрядной — ее действительно невозможно оборвать сразу. Вместо этого она растягивается и начинает сильно шуметь, но при этом очень редко перескакивает на один-два зуба по шестерням привода.

Все изменилось, когда длина мотора стала важным параметром. В погоне за увеличением объема салона моторный отсек стали укорачивать, а на переднеприводных машинах мотор вообще поставили поперек. В этих условиях размеры цепи тоже стали сокращать, из двух-трехрядной она стала однорядной, да еще и очень компактной. Часто толщина цепи ГРМ какого-нибудь V8 не больше, чем толщина цепи велосипеда.

Фото: depositphotos.com


Ширина цепи важна не только потому, что нужно облегчить саму цепь, но и потому, что она находится в масляной ванне двигателя, а не снаружи, как ремень. Это значит, что блок цилиндров и головка блока должны быть длиннее аккурат на ширину цепи. Весь этот лишний металл тянет на несколько килограммов. Но слишком тонкая цепь стала рваться.

Да, она начинает шуметь сильнее перед тем, как сдастся окончательно, но цепи и так шумят, на фоне звукового фона мотора ее предсмертный лязг не всегда выделяется, а шумоизоляция, как мы уже говорили, теперь не в пример лучше, чем 20-30 лет назад.

Двухрядные цепи могли работать при обрыве одной из ветвей, да и нагрузка на них распределялась равномерно. Меньше был износ зубьев звезд, так что даже при использовании менее прочных сплавов цепь действительно могла считаться «вечной». Фактически до капитального ремонта двигателя беспокоиться о ее состоянии было не нужно.


Фото: depositphotos.com



Но облегчение конструкции и продление срока службы мотора преподнесло неприятный сюрприз, цепи стали таким же «расходником», каким всегда считались ремни ГРМ. Ресурс современной цепи часто не больше, чем ресурс ремня, а конструкция с ней сложнее, шумнее и массивнее. При этом ее замена намного дороже, а диагностика состояния сложнее.

Средняя цена замены цепного ГРМ на четырехцилиндровых моторах превышает 30 тысяч рублей, что примерно в три раза больше, чем стоимость замены ремня при тех же условиях. Максимальная стоимость замены комплекта ГРМ на V-образных моторах может достигать сотен тысяч рублей, а по сложности быть сопоставимой с капремонтом — требовать снятия мотора с машины, потом головок блоков цилиндров с него. За примерами далеко ходить не нужно — мотор Mercedes M272 отличился еще и экстремально низким ресурсом ГРМ.

Так что при покупке автомобиля с цепным мотором стоит очень тщательно диагностировать привод ГРМ. По шумности, по рабочему хода штока натяжителя, по износу успокоителей, если есть возможность.


Фото: depositphotos.com



Почему же цепные моторы все еще существуют?

Складывается впечатление, что привод с цепью имеет сплошные недостатки. Но если бы все было так плохо, то ремень вытеснил бы его давно. Так в чем же преимущества? На первом месте стоит полная защищенность от всех внешних негативных факторов: попадания воды, снега, льда, низких температур. Цепь не боится морозов и жары, пыли и прочих неприятностей, которые могут повлиять на ресурс ремня.

Вторым важным качеством является точность установки фаз ГРМ. Цепь не растягивается под нагрузкой — только со временем из-за износа, а значит мотор на высоких оборотах сохранит точную установку валов, что в свою очередь является залогом сохранения хороших мощностных характеристик на очень высоких оборотах.

Третьим плюсом является устойчивость к локальным перегрузкам в несколько раз больше номинальных. То есть при исправном натяжителе цепь с зуба на зуб не перескочит, и фазы газораспределения не собьет.

Также нельзя не отметить, что на системах с изменяемыми фазами ГРМ фазовращатели на распредвалах с цепным приводом не должны быть герметичными, а значит, они проще по конструкции и надежнее. Секрет прост: принцип работы фазовращателей основан на циркуляции масла. Ремень, как мы знаем, масла «боится», а цепь — нет.

Собственно, на этом плюсы заканчиваются. Подытожим: ресурс современных цепей едва ли выше ремней, а в иных случаях даже меньше. Прибавим сюда дороговизну замены. По причине высокой стоимости ее редко меняют по регламенту — только когда заметят растяжение, что сводит к нулю потенциальное преимущество в надежности.

Используемый в приводе цепей гидронатяжитель плохо работает при малом давлении масла и может допускать перескоки цепи при старте и скачках давления, а значит, плохо совместим с системами старт-стоп и регулируемыми маслонасосами. Как минимум проработка этого узла становится дороже, а число отказов больше. И очень часто натяжитель не срабатывает при обратном вращении мотора, например, при каких-то операциях в сервисе или при установке машину на передачу на горке, в этом случае цепь легко перескакивает на один или несколько зубьев и при старте мотора… в общем, обычно всё плохо.


Фото: depositphotos.com



Реванш ремня

Как ни странно, большим несомненным плюсом ремня в приводе ГРМ является его эластичность. Он очень хорошо гасит крутильные колебания, которые могут на сложных многоцилиндровых моторах сильно влиять на ресурс постелей валов и вибронагруженность.

Он работает абсолютно тихо. Он может быть достаточно длинным и хорошо подтягиваться механическими (а не гидравлическими) натяжителями, не влияя при этом на качество установки фаз ГРМ.

Он не требует смазки, одинаково хорошо работает на холодном и горячем двигателе, его ресурс достаточно велик и не зависит от применяемых смазочных материалов и давления масла.

Он достаточно легко диагностируется и заменяется без разборки блока двигателя. Он дешев, и его можно просто менять по регламенту, как и все остальные расходные материалы, задолго до критичного израсходования ресурса. И наконец, двигатель с ним имеет более компактный и легкий блок цилиндров.

Минусы? Минусы тоже есть. Как нетрудно догадаться, важнейшим является уязвимость. Ремень боится воды, масла и низких температур. Материалы ремня имеют склонность к старению, и ресурс ремня выражается не только в тысячах километров, но и в годах.

Он склонен к проскальзыванию при превышении допустимой нагрузки, например при резком перекруте двигателя. При использовании на современных моторах с фазовращателями возрастает риск попадания на ремень масла. Ранее были распространены двигатели, на которых конструктивно был учтен недостаток надежности ременного привода ГРМ. Когда обрывается ремень, то распредвал перестает синхронно двигаться с коленвалом. В результате поршни моментально бьют по клапанам, оставшимся в «открытом» положении.


Фото: depositphotos.com



На ряде моторов, например, на ВАЗ-2105 и всем семействе ВАЗ-21083, в днищах поршней были сделаны проточки, в которых клапаны «уходили» в момент рокового столкновения. Вскоре от этого отказались, так как поршни с проточками — не лучший вариант с точки зрения эффективности горения топливо-воздушной смеси. Поэтому современные моторы подстраховки лишены, и, забыв вовремя пройти ТО или сэкономив на ремне, можно «попасть» на замену клапанов или более серьезный ремонт, если довести до разрушения клапана и отрыва его тарелки.

Что в итоге?

Если внимательно сравнить характеристики ремня и цепи, то окажется, что речь идет о противопоставлении стабильно высокого ресурса ремня и низкой стоимости его замены и более стойкой к некоторым неприятностям цепи, но при более высокой цене и большей зависимости от режимов работы мотора и смазки.

Вот и автопроизводители тоже постоянно пытаются найти баланс между этими наборами характеристик, и какой-то однозначной тенденции не наблюдается. Моторы Volkswagen в нижнем ценовом сегменте начали использовать ремень вместо неудачной цепи, и тот же ремень используется на самых больших их моторах. А на среднеразмерных двигателях EA888 все еще используется цепь, и работает она там вполне успешно. На некоторых моторах компания даже совмещала ремень и цепь, цепь использовали для синхронизации вращения двух распредвалов, а один из валов приводился ремнем, например, на сериях ADR, AWT, AUG.


Фото: depositphotos.com


Opel вместе со всей корпорацией GM стал использовать цепной привод ГРМ на всех своих моторах, даже на самых маленьких. И все несмотря на то, что среднеразмерное семейство двигателей L61-LTG не отличается выдающейся надежностью цепного привода. Впрочем, и с ремнями у одного из пионеров их применения проблем не было, тоже отличные были моторы.

BMW же на своих моторах сейчас применяет только цепи, причем с переменным успехом. Иногда это откровенно неудачные облегченные конструкции, а иногда цепь действительно служит дольше, чем мотор. С ремнем ГРМ фирма выпускала вполне успешный мотор M40, и на надежность никто не жаловался.

Как видите, нельзя предсказать, какой тип ГРМ будет надежнее. Необходимо сравнивать конкретную реализацию, а зачастую еще и учитывать вероятность ошибки конструкторов и особенности эксплуатации.

Не бойтесь ремня в ГРМ, он действительно надежен, просто его нужно менять. Не надейтесь на могущество цепей, они тоже подводят, и работы по замене очень дороги. Опыт с дедушкиными «Жигулями» бесполезен в отношении современных машин. Будьте открытыми к новому и не ограничивайте свой выбор техническими условностями, которые всё равно до конца не понимаете.


Читайте также:



Поделиться: 0 9 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Павел Рябченко

Цепь плохо, ремень тоже... Получается, лучше всех TD27 с шестеренчатым приводом ГРМ.

Борис Игнашин

почему плохо то?все, что не вечное-плохо?или вас сильно расстроит раз в 120 тысяч выложить 5 тысяч за замену ремня на чем-то вроде z20lel ?Ну или 40 тысяч на z20net, но уже на 150 тысячах?

Александр Шахтаров

На шевроле лачетти 2007 гв. поменяли ремень грм на 90 тысяч пробега на 98 тысяч РЕМЕНЬ ПОРВАЛСЯ ВСЕ КЛАПАНА ЗАГНУЛО СЕДЛА РАЗБИЛО. Ремонт 30000 не у официалов. Не рассматриваю эксплуотацию ременных автомобилей теперь вообще.

Борис Игнашин

Зря, просто криво поменяли, с цепью все куда дороже выходит, с учетом отсутствия интервала замены

В том и дело.
Кто то криво поменял - а ты на ремонт попал.
Остается что, делать всё самому?

Ты ж пока сам во всём не разберешься, то не поймешь криво тебе поменяли или нет.
А если и разберешься - надо ещё поискать того, кто подпустит тебя к себе понаблюдать.

В общем то после статьи понял, что цепь не так уж и надежна на современных авто.
Поэтому лучший выбор как по мне - ремень и поршни с проточками.

И пофик на экологию и мощность когда речь заходит о возможном ремонте головки, особенно на дорогущей иномарке.

Хотя всё же цепь думаю надежнее ремня, если менять всё по регламенту, хоть и дороже.
Она не подлежит старению и ссыханию, перегибанию и растрескиванию.

Покупая ремень - никогда не будет уверен наверняка, что он лежал и хранился как положено. Никогда не будешь застрахован от того, что он не порвется/потеряет зубья через 600/3000/8000 км, у кого как

Мужики, не надо давить своим "опытом". Частные случаи не всегда отражают реальную ситуацию. Приведу 4 разных примера: 2 с цепью, 2 с ремнём.
1. Mercedes W202. Со странным постукиванием в передней части блока приехал к мотористу с просьбой проверить цепь. Открываю капот, а мастер как рявкнет: "а ну, езжай отсель, и не расточай время чеснОго народа". Узрев мою недоумённую рожу, добавляет: "это же М111, у него при надлежащем уходе с цепью проблемы с 500 тыс. начинаются." На одометре было 320... А стучал амортизатор ремня навесного оборудования. 🙂
На 340-й, устав от соплей из-под головки, я снова у моториста. Отшлифовав головку, заменив маслосъёмные колпачки и все прокладки, были констатированы отличные состояния хонинговочной сетки (на 340й тысяче, Карл!) и деталей ГРМ.
2. Opel Astra, z14XEP. Испужавшись "жировых" отложений на крышке маслозаливной горловины, вскрываем. Пробой прокладки головки блока, антифриз попадает в масло. В процессе ремонта слушаем ругань того же моториста: состояние цепи предсмертное (однорядная), регламент предписывает замену каждые 120 тыс. На одометре было 135... Не зря, видать, испужались.
3. VW T4, 2.5 AJT. При замене на 120-й тысяче снят ремень (оригинал) в состоянии близком к идеальному (мастер сказал, что проехал бы ещё 60). Регламент предписывает первую замену на 120-й тыс. и последующие каждые 60... 🙂 Не доверяют, бюргеры, и, как показывает опыт, не зря. Это мы поставили ремень SKF и ролики INA, но, судя по тому, как на нас посмотрели на сервисе, так поступают немногие...
4. Opel Zafira, 1,9 CDTI. Одновременные обрывы ремней ГРМ и навесного оборудования, погнуло выпускные клапаны, разбило стаканы клапанов (благо, обрыв произошёл в момент запуска). Были предположены 3 причины (и их комбинации): 1. некачественный ремень ГРМ; 2. ударная остановка двигателя по причине разрушения двухмассового шкива ремня навесного оборудования; 3. последний раз ремень не меняли (состояние было жутким).
Обращаю внимание на то, что в обоих отрицательных случаях виноваты не механизмы, а владельцы: не уследили.
Мой вывод совпадает с выводом автора статьи. Следите за своими ласточками. Меняйте ремни (и не экономьте на них и роликах), не надейтесь на цепи, ищите хороших мастеров. Никто не отрицает, что существуют и откровенно неудачные конструкции, однако это возможно и на ремне, и на цепи.
Удачи всем на дорогах!

Алексей

С «пробегом» ремня по километражу всё ясно а сколько он служит по времени???

Алексей

Я имею в виду например такую ситуацию: у пожилого человека пробег в год составляет 7-8 тыс км, ездит мало, в основном на дачу. Естественно чтобы накатать положенные 90-120 тыс км до замены по пробегу ему лет 20 надо ездить. Ни один ремень столько не протянет. Какой лимит у ремня по времени-3 года, 5 лет? Есть ведь временные рамки.

Борис Игнашин

Цепь на деле не растягивается. Умирают пластиковые уплотнения, стареют и выкрашиваются успокоители, стареют резинки натяжителя
ремень вообще-то сделан очень надежно, особенно если речь о современных из высоконасыщенного нитрила – HSN или бутадиен-нитрильного каучука –HNBR, у них срок службы десятки лет, они не боятся масла и мороза
я бы не хотел покупать машину с современной цепью, как на ЕА111 моторах, уж лучше ЕА211, или бмв с V8, у велосипеда цепочки солиднее, чем у них

Алексей

Тут я с вами согласен. У меня Шкода, грм ремень, меняю раз в 110-120 тыс.км, на 90 тыс. туда даже лазить не стоит. Меняю комплектом - ремень, ролик, помпа.
А по поводу обрывов на 8 тысячах. менять надо в проверенных сервисах и с качественными запчастями. Ни разу не слышал что бы на 8-10 тыс пробега оборвало оригинальный ремень или заклинило ролик. Зато у любителей съэкономить такое сплошь и рядом.
Как сказал один менеджер по продаже запчастей: - китайцы же научились шить пуховики и запчасти делать когда нибудь научаться!!!!!)))

ремень может и не оборвать, а просто срезать зубья
у меня так было на новом ремне с новыми роликами и помпой на 3000 км (ВАЗ 21103)

а в "проверенных" сервисах работают такие же дяди Васи как и в гаражах, а могут и похлеще - студенты, которые учатся на других тачках за счет СТО

а потом уходят в гаражи и сами становятся дядями Васями

в сервисе разве что наверняка гайки тянут не на глазок, а с динамоключом
но ты этого всё равно не узнаешь, поскольку твоё место - в зале ожидания

ну и ценник будет конечно совсем другой

а гарантию на ГРМ дадут в случае если поменяешь всё: помпа, ролики, шестерни, ремень
и всё купишь у них

думаю только в таком случае

иначе при обрыве - могут скосить на всё то, что ты не менял у них
это мои мысли

>> На некоторых моторах компания даже совмещала ремень и цепь, цепь использовали для синхронизации вращения двух распредвалов, а один из валов приводился ремнем, например, на сериях ADR, AWT, AUG.
-----
Только мне так кажется что первый мотор у Audi с "комбинированным" приводом был V6 ACK в далёком 1995 году? А лишь потом пошли его рядные разновидности? И этот самый ACK (буквы меняли из-за реализации экоклассов) ставился и на Audi (A4, A6, A8) и на VW Passat и на Skoda Superb почти до конца первого десятилетия 2000-х.

Евгений Тапыев

Лучший привод ГРМ - нижневальный с шестеренчатым приводом распредвала и толкателями. Ломаться просто нечему. Проще только нижнеклапанный, без единой "лишней" детали.

Правильно! ГАЗ-24Д и ЗМЗ-402 наше всё! )) Ну и ЗАЗ-966 тоже ))

Не знаю, кто и как, но лично по мне, только цепь. И не современные свистоперделки, которые, по недоразумению, называют автомобилями, а что нибудь из разряда ЗМЗ-402. Конструкция архаичная, но бегают по 400-500к км и все в норме.

Цепь? ВАЗ-21213 был со сдвоенной цепью... его впрысковая реинкарнация с однорядной. А так... с вашим подходом это будет только M50B25 или M52B28 или M103/M104 )) самые надёжные и лучшие в своём роде ))

Igor Zhuravlev

К Вашему сведению, на ЗМЗ-402 не цепной, а шестерёнчатый привод нижнего распредвала (привод клапанов - толкатели, штанги и коромысла).

Я знаю. Просто ответ получился двояким. Личное предпочтение по типу привода ГРМ - цепь, а сам двигатель, как таковой - ЗМЗ 402.

Igor Zhuravlev

Кстати, ЗМЗ-402 весьма недолговечный двигатель (с низким ресурсом), ввиду недостаточной жёсткости блока цилиндров. Поэтому, даже при пунктуальном соблюдении момента затяжки болтов ГБЦ происходит искажение геометрии цилиндров и постелей распред- и колен- валов, что приводит к повышенному износу. При нагреве эти дефекты только усиливаются.

Вы в таксопарках про ресурс ЗМЗ-402 и его родителя ГАЗ-24Д спросите )) не в 90-тые, а в 70-ые и 80-ые годы )) были случаи когда под полмиллиона 24/7 моторы ходили )) в службе такси в таком режиме выдерживали только Mercedes W123 и W124, особенно со знаменитыми OM.

Первая капиталка на 420т.км. это маленький ресурс? (Именно столько я намотал на первой Волге). Имел место перегрев, по моему-же недосмотру, после чего, собственно и начал капиталить мотор. Так-что я не соглашусь насчет низкого ресурса у 402-го двигателя.

Vladimir Podolean

Неувязочка: "...семейство двигателей L61-LTG не отличается выдающейся надежностью цепного привода." ( т.е. моторы не очень хорошие, НЕ отличные) "Впрочем, и с ремнями у одного из пионеров их применения проблем не было, тоже отличные были моторы" (тоже отличные?)

Виктор Лифагин

Не лищне упомянуть, что VAG у упомянутых e888 с 2012 г. поменял натяжитель цепи, что увеличило ее ресурс и избавило владельцев от "прослушиваний" мотора на 80К пробега.

Igor Zhuravlev

Не только натяжитель, но и цепь со звёздочками.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
«Пигмей» и ГАЗ-61: первые советские внедорожники с американскими корнями

Основой легких армейских автомобилей по праву считается та самая известная «эмка» — легендарный 50-сильный заднеприводный седан ГАЗ М-1 и его производные версии, о которых мы уже рассказывали. Теперь перед вами статья об…

144 0 0
Статьи / Тесты
Шестерни и синхроны: тест на знание автомобильных трансмиссий

Если вы уже успели проверить свои знания о двигателях внутреннего сгорания в целом  и дизелях в частности , то сегодня мы предлагаем вам окунуться в дебри шестерёнок, синхронизаторов и фрикционов. На этот раз наш тест…

1310 0 0
Статьи / Практика
Как завести автомобиль, если села батарейка в брелоке сигнализации?

Как быть, если вдали от цивилизации у вас «умерла» батарейка в брелоке сигнализации? Магазинов поблизости нет, запасной батарейки тоже, а пользоваться аварийной разблокировкой сигнализации через кнопку «valet» вы не…

29625 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

1686 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: радости оцинковки и коварный блок управления двигателем

Tribeca - модель для Subaru не очень удачная, если не сказать - провальная, как минимум на своем домашнем рынке в США, где японцы хотели потеснить конкурентов в сегменте семейных среднеразмерных SUV. Машина очень сильно…

1305 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS-Class II c пробегом: новый V6 со старыми проблемами ГРМ и V8 c шансами на задиры

CLS второго поколения, отличающийся куда большим разнообразием версий в сравнении с первым (тут и полный привод, и даже универсалы), на поверку оказался машиной в целом не очень ломучей, однако требующей внимательного и…

2793 8 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

74975 19 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

49435 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

38417 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

33408 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24180 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6688 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60376 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16482 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15215 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

80935 1 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

76829 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

63313 4 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?