Что говорили об отечественных авто Ельцин, Жириновский и Лужков

Мы продолжаем изучать высказывания политиков об отечественных авто. В первой части мы вспомнили Николая II, Ленина и Сталина, во второй – Хрущёва, Брежнева и Горбачёва. Теперь обратимся к 1990-м годам…

Ельцин, Немцов и Жириновский

Ельцин на АВТОВАЗе был дважды. В 1994 году он с супругой совершал поездку на теплоходе по Волге и наведались на завод. Президент беседовал с рабочими, посетил музей, где в книге почётных гостей расписалась Наина Ельцина, а позже Борис Николаевич посадил во внутреннем дворике завода кипарис. В НТЦ всё пошло по уже известному сценарию: президенту на подпись дали альбом с иллюстрациями перспективных разработок. Подписывая альбом, Ельцин был лаконичен.


Молодцы!

Б. Н. Ельцин о Волжском автозаводе


В августе того же года Ельцину и членам правительства представляли в Кремле новую модель – Lada-110, она же ВАЗ-2110. Это был выставочный ходовой макет ручной сборки, с кузовом цвета голубой металлик, с кожей и замшей в интерьере.

vaz_2110_predserijnyj.jpeg

Lada-110 (ВАЗ 2110) предсерийный


Президент проехал на автомобиле несколько сотен метров. Понравился ли автомобиль Борису Николаевичу, в бытность свою секретарём свердловского обкома использовавшему ГАЗ-14 Чайка, а в пору президентства пересевшему на ЗИЛ-41052, – неизвестно. Сейчас эта машина стоит в музее АВТОВАЗа в Тольятти. А сама «десятка», правда, без металлика на кузове и кожи в салоне, пошла в серию только в 1996 году. Вообще Борис Николаевич был не чужд широких жестов и тоже, как его предшественники, дарил автомобили, причем простым людям. И как-то так совпадало, что достоянием общественности факт этих дарений становился во время избирательных кампаний.

ГАЗ-14 Чайка



Вот, в 1991 году Ельцин приезжает в Башкирию, и в Стерлитамаке горожане на встрече с президентом просят его подарить им автомобиль для проведения свадеб. Ну а почему бы и нет? Видимо, Ельцин подумал так же, и через какое-то время в Стерлитамак пригнали Чайку – точно такую же, как была у самого Ельцина. А вот в мае 1996 года Борис Николаевич наносит визит в Воркуту и, выслушав шахтёрку Лидию Денисюк, обещает подарить её малообеспеченной семье Жигули – и действительно дарит. Через несколько дней вместе с Борисом Немцовым, посещая Чечню, Ельцин поручил Немцову, тогда губернатору Свердловской области, доставить чеченским фермерам Газели и Волги. Подобные подарки, как и радужные обещания всем и вся, в то время были не редкостью.
autowp.ru_zil_41052_2.jpg

ЗИЛ-41052


В реальности же экономика страны в целом и автопром в частности переживали не лучшие времена. На том самом АВТОВАЗе, который Ельцин хвалил во время своего визита, его эпоху запомнили по аферам Бориса Березовского с компаниями ЛогоВАЗ и АВВА, по недостроенному автозаводу-гиганту в Елабуге, по запредельному уровню коррумпированности, бандитизма и воровства, по остановкам конвейера, невыплатам зарплат и сокращённым рабочим неделям. Та самая «десятка», которую Борис Николаевич «тестировал» у Кремля в 1994-м, появилась на конвейере не благодаря, а вопреки особенностям того времени. Да и другие заводы, производившие автомобили, при Ельцине ощутимо «тряхнуло».

Можно было бы назвать привилегированным положение Горьковского автозавода – губернатор Немцов был ставленником Ельцина – однако ельцинский «прогноз», сделанный на встрече с заводчанами в 1992 году («через полгода всё будет хорошо») – не сбылся, хорошо не стало. Немцов разошёлся во взглядах на модернизацию ГАЗа с руководителем завода Борисом Павловичем Видяевым, и в результате тот со скандалом ушёл о отставку, а президентом на ГАЗе стал Николай Андреевич Пугин, бывший министр автопрома. При нём в 1994 году в серию пошла Газель, которая является одним из немногих светлых пятен российского автопрома той поры: этот автомобиль полностью преобразил сферу грузовых и пассажирских перевозок в стране и в сложное время многим позволил работать «на себя». Иногда даже название этого автомобиля расшифровывают как «ГАЗ + Ельцин», но это не более, чем шутка. Да и вообще, похоже, что этот автомобиль тоже появился будто бы назло трудным временам. И несмотря на запуск Газели, ГАЗ, превратившийся из советского планового предприятия в акционерное общество эпохи «первобытного капитализма», на протяжении всех 1990-х находился в глубочайшем кризисе.

Газель



Прошло несколько лет. Борис Немцов стал вице-премьером и переехал в Москву. В 1997 году он предложил Ельцину обязать чиновников пересаживаться с иномарок на Волги, а первые продать на аукционе. Соответствующий указ был Ельциным подписан, и чиновники в регионах действительно начали пересаживаться на отечественные автомобили – позднее Немцов утверждал, что около 80% чиновников в 60 областях указ выполнили. В столице менять иномарки на Волги не спешили, да и сложно было представить себе председателя правительства Виктора Черномырдина или его зама Анатолия Чубайса, раскатывающих на «ноль двадцать девятых». А те, кто всё-таки пересел на отечественную технику, восторга не испытывал. У Григория Явлинского, руководителя фракции «Яблоко» в Госдуме, было на всякий случай сразу две Волги, но это не спасало.
Из-за поломок Волг я дважды опаздывал на заседания, где обсуждались очень важные для меня вопросы. Иногда даже приходилось ловить попутку.

Г. А. Явлинский


autowp.ru_gaz_3110_volga_2.jpg

ГАЗ 3110 "Волга" '1997


Вероятно, из тогдашних власть предержащих поклонником отечественной техники остался только бывший премьер Сергей Кириенко, у которого, по слухам, во владении было несколько российских автомобилей. Правда, они были не совсем серийными: доработанная тюнингованная Волга, а также два лимузина и один минивэн, собранные по спецзаказу на АВТОВАЗе.
Отечественные машины – самые классные.

С. В. Кириенко


В соответствии с указом по «пересаживанию» чиновников, с молотка должны были пустить 535 машин, находившихся на балансе органов федеральной власти, но по факту продали всего около 30 автомобилей. Есть версия, что реализации указа в отношении исполнительной власти помешал Павел Бородин, кремлёвский завхоз, сумевший убедить Ельцина, что иномарки гораздо надёжнее, а значит и выгоднее в содержании, чем продукция ГАЗа. Немцов же, инициатор указа, говорил впоследствии, что по сделанным расчётам одна Волга в содержании обходилась бы дешевле четырёх Мерседесов, а федеральная власть не стала пересаживаться на российские машины только потому, что сам Ельцин подавал пример, продолжая ездить на бронированном Mercedes-Benz S500 Pullman Guard, фактически не исполняя свой же собственный указ. Как мы знаем, был у президента и ЗИЛ-41052, и он периодически использовался в качестве служебного, но понять тягу Ельцина к Mercedes-Benz можно: доставшийся ему «в наследство» от Горбачёва ЗИЛ к тому моменту безнадёжно устарел.

Владимир Жириновский, непримиримый оппонент Немцова на политической арене, нашёлся, что сказать и по нашумевшей ситуации с «пересаживанием» чиновников. В одной из телевизионных передач, дебатируя с Борисом Ефимовичем, Владимир Вольфович довольно жёстко прошёлся по любимым Немцовым Волгам.
Как Волги были в советское время плохими, так они плохие и сегодня. Сегодня никто не купит Волгу, а всякий предпочтёт Тойоту, Рено, Фольксваген, Мерседес… Эта машина не способна двигаться, она холодная, слабая.

В. В. Жириновский об автомобилях Волга


Езда на Мерседесе не мешала Ельцину агитировать простой народ пользоваться продукцией отечественного производства. 16 апреля 1997 года первый президент России призывал в радиообращении: «Покупайте наше, покупайте российское!». Через пару лет этот лозунг, уже не в авторстве президента, немного трансформировался и появился в качестве социальной рекламы на билбордах в российских городах: «Покупайте отечественное!» По удивительному совпадению в это же время по радио и на ТВ шли агитационные ролики политического блока «Отечество», в котором одну из ключевых фигур занимал мэр Москвы Юрий Лужков.

Лужков

Как и у Немцова, у Лужкова в автопроме были свои интересы – Юрий Михайлович пытался спасти от краха московское ОАО «Москвич», в которое в 1992 году был преобразован АЗЛК. В 1997 году он пригласил на должность руководителя завода Рубена Асатряна, в молодости работавшего на АЗЛК, а позже бывшего заместителем министра промышленности Армении.
autowp.ru_azlk_2142__knyaz_vladimir__2.jpg

Москвич 2142 «Князь Владимир»



Московским правительством были выделены солидные средства на разработку новых моделей «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Юрий Долгорукий». 25 июля в театре на Большой Ордынке прошла спектакль-презентация «Князя Владимира», в финале которой Асатрян пригласил Лужкова на сцену и объявил, что машина, которая сейчас находится на сцене (первый экземпляр автомобиля, фактически прототип) предназначается мэру – для служебного пользования.
Ну, и отдай его мне!

Ю. М. Лужков об автомобиле АЗЛК-2142 «Князь Владимир»


С презентации Лужков уехал на новом автомобиле, но уже на подъезде к мэрии из «Князя» начало подтекать масло – в рулевом управлении был недотянут один из хомутов. В следующем, 1998 году, мэр решил в приказном порядке пересадить на продукцию «Москвича» всех таксистов и правительство Москвы. Было заказано 2 000 автомобилей для таксомоторных парков и ещё 30 – для госаппарата. После поставки первых партий машин таксисты отказались на них ездить по причине неудовлетворительного технического состояния. У чиновников роскоши отказаться не было, и потому для них автомобили «дорабатывали» – меняли конструкцию днища, переносили кронштейны задних сидений, перешивали салоны, устанавливали кондиционеры, бары, холодильники, ж/к телевизоры… Однако сами автомобили от этого лучше не становились.

Москвич 2142 «Князь Владимир»



На 21 сентября 1998 года, день рождения Лужкова, Асатрян решил подарить ему ещё один новый автомобиль производства ОАО «Москвич» – «Иван Калита». Однако Юрий Михайлович, совершив пробную поездку, вернул ключи и от автомобиля отказался – якобы под предлогом того, что не может принять такой дорогой презент. Но ходили устойчивые слухи, что на обратной дороге у «Калиты» просто отказали тормоза... Во всей этой истории что-то явно шло не так, и в тот момент это, наверное, понимал уже даже сам Лужков. Тем не менее, подаренный ему когда-то «Князь Владимир» столичный мэр использовал по субботам в течение 4,5 лет, в будние дни перемещаясь на ЗИЛе, но в конце концов последним из московского правительства пересел на иномарку. Как писали СМИ в декабре 2001, «Князь» оказался чрезвычайно капризным, постоянно ремонтировался и даже менялся на новый.

Москвич 2142 «Иван Калита»


К тому времени дела на ОАО «Москвич» шли уже из рук вон плохо: деньги правительства уходили в очевидное никуда, в прессе мелькали публикации об оборудовании, вывезенном с завода в неизвестном направлении, прошла серия забастовок рабочих, протестующих против кадровой политики нового директора, который разогнал последних толковых специалистов. Асатрян покинул пост директора в 2003-м. В том же году мэр заявил, что предприятие, проходившее в то время процедуру банкротства, продолжит выпускать автомобили: на базе Москвича будут выпускать автомобили Renault. Тогда же мэр заявил, что московские власти преступили к реконструкции ещё одного автомобильного предприятия, терпящего бедствие, АМО «ЗИЛ», и начало этому положила смена руководства завода.
Новое руководство активно стабилизирует работу ЗИЛ. Мы участвуем в этой работе, помогая в освоении территорий, принадлежащих заводу.

Ю. М. Лужков о выводе из кризиса АМО «ЗИЛ»


ЗИЛ 410441, разработан АМО ЗиЛ на основе конструкции кабриолета ЗиЛ 41044


Сейчас территория ЗИЛа фактически является «забросом», а на территориях «Москвича», в 2006-м завершившего процедуру банкротства (длилась около 10 лет), расположился новый завод «Автофрамос», ныне «Renault Россия». Что-то из старых строений АЗЛК отдаётся под офисы, но здания цехов находятся в аварийном состоянии, и их теперь можно только снести… Вообще Юрий Михайлович питал к автомобильной теме, особенно применительно к реалиям Москвы, сильные чувства: в 2002 году он заявил о готовности пересадить москвичей на компактные «машины для двоих», в 2008-м объявлял о запуске производства биотоплива из соломы, а в 2009-м призывал жителей столицы отказаться от автомобилей и пересесть на велосипеды, обещая в короткие сроки создать в городе сеть велодорожек. Лужков занимал пост мэра Москвы 18 лет и был уволен с поста в связи с утратой доверия Президента России. В финальной части нашего рассказа о высказываниях российских политиков по вопросам отечественного автопрома обратимся к новейшей истории России и фигурам Путина, Медведева, а также другим видным деятелям последних лет.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
08.05.2016 12:58
Сергей Ёлкин

калита 4х4 - круто! я не знал, наверное дорогая была.. зил кабриолет вообще круто! его и сегодня бы покупали люди, ценик только бы ему до двух лимонов..

1

08.05.2016 17:02
Евгений

На мой взгляд, как ни крути не идет 41-у никакой кузов кроме хэтча. Хэтч "Святогор" идеально выглядит на мой взгляд. С реновско/турецким движком отличная машина, если каждый год делать тектил.

У меня отец - апологет москвича, т.к. с 402 начинал, а я соответственно ВАЗА, т.к. начинал с ВАЗ 2103.

Но по салону 41 намного комфортней и вместительней девятки, это нужно признать.


15.05.2016 06:59
Роман

Немцов никогда не был губернатором Свердловской области. Только Нижегородской

1

19.05.2016 13:23

"посещая Чечню, Ельцин поручил Немцову, тогда губернатору Свердловской области" - какой-какой области? Немцов никогда в жизни не был губернатором Свердловской области! В 1996 году губернатором Свердловской области был Эдуард Россель.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings