Дизайн от Fiat, пляжный багги и немецкая сборка: мифы и факты о ВАЗ-2105

6290 1 0
ВАЗ-2105 дебютировал почти сорок лет назад, и эта модель радикально отличалась от прежних Жигулей более угловатой внешностью. "Ноль пятая" дала старт целому семейству, ведь кроме неё выпускалась "люксовая" модель ВАЗ-2107, а также универсал ВАЗ-2104, который заменил устаревшую "двойку". Но кроме нового дизайна, "пятёрка" выделялась на фоне предыдущих моделей ВАЗ и техникой. Именно поэтому еще в советские времена про эту машину ходили правдоподобные, но отнюдь не всегда соответствующие действительности мифы. Сегодня мы будем вспоминать "пятерочные легенды", отделяя их от исторических фактов, связанных с историей разработки и выпуском ВАЗ-2105.
 
МИФ 1: внешность "пятёрки" разработали дизайнеры Fiat

миф

«Пятёрка» настолько отличалась от предыдущих моделей ВАЗ, что многие «знатоки» после выхода ВАЗ-2105 тут же приписали дизайну новой модели иностранные корни, утверждая, что внешность машины — дело рук дизайнеров Fiat. Тем более, что тогда итальянская фирма, действуя в духе времени, действительно выпускала автомобили, внешность которых была куда более угловатой, чем у Fiat-124, ставшим ВАЗ-2101 . Один из них — седан Fiat 131 (1974-1984 гг.), в экстерьере которого при желании можно увидеть нечто общее с «пятёркой».

1 / 3
В зависимости от года выпуска и комплектации Fiat 131 мог иметь разное «выражение лица» с круглыми или прямоугольными фарами. Поздние варианты по оформлению передка перекликались со стилистикой «пятёрки»
2 / 3
В зависимости от года выпуска и комплектации Fiat 131 мог иметь разное «выражение лица» с круглыми или прямоугольными фарами. Поздние варианты по оформлению передка перекликались со стилистикой «пятёрки»
3 / 3
В зависимости от года выпуска и комплектации Fiat 131 мог иметь разное «выражение лица» с круглыми или прямоугольными фарами. Поздние варианты по оформлению передка перекликались со стилистикой «пятёрки»
1 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
2 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
3 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
4 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
5 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
6 / 6
Пришедший на смену Fiat 124 итальянский автомобиль получил полностью новый кузов, включая панели пола и крыши
fiat_131_supermirafiori_4 vaz_2105__zhiguli__predseriynyiy_2
Интерьер Fiat 131 (первое) фото имеет что-то общее с салоном «пятёрки». Для сравнения – панель приборов предсерийного ВАЗ-2105
fiat_131_mirafiori_special_3
Семёрочные корни: в некоторых версиях «торпедо» Fiat было таким же большим и высоким, как на вазовской «ноль седьмой».
fiat_131_mirafiori_15 lada_2105_2
Новый Fiat получил мякие передние кресла с высокими спинками и подголовниками. ВАЗ-2105 (второе фото) – тоже!

Однако в действительности итальянцы не имели отношения к дизайну ВАЗ-2105. Ведь еще в 1971(!) году руководство советского завода поставило перед своими конструкторами и дизайнерами непростую задачу — обновить внешний облик ВАЗ-2101, который всего год как выпускался в Тольятти. Эксперименты с передком и попыткой оформить его в духе поздних версий Fiat-124 Speciale или Fiat-125 не увенчались успехом — внешность «исходника» была настолько цельной и самодостаточной, что от переноса «подфарников» она только страдала.

1 / 3
Попытки осовременить внешность Жигулей минимальными средствами не увенчались успехом
2 / 3
Попытки осовременить внешность Жигулей минимальными средствами не увенчались успехом
3 / 3
Попытки осовременить внешность Жигулей минимальными средствами не увенчались успехом
239
Как на «шахе»: на некоторых прототипах «пятёрки» вместо прямоугольных фар стояли четыре круглые

Да и прямоугольные фары, которые пытались приладить на «круглоносые» Жигули первой модели, этому автомобилю не очень подходили. Поэтому уже к 1974 году стало понятно, что малой кровью не обойтись, и экстерьер будущего «автомобиля 1980 года» (а именно так называлась перспективная разработка!) придется изменять радикально. По сути, впервые с момента производства Жигулей дизайнерам дали карт-бланш, разрешив поменять не только детали оперения, как это было на  «трёшке» но и все остальные наружные панели! Такой решительный шаг должен был привести к «омоложению» автомобиля настолько, чтобы спустя даже 10 лет после начала выпуска первой модели ВАЗ очередные Жигули вновь стали соответствовать современным тенденциям автомобильной моды. А она на тот момент была именно такой — обилие прямых углов и острых линий. Именно поэтому «пятёрка» и получила «плоскопараллельный» облик, избавившись от прежних мягких обводов в стиле шестидесятых годов. В таком же ключе был выполнен не только экстерьер Fiat 131, но и многих других европейских и американских автомобилей тех лет. Единственная внешняя деталь, которую, при модернизации трогать было нельзя — это крыша. Во-первых, это один из самых больших и дорогих штампов, а во-вторых, замена крыши потребовала бы автоматического обновления всего остекления — и переднего, и заднего, и боковых стёкол.

vaz2105-006
Кузов ВАЗ-2105 отличался от исходника первой модели намного больше, чем у остальных заднеприводных моделей ВАЗ

Поэтому в Тольятти пошли тем же путём, что и на АЗЛК при модернизации «четыреста двенадцатого» до АЗЛК-2140, сохранив прежние крышу и пол, дверные проёмы и стёкла. Да и в целом архитектура кузова осталась прежней, однако благодаря новым внешним панелям и деталям оперения «пятёрка» выглядела не просто как очередная вариация на тему Fiat 124 с большим или меньшим количеством декоративных элементов, а как по-настоящему новая модель.

vaz_2105 vaz_2105_1
На фото: ходовой макет ВАЗ-2105
1 / 3
Обратите внимание на дизайн колёс опытного образца! В серию же пошел более технологичный вариант
2 / 3
Обратите внимание на дизайн колёс опытного образца! В серию же пошел более технологичный вариант
3 / 3
Обратите внимание на дизайн колёс опытного образца! В серию же пошел более технологичный вариант
vaz_2105_zhiguli_2
На некоторых прототипах стояли диски с четырьмя большими вентиляционными отверстиями

Единственное, в чем выражалось заметное родство с прежними Жигулями — та самая крыша, которая осталась на ВАЗ-2105 в первоначальном виде, не считая более крупных и «заострённых» решеточек системы вытяжной вентиляции, расположенных на задних стойках (но и они были внедрены не сразу).

МИФ 2: ВАЗ-2105 стал первым советским серийным автомобилем с ременным приводом ГРМ

правда

В ходе «русификации» в конструкцию Fiat 124 было внесено около 800 изменений, самым существенным из которых стал двигатель с верхним расположением распределительного вала, в то время как на итальянском автомобиле он находился в блоке цилиндров. Распредвал приводился в движение двухрядной цепью с натяжителем и успокоителем. Такая конструкция привода газораспределительного механизма сохранилась и на более мощных моторах Жигулей, выпущенных позже – ВАЗ-2103 (1,5 л), ВАЗ-21011 (1,3 л) и ВАЗ-2106 (1,6л).

vaz_2101_2
Двигатели Жигулей получили цепной привод газораспределительного механизма. Исключение – мотор ВАЗ-2105

Поскольку в ТЗ на «пятёрку» стояла задача по снижению шумности, токсичности и расхода топлива, конструкторы решили отказаться от традиционной цепи в пользу принципиально нового решения – плоскозубчатого ремня. Это нововведение потребовало пересмотра всего привода ГРМ, в котором вместо натяжителя и успокоителя появился натяжной ролик. Чтобы в случае обрыва ремня поршни не встретились с клапанами, в днище первых предусмотрели специальные выемки.

1 / 3
Внедрение зубчатого ремня потребовало изменения многих деталей. К примеру, в днищах поршней появились специальные углубления
2 / 3
Внедрение зубчатого ремня потребовало изменения многих деталей. К примеру, в днищах поршней появились специальные углубления
3 / 3
Внедрение зубчатого ремня потребовало изменения многих деталей. К примеру, в днищах поршней появились специальные углубления
engine-2105
Двигатель Жигулей с ремнём вместо цепи легко опознать по алюминиевой клапанной крышке и пластиковому кожуху привода ГРМ

Ременной привод ГРМ в середине семидесятых годов появился на многих европейских малолитражках. Среди его преимуществ – простота, компактность и малая шумность механизма во время работы двигателя (тише цепи на 3-4 децибела, а это очень много). Недостаток один – ресурс ремня меньше, чем у цепи, а в случае обрыва многие моторы (но не «пятёрочный»!) не просто глохнут, а устраивают «сталинград».

ZR-1983-1
ВАЗ-2105 попал на обложку журнала «За Рулём» лишь в январе 1983 года. Но уже в 1980-м издание активно освещало конструкцию новинки, посвятив «пятёрке» несколько больших публикаций

Внедрение зубчатого ремня далось советским конструкторам нелегко. Ведь во время испытаний выяснилось, что ремни иностранного производства работали долго, а экспериментальные отечественные изнашивались буквально за сотню моточасов. Как оказалось, при переводе технической документации в СССР перепутали знак ‰ (промилле) с процентами (%), из-за чего «сваренная» резиновая смесь уступала импортной впятеро! Отсюда и быстрый износ ремней.

О ременном двигателе в народе ходит популярная история. Когда на «пятерочном» моторе в дороге срезало несколько зубьев на ремне, смекалистый владелец Жигулей не растерялся, а… разрезал ремень вдоль и совместил две половинки так, чтобы поврежденные участки на одной части ремня сочетались с целыми зубьями на второй. Такой фокус позволил автомобилисту добраться до дома!

1 / 3
Кроме «чистой пятёрки» с двигателем 2105 выпускались модификации с 1,2-литровым мотором от «единички» (21051) и полуторалитровым «троечным» (21053). Соответствующие индексы модификаций указывались и на идентификационной табличке под капотом
2 / 3
Кроме «чистой пятёрки» с двигателем 2105 выпускались модификации с 1,2-литровым мотором от «единички» (21051) и полуторалитровым «троечным» (21053). Соответствующие индексы модификаций указывались и на идентификационной табличке под капотом
3 / 3
Кроме «чистой пятёрки» с двигателем 2105 выпускались модификации с 1,2-литровым мотором от «единички» (21051) и полуторалитровым «троечным» (21053). Соответствующие индексы модификаций указывались и на идентификационной табличке под капотом
21053-engine
Со временем доля «обычных» двигателей с цепным приводом распредвала под капотом Жигулей пятой модели увеличилась
1 / 3
Версия с 1200-кубовым двигателем пользовалась популярностью в тех странах, где именно такой рабочий объем позволял владельцу сэкономить на налогах
2 / 3
Версия с 1200-кубовым двигателем пользовалась популярностью в тех странах, где именно такой рабочий объем позволял владельцу сэкономить на налогах
3 / 3
Версия с 1200-кубовым двигателем пользовалась популярностью в тех странах, где именно такой рабочий объем позволял владельцу сэкономить на налогах

Полученный опыт по ременному приводу ГРМ, впервые реализованному серийно в истории советского автопрома именно на ВАЗ-2105, позволил заводчанам несколько лет спустя быстро и без особых затруднений внедрить аналогичную конструкцию и на двигателе первого переднеприводного автомобиля ВАЗ.

МИФ 3: "Ноль пятую" собирали в Европе

миф

В девяностые годы на просторах бывшего СССР появилось немало реэкспортных Жигулей и Самар, ввезенных из разных стран Европы как в виде подержанных автомобилей, так и совершенно новыми. Среди них выделялись так называемые «дилерские» модификации, отличавшиеся от стандартных «зубил» и «классики» колпаками или легкосплавными дисками, аэродинамическими обвесами и прочими декоративными элементами отделки.

lada_nova

Одной из самых эффектных версий Жигулей стала Lada Nova jr. spezial, которую немецкий импортёр Deutsche Lada Automobil GmbH сделал как раз на базе обычного ВАЗ-2105.

lada_nova_(germany)_2 lada_nova_1
Lada Nova – так в Германии назывался ВАЗ-2105
1 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес
2 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес
3 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес
4 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес
5 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес
6 / 6
Lada Nova Special получила эффектный обвес

От стандартной «пятёрки» немецкая NOVA в максимальной комплектации Special отличалась накладками на порогах и оригинальными развитыми бамперами, которые выгодно преображали внешность автомобиля, придавая ей «импортный лоск», по которому эта машина даже превосходила «люксовый» Москвич-2140SL. Увидев эту машину, некоторые автомобилисты решили, что это не просто доработанный автомобиль, собранный на ВАЗе, а полностью зарубежный продукт, собранный в Европе из советского машинокомплекта и оригинальных иностранных комплектующих. В действительности же NOVA Junior или SPEZIAL, как и остальные Лады тех лет, прибывала в Германию в виде обычной новой «пятёрки» и дорабатывалась специалистами «Дойче Лады» уже на месте. В зависимости от оснащения облагороженная «пятёрка» стоила от 9 500 до 11 700 дойчмарок.

46
На фото: рекламный буклет Lada Nova Special
preise
Версия Special была дороже обычной Новы на пару тысяч немецких марок

Среди других интересных опций Новы — легкосплавные диски Melber KBA 40668, зеркала Hagus, спойлер Pfeba, спортивный руль, аудиосистема и стеклоочистители на фарах, которыми оснащались многие экспортные Жигули. Интересно, что немцы даже заменили штатный вазовский шильдик на крышке багажника, а также добавили надпись «NOVA» на решетку радиатора.

lada_nova_2 lada_nova_3
Шильдики NOVA спереди и сзади дают понять, что это – экспортный ВАЗ-2105 для немецкого рынка
nova-jr nova-shildi
Некоторое время модель называлась Nova jr. special, затем – просто Nova Special

Кстати, не зря эта облагороженная «пятёрка» предназначалась для продажи только в Германии: ведь фраза «no va» по-испански означает «не едет»! Впрочем, уже к 1988 году переднеприводные Самары с трёх- и пятидверными кузовами затмили «классику» на немецком рынке настолько, что надпись «no va» стала пророческой — «пятёрку» не спасали даже «специальные» обвесы.

vaz-21099
Выдержать конкуренцию с «девяносто девятой» Жигулям было не под силу. Особенно в Европе

Кроме немцев, «пятёрки» с обвесами предлагали шведский дилер Lada Sweden (2105 Sport), бельгийский импортёр Lada Scaldia-Volga S.A. (Junior), а также представитель Лады в Голландии GREMI auto-import bv.

1 / 3
Праворульная: в Великобритании «пятёрку» знали как Lada Riva
2 / 3
Праворульная: в Великобритании «пятёрку» знали как Lada Riva
3 / 3
Праворульная: в Великобритании «пятёрку» знали как Lada Riva
МИФ 4: На базе ВАЗ-2105 в Германии выпускали эксклюзивный открытый автомобиль

правда

Мы как-то подробно рассказывали, как в начале восьмидесятых годов некто Иоган Боозе занялся изготовлением открытых автомобилей для пляжного отдыха и прогулок. Свои фан-кары владелец компании Bohse Automobilbau GmbH сначала строил на базе VW Golf первого поколения, предлагая всем желающим не только готовые машины, но и кит-наборы для переделки. Однако по ряду причин немцу пришлось отказаться от «донора», выбрав в качестве новой базы для своих машин как раз ВАЗ-2105, ведь эта Лада на немецком рынке оставалась одним из самых дешевых автомобилей.

lada_2105_11
Много автомобиля за небольшие деньги – примерно так в Германии говорили про Жигули

Взяв новенькую Lada Nova, Боозе просто удалял большую часть её кузовных деталей, прикрывая оставшийся «остов» стеклопластиковыми панелями. Получившийся открытый автомобильчик в Bohse назвали довольно громко — Euro-Star.

bohse1
На фото: Bohse Euro-Star
361 360
Силами двух с половиной десятков сотрудников Bohse наши Жигули превращались в открытый пляжный автомобильчик!

Формально «еврозвезда» могли перевезти от 4 до 5 человек (в зависимости от количества ремней безопасности), но от заднего сиденья фактически осталось одно название. Поэтому редкие владельцы необычных машинок обычно ездили на них максимум вдвоём — для чего, собственно, и предназначался этот «средиземноморский» вариант кузова. Поскольку от оригинала оставалась только нижняя часть несущей основы, в документах машина значилась как LADA BOHSE BD60L, а набитый заново 12-значный VIN-код не имел ничего общего с родным вазовским.

1 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
2 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
3 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
4 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
5 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
6 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
7 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
8 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
9 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
10 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
11 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
12 / 12
Жигулёвский низ и полукустарный верх из стекловолокна – примерно так в двух словах можно описать эту машину (фото Марко Яэтма)
Выпуск Euro-Star в Нижней Саксонии начался в 1987 году, а всего за два года в Bohse переделали (или «испортили») таким образом около 250 «пятёрок».

МИФ 5: На ранних версиях ВАЗ-2105 были форточки

миф

В семидесятые годы на многих новых европейских автомобилях исчезли поворотные форточки и появились цельные стёкла в передних дверях. Это решение предложили дизайнеры и поддержали эргономисты, поскольку при этом улучшался не только внешний вид машины, но и обзор через наружное зеркало заднего вида, расположенное в углу дверной рамки.

920
Зеркало на ранних Жигулях вообще располагалось на крыле, что в сочетании с форточкой отнюдь не улучшало обзорность
1 / 3
Форточка без особых конструктивных изменений перекочевала на все модели ВАЗ, включая полноприводную Ниву
2 / 3
Форточка без особых конструктивных изменений перекочевала на все модели ВАЗ, включая полноприводную Ниву
3 / 3
Форточка без особых конструктивных изменений перекочевала на все модели ВАЗ, включая полноприводную Ниву

Советские конструкторы отнеслись к этой идее настороженно, ведь «форточки» позволяли организовать быстрый приток свежего воздуха в салон, но не приводили к возникновению сквозняков.

96
Форточка – этакий «псевдокондиционер» по-советски
57
«Отжав» вот такой замочек, в салон Жигулей можно было легко проникнуть. Этим пользовались многие злоумышленники или просто подростки, желавшие покататься на чужой машине

Вдобавок передняя и задняя часть сплошного стекла при том имели совершенно разную высоту, из-за чего при подъеме стекло могло перекоситься и даже заклинить. Тем не менее, от архаичных форточек на автомобилях нового семейства всё же решили отказаться, что привело к увеличению размеров и веса опускного стекла.

1 / 4
ВАЗ-2105 стал первой моделью ВАЗ, которая не имела поворотных форточек в передних дверях
2 / 4
ВАЗ-2105 стал первой моделью ВАЗ, которая не имела поворотных форточек в передних дверях
3 / 4
ВАЗ-2105 стал первой моделью ВАЗ, которая не имела поворотных форточек в передних дверях
4 / 4
ВАЗ-2105 стал первой моделью ВАЗ, которая не имела поворотных форточек в передних дверях

При доводке новой конструкции выяснилось, что буквально через несколько тысяч километров внутренняя панель дверей, на которой крепились кронштейны и натяжные ролики, просто выламывалась от нагрузок по периметру. Решение этой проблемы потребовало разработки пяти (!) разных вариантов модернизации привода стеклоподъемника, а победить её получилось только переносом натяжного ролика на усилитель наружной панели и удалением одного из кронштейнов. Полегчавшая всего на 100 граммов дверь уже не проламывалась. Также уже во время серийного производства «пятёрок» на некоторых автомобилях вылез еще один конструктивный дефект — неприятный металлический звук, возникавший во время движения стекла. Как оказалось, он возникал из-за контакта двух ветвей троса между собой и с краем ролика. Поэтому конструкторам в спешном порядке пришлось раздвигать ветви троса и устранять перекос роликов. Однако отзывных кампаний в то время не делали, и покупатели новых машин из первых партий тут же столкнулись с этой проблемой, что называется, на практике. Тросовые приводы скрипели, а стёкла постоянно перекашивались и заклинивали, из-за чего нередко даже ломались пластиковые ручки стеклоподъемников! Именно поэтому некоторые владельцы ранних «пятёрок» (особенно — старшего поколения!) ставили на свои машины короткие стекла, поворотные форточки и стеклоподъемники от прежних моделей Жигулей.

74
При желании такую форточку можно было поставить и на ВАЗ-2105
443 444
«Пятёрка» с форточками выглядит непривычно. Еще один «колхоз» этого экземпляра – панель приборов от ВАЗ-2103

Увидев автомобиль с подобными доработками на улице, многие принимали этот «тюнинг» за заводское исполнение, что и послужило поводом для возникновения мифа о существовании поворотных форточек на первых ВАЗ-2105.

МИФ 6: На момент появления "пятёрка" была самой инновационной советской малолитражкой

правда

В наше время к любым Жигулям принято относиться с лёгкой иронией — дескать, примитивные и архаичные. Однако появившаяся почти 40 лет назад «пятёрка» действительно отличалась рядом технических новаций — если сравнивать её с Москвичами, Волгами и вазовскими заднеприводниками предыдущих моделей, конечно.

vaz_2105_zhiguli_4
Сохранив компоновку и архитектуру кузова, «пятёрка» получила немало технических новшеств, став экономичнее, тише и экологичнее прежних Жигулей

Кроме упоминавшихся в предыдущих разделах ременного привода ГРМ и отсутствия форточек в передних дверях, это пластиковые цельноформованные обивки дверей и потолка, полиуретановая набивка сидений, блок-фары с галогенными лампами, монтажный блок с предохранителями и реле, брусья безопасности в дверях, карбюратор с экономайзером принудительного холостого хода под управлением электроники, шариковые подшипники рулевого механизма вместо роликовых…

lada_nova_spezial_33
Отличия от прежних моделей бросались в глаза везде, включая салон
51 lada_1200_s_3
Цельноформованные дверные карты стали наиболее заметным нововведением в салоне. Однако на часть «пятёрок» устанавливали обычную «жигулёвскую» обивку

Словом, ВАЗ-2105 отличался от «единичек», «трёшек» и «шестёрок» не только более угловатым кузовом, но и целым букетом новых и вполне современных технических решений, связанных между собой. К примеру, отказ от форточек потребовал переделки системы вентиляции и отопления, в которой появились раздельные дефлекторы для обдува стёкол и подачи воздуха в салон.

vaz_2105__zhiguli__3
На ранних машинах стекла комбинации приборов получили необычную коническую форму. Позже они стали плоскими, как на остальных Жигулях

Получила «пятёрка» и новые радиальные шины МИ-166, которые благоприятно повлияли на устойчивость и управляемость».

2105-koleso
Необычные по дизайну диски без ступичных колпаков впервые появились именно на ВАЗ-2105

Три опытных образца ВАЗ-2105 летом 1979 года с честью выдержали проверку на соответствие международным требования во Франции, получив омологацию. Европейцев в первую очередь интересовало, насколько новая модель отвечает нормам безопасности и токсичности, которые в то время как раз были ужесточены. Именно поэтому многие решения в конструкции «ноль пятой» вызваны как раз необходимостью соответствия европейским требованиям, без которых экспорт этой машины на Запад был бы просто невозможен.

Зубчатый ремень ГРМ, отсутствие поворотных форточек, передние блок-фары — все эти решения серийно в истории советского автопрома были внедрены именно в 1980 году на ВАЗ-2105.

vaz_2105_zhiguli_3
Блок-фары и бампер из алюминиевого профиля – даже спереди угловатая «пятёрка» ничуть не походила на прежние модели ВАЗ
МИФ 7: ВАЗ-2105 был самым дешевым автомобилем

и миф, и правда

«Пятёрка» должна была заменить ВАЗ-21011, став базовой моделью «нового семейства». Формально так и получилось, ведь «ноль одиннадцатую» сняли с производства уже в 1981 году, а «чистую единичку» — весной 1983-го, оставив на конвейере из «первенцев» лишь ВАЗ-21013 (кузов 21011 с 1,2-литровым двигателем 2101).

vaz-2105_ziguli_45
В марте 1981 года ВАЗ-2105 стал 6-миллионным автомобилем, выпущенным в Тольятти

Именно поэтому в «табели о рангах» и таблице с прейскурантом цен «пятёрка» должна была занять место ВАЗ-21011 — конечно, с поправкой на более современную конструкцию, повысившую себестоимость машинокомплекта. Не будем забывать и про первое серьезное подорожание новых автомобилей в СССР, которое произошло в августе 1979 года — то есть, буквально за несколько месяцев до выхода «пятёрки».

vaz_2105_zhiguli
ВАЗ-2105 в момент выхода – не самые дешевые, но и не самые дорогие Жигули

Поэтому стоивший 8 000 рублей ВАЗ-2105 оказался на несколько сотен рублей дороже не только ВАЗ-21013 (7 300 руб.), но и даже некогда престижной, но уже немного устаревшей трёшке, которая стоила около 7 500 рублей. Не являясь самой дешевой моделью, «пятёрка» при этом не была и самыми дорогими Жигулями, ведь на тот момент «ноль шестая» в зависимости от объема двигателя оценивалась в 9 000-9 600 рублей.

vaz-2105_3 vaz-2105_667
По цене «ноль пятая» уступала не только полноприводной Ниве, но и заднеприводным «люксовым» моделям 2106 и 2107

Однако после того как ВАЗ-21013 и «трёшку» сняли с производства, «ноль пятая» стала самой доступной моделью. В конце восьмидесятых годов она стоила 8 300 рублей — то есть, дешевле, чем остальные Жигули и «многодверные» Спутники.

1 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
2 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
3 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
4 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
5 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
6 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
7 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
8 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
9 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
10 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
11 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
12 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР
13 / 13
Капсула времени: при желании тысяч за 150-200 можно найти аутентичный и превосходно сохранившийся ВАЗ-2105, выпущенный еще в СССР

А вот в 2011 году — то есть, незадолго до снятия с производства – «пятёрку» можно было приобрести примерно за 180 000 рублей. Таким образом, на закате конвейерной жизни ВАЗ-2105 действительно стал самым дешевым российским автомобилем.

lada_2105_8-2

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Нигмат Мухамадиев

У меня была 21043 "четверка" универсал, в середине 2000-х. Перед и салон от "пятёрки" можно было про неё тоже написать)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новое наказание для пьяных и сбежавших виновников смертельных ДТП: что изменится с 28 июня

С 28 июня вступает в силу Федеральный закон № 146 от 17.06.2019 года, ужесточающий ответственность для нетрезвых виновников ДТП с погибшими и пострадавшими, а также тех, кто после совершения такого ДТП скрылся с места…

378 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Suzuki SX4 или Mitsubishi ASX?

Сотни тысяч российских автомобилистов ежегодно приобретают компактные кроссоверы, отдавая им предпочтение благодаря удачному сочетанию цены, габаритов, практичности и оснащения. Не так давно мы предлагали вам парочку…

1596 2 11
Статьи / Практика
Турбонаддув из вентилятора и фейк-сигнализация: 5 самых бесполезных автогаджетов с AliExpress

Китайские интернет-магазины предлагают достаточно много полезных аксессуаров для автомобиля, но не меньше там и откровенного хлама, способного вызвать разве что обильную фрустрацию. Вот пятерка самых нелепых и…

2183 4 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1220 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1161 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

3005 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79181 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50056 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39250 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

37143 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24527 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6931 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60799 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16663 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15668 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110391 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77615 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64455 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?