Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?

С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники. Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.

Этот спасательный «трюк» оказался возможным по американскому закону о ленд-лизе (lend-lease, дословно — «заём-аренда»), который позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долгой финансовой зависимости от Америки.

Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942 год
Шеренга из полутора десятков джипов Willys MB на фестивале старинной военной автотехники

Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.

Чем же прославился Виллис MB?

Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.

Автомобили Willys MB раннего выпуска с облегчённой передней защитной решёткой. Декабрь 1941 года

Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.​

Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётов
Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом

В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.

Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армии
Рабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля

В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.

Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MВ

Фото 1. Ранний вариант автомобиля Willys MB со сварной решёткой радиатора

Фото 2. Типовой вариант джипа с лёгким тентом и шанцевым инструментом

Фото 3. Джип с застеклёнными брезентовыми боковинами кузова и прицепом М-100

Фото 4. Переделанный игровой Виллис MB из коллекции киностудии Мосфильм

Колёсная база джипа Willys МВ не изменилась (2 032 мм), дорожный просвет составил 222 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11–12 литров на 100 км.

 Форд в подмастерьях у Виллиса

С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.

Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MB
Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке

Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.

Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсами
Органы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов

Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.

Американские джипы в советском ленд-лизе

Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники:  Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины. 

Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 год
Джип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 год
Сборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год

Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.

Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции

В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.

Фото 1. Джип Willys MB для охраны лидеров Тегеранской конференции (кадр из кинофильма «Тегеран-43»)

Фото 2. Президент США Франклин Рузвельт на Виллисе с главами делегаций Ялтинской конференции. Февраль 1945 года

Фото 3. Первая встреча советских и американских военных на конечном этапе Второй мировой. Апрель 1945 года

Фото 4. Та самая легендарная встреча на Эльбе с участием джипа Willys МВ и одного пулемёта. Май 1945 года

Выпуск автомобилей Willys МВ и Ford GPW завершился 20 и 15 августа 1945 года соответственно. По отечественным данным, в СССР по ленд-лизу поступило 39,8 тысячи джипов всех типов, по американским сведениям (без учёта потерь в пути) — свыше 49 тысяч. Теперь сравним: в 1941–1945 годах Горьковский автозавод собрал около 14 тысяч командирских машин ГАЗ-64, ГАЗ-67 и бронеавтомобилей на их базе. Это, действительно, был достаточно высокий результат для одного предприятия, работавшего в условиях нехватки персонала, материалов и постоянных бомбёжек.

Фото 1. Генерал-полковник Владимир Судец на Виллисе в освобождённом Белграде. Октябрь 1944 года

Фото 2. Любимый советскими солдатами и офицерами лёгкий полноприводный автомобиль Ford GPW

Фото 3. Советские солдаты на американском джипе въезжают в освобождённую Софию. 1944 год

Фото 4. Колонна из джипов Willys МВ и полуторок в освобождённом Киеве. 1945 год

С точки зрения конструктора и шофёра

Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.

С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.

Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентов
Серийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами

В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».

Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год​

По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.

Виллисы Великой Отечественной с радиостанциями и вооружением

Фото 1. Аэродромный Willys MB для обеспечения радиосвязи в ходе Тегеранской конференции. 1943 год

Фото 2. Наиболее мощная мобильная радиостанция стран антигитлеровской коалиции на шасси Ford GPW

Фото 3. Открытый Willys MB с ручным противотанковым ружьём и боевым расчётом из четырёх человек

В разгар войны Виллисы, напичканные второстепенными мелочами, отправились в свободное плавание. Вопреки былым нормативам, их снаряжённая масса подскочила до 1 420 килограммов и вплотную подобралась к уровню нашего ГАЗа-67. Превосходство «американцев» по экономичности не превышало 2 литров бензина на 100 километров, по максимальной скорости — на 15 км/ч больше. Кроме того, немалую роль в мировом продвижении Виллисов сыграла глубоко продуманная рекламная кампания, создавшая ему ореол лучшего в мире джипа Второй мировой войны.
Уникальная советская авиадесантируемая 37-мм противотанковая пушка ЧК-М1 на «лучшем в мире» джипе. 1944 год

А что же думали о Виллисе простые шофёры? В отсутствие подобных советских машин они немедленно и безоговорочно признали его самым совершенным, мощным, экономичным и просто лучшим автомобилем Красной армии.

И ещё раз о таинственной марке Джип

Поначалу в Америке Виллисы носили игривое прозвище Peep («Чирикалка»), в Красной армии их называли «Иван-Виллис», а самым известным нарицательным именем лёгких вездеходов стало никому не понятное слово «джип». В предыдущей статье мы рассказывали о двух вариантах расшифровки аббревиатуры GP армейских машин Ford, дававших в обоих случаях одинаковое произношение «джи пи», или сокращённо «джип».

К прочим носителям славного имени «джип» относились герой мультипликационных комиксов Юджин Джип (1936 г.), тяжёлый бомбардировщик (1937 г.), оригинальный полноприводный тягач (1938 г.) и даже случайно оброненное слово испытателя джипов, подхваченное одной из газет зимой 1941 года.

В послевоенные годы Willys МВ завёл свою фирму в финансовый тупик, но её дело продолжали крупные компании, выпускавшие свою военную автотехнику под маркой Jeep.

На заглавной фотографии — армейские 54-сильные автомобили Willys МВ всех версий и назначения на пробеге старинной военной автотехники.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings