Электромобили атакуют с неба: советские военные машины на электротяге

7907 0 0
Боевые электромобили — сочетание более чем странное, в которое просто невозможно поверить. Как можно соединить сугубо мирные городские электрические машины с мощными ракетными системами, да еще летающими в «небесах»? Да, велика и безгранична была фантазия советских военных конструкторов, трудившихся в совершенно секретных КБ за непробиваемым «железным занавесом». Добавьте к этому полное отсутствие зарубежной информации, необходимых агрегатов и какого-либо понятия, что же такое электромобиль вообще и как его можно превратить в бесшумную сухопутную и летающую машину. Ответы на эти вопросы вы получите, прочитав эту статью.
 

Для читателей, не сведущих в электротехнике, напомним, что главной «головной болью» всех электромобилей является мощный источник электроэнергии. Во времена, к которым относится наш рассказ, создавать военную технику на аккумуляторах было бессмысленно. Для решения этой задачи в 1950-е годы наши конструкторы, с подачи американцев, начали эксперименты с гибридными силовыми установками, в состав которых входили двигатель внутреннего сгорания, вращавший генератор, и тяговые электромоторы в ступицах ведущих колес. Их называли электромотор-колесами, а всю систему — электрической трансмиссией.

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

О первом советском «электрическом» артиллерийском тягаче АТК-1 (8х8), построенном в начале 1950-х в Академии бронетанковых и механизированных войск, мы уже рассказывали. Напомним, что на нем роль основного источника энергии играли два 110-сильных дизеля ЯАЗ-204А, вращавших генераторы, подававшие ток на два тяговых электромотора ведущих мостов мощностью по 80 киловатт. Убийственными недостатками этого автомобиля оказались сложность, завышенная масса и высокий расход топлива (до 140 литров на 100 км пути).

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Лишь через семь лет к идее гибридного привода обратились специалисты Научно-исследовательского института по колесным тягачам, разработавшие под руководством полковника Г. И. Базыленко первый советский активный автопоезд предельно простой конструкции с электроприводом колес прицепных транспортных средств. В качестве тягача выступил серийный грузовик ЗИС-151 с военной авторемонтной мастерской ВАРЭМ. В ее состав входила автономная бензоэлектрическая установка, подававшая ток непосредственно на электромоторы обоих мостов двухтонного полуприцепа.

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

В 1960-е годы эстафету электропривода военных машин приняло СКБ ЗИЛ. Одной из наиболее оригинальных разработок стал первый в СССР опытный грузовик ЗИЛ-157Э с четырьмя задними индивидуальными ведущими электромоторами, встроенными в специальные ступицы с широкопрофильными односкатными шинами и внешними кабелями подвода энергии от автономного бензоэлектрического агрегата, смонтированного в типовом фургоне автомобиля.
Этот вариант надежд не оправдал, но послужил идейной базой следующих уникальнейших сверхсекретных военных электрических машин.

ЗИЛ-135В (9П116)

В 1962 году совместными усилиями СКБ ЗИЛ и ОКБ завода «Дзержинец» были разработаны и построены четыре самоходные авиадесантируемые машины ЗИЛ-135В (4х4) с пусковыми установками 9П116 для запуска крылатой ракеты длиной около 10 метров. Их планировали транспортировать на жесткой внешней подвеске тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран», вместе с которым вся система носила официальное наименование ракетно-вертолетный комплекс (РВК) или Ми-10РВК.

1 / 2
В полете вертолет Ми-10 с жестко подвешенной ракетной системой
2 / 2
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с самоходной установкой ЗИЛ-135В

В этой многочленной системе с взлетной массой около 45 тонн, не имевшей иностранных аналогов ни по конструкции, ни по критериям применения, одновременно воплотились в жизнь наиболее смелые технические решения и нелепая идея скрытной доставки самоходной боевой машины по воздуху и десантирования ее в дальний тыл противника или в отдаленные труднопроходимые места для произведения оттуда единственного внезапного ракетного удара с дальностью поражения до 270 километров.

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

В целом несложная пусковая установка представляла собой несущий транспортно-пусковой корпус-контейнер с передней широкой стеклопластиковой кабиной и боковыми отсеками для основных агрегатов. Четыре электромотор-колеса получали энергию от генератора в 120 киловатт с приводом от компактного газотурбинного двигателя вертолета Ми-2 мощностью 316 л.с. Передние колеса были управляемыми и устанавливались на вертикальных поворотных шкворнях, задние монтировали на концах подъемных стоек для подъема контейнера в боевое положение.

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка передвигалась со скоростью 18 км/ч на расстояние до 40 километров и после запуска ракеты возвращалась к вертолету, закреплялась на его подвеске и возвращалась в безопасный район для перезарядки. Главными недостатками этой системы были невысокие скорости перемещения, незащищенность в воздухе и полная зависимость от погодных условий. Работы по проекту РВК завершились поздней осенью 1965-го.

Аэродромная машина САК

Во второй половине 1960-х Московский автозавод построил две оригинальные двухосные машины с электроприводом, рассчитанные на работу с одноосными прицепами в составе уникальных двухсекционных автопоездов с колесной формулой 6х2. Они имели длинное официальное наименование «самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля (САК)» и служили для проведения предполетной подготовки систем военных и гражданских летательных аппаратов.

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Короткий и широкий автомобиль-тягач со странным непропорциональным цельнометаллическим кузовом с фронтальной входной дверью и правосторонним местом водителя был построен на специальном шасси с двумя задними колесами с электроприводом. Ток к ним поступал от электрогенератора с 180-сильным бензиновым мотором, размещенных на прицепе, на котором также доставляли запас топлива и штатные средства для проверки бортовых электрических систем самолетов и вертолетов.

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Изменение направления передвижения машины САК осуществлялось при помощи передних управляемых колеса от грузовичка УАЗ-451. В полной комплектации агрегат имел полную массу около девяти тонн и развивал скорость 32 км/ч. Его испытания проходили на подмосковном военном аэродроме в Жуковском.

ЗИЛ-135Э

Развитием упомянутой выше машины ЗИЛ-157Э стало четырехосное шасси ЗИЛ-135Э с электрической бортовой трансмиссией, собранное осенью 1965 года на бесподвесочном шасси ЗИЛ-135К со стеклопластиковой кабиной. Два штатных двигателя ЗИЛ-375Я служили только для привода двух электрогенераторов, от которых ток поступал в 22-киловаттные электромоторы четырех колес каждой стороны машины, встроенные в ступицы с планетарными редукторами. Доработки и испытания ЗИЛ-135Э с общим пробегом 30 тысяч километров проводились в течение трех лет, и за это время машина обзавелась торсионной подвеской. Ее полезная нагрузка колебалась от восьми до 11,5 тонн, скорость возросла до 80 км/ч. На практике это оказалось слишком тяжелое и трудноуправляемое сооружение.

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

МАЗ-547Э

Наиболее мощной советской «электрической» военной машиной стал экспериментальный образец бортового автомобиля-тягача МАЗ-547Э с восемью электромотор-колесами, построенного в 1978 году на ракетном шасси МАЗ-547А (12х12). Вместо штатного дизельного агрегата на нем смонтировали компактный газотурбинный двигатель мощностью 1 000 л.с., который создавался для танка Т-80 и работал на дизельном топливе, авиационном керосине или их смесях. Он приводил электрогенератор мощностью 625 кВт, вырабатывавший переменный ток напряжением 380 В.

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания автомобиля подтвердили правильность выбора общей схемы привода, приемлемость основных параметров и перспективность общей конструкции машины. Впоследствии эта схема применялась на опытных сверхмощных многоосных шасси МАЗ-7907 и МАЗ-7923. О них рассказ впереди.

Опытный автоэлектропоезд СО-7

(фотографии из архива НИИЦ АТ)

Продолжение работ по активным автопоездам с электромеханической трансмиссией относится к середине 1960-х годов, когда возникла необходимость создания специальных многоосных транспортных средств с приводом всех колес для перегрузки и установки тяжелых баллистических ракет. Их предшественником считается экспериментальный автопоезд СО-7 (14х14), который разработал 21 НИИИ с использованием электрооборудования завода «Динамо» имени С. М. Кирова.

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Он состоял из переоборудованного тягача МАЗ-537 и 50-тонной полуприцепной платформы со всеми ведущими и управляемыми односкатными колесами. На автомобиле размещался генератор постоянного тока мощностью 215 кВт с приводом от коробки отбора мощности. От него электрический ток подавался на два тяговых электромотора мощностью по 75 кВт. Каждый из них через систему редукторов и муфт передавал крутящий момент на один из крайних мостов полуприцепа и на одно из колес среднего моста. Управление положением всех колес осуществлялось из кабины водителя и производилось при помощи гидроцилиндров. Габаритная длина автопоезда превышала 23 метра, полная масса достигала 90 тонн.

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Несмотря на невероятную сложность и дороговизну, полуприцепная платформа опытного автопоезда СО-7 послужила основой будущих многоосных ракетных установщиков с активными трехосными полуприцепами, разработанными в КБ «Мотор». Для их буксировки использовался спецтягач МАЗ-537Д с собственной генераторной станцией, от которой ток поступал на более легкие и компактные электромотор-колеса полуприцепов.

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Речь идет о двух идентичных транспортно-загрузочных машинах 15У39 и 15У40 с характерными цилиндрическими транспортными контейнерами для доставки и установки в шахтные колодцы межконтинентальных ракет длиной свыше 21 метра. Они получили достаточно широкое распространение, но по второму Договору о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2) были сокращены и уничтожены вместе с системами их обеспечения.

На заглавной фотографии — ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с десантируемой пусковой установкой 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Советский Opel. Кто разработал первый Москвич, немецкие КБ или московские конструкторы?

Тот факт, что Москвич-400-420 по приказу Сталина был скопирован с Opel Kadett, никем не оспаривается - это общеизвестно. Также не подлежит сомнению, что советская машина имела ряд отличий от немецкого оригинала - да,…

6082 0 7
Статьи / Тесты
Дауншифтинг-тест: что бы тебе больше подошло, Ока или Таврия?

В прошлый раз мы предложили вам поиграть в своего рода «машину времени», выбирая между аутентичными советскими внедорожниками семидесятых годов – УАЗ-469 или ВАЗ-2121. Сегодня же мы предлагаем вам виртуальный…

6027 2 1
Статьи / Практика
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит

Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых…

21504 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

2283 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

2534 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

8324 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47522 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

36099 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18336 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30909 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23329 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6063 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59355 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43561 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16049 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

75014 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56654 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53369 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?