Электромобили атакуют с неба: советские военные машины на электротяге

6946 0 0
Боевые электромобили — сочетание более чем странное, в которое просто невозможно поверить. Как можно соединить сугубо мирные городские электрические машины с мощными ракетными системами, да еще летающими в «небесах»? Да, велика и безгранична была фантазия советских военных конструкторов, трудившихся в совершенно секретных КБ за непробиваемым «железным занавесом». Добавьте к этому полное отсутствие зарубежной информации, необходимых агрегатов и какого-либо понятия, что же такое электромобиль вообще и как его можно превратить в бесшумную сухопутную и летающую машину. Ответы на эти вопросы вы получите, прочитав эту статью.

Для читателей, не сведущих в электротехнике, напомним, что главной «головной болью» всех электромобилей является мощный источник электроэнергии. Во времена, к которым относится наш рассказ, создавать военную технику на аккумуляторах было бессмысленно. Для решения этой задачи в 1950-е годы наши конструкторы, с подачи американцев, начали эксперименты с гибридными силовыми установками, в состав которых входили двигатель внутреннего сгорания, вращавший генератор, и тяговые электромоторы в ступицах ведущих колес. Их называли электромотор-колесами, а всю систему — электрической трансмиссией.

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией (из архива Н. Маркова)

О первом советском «электрическом» артиллерийском тягаче АТК-1 (8х8), построенном в начале 1950-х в Академии бронетанковых и механизированных войск, мы уже рассказывали. Напомним, что на нем роль основного источника энергии играли два 110-сильных дизеля ЯАЗ-204А, вращавших генераторы, подававшие ток на два тяговых электромотора ведущих мостов мощностью по 80 киловатт. Убийственными недостатками этого автомобиля оказались сложность, завышенная масса и высокий расход топлива (до 140 литров на 100 км пути).

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Автомобиль ЗИС-151 с генератором и прицеп с электроприводом колес (из архива НИИЦ АТ)

Лишь через семь лет к идее гибридного привода обратились специалисты Научно-исследовательского института по колесным тягачам, разработавшие под руководством полковника Г. И. Базыленко первый советский активный автопоезд предельно простой конструкции с электроприводом колес прицепных транспортных средств. В качестве тягача выступил серийный грузовик ЗИС-151 с военной авторемонтной мастерской ВАРЭМ. В ее состав входила автономная бензоэлектрическая установка, подававшая ток непосредственно на электромоторы обоих мостов двухтонного полуприцепа.

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

Грузовик-фургон ЗИЛ-157Э с электромоторами в ступицах задних колес

В 1960-е годы эстафету электропривода военных машин приняло СКБ ЗИЛ. Одной из наиболее оригинальных разработок стал первый в СССР опытный грузовик ЗИЛ-157Э с четырьмя задними индивидуальными ведущими электромоторами, встроенными в специальные ступицы с широкопрофильными односкатными шинами и внешними кабелями подвода энергии от автономного бензоэлектрического агрегата, смонтированного в типовом фургоне автомобиля.
Этот вариант надежд не оправдал, но послужил идейной базой следующих уникальнейших сверхсекретных военных электрических машин.

ЗИЛ-135В (9П116)

В 1962 году совместными усилиями СКБ ЗИЛ и ОКБ завода «Дзержинец» были разработаны и построены четыре самоходные авиадесантируемые машины ЗИЛ-135В (4х4) с пусковыми установками 9П116 для запуска крылатой ракеты длиной около 10 метров. Их планировали транспортировать на жесткой внешней подвеске тяжелого вертолета Ми-10, известного как «летающий кран», вместе с которым вся система носила официальное наименование ракетно-вертолетный комплекс (РВК) или Ми-10РВК.

1 / 2
В полете вертолет Ми-10 с жестко подвешенной ракетной системой
2 / 2
Ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с самоходной установкой ЗИЛ-135В

В этой многочленной системе с взлетной массой около 45 тонн, не имевшей иностранных аналогов ни по конструкции, ни по критериям применения, одновременно воплотились в жизнь наиболее смелые технические решения и нелепая идея скрытной доставки самоходной боевой машины по воздуху и десантирования ее в дальний тыл противника или в отдаленные труднопроходимые места для произведения оттуда единственного внезапного ракетного удара с дальностью поражения до 270 километров.

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Десантируемая ракетная пусковая установка 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

В целом несложная пусковая установка представляла собой несущий транспортно-пусковой корпус-контейнер с передней широкой стеклопластиковой кабиной и боковыми отсеками для основных агрегатов. Четыре электромотор-колеса получали энергию от генератора в 120 киловатт с приводом от компактного газотурбинного двигателя вертолета Ми-2 мощностью 316 л.с. Передние колеса были управляемыми и устанавливались на вертикальных поворотных шкворнях, задние монтировали на концах подъемных стоек для подъема контейнера в боевое положение.

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка 9П116 на электромотор-колесах с контейнером для крылатой ракеты

Установка передвигалась со скоростью 18 км/ч на расстояние до 40 километров и после запуска ракеты возвращалась к вертолету, закреплялась на его подвеске и возвращалась в безопасный район для перезарядки. Главными недостатками этой системы были невысокие скорости перемещения, незащищенность в воздухе и полная зависимость от погодных условий. Работы по проекту РВК завершились поздней осенью 1965-го.

Аэродромная машина САК

Во второй половине 1960-х Московский автозавод построил две оригинальные двухосные машины с электроприводом, рассчитанные на работу с одноосными прицепами в составе уникальных двухсекционных автопоездов с колесной формулой 6х2. Они имели длинное официальное наименование «самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля (САК)» и служили для проведения предполетной подготовки систем военных и гражданских летательных аппаратов.

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Рабочая машина САК со стальным кузовом и задними электромотор-колесами

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Самоходный агрегат аэродромного контроля САК с одноосным прицепом

Короткий и широкий автомобиль-тягач со странным непропорциональным цельнометаллическим кузовом с фронтальной входной дверью и правосторонним местом водителя был построен на специальном шасси с двумя задними колесами с электроприводом. Ток к ним поступал от электрогенератора с 180-сильным бензиновым мотором, размещенных на прицепе, на котором также доставляли запас топлива и штатные средства для проверки бортовых электрических систем самолетов и вертолетов.

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Трехосный агрегат САК для предполетной подготовки и диагностики самолетов

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Силовой прицеп с 180-сильным мотором и электрогенератором

Изменение направления передвижения машины САК осуществлялось при помощи передних управляемых колеса от грузовичка УАЗ-451. В полной комплектации агрегат имел полную массу около девяти тонн и развивал скорость 32 км/ч. Его испытания проходили на подмосковном военном аэродроме в Жуковском.

ЗИЛ-135Э

Развитием упомянутой выше машины ЗИЛ-157Э стало четырехосное шасси ЗИЛ-135Э с электрической бортовой трансмиссией, собранное осенью 1965 года на бесподвесочном шасси ЗИЛ-135К со стеклопластиковой кабиной. Два штатных двигателя ЗИЛ-375Я служили только для привода двух электрогенераторов, от которых ток поступал в 22-киловаттные электромоторы четырех колес каждой стороны машины, встроенные в ступицы с планетарными редукторами. Доработки и испытания ЗИЛ-135Э с общим пробегом 30 тысяч километров проводились в течение трех лет, и за это время машина обзавелась торсионной подвеской. Ее полезная нагрузка колебалась от восьми до 11,5 тонн, скорость возросла до 80 км/ч. На практике это оказалось слишком тяжелое и трудноуправляемое сооружение.

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Шасси ЗИЛ-135Э с двумя силовыми агрегатами и электромотор-колесами

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

Испытания опытной машины с гибридным электромеханическим приводом

МАЗ-547Э

Наиболее мощной советской «электрической» военной машиной стал экспериментальный образец бортового автомобиля-тягача МАЗ-547Э с восемью электромотор-колесами, построенного в 1978 году на ракетном шасси МАЗ-547А (12х12). Вместо штатного дизельного агрегата на нем смонтировали компактный газотурбинный двигатель мощностью 1 000 л.с., который создавался для танка Т-80 и работал на дизельном топливе, авиационном керосине или их смесях. Он приводил электрогенератор мощностью 625 кВт, вырабатывавший переменный ток напряжением 380 В.

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытный автомобиль МАЗ-547Э с электрической трансмиссией (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания автомобиля подтвердили правильность выбора общей схемы привода, приемлемость основных параметров и перспективность общей конструкции машины. Впоследствии эта схема применялась на опытных сверхмощных многоосных шасси МАЗ-7907 и МАЗ-7923. О них рассказ впереди.

Опытный автоэлектропоезд СО-7

(фотографии из архива НИИЦ АТ)

Продолжение работ по активным автопоездам с электромеханической трансмиссией относится к середине 1960-х годов, когда возникла необходимость создания специальных многоосных транспортных средств с приводом всех колес для перегрузки и установки тяжелых баллистических ракет. Их предшественником считается экспериментальный автопоезд СО-7 (14х14), который разработал 21 НИИИ с использованием электрооборудования завода «Динамо» имени С. М. Кирова.

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Седельный тягач МАЗ-537 с электрогенератором в составе автопоезда СО-7

Он состоял из переоборудованного тягача МАЗ-537 и 50-тонной полуприцепной платформы со всеми ведущими и управляемыми односкатными колесами. На автомобиле размещался генератор постоянного тока мощностью 215 кВт с приводом от коробки отбора мощности. От него электрический ток подавался на два тяговых электромотора мощностью по 75 кВт. Каждый из них через систему редукторов и муфт передавал крутящий момент на один из крайних мостов полуприцепа и на одно из колес среднего моста. Управление положением всех колес осуществлялось из кабины водителя и производилось при помощи гидроцилиндров. Габаритная длина автопоезда превышала 23 метра, полная масса достигала 90 тонн.

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Семиосный автопоезд со всеми ведущими и управляемыми колесами

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Испытания активного автопоезда СО-7 с электромеханическим приводом

Несмотря на невероятную сложность и дороговизну, полуприцепная платформа опытного автопоезда СО-7 послужила основой будущих многоосных ракетных установщиков с активными трехосными полуприцепами, разработанными в КБ «Мотор». Для их буксировки использовался спецтягач МАЗ-537Д с собственной генераторной станцией, от которой ток поступал на более легкие и компактные электромотор-колеса полуприцепов.

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Машина 15У40 с электроприводом колес полуприцепа от тягача МАЗ-537Д (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Агрегат 15У39 с «электрическим» полуприцепом при установке ракеты в шахту (из собрания Ю. Бабушкина)

Речь идет о двух идентичных транспортно-загрузочных машинах 15У39 и 15У40 с характерными цилиндрическими транспортными контейнерами для доставки и установки в шахтные колодцы межконтинентальных ракет длиной свыше 21 метра. Они получили достаточно широкое распространение, но по второму Договору о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2) были сокращены и уничтожены вместе с системами их обеспечения.

На заглавной фотографии — ракетно-вертолетный комплекс Ми-10РВК с десантируемой пусковой установкой 9П116 на шасси ЗИЛ-135В

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

4691 4 0
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

1848 1 0
Статьи / Популярные вопросы
Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений?

Замена двигателя – это не всегда тюнинг. Порой это вынужденный или единственно возможный способ ремонта. Как действовать с документальной точки зрения, если двигатель был заменен, и нужно ли обязательно регистрировать…

23460 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

4691 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

1607 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

2536 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94328 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

102085 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

42814 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

64510 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

14912 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9261 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24450 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

42740 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7143 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

103299 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

48533 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

45407 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?