Fiat Abarth X1/9: он ушел неоцененным

4104 1 1

От редактора:

В России итальянские машины не очень-то популярны. Ferrari, Maserati и Lamborghini – это что-то заоблачное. Lancia и Alfa Romeo – нечто редкое для не в меру креативных любителей искать запчасти в Интернете. Autobianchi и Abarth – кто все эти люди? Fiat – «Жигули» и несколько неудачных моделей. Но если отбросить в сторону стереотипы и вспомнить историю, можно узнать, что «утилитарный» Fiat, оказывается, мог предложить кое-что очень интересное. Например – шикарное среднемоторное купе с богатой гоночной историей. Правда, не очень удачной.

В середине 70-х годов, во времена мирового топливного кризиса, в то время как американские Muscle cars вымирали как «древний ящер с новым вирусом в клетках», в Европе сохранялся устойчивый спрос на спортивные машины. Например, в гамме итальянского Fiat присутствовали закрытый 124 Sport Coupe, родстер 124 Spider и полноразмерное купе 130. Даже на основе компактной переднеприводной модели 128 предлагалось элегантное Sport Coupe S, и эта же машина стала основой для среднемоторного X1/9, самой необычной и запоминающейся машины итальянской компании тех лет.


Проект X1/9 начался с миниатюрной Autobianchi A112, а точнее, с концепт-кара Runabout, построенным на основе А112 в 1969 году ателье Bertone. Эффектный клиновидный силуэт, созданный Марчелло Гандини, определил направление автомобильного дизайна на два десятилетия вперед. Через год Гандини представляет еще более необычный Lancia Stratos Zero, развивающий идеи предшественника. В итоге, если из Runabout «вырос» гражданский Fiat X1/9, то из Stratos Zero получился легендарный раллийный Stratos HF.

Необычное имя X1/9 расшифровывалось довольно просто, буквой Х обозначались экспериментальные машины всего концерна Fiat, а в серийное же производство автомобили уходили с привычным в те года трехзначным индексом. Впрочем, кузов X1/9 изготавливался собственными силами Bertone, а Fiat производил только окончательную сборку машины. Поэтому за моделью решили закрепить её уникальность, сохранив первоначальный код в качестве названия. Интересен тот факт, что заводской VIN всех машин всё-таки начинался с цифр 128.

Под яркой спортивной внешностью X1/9 скрывался скромный 1,3 литровый мотор и 4-ступенчатая КПП от модели 128. Главным достоинством машины были не динамические характеристики, а ходовые качества: даже на больших скоростях машина оставалась послушной и сбалансированной. Ходила легенда, что сам глава Fiat Джанни Аньелли в те годы передвигался не на служебном лимузине, а именно на Х1/9.

С 1978 года на модель начали устанавливать 1,5-литровый двигатель и 5-ступенчатую КПП от Fiat Ritmo, а на рынке Северной Америки появились модификации с впрыском Bosch L-jetronic. Были и проблемы: из-за плотной компоновки моторного отсека двигатель часто перегревался, первые кузова были сильно подвержены коррозии, а из-за сложного механизма переключения передач не всегда включалась задняя скорость. Впрочем, это не помешало машине продержаться в производстве 17 лет, из которых последние семь машина производилась исключительно силами Bеrtone. По разным источникам всего было выпущено от 180 до 200 тысяч экземпляров X1/9.



Несмотря на потенциал, машина не добилась заметных успехов в автоспорте. В период 1975-1978 годов было выпущено до 36 экземпляров кольцевых Dallara X1/9 с мотором 1,6 литра, подготовленных по группе 5. Точное число установить невозможно, т.к. многие машины восстанавливались после аварий, но в любом случае было выпущено не менее 18 автомобилей. Впрочем, без заводской поддержки особых успехов в крупных соревнованиях они не достигли. Компания Dallara вплоть до начала 90-х занималась обслуживанием и восстановлением этих машин.

Существовала еще одна модификация Х1/9, информация о которой очень скупа и противоречива. Но начать стоит с возвращения в 1971 год, когда концерт Fiat полностью выкупает предприятие Abarth, специализирующееся до этого на доработках гражданских Fiat и мелкосерийном выпуске гоночных автомобилей на их базе. Первым результатом совместной работы стал Abarth 124 Spider, подготовленный для участия в ралли по требованиям группы 4. На этой машине удалось выиграть немецкое Hessen Rally 1972 года, греческое ралли «Акрополис» и «Рейд Польски» в 1973 году, а также занять весь подиум в ралли Португалии 1974 года. Дорожная версия этой машины, или Stradale по терминологии итальянцев, разошлась более чем тысячным тиражом. Но сами разработчики понимали, что платформа 124 уже практически исчерпала свои резервы и необходимо двигаться дальше.

В ноябре 1973 года в рамках гонки Targa Florio впервые был показан Abarth X1/9 Prototipo с заводским номером 128AS0000133, т.е. фактически это была машина одной из первых серий, выпущенных на Фиате. Самое непосредственное участие в проекте принял Ренцо Авидано, директор Abarth после отставки самого Карло Абарта. За подготовку шасси отвечал Марио Колуччи, а двигатель готовил Джулио Ламперди. Стараниями Колуччи в моторном отсеке первого экземпляра X1/9 Prototipo удалось разместить 2-литровый мотор и трансмиссию от Lancia Beta Monte Carlo группы 4. Автомобиль показали зрителям, журналистам и увезли обратно на завод — впереди его ждали полгода испытаний и доработок.




Проверкой машины в боевых условиях должен был стать Чемпионат Италии по ралли 1974 года. Первым этапом, в котором принял участие Abarth X1/9 Prototipo, стало ралли «Сицилия’74», где Джорджио Пьянта был заявлен в самой старшей группе 5. В тот же самый кузов с номером 128AS0000133 был установлен новый 1,8 литровый двигатель Type 232 с 16-клапанной головкой и сдвоенными вертикальными карбюраторами Weber 44IDF. Гонка для машины закончилась ровно через 50 метров после старта первого спецучастка: подвел привод.

Второе ралли, Quattro Regioni, вновь завершилось досрочно из-за поломки трансмиссии. Именно на том ралли на машине появился воздухозаборник в стиле Формулы-1, ставший одним из главных внешних отличий гоночной версии. Наконец, 30 июня 1974 года экипаж Фульвио Баччелли/Бруно Скабини одержал на 128AS0000133 победу на Rally delle Alpi Orientali.

В течении лета 1974 года, специально для Abarth, были построены пять новых шасси X1/9 Prototipo, с номерами от 128AS0023001 до 128AS0023005. Первые три машины подготовили к Ралли «Тур де Франс’74», причем все три машины имели отличия. На первой машине экипажа Фульвио Баччелли/Пьеро Содано был установлен уже знакомый 16-клапанный мотор Type 232.

Вторая машина с 8-клапанной версией 232-го мотора досталась женскому экипажу Кристина Бекерс/Мартина де ла Грандрайв. Третья машина была оснащена уже 1,9-литровым мотором Typ 232G с системой впрыска Kugelfisher. В экипаж этой машины вошли Джорджио Пьянта и Франчесско Россетти. Более легкие Abarth на равных боролись с трехлитровыми Porsche 911 Carrera, но в который раз подвела надежность — женский экипаж сошел из-за поломки мотора, а на машине Пьянта снова отказала трансмиссия. Финиш увидел только Баччелли, оказавшийся в итоговом протоколе восьмым.


На фото: Fiat Bertone X1/9 US-spec (128)



На октябрьское ралли Giro d’Italia’74 было заявлено два Abarth X1/9 Prototipo, при этом в экипаже первой машины был пилот Scuderia Ferrari в Формуле-1 Клей Регаццони, а в роли штурмана у него выступил спортивный директор Abarth Джино Макалузо. Вторую машину пилотировал знакомый экипаж Бачелли/Скабини. Обе машины сошли из-за отказа двигателя. Но уже через неделю старания Abarth были вознаграждены победой Бачелли на «Rally dei 1000 Laghi». Завершался сезон 1 декабря участием двух X1/9 Prototipo в Кубке «Coppa Liburna». В этих соревнованиях Маурицио Верини, выступая на том же шасси, что и Регаццони в октябре, добился победы, а семейный экипаж Барбасио, на машине «из-под Баччелли» сошел из-за поломки трансмиссии.

Сезон 1974 года, полный упорной работы, неудач и побед, подошел к концу. Джино Макалузо подготовил документы для производства 500 дорожных машин для омологации FIA по группе 4. Однако, в день подачи документов, 1 апреля 1975 года, руководство Fiat отказалось от проекта X1/9 в пользу более заурядной модели 131. Многое пришлось начинать сначала, но в итоге старания были вознаграждены лаврами победителей Чемпионата мира по ралли 1977, 1978 и 1980 года.

Fiat Abarth X1/9 Prototipo последний раз был заявлен на соревнованиях в конце 1980 года на ралли Giro d’Italia Automobilistico. Это было шасси 128AS0023003, но со значительно переработанным широким кузовом в стиле X1/9 Dallara и с 2-литровым инжекторным мотором от 131 Abarth. Автомобиль под управлением экипажа Скарутти/Пардини/Страделла финишировал четвертым в общем зачете.


На фото: Fiat X1/9 Icsunonove Dallara



Попытки разыскать сохранившиеся экземпляры X1/9 Prototipo дали неожиданные результаты. Официально было создано 5 шасси. Ещё одно, самое первое 128AS0000133, переделали из обычной дорожной машины. После закрытия программы X1/9 Prototipo все машины оказались в руках Альфреда Косентино, самого крупного дилера Abarth в Северной Америке, и особо им не афишировались. После смерти Альфреда в 2005 году его гараж был открыт и начали появляться загадки.

Проще всего проследить путь самой первой машины с номером 128AS0000133. В 2005 году она была продана японскому коллекционеру Широ Косака. Шасси 128AS0023001 сохранилось, в данный момент находится в Италии, недалеко от Турина, в коллекции некоего Делла. Экземпляр 128AS0023002 сильно пострадал при пожаре, но был восстановлен и продан сначала тому же Широ Косака, а затем вернулся в Италию, в город Вольта-Мантована. Самый известный автомобиль, 128 AS 0023003, принадлежит самому Джино Макалузо. Эта машина прошла качественную реставрацию, ей вернули первоначальный облик и 1,8-литровый мотор с карбюраторами Weber.


На фото: Fiat Bertone X1/9 US-spec (128)



Открытым остается вопрос с двумя последними машинами. Ходят слухи, что шасси 128AS0023004 и 128AS0023005 были построены в версии Stradale, т.е. машины были не гоночными, а дорожными! Есть даже упоминание, что одна из этих машин в своё время была отправлена в Польшу, на завод Polski Fiat. Что случилось с ней далее, неизвестно. Есть сведения, что экземпляр 128AS0023004 был именно в версии Stradale и в данный момент находится в Сиднее, у некого Михаила Миллера. При этом утверждается даже, что на машине стоит тот самый 2-литровый мотор от Lancia Beta Monte Carlo.

Следов 128 AS 0023005 нет вообще. Существует фотография, где изображены пять разных X1/9, при этом одна из машин явно в версии Stradale и существенно отличается от остальных внешне. Другие источники говорят, что данной машины никогда не существовало или это был всего лишь запасной кузов для гоночных машин. Самый последний слух — что в калифорнийской резиденции Косентино осталась странная клиновидная машина, укрытая брезентом и толстым слоем пыли.

Так или иначе, Abarth X1/9 Prototipo остается одним из самых недооцененных гоночных проектов прошлого века. Джорджио Пьянта охарактеризовал машину как «фантастическую, быструю, стабильную и легкую в управлении», а про преемника 131 Abarth отзывался, как о более тяжелом и медленном. Это не помешало 131 Abarth одержать 18 побед и взять три титула в мировом ралли.

Последний серийный Fiat 131 сошел с конвейера ещё в 1984 году, в то время как Bertone своими силами выпускал X1/9 до 1989 года. Ну и вместо заключения… В настоящее время в модельном ряду Fiat вообще нет ни одной спортивной модели, кроме весьма условного Fiat 500 Abarth.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


На фото: Fiat Bertone X1/9 Sport Pack (128)


Читайте также:



Поделиться: 0 0 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Борис Игнашин

Не могу молчать!

Ну о каком "даже на больших скоростях машина оставалась послушной и сбалансированной" можно говорить, если в немецких учебниках (у Пройкшата. например) машины со среднемоторной компоновкой и короткой базой, такие как 1/9 и МР2, созданная явно по его мотивам, приводятся как пример очень плохой курсовой устойчивости, крайне резких реакций и очень неудачных с точки зрения общей безопасности. Конечно, среднемоторники были хорошо подготовлены для гонок, минимальные потери скорости в поворотах, в теории, хорошая загрузка задней оси и достаточная-передней, развесовка 50на50

ну и плохая спортивная карьера логично проистекает из особенностей компоновки, сложные в управлении они не стали массовыми, а в своем классе им банально не хватало мощности и надежности

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1021 0 3
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

231036 16 0
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

3195 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

231036 16 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

2725 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3195 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94820 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

103393 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

43840 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65153 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15193 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9461 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24701 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

43361 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7256 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

104026 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

48991 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

46072 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?