Газовое будущее: почему метан должен быть популярнее бензина

Рынок моторного топлива при кажущейся стабильности таковым сегодня не является. Перераспределение потребления углеводородов и популяризация альтернативных видов топлива вносят свои изменения в привычный баланс. Бензин и дизель по-прежнему удерживают лидерство, однако, в перспективе, природный газ может составить им достойную конкуренцию. Портал «Колеса.ру» решил выяснить, как сегодня развивается рынок газомоторного топлива.

Ликбез

Начнем с простых истин, которые должен знать каждый автовладелец. Природный газ, состоящий в основном из метана, на сегодняшний день является самым экономичным, экологичным, а главное – безопасным видом топлива. Его хранят в газообразном виде в баллонах и реализуют в кубических метрах. Средняя стоимость 1 м³ газа в России составляет 13 руб., что обеспечивает экономичность при превосходящих характеристиках по сравнению с бензином.

В природном газе нет примесей тяжелых металлов, серы и прочих веществ, поэтому при сгорании он не образует отложений в двигателе. Его вообще сложно с чем-либо перемешать ввиду газообразного состояния. Из этого следует, что риск заправиться некачественным топливом при использовании природного газа отсутствует.

Природный газ или метан важно отличать от другого вида газомоторного топлива – сжиженного углеводородного газа или пропан-бутана. Компримированный, или сжатый, природный газ (КПГ), используемый в качестве моторного топлива, постоянен по своему составу и соответствует государственному стандарту ГОСТ 27577-2000, а пропан-бутановые смеси соответствуют лишь техническим условиям, которые существенно отличаются у каждого производителя. Также, в отличие от пропан-бутана, природный газ невосприимчив к низким температурам зимой. Кроме того, у КПГ самый высокий класс безопасности – степень его чувствительности к самовоспламенению ниже, чем у других видов моторного топлива, согласно классификации МЧС.

DSC_9374

Из всего этого становится понятно, почему природному газу отдают главную роль в странах по всему миру. В этом же направлении работают сегодня США, Евросоюз, Канада и другие государства. В качестве автомобильного топлива природный газ наиболее широко используется в Иране, Китае, Пакистане, Аргентине, Индии, Бразилии, Италии, Колумбии – там сформированы самые большие газомоторные автопарки. При этом природный газ применяется на всех видах транспорта – от частного до коммерческого, включая легковые и грузовые автомобили, а также пассажирский и спецтранспорт.

Сценарий развития рынка газомоторного топлива практически во всех странах похожий – чтобы внедрить на высококонкурентном топливном рынке природный газ, необходимо создать развитую инфраструктуру, наладить производство газовых автомобилей и сформировать стимулы для автовладельцев. Как обстоят дела у нас с этим в России?

Инфраструктура

Сегодня в России более 270 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Это немного, учитывая масштабы нашей страны, однако, если посмотреть на карту АГНКС, то можно увидеть, что станции есть практически во всех крупных городах и административных центрах.

Основная доля станций принадлежит «Газпрому», что вполне объясняет, почему газовый монополист является ключевым игроком на рынке. Согласно опубликованному в марте докладу Минэнерго, в 2016 году планируется открыть 52 новые АГНКС, 35 из которых строит «Газпром газомоторное топливо».

HRB0557

С прошлого года компания «Газпром газомоторное топливо» открыла семь новых станций: три в Ставропольском крае, три в Республике Татарстан, одну в Великом Новгороде. Еще две АГНКС, расположенные в Уфе, были введены в эксплуатацию после реконструкции. На данный момент к открытию готовятся станции в Новокузнецке, Томске, Южно-Сахалинске.

В перспективе природным газом можно будет заправиться и на традиционных АЗС. Модули компримирования природного газа могут появиться на станциях «Газпром нефть», «Газпром газэнергосеть» и «Лукойл». Эксперты рынка полагают, что это позволит ускорить темп развития рынка газомоторного топлива.

Автомобили на природном газе

Если говорить об автомобилях, использующих природный газ в качестве топлива, то тут возможны два подхода: переоборудовать имеющийся или купить готовый газовый транспорт. Согласно статистике, сегодня гораздо чаще устанавливают газобаллонное оборудование на автомобили, чем покупают готовые заводские версии. В 2015 году рост российского парка газобаллонной техники составил порядка 8 000 автомобилей, из них большая доля – 5 000 транспортных средств – была переоборудована.

Если выбирать «готовое решение», то на российском рынке доступна заводская техника как отечественного производства, так и зарубежных автопроизводителей – европейских и азиатских:

gggg
Источник: Каталог газомоторной техники Ecogas-auto.ru *в таблице указаны основные модели транспортных средств, на базе которых возможно создание разнообразных комплектаций (свыше 2 500)

Сегодня количество моделей, использующих природный газ, достаточно обширно. В сегменте легкого коммерческого и пассажирского транспорта, а также спецтехники лидируют российские производители – Группа «ГАЗ» и «КАМАЗ». Компании создали нишевые продукты на природном газе, которые уже сегодня доступны для приобретения.

IMG_7077

Азиатские автопроизводители нацелены на внедрение газомоторных моделей на российском рынке пассажирских перевозок и спецтранспорта. А вот газомоторная стратегия «европейцев» в России направлена на магистральный сегмент, и здесь наиболее активны – Scania, Iveco и Volvo.

_MG_8110

Однозначно наблюдается перекос в сторону «тяжелой» техники – на российском рынке до сих пор не представлено ни одной заводской легковой модели на природном газе. Возможно, серийное производство Lada Vesta CNG и выход на рынок других автопроизводителей смогут удовлетворить растущий спрос на легковой газовый транспорт.

Мы обратились за комментариями по данной ситуации к автопроизводителям.

Сергей Ильинский

руководитель пресс-центра «АВТОВАЗа»

«В настоящее время у нас отработаны технологии CNG для Весты, Ларгуса и 4х4. Массовое производство этих автомобилей зависит от темпов строительства необходимой заправочной инфраструктуры и запросов со стороны потребителей. Сейчас мы применяем самое современное газовое оборудование, которое достаточно дорого. Мы внимательно изучаем рынок таких автомобилей и ищем пути снижения их стоимости. Кроме того, АВТОВАЗ был бы заинтересован в том, чтобы его модели CNG были включены в список транспорта на газомоторном топливе, покупка которого субсидируется со стороны государства».

Пока автопроизводители сетуют на отсутствие развернутой инфраструктуры, коммерческие потребители успешно эксплуатируют газовый транспорт. Примером служат «ХАВИ Логистикс» (ООО «РУЛОГ»), обеспечивающие доставку продуктов питания для сети ресторанов «Макдоналдс», «Подолький хлебокомбинат» и другие. В сегменте легкового транспорта, работающего на природном газе, особый спрос со стороны служб такси. Экологичные автопарки на природном газе уже работают в Москве, Краснодаре, Калининграде, Казани, Тольятти, Саратове, Астрахани и ряде других городов России.

Добавим газа: переводим двигатель на метан Сделать автомобиль двухтопливным может не только завод-изготовитель. Установить в машину дополнительную систему питания на природном газе может практически любой желающий. Kolesa.Ru узнали,...

В действительности, проблема дефицита заводских автомобилей на природном газе намного шире – за 2015 год в России было продано лишь 3 172 единицы техники на метане, и это – самый высокий показатель за последние годы. По данным «Газпрома», их сеть станций загружена лишь на 26%, а для того, чтобы загрузить действующую и строящуюся инфраструктуру, по подсчетам специалистов, необходимо производить не менее 15–20 тыс. автомобилей в год.

Ответ на наш вопрос открывается при изучении статистики продаж отечественной газомоторной техники: в 2012 году продано 536 единиц, в 2013 – 1 187, в 2014 – 2 156, в 2015 – 3 044. Рост продаж газомоторной техники в 2013 году обусловлен тем, что Правительство подписало распоряжение, согласно которому к 2020 году от 10 до 50 процентов общественного и коммунального транспорта в городах с населением более 100 тыс. человек должны работать на природном газе. В 2014 году стартовала программа государственного субсидирования закупки газомоторной техники отечественного производства. По результатам двух лет регионами было приобретено порядка 2 200 единиц транспорта.

IMG_5329

Свою лепту в стимулирование отечественных автопроизводителей внес и «Газпром» – за эти два года компания закупила порядка 2 858 единиц газовой техники, основными поставщиками которой стали «КАМАЗ» и Группа «ГАЗ».

Таким образом, из 5 200 единиц российской техники, проданной в 2014–2015 гг., большая часть была приобретена с помощью государственных субсидий и «Газпрома».

Стратегия победителя

Хочется привести в пример европейский рынок, который лучше сбалансирован и ориентирован на массового потребителя: в Европе продают 23 модели легковых битопливных (бензин/природный газ) автомобилей, 14 моделей легких коммерческих автомобилей, 8 моделей грузовых автомобилей и 12 моделей автобусов (источник: Европейская ассоциация транспорта на природном газе).

Стратегию ориентированности на интересы потребителя европейские компании принесли и в Россию, этим обусловлена политика Scania, Iveco, Volvo, которые предлагают газовые версии своих моделей в грузовом сегменте, составляющие львиную долю автомобильного рынка России. Компании оценивают перспективы данного вида топлива прежде всего с точки зрения их пользы для потребителя и глобальной мировой конъюнктуры рынка, ведь они – не участники программы субсидирования, а залог их успеха – сильная стратегия и высокое качество производимой продукции и сервиса.

Сергей Яворский

коммерческий директор ООО «Скания-Русь»

«Мы давно зафиксировали на российском рынке рост заинтересованности в инновационности модельного ряда двигателей. Одним из ключевых преимуществ газовой техники является экономия топлива. Так, мы провели мониторинг работы первого газового автомобиля и зафиксировали, что при пробеге 190 000 км была достигнута экономия топлива, составившая без малого 900 000 рублей. Однако, переход на газовое топливо связан не только с экономической выгодой, но и с глобально растущим запросом на замену дизельного топлива природным газом и биогазом, позволяющим значительно снизить выброс углекислого газа».

Но это совсем не означает, что данному топливу не нужна государственная поддержка.

Ларс Мортенссон

директор по экологии VolvoTrucks

«Метан — это уникальный продукт, который в долгосрочной перспективе станет равноценной заменой дизельному топливу. А различные исполнительные органы должны создать правила и условия для развития и популяризации данного вида топлива».

Мировая практика показывает, что государственная стратегия поддержки данного вида топлива должна быть направлена прежде всего на автовладельцев – на увеличение их выгоды от приобретения экологичной техники. Снижение налоговых ставок на газомоторные автомобили, субсидирование автовладельцев, преференции для экологичной техники на парковках и другие подобные меры – это и есть эффективная общепризнанная практика стимулирования спроса на газомоторные автомобили.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
20 комментариев
06.09.2016 17:03
lara292015

Езжу на газу (сжиженном) почти 20 лет. Экономия за счёт топлива иногда перекрывает стоимость самого авто. Почему тогда производители легкого транспорта не могут до сих пор создать нормальные,продуманные модели на газу? Выгода же для потенциальных владельцев очевидна, да и с документами никаких проблем. Ехал в Питер в прошлом году из Беларуси, так вот, на российской стороне еле нашёл 2 захудалые заправки. Понимаю,что нефти хватает и выгоднее,наверное,продавать бензин, а как же будущее?

5

12.09.2016 11:53
dennymax

Не все так безнадежно. В Европе давно выпускают Шкоды, Ситроены, БМВ с заводским ГБО. У нас начали собирать Весту, Патриот, Некст и КАМАЗы со встроенным оборудованием. Да, выгода от использования газа (в особенности метана) очевидна, и автопроизводители уже поняли это.


12.09.2016 16:19
Виталий

Если бы поняли, то ждали бы развития инфраструктуры. А вложились бы инвестициями)) Шучу. Конечно поняли. Просто у нас все неповоротливое.


14.09.2016 12:56
lara292015

Вот бы Патриота обновлённого с нормальным газовым оборудованием, а не с баком где попало,при его то расходе,была бы тема. А так пока остается только вчитываться в новости в надежде на чудо. Вечно приходится людям что-то колхозить. Умов хватает, а реализации 0.


07.09.2016 18:27
Term

А взрывается - то он как, этот метан. Бах и нет машины. Хорошо, если вылезти успеешь.


07.09.2016 22:49
Иван Панов

Вы хоть в глаза метановый баллон видели? Там толщина стенок такая, что даже при сильном ДТП баллон остается цел.

1

08.09.2016 10:56
Term

Ага, атомный реактор прям, хотя на Чернобыле тоже не выдержал. Можете на ютубе посмотреть как они взрываются, сюда ссылки не пропустят. У нас так 4 парнишки сгорели заживо в жигулях семерке, когда им в жопу БМВ прилетела.

1

08.09.2016 11:17
Иван Панов

В "семерке"? Метан? Не смешите! Метановое ГБО стоит как сама эта машина (а то и больше). Вот если речь идет о пропане, то возможно. Ибо баллон там гораздо более тонкий (не более 5мм против 30мм для стальных). Но в легковых машинах используют композитные баллоны. К слову, они не имеют сварных швов и испытываются при давлении 250 бар.

2

08.09.2016 12:34
Term

Если метановое ГБО стоит как сама машина, то и на хер оно не нужно. Это как с дизелем, за движок переплатить столько денег, на сколько лет хватит ездить такую же бензиновую машину заправлять.


08.09.2016 12:46
Иван Панов

Правильно. В "семерке" за условные 30000 оно ни к чему. А вот в Весте за условные 50000 с гарантией и официальным сервисом - вполне. Одно дело, когда оборудование стоит 100% от цены машины и совсем другое, когда речь идет о 5-10%. Чувствуете разницу?

2

08.09.2016 13:21
Term

Я не таксист и поэтому на эти 50 тысяч могу два года машину заправлять 95 бензином. А какой срок окупаемости у автомобиля на газу? А после третьего года владения, автомобиль можно продавать, пока сильно в цене не потерял. За 3 года машина на газу точно не окупиться и получится что в цене больше потеряет. Таксистам выгоднее ездить на газу и главное чтобы на трассе заправки были, а то так и встрять можно.


08.09.2016 14:13
Иван Панов

В том-то и дело, что 30-50 тысяч это стоит из-за непопулярности метанового ГБО (ну да, баллоны тоже довольно дорогие). И если будет расти производство, будет снижаться и его себестоимость. По идее это должно сказаться и на стоимости конечного продукта. Преимущества газового топлива очевидны: экологичность и дешевизна. Плюс к этому меньше пачкается не только воздух, но и моторное масло. Как следствие - теоретическое увеличение межсервисного интервала.

1

08.09.2016 15:03
Term

Должно, но не будет. На счет экологии, электромобили рулят, но только не у нас в стране.


12.09.2016 11:11
id217514386

А вы другие страны видели? В Европе, например, газомоторные автомобили также популярны, как и электрические. В Италии и Швеции чуть ли не половина транспорта на газе. Он дешев и безопасен, сказки про жигули и взрывы давно устарели.

2

12.09.2016 16:18
Виталий

В день презентации Весты на газе, а было это в 2015 году, Андерссон озвучил цену на оборудование - 80 000-100 000 рублей. Не о какой стоимости машины нет речи.


10.09.2016 20:44
i_dremoff

Что то у меня стойкое ощущение что в статье все перепутано. Метан же сжиженный а пропан-бутан газообразный? Меня эта статья больше запутала чем научила...


12.09.2016 11:04
id217514386

Нет, все правильно написано. НО есть небольшая тонкость.

  1. Пропан-бутан - сжиженный газ.
  2. Метан бывает двух видов: а. КПГ - компримированнный природный газ (сжатый метан), это газообразное топливо. б. СПГ - сжиженный природный газ (жидкий метан) - жидкое топливо. У нас в стране развивается рынок КПГ, заправок СПГ еще не существует.

11.09.2016 07:57
id78032330

можно нахаляву и дома бак метаном надуть


12.09.2016 11:48
dennymax

На самом деле существуют миниатюрные компрессоры для изготовления газа дома. Но лучше все-таки заправляться, как положено, на специальных заправках)


20.09.2016 14:26

у газа одни плюсы


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings