Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного успеха, позорного провала и скорого возрождения многоцелевого военного автомобиля, изначально рассчитанного на проведение патрульных и полицейских операций на широких и гладких улицах больших городов.

 

На заглавной фотографии – первый многоцелевой прототип ХМ998 образца 1982 года – будущий всемирно известный Хамви.

Пикап М998 первого поколения для перевозки личного состава (фото автора)
Пикап М998 первого поколения для перевозки личного состава (фото автора)
Опытный боевой автомобиль XM1097, возглавивший второе поколение
Опытный боевой автомобиль XM1097, возглавивший второе поколение
0001-1
Машина M1165A1 третьего поколения для выполнения спецопераций

Предтечи

Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот» В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных воен...

История автомобилей Humvee уходит корнями в начало 1970-х годов, когда ужесточившиеся требования НАТО привели к переводу проектно-конструкторских работ на создание более эффективных, мощных и солидных армейских автомобилей с колесной формулой 4х4 и пониженным центром тяжести. Со временем Хамви заменили сразу несколько традиционных видов военных машин и стали наиболее распространенными в мире легкими боевыми автомобилями. На сегодня в общей сложности выпущено 230 тысяч машин Хамви, которые состоят на вооружении 60 стран мира.

За право разработки будущего Хамви боролись несколько известных американских компаний, но в 1982 году сравнительно небольшая фирма AM General Corporation (AMG) из города Саут Бенд неожиданно выиграла огромный государственный заказ на «многоцелевое высокомобильное колесное транспортное средство» (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Из этого длинного наименования сформировалась не менее сложная аббревиатура HMMWV, которую не привыкшие к длинным буквенным сочетаниям американцы превратили в более благозвучное имя Humvee (Хамви). Кстати, вопреки расхожему мифу, знакомое нам имя Hummer появилось вовсе не с появлением гражданской версии в 1992 году - оно было в ходу еще в начале 80-х, когда строили первые прототипы машины, что легко подтверждается фотографиями. Но вернемся к истории…

Для мощного американского военно-автомобильного комплекса выход на сцену второстепенной фирмы AM General, не имевшей опыта в этой области, вовсе не оказался неожиданностью и объяснялся очень просто: в 1978 году у компании FMC она приобрела лицензию на легкую заднемоторную армейскую машину и на ее базе построила собственный бронеавтомобиль ХМ966.

Первая бронированная боевая машина ХМ966 компании AM General. 1979 год
Первая бронированная боевая машина ХМ966 компании AM General. 1979 год

Первый блин вышел комом: прототип оказался слишком тяжелым и плохо управляемым. Затем конструкторы AM General сами разработали и в 1980-м представили многоцелевой прототип ХМ998 с небронированным кузовом, в основу которого легла конструкция другой конкурентной машины Chrysler EMV с 160-сильным дизелем Deutz переднего расположения. К февралю следующего года он прошел испытания с пробегом 11 тысяч километров.

Пробный небронированный 160-сильный автомобиль ХМ998. 1981 год
Пробный небронированный 160-сильный автомобиль ХМ998. 1981 год

По их результатам и в соответствии с новым техническим заданием военного ведомства в 1982 году автомобиль доработали, а потом первые 11 прототипов вновь поступили на испытания.

Новая машина получила внешность, хорошо знакомую по всем следующим и современным Хамви и Хаммерам, и снабжалась закрытым четырехдверным алюминиевым кузовом с мягким верхом, короткой грузовой платформой с покатой крышкой и характерной формой оперения с горизонтальной решеткой радиатора. Она получила американский 130-сильный силовой агрегат Detroit Diesel и гидромеханическую коробку передач, но не имела лебедки. Проведя долгие сравнительные испытания, в марте 1983-го военное ведомство подписало с AM General договор на сумму 1,2 миллиарда долларов, предусматривавший поставку 55 тысяч машин в течение пяти лет.

Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998. 1984 год
Окончательный предсерийный вариант автомобиля HMMWV M998 Hummer (обратите внимание на буквы на бампере!). 1984 год

Неожиданный гигантский контракт привел фирму в смятение, но летом 1984 года решением Сената США ей предоставили крупные государственные субсидии, позволившие завершить доработку прототипа Hummer и переоборудовать для его серийного производства бывший автобусный завод в штате Индиана. Сборку обновленных машин организовали там в начале 1985-го и до конца года изготовили 11,5 тысяч автомобилей Humvee. Они сразу же стали поступать в сухопутные силы США, национальную гвардию, ВМФ и полицию в нескольких исполнениях, доведенных вскоре до 20 основных версий.

Первый серийный «Хамви» с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями
Первый серийный Хамви с четырехместным кузовом и брезентовыми дверями
Открытый транспортный вариант М998 для доставки военнослужащих
Открытый транспортный вариант М998 для доставки военнослужащих

Базовый грузопассажирский автомобиль М998 первого поколения, получивший официальную заводскую марку HMMWV, предлагался в открытом или закрытом четырехместном исполнении, а также как пикап с двухместной кабиной и задним кузовом с надставными бортами и продольными скамьями для доставки восьми военнослужащих с личным оружием. Идентичный вариант М1038 с четырехтонной лебедкой работал также в сцепе с одноосным войсковым прицепом М116А2. Их главным внешним отличием от прототипов была передняя штампованная облицовка с семью короткими вертикальными воздухозаборными отверстиями.

Двухместный пикап M1038 с лебедкой для транспортировки восьми солдат
Двухместный пикап M1038 с лебедкой для транспортировки восьми солдат

Техника

Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста.

Серийный открытый транспортер личного состава M998 (фото автора)
Серийный открытый транспортер личного состава M998 (фото автора)
Тентованные пикапы HMMWV М998 международных сил НАТО в Косово
Тентованные пикапы HMMWV М998 международных сил НАТО в Косово

Все колеса с планетарными редукторами, дисковыми тормозами с гидроприводом и широкопрофильными радиальными шинами подвешивались на двойных поперечных А-образных рычагах и пружинах с гидроамортизаторами. Хамви получили оригинальную централизованную систему вентиляции агрегатов трансмиссии, рулевой механизм Saginaw с гидроусилителем и 24-вольтное электрооборудование. Базовая модель М998 имела полезную нагрузку 1,1 т и снаряженную массу 2,3 т.

Серийный многоцелевой 130-сильный автомобиль M1038 (фото автора)
Серийный многоцелевой 130-сильный автомобиль M1038 (фото автора)

Модификации

Для своего времени Хамви считался высшим достижением американской военной индустрии. Со временем на его основе было создано обширное семейство разнообразных модификаций, рассчитанных на выполнение широкого круга военных задач и приспособленных для доставки транспортными самолетами и вертолетами. Крыши большинства закрытых корпусов были приспособлены для установки пулеметов разного калибра, 25-мм зенитных пушек, 40-мм гранатометов и даже ракетных систем.

Унифицированные с базовым исполнением транспортеры вооружения М966 и М1025 без лебедок снабжались полностью закрытыми четырехдверными кузовами с усиленным каркасом для установки на крыше мощного оружия.

Транспортер вооружения HMMWV М966 с противотанковой системой TOW
Транспортер вооружения HMMWV М966 с противотанковой системой TOW
Закрытый башенный автомобиль М1025 с крупнокалиберным пулеметом
Закрытый башенный автомобиль М1025 с крупнокалиберным пулеметом

Их варианты М1026 и М1036 отличались только наличием передних барабанных лебедок. Соответствовавшие им версии М1043/М1045 и М1044/М1046 оборудовали дополнительной легкой бронезащитой корпусов и жизненно важных узлов автомобиля.

Многоцелевая машина HMMWV M1026 с лебедкой и люком в крыше
Многоцелевая машина HMMWV M1026 с лебедкой и люком в крыше
Тяжелый безбашенный (в прямом смысле слова) вариант HMMWV M1044 с легким бронированием
Тяжелый безбашенный (в прямом смысле слова) вариант HMMWV M1044 с легким бронированием

Для транспортировки сменных армейских мини-контейнеров служили специальные низкорамные шасси М1037 и М1042. В начале 1990-х годов для перевозки более крупных контейнеров или специальных сменных фургонов использовался более мощный автомобиль М998А1 с компонентами от перспективной машины М1097А1.

Гамму санитарных автомобилей возглавлял облегченный открытый вариант М1035 с брезентовым верхом для доставки сидячих раненых или двух человек на носилках.

Упрощенный войсковой тентованный санитарный автомобиль M1035
Упрощенный войсковой тентованный санитарный автомобиль M1035

Две другие версии М966 и М997 были оборудованы закрытыми цельнометаллическими кузовами разной вместимости для перевозки и оказания срочной медицинской помощи в пути двум или четырем лежачим раненым соответственно. Последний наиболее вместительный вариант применялся также под монтаж специального оборудования и служил подвижным командно-штабным пунктом.

Авиадесантируемая санитарная машина M966 с закрытым кузовом «мини»
Авиадесантируемая санитарная машина M966 с закрытым кузовом «мини»
Войсковой санитарный автомобиль M997 с отапливаемым кузовом «макси»
Войсковой санитарный автомобиль M997 с отапливаемым кузовом «макси»

Специальный пикап М1059 с оборудованием для постановки маскирующих воздушных завес выполнял функции дымовой машины. Небольшой партией фирма собрала легкие тягачи М1069 для буксировки артиллерийских орудий и прицепных систем. В конце 1980-х она продемонстрировала опытный легкий эвакуатор на шасси М1038, но военные не проявили к нему внимания.

Легкий пикап-тягач HMMWV М1069 при буксировке 105-мм гаубицы
Легкий пикап-тягач HMMWV М1069 при буксировке 105-мм гаубицы
Опытный образец войскового эвакуатора на автомобиле HMMWV M1038
Опытный образец войскового эвакуатора на автомобиле HMMWV M1038

В начале 1990-х было создано перспективное усиленное шасси М1097 с закрытой двухдверной кабиной и лебедкой, служившее для монтажа пусковой зенитной установки Avenger. Ракеты для нее доставляла транспортная машина на модернизированном шасси М998А1.

Спецшасси M1097 с пусковой зенитной ракетной установкой Avenger
Спецшасси M1097 с пусковой зенитной ракетной установкой Avenger
Машина на шасси M998A1 для перевозки ракет Stinger для системы Avenger
Машина на шасси M998A1 для перевозки ракет Stinger для системы Avenger

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543 Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их ар...

К началу 1990-х общее количество модификаций первого поколения Хамви достигло 50 вариантов. Все машины имели единый размер колесной базы (3 302 мм), сохранившийся до сих пор, и дорожный просвет – 406 мм. В зависимости от исполнения и комплектации их полная масса колебалась в пределах от 3,5 до 4,5 т. На шоссе они достигали скорости 105 км/ч и имели запас хода 563 км.

Первое семейство Хамви, рассчитанных на службу в вооруженных силах США и стран – членов НАТО, оказалось наиболее эффективным и приемлемым по всем техническим и эксплуатационным параметрам. Однако со временем были приняты более жесткие военные нормативы к армейской автотехнике. Вскоре к ним добавились проблемы с экспортными вариантами, поступавшими в страны Азии, Африки и Южной Америки с особыми дорожными и климатическими условиями.

Так в начале 1990-х постепенно стала назревать более или менее серьезная модернизация Humvee, к тому времени уже прозванных «паркетными» автомобилями. Их недостатки, поначалу казавшиеся мелкими и незначительными, переросли в опасные конструктивные ошибки. К ним относились малая мощность двигателя, повышенная собственная масса, невысокие скорость и запас хода, плохая маневренность и проходимость на местности. Главным же врожденным недостатком оказался низкий уровень защищенности экипажа и жизненно важных агрегатов от воздействия новых видов легкого вооружения и пехотных мин.

Автомобили Хамви первого поколения в вооруженных силах и полиции разных стран:

Забегая в будущее, можно констатировать, что до сегодняшнего дня все эти изъяны устранить так и не удалось. Причиной тому – вторая важная конструктивная ошибка, заложенная в первое поколение Хаммеров. Уверовав в свою непогрешимость, конструкторы из AM General вообще не задумывались о приспособлении своих машин к дальнейшим модификациям и доработкам. И в результате создали «вечный» автомобиль с практически неизменными агрегатами и параметрами, которые шли вразрез с быстро изменявшимися требованиями. О судьбе машин новых поколений вы узнаете из следующей статьи.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
14 комментариев
29.12.2016 18:20
igor_xm97@mail.ru

Статья обширная. Информации довольно много... Но вот выводы по поводу "...не задумывались о приспособлении своих машин к дальнейшим модификациям и доработкам..." А авторы не приходила в голову мысль - А ЗАЧЕМ? Конструкторы фирмы готовили автомобиль под конкретное задание. И они его выполнили! Я как инженер никогда не поверю, что на фирме, только БОРЮЩЕЙСЯ за получение заказа, будут закладывать в конструкцию какие-то избыточные запасы! Ведь это - вес, усложнение и т.д. Кроме того - потом на хаммер посыпались претензии, что он не предназначен для бронирования, т.к. становится слишком тяжелым... Что недостаточно взрывоустойчив и т.д. БРЕД!!!! Хамви - по большому счету, американский аналог УАЗика!!! И свои задачи - выполнял! Возил солдат и грузы! Армия ведь не только на передовой и на фронте! Транспортное средство на передовой и на остальной территории - совершенно разные требования! Более того - они меняются! Когда проектировали БМП-1 линия фронта была, и она была спереди! Исходя из этого и проектировались двери с баками и т.д... И то, что потом характер боевых действий изменился не говорит, что БМП-1 плоха. Она плоха для НОВЫХ условий! Так же и критиковать хамви за неспособность нести броню - вроде как ругать Су-25 за то, что он не взлетает вертикально! Поэтому - хамви был и есть нормальным армейским автомобилем. А то, что изменились условия, где его применяли - так получилось! А был или не был резерв.... Говорить просто глупо!!! Если бы геополитическая обстановка не изменилась, и войны предполагались бы как и раньше - на линии соприкосновения армий противников - служил бы хамви и дальше! И не было бы претензий... Так что - нормальный автомобиль для тех условий, для которых он создан!

35

29.12.2016 19:36
sulaev.alex856@yandex.ru

Вполне нормальный агрегат, для тех задач, для которых он создавался изначально. Всяко грузоподъёмнее и универсальнее нашего 469-го. И видимо из-за того что "Хамви" оказался таким плохим, у нас появились "Тигр", "Скорпион-2М" и "Скорпион-2МБ".

9

29.12.2016 21:49
Павел Домовой
Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с.

Ошибки нет? Такой внушительный объем и так мало сил? А какой момент при этом? Неужели они до сих пор такие слабые?


30.12.2016 10:05
Дмитрий Петрович

зато ресурс огромный и стоимость обслуживания низкая

2

08.02.2017 13:48
tba_new@mail.ru

Стоимость обслуживания низкая у ГАЗ-69, УАЗ-69 и УАЗ-469 )))) но не у "кувалды" ))))

1

30.12.2016 23:50
Андрей

Так и было (еще в "За рулем" об этом писали лет 25 назад). Не надо забывать, что это дизельные силы. В последних модификациях, если я правильно помню, мощу подняли до 200 кобыл или около того. Тоже дизельных.

4

31.12.2016 22:29
JC Denton

Момент дизельный, а не силы. Дизельных сил не бывает - они везде одни и те же, лошадиные ;) А вот относительно большой крутящий момент, который достигается на сравнительно малых оборотах, характерен для дизельных двигателей, так что можно его так назвать - дизельным. У одной и разновидностей рассматриваемого тут 130-сильного движка 6.2 это 325 Нм при 2000 оборотов - типично "дизельный" момент.

3

31.12.2016 22:32
Андрей

Это и имелось в виду, безусловно. Прошу пардон, что не так выразился. Старая привычка. В училище преподаватель, приводя сравнительные характеристики крутящего момента, любил употреблять выражение, типа "помните, что 80 дизельных сил по моменту равны 120 бензиновым". С тех пор и осталась привычка. ;)

2

08.02.2017 13:47
tba_new@mail.ru

"Крутящий момент" он и в Африке "крутящий момент" (а не просто "момент" – это уже ко времени относится) ;-) "Дизельных моментов" также не бывает )))) крутящий момент это условная единица измерения (напр. в Нм), и она неизменна и для дизельных и для бензиновых и для газовых и газотурбинных и прочих двигателей (внутреннего, внешнего сгорания) и даже электродвигателей )))) 325 Нм для 6.2 литра... маловато будет даже для бензинового двигателя. Ещё один "маленький" нюанс – пендосы на самом деле никогда не делали мощных и тяговитых двигателей, они у них всегда были низкофорсированными (хоть дизеля, хоть "зажигалки") – надо поднять мощность или крутящий момент? Пожалуйста – увеличим объём )))) а европейцы форсировали двигатели, т.к. топливо было более дорогим.


31.12.2016 13:00
nordmaster@yandex.ru

У наших Тигров тоже не более 200, или что-то такое. На самом деле все эти 300-500-1000 лошадей это маркетинговый ход для продаж. В реалиях 200лс хватает под любые задачи. Момента может не хватить, но тогда включаем "понижайку", травим колёса до 0.5атм, и всё у нас едет под 200лс.

7

02.01.2017 11:02
jarni_ordet@mail.ru

Так низкая степень форсировки - это огромный ресурс, высокая ремонтопригодность и, что очень важно, "всеядность".

5

08.02.2017 13:42
tba_new@mail.ru

Вы в курсе какая мощность например у ЗиЛ-130 с его объёмом и у ГАЗ-3110 с мотором ЗМЗ-406 а у трактора МТЗ? ))) Это дизель и притом низкооборотный (поэтому и мощность мала), зато тяговитый ))) вспомните что такое "мощность" )))

2

22.01.2017 11:59
Farik Alisaidovich

Американское треш-ведро! Вам тут пишут что его прозвали паркетным, вышеподписанты о том что его дёшево ремонтировать))) смешно. Да кроме внешнего вида, аля дизайна это машина полный треш. Вот наши и взяли внешний вид и основательно доработали его представив военным Тигр. Да и потом все правильно господа америкосы, по больше делайте всякого гээ.. По больше тратьте на это деньги, глядишь в один прекрасный и нужный момент это послужит хорошую службу русской армии!

1

08.02.2017 13:30
tba_new@mail.ru

Вроде как: ... Техника

Все автомобили оснащались прочной лонжеронной рамой, в передней части которой размещались 6,2-литровый двигатель Detroit Diesel V8 мощностью 130 л. с., автоматическая трехпозиционная коробка передач Hydra-Matic и двухступенчатая раздаточная с блокируемым межосевым дифференциалом, но без механизма отключения переднего моста. ... "автоматическая трехдиапазонная коробка передач"


Новые статьи

Популярные тест-драйвы