ЭРА-ГЛОНАСС: как будет работать спутниковая служба спасения на автомобилях?

 Неужели Россию, а вслед за ней и все страны – да, именно вслед за ней! – действительно ждёт новая транспортная эра, а точнее – ЭРА? Системы экстренного реагирования, подобные ЭРА-ГЛОНАСС, скоро будут внедрены по всему миру. Что это такое и как работает?
 

Сначала был ГЛОНАСС

Основой для российской системы экстренного реагирования послужил ГЛОНАСС – комплекс спутников, отслеживающий местоположение по аналогии с западным GPS. Сейчас в комплексе ГЛОНАСС насчитывается 28 спутников, хотя для глобального покрытия, которое было достигнуто в 2012 году, достаточно и 24. Впервые о создании на основе ГЛОНАСС системы экстренного реагирования при ДТП заговорили в 2009 году.

Именно тогда проект создания государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» был представлен Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и одобрен. В 2010 году была утверждена Карта проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», определены сроки ввода системы в эксплуатацию и бюджет проекта.

30 января 2013 года приняты изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», установившие сроки оснащения соответствующих категорий транспортных средств автомобильными терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», а предварительные версии требований технического регламента обсуждались участниками рынка с 2010 года.

С момента публикации требований заинтересованные автопроизводители и производители устройств/систем вызова экстренных оперативных служб начали процесс подготовки по их реализации. Дело в том, что с 2017 года новые автомобили, не оснащённые системой ЭРА-ГЛОНАСС, в России нельзя будет продавать в принципе.

Алгоритм работы

Единая распределенная инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» состоит из трёх элементов: навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сеть связи. Для обеспечения надежности функционала предусмотрено резервирование работы каждого из этих элементов. В терминал, который ставится на автомобиль, входят: передатчик, приёмник, модем, SIM-карта, датчики, микрофон, динамик и вспомогательные устройства. При аварии терминал автоматически, по сигналам ГЛОНАСС/GPS, определяет координаты автомобиля. Несмотря на то, что система реагирования создана на базе российской ГЛОНАСС, навигационный терминал должен поддерживать и сигнал от GPS. В систему «ЭРА-ГЛОНАСС» отправляется информация, которая, помимо координат, содержит данные об автомобиле (марка, модель, VIN, тип топлива) и величина перегрузок в момент удара.

original-.png20151030-11439-1v9jwr9.png


Сообщение посылается в систему ЭРА-ГЛОНАСС по каналам беспроводной связи в режиме приоритезации вызова через сети одного из трёх операторов связи – МТС, Билайн или Мегафон, в зависимости от того, чей сигнал в данный момент устойчивее. Среднее время доставки, по официальным данным, составляет около 10 секунд. Если с интернетом в местности туго, сформированный пакет данных «улетит» по адресу СМС-сообщением. А при подключении дополнительного модуля можно будет передавать сообщение и через спутниковую связь. Сигнал поступает в систему «ЭРА-ГЛОНАСС», а после отправляется в диспетчерскую службу 112 или дежурную часть МВД – для организации реагирования экстренных оперативных служб.

Но есть и второй вариант – вы можете «позвонить» из своего автомобиля самостоятельно, без срабатывания автоматики, нажав на кнопку SOS. В этом случае карточка происшествия будет сформирована и передана, как и в случае автоматического срабатывания, но при этом будет установлена голосовая связь с оператором контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС». В ходе разговора оператор должен понять, что с вами действительно что-то случилось, и выяснить детали происшествия прежде чем передать вызов в экстренные службы.


original-.png20151030-11439-1ap3y50.png


В службу 112 или дежурную часть МВД передаются только истинные вызовы, подчёркивают в НП «ГЛОНАСС». При внедрении системы легковые автомобили предписано оснащать комплексами, работающими по обоим вариантам, автоматическому и «ручному» (строго говоря, именно это — система ЭРА-ГЛОНАСС), а коммерческий транспорт – более простыми, работающими только «по кнопке» (устройство ЭРА-ГЛОНАСС) .

Впереди планеты всей

Как известно, первым серийным автомобилем, оснащённым терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, стала Lada Vesta. Отметим, что некоторые иностранные бренды давно предлагают свои фирменные системы удалённой помощи автомобилисту в критической ситуации, но до создания единой структуры на Западе дело пока не дошло. Европейская eCall, построенная по аналогичным с ЭРА-ГЛОНАСС принципам, начнёт работать только в 2018 году. В российской компании нам рассказали, что ЭРА-ГЛОНАСС и eCall «гармонизированы».

На деле это означает, что вызов из российского автомобиля, попавшего в ДТП на территории Евросоюза, будет автоматически переадресован в систему eCall, чтобы экстренные службы соответствующей страны отреагировали на вызов. И наоборот – сигнал из европейского автомобиля на территории России будет перенаправлен в ЭРА-ГЛОНАСС. Аналогичная синхронизация планируется и с другими системами, которые будут создаваться в странах Евразийского экономического союза.


original-_-_-_-_.jpg20151030-11439-u1vjl7.jpg



В будущем кроме помощи при ДТП систему ЭРА-ГЛОНАСС планируется задействовать и под целый ряд дополнительных сервисов, которые пользователь сможет подключать по собственному желанию: услуги безопасности и технической поддержки, страховые и платёжные услуги, информационные и коммуникационные сервисы. Развивать систему уполномочено специально созданное по поручению В.В. Путина АО «ГЛОНАСС», которое с 1 января 2016 года станет оператором ЭРА-ГЛОНАСС. Созданная инфраструктура позволяет подключить к системе весь текущий автопарк автомобилей в России и может масштабироваться до необходимых объемов.

Старт ЭРА-ГЛОНАСС

Но это всё в будущем, хоть и недалёком. А как обстоят дела с системой ЭРА-ГЛОНАСС прямо сейчас, ведь с 1 января 2015 года она уже запущена в промышленную эксплуатацию? По понятным причинам работы у системы пока немного. Работает только один контакт-центр в Москве, и с нынешними задачами по отслеживанию и обработке вызовов справляется всего пять человек. Но в планах – многократно увеличить персонал и открыть ещё два контакт-центра в регионах.


original-.JPG20151030-11439-ln6bcm.JPG



В ближайшие годы производителям, реализующим автомобили в России, предстоит разработать и внедрить в конструкцию терминалы ЭРА-ГЛОНАСС, отвечающие всем требованиям и прошедшие ряд тестов. Сейчас из серийно выпускаемых автомобилей только Lada Vesta оснащена терминалом ЭРА-ГЛОНАСС, близок к сертификации своего оснащенного автомобиля Ford. Стоимость бортового терминала при серийном производстве и установке на конвейере составляет от 4 000 рублей, что на стоимости автомобиля, согласитесь, сказывается не особо существенно. Тем более что вызовы экстренных оперативных служб, если они случатся (хотя лучше, конечно, без них), будут для автомобилиста совершенно бесплатными. А вот разработка, сертификация и внедрение в конструкцию автомобиля терминала системы – мероприятие для производителя недешёвое и небыстрое.

Сложности

Обязательное оснащение автомобилей системой проводится в несколько этапов. И первый из них уже стартовал: с 1 января 2015 года все новые модели – то есть те, которым нужно проходить процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС) для продажи в России и странах Евразийского экономического союза, – должны быть оборудованы устройством ЭРА-ГЛОНАСС. То есть вы, как автопроизводитель, сейчас уже не можете начать продавать в России новую модель, если она не оснащена «коробочкой» экстренного реагирования. Тут есть лазейка: большинство новых моделей можно зарегистрировать на прежний ОТТС – мол, транспортное средство кардинально не изменилось, просто появилась его модификация. Однако этот вариант перестанет действовать с 1 января 2017 года: с этого срока не только новые модели, а вообще любой новый автомобиль, произведённый для реализации в России, должен иметь терминал ЭРА-ГЛОНАСС. Один очевидный плюс такой ситуации выявляется сразу – система полностью искоренит «серый» импорт автомобилей.

Но в незавидном положении могут оказаться многие автомобильные компании. В частности, это люксовые бренды, продающие в России десятки, а то и единицы машин в год. Для них рентабельность разработки и внедрения ЭРА-ГЛОНАСС выглядит сомнительной. Но и более массовые бренды рискуют оказаться под ударом – кроме Lada и Ford нет никаких заметных подвижек в осваивании системы другими производителями. Возможно, многие просто упустили момент, когда стоило начинать разработку. Такое впечатление, что в 2013 году только АВТОВАЗ воспринял новость о скором запуске системы экстренного реагирования всерьёз. Как бы то ни было, а ситуация может начать развиваться по следующим неприятным вариантам: или ряд марок будет вынужден покинуть российский рынок, или же многим будут сделаны «послабления», временные или постоянные, что растянет время внедрения системы, плохо скажется на её эффективности или вообще поставит вопрос о жизнеспособности идеи как таковой.

Схема работы государственной системы экстренного реагирования при авариях:


original-_-_-_1.jpg20151030-11439-gvicov.jpg



Может показаться, что автор несколько сгущает краски, но едва ли хотелось бы делать это, зная, какую реальную пользу может оказать данная система. Однако для каждого конкретного производителя процедура внедрения терминала экстренного реагирования в конструкцию автомобиля выглядит довольно сложным процессом. Судите сами: сначала нужно вложиться в разработку, тестирование и технологию самого устройства (на рынке готовых конструкций нет, только компоненты), потом подать заявку на его испытания в специальный орган по сертификации, успешно пройти эти испытания, а потом ещё выдержать сертификацию (если она не проводилась ранее) системы менеджмента качества вашего производства устройств ЭРА-ГЛОНАСС. Впрочем, на рынке есть готовая сертифицированная система и устройства — можно приобрести. Но это только первый шаг! Затем вам нужно получить ОТТС на модель автомобиля с системой (или устройством) ЭРА-ГЛОНАСС, а значит, впереди ещё ряд тестов, где будет проверяться способность срабатывания и передачи данных при лобовых и боковых столкновениях.

Сколько автопроизводителей с первого раза пройдут всю цепочку «без запинок»? И ведь в эту цепочку нужно ещё «встроиться» – сертификаты на устройства в данный момент выдают всего две организации: АНО «Сертификационный центр «Связь-сертификат» и ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП «НИИР»). В качестве испытательных лабораторий устройств (систем) аккредитованы те же – испытательная лаборатория «ЭРА» АНО «Сертификационный центр «Связь-сертификат» и испытательный центр ФГУП «НИИР». Ну а сами транспортные средства будет испытывать один лишь Испытательный центр (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ».

Можно было бы остановиться и на других сложностях, но они пока выглядят менее значимыми и относятся больше к тому периоду, когда система начнёт полноценно работать. Например, федеральные трассы России «покрыты» сотовой связью более чем на 95%, однако если посмотреть по стране в целом, покрытие едва превысит 60%. Понятно, что эту статистику нельзя сопоставлять с эффективностью системы напрямую (в абсолютно диких районах и автомобилей, мягко говоря, немного, да и аварии на «федералках» тяжелее, чем в городах и сёлах), но на определённые размышления она наводит. Например, подхлестнёт ли ЭРА-ГЛОНАСС развитие мобильной связи? Очень может быть. Но сколько времени займёт этот прогресс и будет ли «экстренное реагирование» в этот период работать как часы? Возможно, наши опасения не достаточно подкреплены фактами, и с технической точки зрения создатели системы предусмотрели большинство проблем. Но главным остаётся вопрос: во что выльется довольно сложная процедура внедрения системы? А также не повлечёт ли это уход из России ряда производителей? И не растянется ли по времени на долгие годы?


original-era-glonass.jpg20151030-11439-1psmfmo.jpg


О системе ЭРА-ГЛОНАСС сейчас пишут многие ведущие автомобильные издания, в том числе и «Авторевю», статью которого за авторством Сергея Знаемского мы внимательно изучили в ходе подготовки этого материала. Такой интерес со стороны СМИ оправдан, ведь эта система – не Ё-мобиль, не YotaPhone и даже не проект «Кортеж». Будем надеяться, что те, от кого зависят ключевые решения в вопросе внедрения системы, примут эти решения правильно. В России подавляющее большинство смертей в ДТП происходит не в момент столкновения, а за то время, когда к месту инцидента едет скорая помощь. И ЭРА-ГЛОНАСС – это то, что может реально спасти тысячи жизней, если верить оценкам экспертов, то порядка 4 000 человек ежегодно. Хочется верить, что так оно и будет.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
31.10.2015 00:55
Артем Титов

как-то все усложнили. сделали бы отдельную внешнюю коробочку с аккуратным дизайном. чтобы вешалась где нить за зеркалом заднего вида и все. нахрена этот огород городить с сертификацией и прочим?


31.10.2015 13:04
Евгений Калашников

Вспоминаю недавнюю историю в Татарстане, когда человек позвонил 112 и сообщил, что его преследуют неизвестные на автомобиле. Человека убили, съездили за бензином и подожгли машину, за все это время на звонок так никто и не выехал. Нашли труп друзья пропавшего своими силами на следующий день, иначе преступление так и не было бы раскрыто. В ходе возникшего скандала официальные лица заявили, что у 112 нет никаких полномочий по координации экстренных служб, они могут только сообщить информацию и на этом их ответственность заканчивается. И вот вопрос - а наши экстренные службы готовы к внедрению этой системы?


03.11.2015 15:24
Наталия Малова

@Артем Титов, @Евгений Калашников, требования прописаны в Техрегламенте, по которым они обязательно проходят сертификацию, их кстати разрабатывали при участии автопрома. В автомобиле более 100 электронных компонентов, больше половины проходит сертификацию. Как подтвердить работоспособность и что оно действительно сработает при определенной силе удара и передаст информацию о ДТП? Ведь речь идет о сохранении жизни для водителей и пассажиров. По Вашему надо верить на слово, что устройство работает?

Случай в Татарстане действительно ужасный, насколько известно, эта система должна получать данные от 112 о реагировании, что оно было начато и каким службами, а также о его завершении.


15.12.2015 04:05
Alex1331

Истинное предназначение системы ЭРА-ГЛОНАСС состоит в том, чтобы следить за передвижением каждого автомобиля и передавать трафик в систему Платон.

Готовьтесь, дорогие россияне, оплачивать Ротенбергам свой проезд по федеральным дорогам после 2017 года.

Оплата должна будет вноситься подобно коммунальным платежам помесячно. Сумма платежа будет прислана СМС или вы сможете узнать сумму в вашем личном кабинете на сайте системы Платон.

За несвоевременную оплату будет начисляться пеня.

Автовладельцы, накопившие задолженность более 10 тысяч рублей, будут привлекаться к ответственности с приостановлением права управления транспортным средством до погашения задолженности.

Также лицам, имеющим задолженность, будет запрещено пересекать границу РФ.

Тариф на проезд легковых автомобилей по федеральным трассам будет разработан Министерством транспорта РФ в 2016 году.

Граждане должны с пониманием отнестись к новому сбору, ведь это делается в интересах их же безопасности.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings