В чем ЗИЛ был круче Cadillac – сравниваем советский и западный автопром 70-х

70-е годы подарили нам изобилие новых и интересных автомобилей. В этой части обзора мы поговорим о машинах разных и зачастую необычных – об утилитарных внедорожниках, о футуристичных концепт-карах, о представительских седанах...

ЛуАЗ-969А – Suzuki Jimny

Внедорожник ЛуАЗ-969А с 1,2-литровым двигателем появился в модельной линейке предприятия в 1975 году. Конкурентов за границей у «Волынки» было немного. Больше других по концепции к ней близок Suzuki Jimny LJ80, который начали выпускать в 1977 году. Внешне автомобили очень схожи многими деталями: покатыми капотами, сужающимися к передку, круглой передней оптикой, утилитарными металлическими бамперами, узкими шинами со «злым» внедорожным рисунком.

По размерам автомобили также сопоставимы: ЛуАЗ имел длину в 3 370 мм, а «япончик» – в 3 185 мм, хотя объясняется это разными причинами. Если габариты советской машины были обусловлены мощностью силового агрегата и необходимостью сохранить родство с армейским ТПК, то компактность Jimny объясняется стремлением попасть в пресловутый японский «кей»-класс. Стоит отметить, что на экспортные Jimny часто устанавливались бамперы, которые увеличивали габариты внедорожника и не позволяли ему продаваться на родине.

ЛуАЗ существовал в одном варианте кузова – металлический низ с тентовой крышей и наполовину металлическими дверями (верхняя часть – брезент со стеклом). Сузуки предлагался в трех вариантах: кабриолет без дверей (вместо них дверные проемы закрывались тентовыми шторками), фургон с полноценными дверями и двухместный пикап с отдельным бортовым кузовом. Грузоподъемность обеих машин едва превышала 400 кг. Под капотом ЛуАЗ-969А рокотал 1,2-литровый бензиновый мотор мощностью 40 л.с., у его японского конкурента – 0,8-литровый также 4-цилиндровый агрегат с 41 «лошадкой» в запасе.

autowp.ru_suzuki_jimny_19.jpg
LuAZ-969_(ZAZ-969).jpg

На фото: Suzuki Jimny и ЛуАЗ-969А


Оба автомобиля отличались завидной проходимостью благодаря полному приводу, высокому клиренсу, большим углам съезда и въезда и наличию пониженной передачи. Можно предположить, что в сравнительном заезде на бездорожье «Волынка» могла бы одержать победу за счет колесных редукторов в мостах и блокировки заднего межосевого «диффа». А вот на дорогах с улучшенным покрытием на первое место выходит Suzuki Jimny. Максимальная скорость машины равна 130 км/ч, тогда как ЛуАЗ разгонялся лишь до 85 км/ч (правда, с полной нагрузкой).

Москвич С-1 – Volkswagen Passat B1

Первая половина 70-х годов для Московского автомобильного завода – это время творческого поиска, проб и ошибок и, в конце концов, большого разочарования. Конструкторский коллектив в 1973 году приступил к созданию автомобиля с новым кузовом типа «фастбек» – на смену медленно, но верно устаревавшему седану Москвич-412. Опытный автомобиль получил индекс «С-1».


2autowp.ru_azlk_lk_moskvich-s1_prototip_5.jpg

На фото: Москвич С-1


Годом позже в серийное производство был запущен один из представителей классики жанра D-класса – Volkswagen Passat B1, очень схожий внешне и по характеристикам с перспективным советским концепт-каром. Созданный в 1974 году, Москвич С-1 внешне был прогрессивнее немецкого «народного автомобиля» – чего только стоят встроенные дверные ручки, обратный наклон решетки радиатора и крупная задняя оптика. Единственное странное решение – крышка багажника, которая открывается «по-седанному», без стекла. Это объяснялось опасениями, что зимой при открытой большой багажной двери будет быстро охлаждаться салон. Как покажут более поздние исследования, опасения были напрасны. Интересно, что такая же крышка была и на некоторых версиях Пассата.


2volkswagen_passat_5-door_1.jpg

На фото: Volkswagen Passat B1


В длину иномарка на 160 мм короче (4 190 мм против 4 350 мм соответственно), и салон Пассата также выглядит более скромным, хотя он и явно органичнее «москвичовского» (но не будем забывать, что последний – как-никак прототип). Если у «немца» мы видим скромный приборный щиток и лишь пару выключателей и рычажков, то у С-1 – 7 отдельных циферблатов, множество ламповых индикаторов и стильное двухцветное оформление салона. Под внушительным капотом с характерной горбинкой у Москвича был продольно установлен хорошо знакомый, но модернизированный УЗАМ-412 объемом 1,7 литра и мощностью 85 л.с. В паре с ним трудилась 5-ступенчатая механическая коробка передач, которая передавала крутящий момент на заднюю ось. Для Пассата предлагались 3 бензиновых мотора объемом от 1,3 до 1,6 литра мощностью от 54 до 84 л.с. и две «механики» – с 4 и 5 ступенями и приводом на передний мост. Максимальная скорость обеих машин была почти равной – 145 и 150 км/ч в пользу Москвича.


autowp.ru_azlk_lk_moskvich-s1_prototip_4.jpg
volkswagen_passat_3-door_5.jpg

На фото: Салон Москвич С-1 и Volkswagen Passat B1


Концептуально схожие машины имели разные судьбы. С-1 стал одной из ступенек на долгом пути к созданию Москвич-2141, а Volkswagen Passat стал популярной моделью марки.

ГАЗ-14 – Lincoln Town Car

Чайка представляла собой представительский седан премиум-класса. Такие крупные и монументальные автомобили в 70-80-е годы массово выпускались только в США. И по характеристикам, и по статусу в Америке на уровне Чайки ценился седан Lincoln Town Car. В сравнении с «американцем» ГАЗ-14 имел более лаконичные и сдержанные формы, Town Car же выглядит более вызывающим. Lincoln выпускался в двух вариантах – четырехдверный седан и двухдверное купе. Что же касается ГАЗ-14, то со стапелей в Горьком сходили седан, лимузин с перегородкой в салоне, универсал и кабриолет, который использовался преимущественно для парадов. Чайка имела в длину 6 114 мм, ее конкурент – 5 700 мм, колесная база отличается на 35 см в пользу отечественного авто. Оба седана рамные – это решение долго оставалось традиционным для машин такого класса. Автомобили оснащались бензиновыми двигателями объемом 5,5 литров (220 л.с.) у ГАЗ-14 и 5,0 литров (130, позже 200 л.с.) у Lincoln Town Car. И «русский», и «американец» комплектовались только автоматическими коробками передач.


3autowp.ru_gaz_14_chajka_1.jpg
3autowp.ru_lincoln_town_car_115.jpg

На фото: Lincoln Town Car и ГАЗ-14



В плане опций Чайка во многом превосходила Линкольн. Чего только стоят два отопителя, двухзонный климат-контроль, электроприводы стекол, центральный замок и даже спутниковый телефон! «Американец» из необычных опций, тех, что не предлагались ГАЗ-14, мог похвастаться только проигрывателем компакт-дисков. Основные недостатки Чайки, которые выявились в эксплуатации, связаны с не комфортной посадкой для высоких водителей и перегревом АКПП, который проявлялся повышенным шумом. Владельцы Lincoln Town Car высказывали нарекания по поводу низкого качества деталей подвески у машин ранних лет выпуска и высокого расхода топлива.

ГАЗ 24-02 – Plymouth Valiant

Волга-универсал разрабатывалась с оглядкой на несколько заморских моделей, в том числе на скромный по американским меркам Plymouth Valiant второго поколения. Горьковский универсал запущен в производство в 1972 году, а Плимут – в середине 60-х. Автомобили выполнены в общем стиле, лаконичные и сдержанные формы пришли на смену килям и изобилию хрома, модным в ушедшие 60-е. Размеры автомобилей схожи. К примеру, колесная база Волги равна 2 800 мм, у Плимута – на 100 мм меньше, что, по идее, означает более тесный салон.


4autowp.ru_gaz_24-02_volga_5.jpg
4autowp.ru_plymouth_valiant_v-100_4-door_station_wagon_1.jpg

На фото: ГАЗ 24-02 и Plymouth Valiant



ГАЗ 24-02, как и предшественница ГАЗ-22, имеет несущий кузов. Со своей стороны, Plymouth Valiant – первый массовый автомобиль американской марки, который также лишился рамной конструкции. В салоне обоих универсалов супермодных опций искать не стоит: перед Волгой таких задач не ставилось, а Плимут был самой скромной моделью в линейке. Стоит отметить лишь тот факт, что ГАЗ 24-02 мог перевозить семь человек, тогда как Plymouth Valiant – только пять. Под капотом Волги скрывался базовый 2,445-литровый мотор (85-95 л.с.), экспортные модификации могли оснащаться дизельными агрегатами Peugeot и Ford. «Американец» предлагался с тремя бензиновыми «шестерками» и «восьмерками» объемом от 2,8 до 4,5 литров. Обе машины оснащались 4-ступенчатой «механикой», но в арсенале Плимута был также и трехдиапазонный «автомат». Стоит отметить, что именно механическая трансмиссия предлагалась под заказ. Подвески у конкурентов были схожи – спереди рычажная пружинная, сзади – полуэллиптические рессоры.

ЗИЛ-117 – Cadillac de Ville

Сравнивать самый роскошный советский седан ЗИЛ-117 можно только с американским флагманом – с Кадиллаком. Внешне автомобили 1971 года довольно схожи – ровные, как стол, капоты, на которых уместится теперешняя машинка А-класса или тогдашняя «инвалидка» С-3Д, четыре маленькие круглые фары, массивные хромированные бамперы, широкие двери, почти прямоугольные колесные арки. Даже габариты у машин почти идентичны – 5 725 мм у ЗИЛа и 5 735 мм у Cadillac.


5autowp.ru_zil_117_4.jpg

На фото: ЗИЛ-117



Автомобили различались своим предназначением: если 117-й создавался как машина сопровождения для лимузинов-«членовозов» ЗИЛ-114 и в частные руки никогда не продавался, то Cadillac de Ville мог купить любой желающий, загвоздка заключалась лишь в высокой цене. В роскошных салонах обеих машин можно было найти самые удивительные опции, которые освоила автоиндустрия к тому времени, – это и электростеклоподъемники, и откидываемое и регулируемое рулевое колесо, и центральный замок, и кондиционер, и атермальные стекла (у ЗИЛ-117), и простейший предвестник парктроника. Также оба премиум-кара оснащались антиблокировочной системой тормозов, автоматическим стояночным тормозом, а у Cadillac de Ville была раздельная климатическая установка для передней и задней частей салона. Отечественный седан оснащался бензиновым мотором объемом 7,0 литров мощностью 300 л.с., который работал вместе с трехступенчатым «автоматом». Кадиллак предлагался с двумя бензиновыми агрегатами объемом 7,7 и 8,2 литра мощностью 345 и 365 л.с.


5cadillac_coupe_de_ville_1.jpg

На фото: Cadillac de Ville



Плавность хода у обеих машин была высокой, но ЗИЛ и здесь был более продвинутым. Чтобы обеспечить правительственному авто высокий уровень безопасности при маневрировании на скорости, его подвеска оснащалась особой системой, предотвращающей крены в поворотах, а также клевки при резком торможении. У «американца» все было проще – только мягкие пружины и рессоры. Остается лишь пожалеть, что ЗИЛ-117, во многом превосходящий своего конкурента, остался неизвестным для всего мира: 117-й не шел на экспорт. Cadillac de Ville разошелся тиражом в 200 000 экземпляров только за 2 года, ЗИЛов же за 7 лет и 50 штук не собрали. На этом фоне не совсем понятно, для кого советскими кинематографистами был снят эффектный проморолик о достоинствах 117-го…


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
04.10.2015 16:23
Andrey Lotsmanenko

А какой смысл сравнивать, если наши машины-либо прототипы, либо для избранных, а импортные - массовое производство ? Можно тогда и Камазы с Даккара сравнить, которые рвут всех, а кто, в здравом уме, предпочтёт Камаз импортному тягачу ?

9

18.01.2019 17:38

"Волга-универсал разрабатывалась с оглядкой на несколько заморских моделей, в том числе на скромный по американским меркам Plymouth Valiant второго поколения. " Абсолютная ерунда. Волга разрабатывалась без какого-то копирования. автор почитайте историю разработки .


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings