В чем ЗИЛ был круче Cadillac – сравниваем советский и западный автопром 70-х

83185 2 51

70-е годы подарили нам изобилие новых и интересных автомобилей. В этой части обзора мы поговорим о машинах разных и зачастую необычных – об утилитарных внедорожниках, о футуристичных концепт-карах, о представительских седанах...

 

ЛуАЗ-969А – Suzuki Jimny

Внедорожник ЛуАЗ-969А с 1,2-литровым двигателем появился в модельной линейке предприятия в 1975 году. Конкурентов за границей у «Волынки» было немного. Больше других по концепции к ней близок Suzuki Jimny LJ80, который начали выпускать в 1977 году. Внешне автомобили очень схожи многими деталями: покатыми капотами, сужающимися к передку, круглой передней оптикой, утилитарными металлическими бамперами, узкими шинами со «злым» внедорожным рисунком.

По размерам автомобили также сопоставимы: ЛуАЗ имел длину в 3 370 мм, а «япончик» – в 3 185 мм, хотя объясняется это разными причинами. Если габариты советской машины были обусловлены мощностью силового агрегата и необходимостью сохранить родство с армейским ТПК, то компактность Jimny объясняется стремлением попасть в пресловутый японский «кей»-класс. Стоит отметить, что на экспортные Jimny часто устанавливались бамперы, которые увеличивали габариты внедорожника и не позволяли ему продаваться на родине.

ЛуАЗ существовал в одном варианте кузова – металлический низ с тентовой крышей и наполовину металлическими дверями (верхняя часть – брезент со стеклом). Сузуки предлагался в трех вариантах: кабриолет без дверей (вместо них дверные проемы закрывались тентовыми шторками), фургон с полноценными дверями и двухместный пикап с отдельным бортовым кузовом. Грузоподъемность обеих машин едва превышала 400 кг. Под капотом ЛуАЗ-969А рокотал 1,2-литровый бензиновый мотор мощностью 40 л.с., у его японского конкурента – 0,8-литровый также 4-цилиндровый агрегат с 41 «лошадкой» в запасе.

На фото: Suzuki Jimny и ЛуАЗ-969А


Оба автомобиля отличались завидной проходимостью благодаря полному приводу, высокому клиренсу, большим углам съезда и въезда и наличию пониженной передачи. Можно предположить, что в сравнительном заезде на бездорожье «Волынка» могла бы одержать победу за счет колесных редукторов в мостах и блокировки заднего межосевого «диффа». А вот на дорогах с улучшенным покрытием на первое место выходит Suzuki Jimny. Максимальная скорость машины равна 130 км/ч, тогда как ЛуАЗ разгонялся лишь до 85 км/ч (правда, с полной нагрузкой).

Москвич С-1 – Volkswagen Passat B1

Первая половина 70-х годов для Московского автомобильного завода – это время творческого поиска, проб и ошибок и, в конце концов, большого разочарования. Конструкторский коллектив в 1973 году приступил к созданию автомобиля с новым кузовом типа «фастбек» – на смену медленно, но верно устаревавшему седану Москвич-412. Опытный автомобиль получил индекс «С-1».


На фото: Москвич С-1


Годом позже в серийное производство был запущен один из представителей классики жанра D-класса – Volkswagen Passat B1, очень схожий внешне и по характеристикам с перспективным советским концепт-каром. Созданный в 1974 году, Москвич С-1 внешне был прогрессивнее немецкого «народного автомобиля» – чего только стоят встроенные дверные ручки, обратный наклон решетки радиатора и крупная задняя оптика. Единственное странное решение – крышка багажника, которая открывается «по-седанному», без стекла. Это объяснялось опасениями, что зимой при открытой большой багажной двери будет быстро охлаждаться салон. Как покажут более поздние исследования, опасения были напрасны. Интересно, что такая же крышка была и на некоторых версиях Пассата.


На фото: Volkswagen Passat B1


В длину иномарка на 160 мм короче (4 190 мм против 4 350 мм соответственно), и салон Пассата также выглядит более скромным, хотя он и явно органичнее «москвичовского» (но не будем забывать, что последний – как-никак прототип). Если у «немца» мы видим скромный приборный щиток и лишь пару выключателей и рычажков, то у С-1 – 7 отдельных циферблатов, множество ламповых индикаторов и стильное двухцветное оформление салона. Под внушительным капотом с характерной горбинкой у Москвича был продольно установлен хорошо знакомый, но модернизированный УЗАМ-412 объемом 1,7 литра и мощностью 85 л.с. В паре с ним трудилась 5-ступенчатая механическая коробка передач, которая передавала крутящий момент на заднюю ось. Для Пассата предлагались 3 бензиновых мотора объемом от 1,3 до 1,6 литра мощностью от 54 до 84 л.с. и две «механики» – с 4 и 5 ступенями и приводом на передний мост. Максимальная скорость обеих машин была почти равной – 145 и 150 км/ч в пользу Москвича.


На фото: Салон Москвич С-1 и Volkswagen Passat B1


Концептуально схожие машины имели разные судьбы. С-1 стал одной из ступенек на долгом пути к созданию Москвич-2141, а Volkswagen Passat стал популярной моделью марки.

ГАЗ-14 – Lincoln Town Car

Чайка представляла собой представительский седан премиум-класса. Такие крупные и монументальные автомобили в 70-80-е годы массово выпускались только в США. И по характеристикам, и по статусу в Америке на уровне Чайки ценился седан Lincoln Town Car. В сравнении с «американцем» ГАЗ-14 имел более лаконичные и сдержанные формы, Town Car же выглядит более вызывающим. Lincoln выпускался в двух вариантах – четырехдверный седан и двухдверное купе. Что же касается ГАЗ-14, то со стапелей в Горьком сходили седан, лимузин с перегородкой в салоне, универсал и кабриолет, который использовался преимущественно для парадов. Чайка имела в длину 6 114 мм, ее конкурент – 5 700 мм, колесная база отличается на 35 см в пользу отечественного авто. Оба седана рамные – это решение долго оставалось традиционным для машин такого класса. Автомобили оснащались бензиновыми двигателями объемом 5,5 литров (220 л.с.) у ГАЗ-14 и 5,0 литров (130, позже 200 л.с.) у Lincoln Town Car. И «русский», и «американец» комплектовались только автоматическими коробками передач.


На фото: Lincoln Town Car и ГАЗ-14



В плане опций Чайка во многом превосходила Линкольн. Чего только стоят два отопителя, двухзонный климат-контроль, электроприводы стекол, центральный замок и даже спутниковый телефон! «Американец» из необычных опций, тех, что не предлагались ГАЗ-14, мог похвастаться только проигрывателем компакт-дисков. Основные недостатки Чайки, которые выявились в эксплуатации, связаны с не комфортной посадкой для высоких водителей и перегревом АКПП, который проявлялся повышенным шумом. Владельцы Lincoln Town Car высказывали нарекания по поводу низкого качества деталей подвески у машин ранних лет выпуска и высокого расхода топлива.

ГАЗ 24-02 – Plymouth Valiant

Волга-универсал разрабатывалась с оглядкой на несколько заморских моделей, в том числе на скромный по американским меркам Plymouth Valiant второго поколения. Горьковский универсал запущен в производство в 1972 году, а Плимут – в середине 60-х. Автомобили выполнены в общем стиле, лаконичные и сдержанные формы пришли на смену килям и изобилию хрома, модным в ушедшие 60-е. Размеры автомобилей схожи. К примеру, колесная база Волги равна 2 800 мм, у Плимута – на 100 мм меньше, что, по идее, означает более тесный салон.


На фото: ГАЗ 24-02 и Plymouth Valiant



ГАЗ 24-02, как и предшественница ГАЗ-22, имеет несущий кузов. Со своей стороны, Plymouth Valiant – первый массовый автомобиль американской марки, который также лишился рамной конструкции. В салоне обоих универсалов супермодных опций искать не стоит: перед Волгой таких задач не ставилось, а Плимут был самой скромной моделью в линейке. Стоит отметить лишь тот факт, что ГАЗ 24-02 мог перевозить семь человек, тогда как Plymouth Valiant – только пять. Под капотом Волги скрывался базовый 2,445-литровый мотор (85-95 л.с.), экспортные модификации могли оснащаться дизельными агрегатами Peugeot и Ford. «Американец» предлагался с тремя бензиновыми «шестерками» и «восьмерками» объемом от 2,8 до 4,5 литров. Обе машины оснащались 4-ступенчатой «механикой», но в арсенале Плимута был также и трехдиапазонный «автомат». Стоит отметить, что именно механическая трансмиссия предлагалась под заказ. Подвески у конкурентов были схожи – спереди рычажная пружинная, сзади – полуэллиптические рессоры.

ЗИЛ-117 – Cadillac de Ville

Сравнивать самый роскошный советский седан ЗИЛ-117 можно только с американским флагманом – с Кадиллаком. Внешне автомобили 1971 года довольно схожи – ровные, как стол, капоты, на которых уместится теперешняя машинка А-класса или тогдашняя «инвалидка» С-3Д, четыре маленькие круглые фары, массивные хромированные бамперы, широкие двери, почти прямоугольные колесные арки. Даже габариты у машин почти идентичны – 5 725 мм у ЗИЛа и 5 735 мм у Cadillac.


На фото: ЗИЛ-117



Автомобили различались своим предназначением: если 117-й создавался как машина сопровождения для лимузинов-«членовозов» ЗИЛ-114 и в частные руки никогда не продавался, то Cadillac de Ville мог купить любой желающий, загвоздка заключалась лишь в высокой цене. В роскошных салонах обеих машин можно было найти самые удивительные опции, которые освоила автоиндустрия к тому времени, – это и электростеклоподъемники, и откидываемое и регулируемое рулевое колесо, и центральный замок, и кондиционер, и атермальные стекла (у ЗИЛ-117), и простейший предвестник парктроника. Также оба премиум-кара оснащались антиблокировочной системой тормозов, автоматическим стояночным тормозом, а у Cadillac de Ville была раздельная климатическая установка для передней и задней частей салона. Отечественный седан оснащался бензиновым мотором объемом 7,0 литров мощностью 300 л.с., который работал вместе с трехступенчатым «автоматом». Кадиллак предлагался с двумя бензиновыми агрегатами объемом 7,7 и 8,2 литра мощностью 345 и 365 л.с.


На фото: Cadillac de Ville



Плавность хода у обеих машин была высокой, но ЗИЛ и здесь был более продвинутым. Чтобы обеспечить правительственному авто высокий уровень безопасности при маневрировании на скорости, его подвеска оснащалась особой системой, предотвращающей крены в поворотах, а также клевки при резком торможении. У «американца» все было проще – только мягкие пружины и рессоры. Остается лишь пожалеть, что ЗИЛ-117, во многом превосходящий своего конкурента, остался неизвестным для всего мира: 117-й не шел на экспорт. Cadillac de Ville разошелся тиражом в 200 000 экземпляров только за 2 года, ЗИЛов же за 7 лет и 50 штук не собрали. На этом фоне не совсем понятно, для кого советскими кинематографистами был снят эффектный проморолик о достоинствах 117-го…


Читайте также:



Поделиться: 9 35 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Andrey Lotsmanenko

А какой смысл сравнивать, если наши машины-либо прототипы, либо для избранных, а импортные - массовое производство ? Можно тогда и Камазы с Даккара сравнить, которые рвут всех, а кто, в здравом уме, предпочтёт Камаз импортному тягачу ?

"Волга-универсал разрабатывалась с оглядкой на несколько заморских моделей, в том числе на скромный по американским меркам Plymouth Valiant второго поколения. " Абсолютная ерунда. Волга разрабатывалась без какого-то копирования. автор почитайте историю разработки .

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Российский рынок
Правительство РФ оставило для Haval всего 3 дня. Что дальше?..

Если за оставшееся на этой неделе время в Правительстве России не утвердят проект специального инвестиционного контракта с китайским заводом «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», представительство китайской компании «Хавейл…

1010 1 0
Статьи / Авто Недели
Когда выбора нет: стоит ли покупать Infiniti QX56 I за миллион рублей

Выбор очень большого внедорожника за сравнительно небольшие деньги – задача сложная, но вместе с тем интересная, ведь вторичный рынок предлагает массу разных вариантов. Недавно мы выбирали имиджевый Hummer H2 за полтора…

1421 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Новое наказание для пьяных и сбежавших виновников смертельных ДТП: что изменится с 28 июня

С 28 июня вступает в силу Федеральный закон № 146 от 17.06.2019 года, ужесточающий ответственность для нетрезвых виновников ДТП с погибшими и пострадавшими, а также тех, кто после совершения такого ДТП скрылся с места…

483 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1322 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1213 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

3066 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79298 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50113 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39305 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

37444 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24554 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6944 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60830 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16675 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15696 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110546 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77673 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

64511 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?