Камилла дю Гас: как богатая вдова от скуки стала королевой автогонок

Мир довольно долго и ошибочно полагал: автомобили – дело сугубо мужское. Для того, чтобы пересесть с пассажирского на водительское, женщинам понадобилось более 100 лет автомобильной истории. Но даже сегодня, в наш прогрессивный век равноправия и толерантности прекрасный пол в автоспорте по-прежнему вызывает неподдельный интерес и массу внимания. Представьте, какой же фурор произвела в далеком 1901 году Камилла дю Гас – первая в мире женщина-автогонщик.

В эту ночь Камилла спала на удивление хорошо, чего с ней не случалось уже довольно давно. Можно сказать, с той самой роковой ночи, когда самая богатая вдова Франции узнала, что родная дочь организовала покушение на убийство собственной матери. Как позже напишет Жан Франсуа Бозанкет в своей книге «Быстрые Леди: история гонщиц 1888-1970 годов»: «конец авантюрной и насыщенной жизни Камиллы положила ее родная дочь. Завистливая и корыстная, она уже неоднократно пыталась вымогать деньги у знаменитой матери и лезла из кожи вон, чтобы стать обладательницей отцовского состояния».

Эти отбросы – портовые дружки неблагоприятного отпрыска – вломились в дом в середине ночи. Правда, нанятая дочерью банда, к счастью, оказалась на редкость трусливой. Стоило Камилле закричать да пригрозить бандитам полицией, как их и след простыл. Зато в сердце уверенной в себе и мужественной Камиллы обида и боль поселились навсегда. Предательство дочери бесповоротно изменило отношение госпожи дю Гас к жизни, и самыми близкими существами для нее отныне стали домашние животные.

Panhard-levassor.jpg

На фото: Panhard



Даже сейчас, в свои «40-с-хвостиком» она была достаточно хороша. А тогда, в далеком 1901 году, девять лет назад, от нее и вовсе нельзя было оторвать взгляда. Зеленоглазая, пышногрудая блондинка славилась умением фехтовать сродни королевским мушкетерам, а также стрелять из винтовки и пистолетов.

Обладая пытливым умом и жаждой новых впечатлений, Камилла частенько прыгала с парашютом и гарцевала верхом, но при всех этих мужских, по меркам начала XX века, привычках, мадам дю Гас слыла отличной пианисткой. Справедливости ради отметим, что музыка увлекала Камиллу меньше всего, но правила хорошего тона требовали музицировать на высшем уровне, и привыкшая всегда и во всем быть на высоте мадам дю Гас, конечно, не могла не выделиться и здесь.

В будущем эта «привычка к хорошему вкусу» придется очень кстати, когда Камилла, забросив все свои увлечения спортом, отправится по Европе с серией музыкальных концертов. Но сегодня на дворе 1901 год, и мадам дю Гас (в замужестве — Креспин) готовится принять участие в гонке «Париж – Берлин», которая, кстати, являлась одной из прародительниц современного ралли.

Как все начиналось

Мэри Март Дезенж была урожденной парижанкой. Родившись в 1868, этот «сорванец», как ласково называли ее домашние, была самой младшей из троих детей, старшему из которых исполнилось на тот момент 12 лет.

В светском обществе Мэри Дезенж была известна как Камилла дю Гас. Замуж она вышла в 22 года и за свой короткий брак ни разу не пожалела о своем решении. Ее муж — Жюль Креспин — был директором и основным акционером одного из крупнейших универмагов Франции Dufayel. Изначально, магазин носил название Le Palais de la Nouveauté и располагался в прекрасном месте на Правом Берегу 18 округа, неподалеку от «Мулен Руж».

В 1890 году Жорж Дюфайел выкупил магазин и назвал его в свою честь Dufayel. Там-то и работал муж Камиллы вплоть до самой своей смерти. В счастливом браке супруги Креспин прожили всего 6 лет: Жюль скончался в 1897 году, когда Камилле едва минуло 27 лет. Безутешная вдова моментально стала одной из самых богатых женщин Франции. На руках у Камиллы осталась маленькая дочка, воспитанием которой весьма активной мадам дю Гас заниматься было абсолютно некогда.

После смерти мужа Камилла с головой ушла в спорт, совершив несколько прыжков с парашютом и полетов на воздушном шаре. Правда, покойный муж еще при жизни строго-настрого запретил ей прыгать под фамилией Креспин – Жюль очень боялся, что окружающие ошибочно сочтут это рекламной магазина. Ведь воздушный шар был одним из главных рекламных средств универмага Dufayel. Именно поэтому Жюль и настаивал на использовании девичьей фамилии дю Гас: не хотел, чтобы все трюки, на которые она тратила столько сил, сочли обычной рекламой.

«Мой бедный Жюль…при жизни мы частенько поднимались в воздух, — нередко вспоминала супруга, мадам дю Гас. — Муж был в восторге от этого горячего воздуха, от состояния, похожего на какую-то космически-недоступную невесомость. Разве мог его кто-то заменить!»

Но прибегать к заменам все же приходилось. Если же любимый супруг по какой-то причине не мог полететь, Мадам дю Гас прибегала к услугам полупрофессионального пилота Луи Капазза.

«Милый Луи, как он, должно быть, испугался тогда, в 1895-ом, когда я выскочила с парашютом из корзинки воздушного шара на высоте каких-то 610 метров», — любила вспоминать Камилла.

Жюль наверняка поддержал бы свою «девчонку-сорванца» в стремлении покорить еще и автомобиль. Через три года после смерти мужа не обремененная материальными заботами Камилла, не зная, чем еще себя занять, отправилась на старт известной тогда гонки на кубок Гордона Беннета. В начале века все гонки проходили по принципу «из города в город». Главное было вообще доехать до финиша. Ведь машины ломались каждые полчаса, и чинить их нужно было самостоятельно.

Наблюдая за стартом гонки, Камилла поняла – ей просто необходимо водить авто. Учитывая жизненную энергию и упорность мадам, неудивительно, что уже через год она заявилась как пилот в гонке «Париж-Берлин». По правде сказать, она стала не единственной гонщицей, заявившейся на участие в переезде. Баронесса Хелена Зуйлен, супруга президента компании Automobile Club de France, уже тогда считалась опытной гонщицей: «эта леди прошла от Парижа до Амстердама», шептались в толпе о событиях 1898 года. Хелена также вышла на старт гонки, но сошла с дистанции еще в первый же день из-за технических неполадок авто.

Первые успехи

Практичная дю Гас не рискнула отправиться в путешествие в одиночку – первую автоледи сопровождал герцог Хиль де Талейран-Перигорд. Ему женщина доверила почетную роль механика. Заезд проводился в три этапа: 27 июня участники преодолевали путь Париж-Ахен (459 км); 28 июня – переезд Ахен-Ганновер (447 км); 29 июня — Ганновер-Берлин (299 км).

Ее 20-сильный Panhard совсем не подходил для таких гонок, да и сама она старалась вести автомобиль скорее безопасно, чем быстро (всего год стажа вождения, не забываем!). Именно потому дю Гас и пришла к финишу 33-й из 47, потратив на дорогу в общей сложности 25,5 часов. Результат ее, конечно же, не устроил, и она решила во что бы то ни стало улучшить его.

«Все дело в этом дурацком корсете – совершенно невозможно двигаться. И зачем только требуется соблюдать этот этикет», — негодовала Камилла вопросом после гонки. Впрочем, мода не поменялась и до 1903 года, когда Камилла в очередной раз вышла на старт гонки «Париж-Мадрид» в злополучном корсете.

В обществе давно не смолкали разговоры вокруг имени дю Гас. Пожалуй, главный в те времена журнал Autocar, который и сейчас без ложной скромности называет себя "Старейшим в мире автомобильным журналом", а тогда и вовсе вершил судьбы спортсменов, высказался насчет дю Гас весьма однозначно: «галантные французы аплодировали, приподняв шляпы, но для себя мы должны признаться – участие леди в подобных свирепых гонках на столь длинные дистанции весьма сомнительно».

Впрочем, к злым наговорам дю Гас было не привыкать. Еще в 1902 году громкое дело «Женщины в маске» коснулось и ее доброго имени. Для справки, в 1885 г. Анри Гервекс нарисовал свою «Женщину в маске», на которой его 22-летняя модель Мари Ренар стоит полностью обнаженной, и лишь маска скрывает ее лицо. Публично никто так и не признал, что именно Ренар изображена на картине. Именно поэтому личность «Дамы в маске» вызывала множество сутолок и пересудов.

В 1902 году враг семьи и адвокат Мастер Барбокс обвинил Камиллу в непростительном для истинной леди легкомыслии, заявив, что именно она позировала для картины. В подтверждении своих слов Барбокс распространил фотографию картины в светском обществе. Несмотря на то, что на суд прибыли и сам Анри, и его модель Мари Ренар, нервы Камилле все-таки потрепали. За что, впрочем, давнишний друг Камиллы, тот самый Хиль де Талейран-Перигорд, который к тому же восхищался и почитал свою подругу, потрепал внешний вид обидчика. На выходе из зала суда Хиль влепил Мастеру две пощечины. За это в сентябре того же года он вынужден был заплатить штраф в 500 франков за нанесенное адвокату оскорбление.

И разве после всего этого могли ли какие-то писульки в каком-то «колесном» журнальчике остановить такую женщину, как Камилла дю Гас? Лишь посмеявшись над этим заявлением Autocar, Камилла для себя отметила: неплохо бы заняться вопросом прав женщин по окончании гонки.

Итак, в 1903-м мощный по тем временам 30-сильный de Dietrich Камиллы составил серьезную конкуренцию участникам пробега Париж – Мадрид. Эта гонка едва не положила конец подобным состязаниям из-за невероятного количества аварий: из 216 машин и 59 мотоциклов до финиша добрались только половина, погибло не менее 8 человек, в том числе один из основателей компании Renault Марсель Рено. Кстати, точное количество погибших до сих неизвестно. Камилла шла 8-й, когда заметила разбитый de Dietrich Фила Стеда. Пилот оказался зажат в собственном авто. Несмотря на уговоры пострадавшего в аварии англичанина, дю Гас пробыла с ним до приезда медиков и, возобновив гонку, приехала 45-й. Эта сердечность очень скоро обернется для Камиллы большими проблемами.

Жертва политики

Первая в мире женщина-пилот произвела фурор в мире автоспорта, и через год сам Benz предложил дю Гас учувствовать в Кубке Гордона Беннета. Впрочем, к тому времени французское правительство запретило женщинам участвовать в автомобильных соревнованиях, ссылаясь на «женскую нервозность». Причиной этого, кстати, стал тот самый случай спасения Стеда.

Неугомонная Камилла начала писать письма в самые различные инстанции и даже добилась того, что ее письмо-протест опубликовали в L'Auto (ныне L'Équip — французская общенациональная ежедневная газета, посвященная спорту), но безрезультатно. На самом деле, французское правительство не хотело обострять и без того сложную ситуацию на мировой арене. Ведь, после «Гонки Смерти» (так назвали переезд Париж-Мадрид) политические отношения стран ухудшились.

Но, несмотря на запрет, упрямая Камилла все-таки вышла на старт гонки Brighton Speed Trials в 1905, где она пилотировала 35-сильный автомобиль в довольно сложных условиях, но проиграла Дороти Левитт, которая, впрочем, после предоставила Камилле 80-сильный Napier для установки женского мирового рекорда скорости. Удивительно, но имя Камиллы дю Гас даже не вошло в список участников этой гонки.

Теперь – на воде!

На этом автомобильная карьера Камиллы завершилась, и женщина переключилась на катера. Тогда яхт-спорт привлекал к себе внимание не меньше автомобильных гонок. Более того, численность участников в морских гонках в разы превышала количество автогонщиков. Не шокировать публику Камилла дю Гас просто не могла.

Несмотря на опасность и специфику этого вида спорта, на старт в своей первой морской гонке по Сене в 1904-ом она вышла, как подобает леди, в элегантной шляпке, перчатках, вуали и длинном пальто.

А в мае 1905 года неугомонная мадам Креспин решила выступить в транссредиземноморской гонке от Алжира до Тулона. На старт Камилла вышла на 43-футовой яхте, в которую специально для этого события она вставила мотор в 90 лошадиных сил. Но сильный шторм на втором этапе гонки – от порта Менорка до Тулона – потопил все 7 лодок, включая и лодку Камиллы. Парадоксально, но и тут дю Гас отличилась: два месяца спустя ее все же объявили победителем, так как ее яхта утонула ближе всего к финишу.


de_dietrich_16_hp_paris-vienne_tonneau_1.jpeg

На фото: de Dietrich



Финиш

Лишь только после этого инцидента Камилла дю Гас решила остепениться и начать благотворительную работу. После психологического стресса, полученного во время нападения, организованного дочкой, она все больше внимания стала уделять животным — для одинокой вдовы они стали второй семьей. Она работала в Париже в приюте для бездомных и раненых собак, который ранее основал небезызвестный Гордон Беннетт. Как оказалось, их связывают не только гонки.

Правда, головокружительного романа у них так и не получилось. До самой своей смерти она возглавляла французское общество по защите животных от жестокости, а также продолжала вкладывать собственные деньги в расширение приюта для зверушек. Неугомонная дю Гас выступала против боев с быками и даже организовала демонстрацию в защиту рогатых. Правда, закончилась она выбросом дымовых шашек и вызовом полиции, но внимание к себе дю Гас снова привлекла.

Не менее активно дю Гас бросилась защищать права женщин и детей, создавая специализированные центры для тех и других. Вплоть до самой смерти она продолжала оказывать помощь женщинам, пострадавшим во время немецкой оккупации в Париже.

Мадам дю Гас прожила яркую и неординарную жизнь, став не только иконой феминистического движения, но и навсегда войдя в историю автоспорта как первая женщина-гонщик. Поговаривают, что первая официальная автогонщица планеты и первая победительница морского дерби на спортивных катерах в 1939 году гастролировала по Европе в качестве пианистки-виртуоза. А после смерти ее именем вполне заслуженно была названа улица в Париже.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings