Копирование очертя голову: секретные трёхосные вездеходы 1930-х в СССР

4453 0 2
Если в предыдущей статье мы рассказывали о применении в Красной армии самых обычных легковушек, то здесь нашими героями станут секретные легкие трехосные вездеходы ГАЗ с колесной формулой 6х4, которые в 1930-е годы относили к разряду автомобилей высокой проходимости.
 

К тому времени в советском автостроении, по принципу «у них всё лучше», прочно обосновалась тенденция всеобщего бессмысленного копирования доступных иностранных машин, их агрегатов и узлов. Недолго думая, ее заложили и в основу опытно-конструкторских работ Горьковского автозавода по быстроходным трехосным легковушкам для переоснащения РККА новыми видами транспортных и боевых машин.

Легкое трехосное шасси Ford-A советской сборки для безоткатной пушки
Легкое трехосное шасси Ford-A советской сборки для безоткатной пушки

Базой первых военных трехосок стали собранные в СССР американские автомобили Ford-A, которых вскоре сменили серийные модели ГАЗ-А и М-1, также имевшие заокеанские корни и оборудованные вторым задним ведущим мостом.

Семейство ТК (1933–1937 гг.)

Короткая история первой советской легкой трехоски началась в 1931 году, когда советский инженер и изобретатель вооружения Л. В. Курчевский завершил разработку целой гаммы газодинамических или динамореактивных пушек калибра от 37 до 305 мм, которые затем стали известны как безоткатные орудия. В качестве лафета самоходной пушки Курчевского (СПК) была выбрана легкая машина повышенной проходимости, собранная в Научном автотракторном институте, которая базировалась на «советском» 40-сильном шасси Ford-A с двумя задними ведущими мостами.

Трехосное спецшасси ГАЗ-ТК с безоткатной пушкой Леонида Курчевского
Трехосное спецшасси ГАЗ-ТК с безоткатной пушкой Леонида Курчевского

В 1933-м в СКБ Курчевского на шасси ГАЗ-А с удлиненной почти на метр задней частью рамы было построено специальное открытое шасси ГАЗ-ТК («трехоска Курчевского»), рассчитанное на установку безоткатной пушки калибра 76,2 мм. Комплектная самоходная установка СУ-4, весившая всего две тонны и достигавшая скорости 70 км/ч, оснащалось трехступенчатой коробкой передач, поперечными рессорами подвески, оспицованными односкатными колесами и задними мостами с шестеренчатыми главными передачами. Для повышения проходимости на ведущие колеса надевали цепи или гусеничные ленты. Пушка, зарядные ящики и места для боевого расчета размещались за открытой кабиной с боковыми полудверями.

Самоходная артиллерийская установка СУ-4 с безоткатной пушкой ДРП-4
Самоходная артиллерийская установка СУ-4 с безоткатной пушкой ДРП-4

При первых же испытаниях машина ГАЗ-ТК показала себя слабой и ненадежной, но по указанию заместителя председателя Реввоенсовета СССР, начальника вооружений РККА М. Н. Тухачевского Горьковскому заводу было поручено срочно освоить ее выпуск. После длительных согласований в 1934–1937 годах на Первом автосборочном заводе построили 247 машин ГАЗ-ТК. Среди них были варианты с открытыми кузовами для доставки военнослужащих с личным оружием и перевозки амуниции.

Разведывательный автомобиль ГАЗ-ТК с открытым шестиместным кузовом
Разведывательный автомобиль ГАЗ-ТК с открытым шестиместным кузовом
Машина ГАЗ-ТК для перевозки амуниции и буксировки легкой артиллерии
Машина ГАЗ-ТК для перевозки амуниции и буксировки легкой артиллерии

Все они поступали на вооружение разведывательных батальонов РККА и в армию Монголии, участвовали в боевых действиях на реке Халхин-Гол и в Советско-финляндской войне.

Летом 1935 года на базе ГАЗ-ТК была построена экспериментальная бронемашина с заводским обозначением БА ГАЗ-ТК, оснащенная удлиненным корпусом от броневика ФАИ с пулеметной башней, боковыми свободно вращавшимися запасными колесами и радиостанцией с поручневой антенной. Она весила 2,6 тонны и развивала скорость 63 км/ч. На деле броневик себя не оправдал.

Пулеметный бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ТК с поручневой антенной
Пулеметный бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ТК с поручневой антенной

В 1936-м развитием машины ГАЗ-ТК стала опытная трехоска ГАЗ-АААА с более надежными червячными передачами ведущих мостов, балансирной подвеской и коробкой передач от ГАЗ-ААА. Ее оснастили рулевым управлением и тормозами от ГАЗ-А, кабиной — от пикапа ГАЗ-4 и боковыми запасными колесами от ГАЗ-А или «эмки» ГАЗ М-1.

Экспериментальный вездеход ГАЗ-АААА с агрегатами от разных горьковских машин
Экспериментальный вездеход ГАЗ-АААА с агрегатами от разных горьковских машин
Пустынные испытания опытного автомобиля ГАЗ-АААА Зимние испытания тягача ГАЗ-АААА с нагрузочным балластом
Пустынные испытания опытного автомобиля ГАЗ-АААА Зимние испытания тягача ГАЗ-АААА с нагрузочным балластом

Обычно ГАЗ-АААА снаряженной массой 1,6 тонны служил дорожным эвакуационным тягачом для буксировки поврежденной автотехники. Его дальнейшим развитием считается многоцелевой автомобиль ГАЗ-21.

1 / 3
Дорожный тягач ГАЗ-АААА при тросовой буксировке легковушки ГАЗ-А
2 / 3
Эвакуатор ГАЗ-АААА буксирует пикап ГАЗ-4 в приподнятом положении
3 / 3
Дорожный эвакуатор ГАЗ-АААА со складным краном и ручной лебедкой

Семейство ГАЗ-21/ГАЗ-25 (1937–1939 гг.)

С середины 1930-х это компактное унифицированное семейство из нескольких видов легких экспериментальных трехосных автомобилей и бронемашин создавалось под руководством молодого инженера Виталия Грачева, будущего руководителя секретного КБ Московского завода ЗИЛ.

Виталий Грачев за рулем своего многоцелевого автомобиля ГАЗ-21
Виталий Грачев за рулем своего многоцелевого автомобиля ГАЗ-21

Первым и основным базовым автомобилем этого семейства стал однотонный грузопассажирский вариант ГАЗ-21 двойного назначения с закрытой двухместной кабиной, односкатной ошиновкой и удлиненной цельнометаллической грузовой платформой от пикапа ГАЗ-4, дополненной двумя запасными колесами, закрепленными вертикально в задних углах кузова.

Экспериментальный трехосный пикап ГАЗ-21 с цельнометаллическим кузовом
Экспериментальный трехосный пикап ГАЗ-21 с цельнометаллическим кузовом
ГАЗ-21 с двумя боковыми катками под днищем для повышения проходимости
ГАЗ-21 с двумя боковыми катками под днищем для повышения проходимости

Единственный образец ГАЗ-21 был собран в июле 1937-го как развитие предыдущей конструкции ГАЗ-АААА. В отличие от нее он базировался на специальном шасси с новой рамой и основными агрегатами от разных машин ГАЗ. От легковой «эмки» он получил 50-сильный двигатель, переднюю подвеску, капот, крылья, облицовку радиатора, топливный бак, колеса и шины. Сцепление и доработанная четырехступенчатая коробка передач были использованы от грузовика ГАЗ-АА. Задние ведущие мосты с червячными передачами подвешивались на балансирной подвеске. Дополнительно под днищем с каждой стороны размещались вращавшиеся пневматические катки небольшого диаметра для преодолевания высоких препятствий. В зимних условиях вместо передних колес монтировали лыжи.

Колесно-лыжный вариант вездехода ГАЗ-21 на зимних испытаниях
Колесно-лыжный вариант вездехода ГАЗ-21 на зимних испытаниях

Колесная база ГАЗ-21 по современным нормативам составляла 2010+860 мм, длина — 4,5 метра. Благодаря достаточно большому дорожному просвету под ведущими мостами (220 мм, под катками — 157 мм), автомобиль преодолевал подъемы крутизной более 31 градуса и броды глубиной полметра. Расход топлива достигал 22 литров на 100 км, максимальная скорость — 76 км/ч.

Заводские испытания автомобиля ГАЗ-21 близ города Горького

Заводские испытания автомобиля ГАЗ-21 близ города Горького

Заводские испытания автомобиля ГАЗ-21 близ города Горького

Испытания автомобиля ГАЗ-21 на пересеченной местности

Испытания автомобиля ГАЗ-21 на пересеченной местности Испытания автомобиля ГАЗ-21 на пересеченной местности

Заводские испытания ГАЗ-21 состоялись осенью 1937-го, а в конце того же года машина успешно преодолела пробег по России, Украине и Кавказу на дистанции 10 тысяч километров. Окончательно ГАЗ-21 был отлажен к январю 1938 года и тут же принят на вооружение. По результатам испытаний было принято решение о подготовке к производству и созданию на его базе новых вариантов, в том числе бронеавтомобилей для замены состоявших к тому времени на вооружении бронемашин БА-20.

В процессе испытаний и доводки опытного образца ГАЗ-21 на Горьковском автозаводе началась разработка целой гаммы легких трехосок с разными агрегатами и кузовами. Первым среди них стал бронеавтомобиль БА-21 с усиленной подвеской и пулестойкими шинами и приборами наблюдения, созданный на опытном чуть удлиненном шасси ГАЗ-21 и построенный в январе 1938-го Выксунским заводом ДРО.

Легкий бронеавтомобиль БА-21 на трехосном шасси ГАЗ-21
Легкий бронеавтомобиль БА-21 на трехосном шасси ГАЗ-21

Броневик имел сварной корпус от модели БА-20 с увеличенной толщиной брони и углами наклона передних и задних листов, что существенно повышало его защищенность. На крыше задней части корпуса смонтировали коническую башню с пулеметом ДТ в шаровой установке, второй пулемет располагался в лобовом листе корпуса. При боевой массе 3,2 тонны бронеавтомобиль мог двигаться со скоростью 52 км/ч. Его главными недостатками были увеличенная масса и малая мощность.

Бронемашина БА-21, сохранившаяся в Музее бронетехники в Кубинке

Бронемашина БА-21, сохранившаяся в Музее бронетехники в Кубинке Бронемашина БА-21, сохранившаяся в Музее бронетехники в Кубинке

Одновременно был создан опытный вариант усиленного и укороченного шасси ГАЗ-22 с передней облицовкой, крыльями и лобовым окном, но без кабины и кузова, созданного под новое семейство перспективных трехосных бронемашин. Одновременно с ГАЗ-21 он проходил испытания с балластным грузом в 800 килограммов.

1 / 3
Укороченное шасси ГАЗ-22 для установки перспективной бронетехники
2 / 3
Опытное 76-сильное шасси ГАЗ-22 без кабины и кузова на испытаниях
3 / 3
ГАЗ-22 с нагрузочным макетом преодолевает 35-градусный подъем

В отличие от 21-й модели шасси ГАЗ-22 было унифицировано с перспективным легковым автомобилем ГАЗ-11-73 и снабжалось американским шестицилиндровым 76-сильным мотором Dodge (будущим ГАЗ-11). Его колесная база составляла 2000+800 мм, проектная боевая масса — 2,3 т, максимальная скорость — 90 км/ч. Его единственным реальным предназначением стало использование в качестве базы второй опытной бронемашины БА-23.

Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-23 на шасси ГАЗ-22 проектировался Выксунским заводом и был построен в 1939 году, получив громкое имя ЛБ-23 — «Лаврентий Берия».

Легкий бронеавтомобиль БА-23 (ЛБ-23) на трехосном шасси ГАЗ-22

1 / 3
2 / 3
3 / 3

В целом он почти не отличался от предшественника БА-21, но получил более мощный двигатель в 76 сил и усиленные узлы ходовой части. Броневик снабжался доработанным сварным корпусом с увеличенной толщиной брони, новой радиостанцией и двумя пулеметами — в башне и в лобовой стенке. Его боевая масса возросла до 3,5 тонн, скорость — до 72 км/ч.

Весной 1938-го по проекту Грачева был построен последний представитель этого семейства — экспериментальный длиннобазный штабной автомобиль ГАЗ-25 для высшего офицерского состава Красной армии. Его оснастили 76-сильным мотором и специальным вместительным цельнометаллическим пятиместным кузовом на базе «эмки» с удлиненным округлым багажником, в котором помещались еще два откидных места.

Прототип длиннобазного семиместного штабного автомобиля ГАЗ-25
Прототип длиннобазного семиместного штабного автомобиля ГАЗ-25

Автомобиль был оборудован двумя задними ведущими мостами с червячными передачами и новыми шарнирами равных угловых скоростей Spicer. Его колесная база составила 2860+860 мм. При достаточно высоких тяговых качествах усложненная конструкция, затратное изготовление нестандартного кузова и повышенная масса ГАЗ-25 привели к прекращению работ в начале 1939 года.

В рамках проекта легких военных трехосок Горьковский автозавод собрал более ста комплектов деталей для организации серийного выпуска машины ГАЗ-21, но, несмотря на это, массовый выпуск ни одной из этих моделей не был развернут, ни один из вариантов дальнейшего развития не получил.

Дело в том, что В. А. Грачев, постоянно следивший за развитием зарубежной военной автотехники, узнал о создании принципиально новых армейских машин со всеми ведущими колесами и неожиданно осознал, что сам занимается давно устаревшими и бесперспективными машинами. Он безуспешно пытался убедить своё руководство переключиться на новую технику, и только личное обращение к Наркому обороны маршалу К. Е. Ворошилову позволило поставить точку на бесполезных скопированных легких трехосках.

На заглавной фотографии — Экспериментальная трехосная армейская машина ГАЗ-21 повышенной проходимости на испытаниях

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

18 0 0
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

12325 0 23
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

4142 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2969 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3635 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2917 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

37186 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29890 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

35017 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31554 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18612 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14994 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42707 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35635 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

27577 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

58457 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48342 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45986 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?