Советский Форд: легковые иномарки в Красной армии и их модификации

3592 0 0
В середине 1920-х годов стало совершенно понятно, что молодой Республике Советов не по силам самостоятельно организовать собственное конвейерное автомобильное производство и наладить массовый выпуск простых и недорогих машин для народного хозяйства и давно назревшей моторизации Красной армии. Так вновь пришлось Советской России идти на поклон к Западу. По сегодняшним меркам все действия советских чиновников следовало бы признать опрометчивыми и поспешными, но в те трудные времена полного развала экономики, разрухи и нищеты приходилось искать наиболее дешевые и эффективные способы в кратчайшие сроки обзавестись собственными автомобильными предприятиями и большим количеством армейских транспортных средств. В результате выбор пал на недорогую массовую продукцию, каковой являлись автомобили крупнейшего в мире американского концерна Ford Motor Corporation.

К тому времени в СССР процветала порочная и безотчетная эпидемия единичных точечных закупок наиболее дорогих, мощных и роскошных иностранных представительских легковых автомобилей, но не для воспроизводства или оснащения армии, а для нужд высших государственных и военных деятелей Страны Советов. В основном это были американские лимузины и парадные фаэтоны культовых марок Cadillac, Lincoln и Packard, британские Rolls-Royce, а также седаны и даже спортивные кабриолеты Buick, которыми пользовались многие советские партработники и военачальники высшего звена.

1 / 4
Сталин и Буденный на автомобиле Rolls-Royce инспектируют кавалерийские части РККА. 1929 год
2 / 4
Фаэтон Cadillac-341B образца 1929 года на параде в Риге. Ноябрь 1940 года
3 / 4
Кабриолет Buick Eight 1935 года — довоенный разъездной автомобиль Хрущева
4 / 4
Packard Super Eight образца 1935 года на параде в Киеве. 1 мая 1945 года (фото Г. Угриновича)

В отличие от них компания Ford с первых же шагов сотрудничества с СССР определила наиболее выгодную для себя стратегию — соблазнить советское руководство перспективой строительства мощного автозавода, предварительно поставив крупную партию узлов и деталей для сборки на месте своих недорогих и малосильных легковых и грузовых машин, которых в Стране Советов не было вообще, и в которых остро нуждалась Красная армия.

Так появилась своеобразная и малоизвестная прослойка из легковушек и грузовичков марки Ford, собиравшихся из американских деталей на нескольких советских предприятиях.

Подразделение РККА
Подразделение РККА с легковыми и грузовыми машинами Ford советской сборки

Американо-советские легковые Форды

В число первых собранных в СССР машин входили простейшие 40-сильные легковые автомобили Ford-А с наиболее ходовыми открытыми четырехдверными кузовами с тентом. Их изготовление продолжалось даже тогда, когда сборка этих машин в Америке давно завершилась, а новый Горьковский автозавод развернул их массовое производство под маркой ГАЗ-А. При этом конструктивно легковые Форды советской сборки, прозванные «советскими Фордами», и отечественные ГАЗы практически ничем друг от друга не отличались и за неимением ничего другого в больших количествах поступали в РККА.

Ford-A, собранный на Московском предприятии имени КИМ
Первый легковой Ford-A, собранный на Московском предприятии имени КИМ
Ford-A в НАМИ 1928 год
Специалисты НАМИ знакомятся с легковым автомобилем Ford-A. 1928 год

Учитывая приоритет Фордов от начала сборки в СССР и до появления советских машин ГАЗ-А, на них впервые стали создавать легкие отечественные армейские транспортные и специальные автомобили, подвижные пулеметные системы, а также первое достаточно обширное и пока разношерстное семейство перспективных легких бронеавтомобилей. Впоследствии большинство кузовов и надстроек стали переставлять с Фордов на советские шасси.

Военные исполнения автомобиля Ford-A

Лицензионные Форды служили в РККА в основном в своем стандартном открытом исполнении и выполняли штабные функции, обеспечивали фельдъегерскую связь, служили разъездными машинами среднего командного состава.

Ford-A в Красной армии
Стандартный открытый вариант автомобиля Ford-A в Красной армии
Ford-A советской сборки в РККА
Многоцелевая пятиместная машина Ford-A советской сборки в РККА

В наследство от Америки этим машинам досталась военная служба в качестве быстроходной подвижной пулеметной тачанки для патрулирования и разведки. Такие машины на базе своей знаменитой модели Т компания Ford выпускала с 1910-х годов для поставки в революционную Мексику. В СССР опытные автомобильные установки на шасси Ford-А с пулеметами Maxim были разработаны в конце 1929 года и построены в мастерских Научно-испытательного оружейного полигона (НИОП) и на Ковровском инструментальном заводе № 2, но на практике оказались легко уязвимыми и в Красной армии не прижились.

Ford-A отечественной сборки с пулеметом Maxim
Серийная легковушка Ford-A отечественной сборки с пулеметом Maxim

В 1929-м в московском Научном автомоторном институте (НАМИ) по проекту инженера О. В. Дыбова начались инициативные работы по переделке обычного легкового автомобиля в армейскую машину повышенной проходимости с колесной формулой 6×4. В последующие два года на шасси Ford-А в НАМИ, переименованном в автотракторный институт НАТИ, спроектировали первый легкой трехосный штабной автомобиль с двумя задними ведущими мостами, шестеренчатыми главными передачами и поперечными рессорами подвески.

Опытный трехосный вариант на шасси Ford-A
Опытный трехосный вариант на шасси Ford-A для советских погранвойск

В 1932-м завод «Спартак» собрал пробную партию «трехосок» марки «Форд-А-НАТИ», поступивших в пограничные войска ОГПУ, а через год такая машина послужила базой первого опытного варианта ГАЗ-ТК с безоткатной пушкой.

Экспериментальное шасси «Форд-А-НАТИ»
Экспериментальное шасси «Форд-А-НАТИ» для будущей безоткатной пушки

С конца 1932 года по заказу Управления моторизации и механизации Красной армии (УММ РККА) на базе Ford-А проектировали многоцелевой полугусеничный вариант НАТИ-5. Летом следующего года опытный образец прошел испытания, став последним советским вездеходом на лицензионном шасси.

Легкий полугусеничный вездеход НАТИ-5 на базе легковушки Ford-A
Легкий полугусеничный вездеход НАТИ-5 на базе легковушки Ford-A

Легкие бронемашины на агрегатах «советского Форда»

В отличие от США, где имелся широчайший выбор различной автотехники, в Стране Советов легкое и простое шасси Ford-А неожиданно послужило базой для целого поколения опытных и мелкосерийных бронеавтомобилей. Первые проекты их бронирования были разработаны в НИОПе в конце 1929-го, но серьезные работы начались лишь со следующего года в ОКБ Научно-технического комитета УММ под руководством конструктора Н. И. Дыренкова.

Наиболее плодотворный период проектирования и изготовления первых советских бронеавтомобилей начала 1930-х возглавила предельно простая разведывательная «колесная танкетка» конструкции А. В. Рожкова на базе Ford-А с открытым корпусом Ижорского завода и двумя пулеметами Maxim. Два опытных образца снабжались клепаным и сварным корпусами. Затем на московском Экспериментальном заводе Наркомата путей сообщения (НКПС) собрали еще несколько экземпляров боевых машин Д-37 с бронированием Дыренкова. С появлением более совершенной бронетехники работы по ним пришлось свернуть.

бронеавтомобиль Д-37 на шасси Ford-A
Легкий пулеметный бронеавтомобиль Д-37 на шасси Ford-A

Одновременно в ОКБ Дыренкова был создан предельно простой легкий безбашенный разведывательный бронеавтомобиль Д-8, собранный на заводе НКПС. Его оборудовали полностью закрытым сварным корпусом с наклонной установкой листов толщиной до семи миллиметров и танковым 7,62-мм пулеметом ДТ конструкции В. А. Дегтярева. При боевой массе в 1 600 килограммов он развивал по шоссе скорость 85 км/ч.

бронемашина Д-8 на базе Ford-A советской сборки
Легкая безбашенная бронемашина Д-8 на базе Ford-A советской сборки
Броневики Д-8
Броневики Д-8 готовы к военному параду на Красной площади. 1934 год

К середине 1932 года Московский железнодорожно-ремонтный завод (Можерез) собрал пробную партию броневиков Д-8. Среди них одна машина впервые получила облегченный железнодорожный ход, состоявший из четырех съемных металлических колес с ребордами (бандажей), которые надевались на обычные колеса с пневматическими шинами, позволяя развивать на рельсах скорость до 90 км/ч. Такие бронедрезины предполагалось использовать для разведки и охраны бронепоездов.

Через год слишком тяжелый и слабо вооруженный бронеавтомобиль Д-8 с низкой проходимостью был снят с вооружения, но впоследствии проходил испытания при подвеске его под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика и транспортировке по воздуху в заданный район и десантировании посадочным способом.

бронемашина Д-8 и бомбардировщик ТБ-3 Крепление броневика Д-8 с радиостанцией
Подготовка бронемашин Д-8 к установке на бомбардировщик ТБ-3 (кинокадр) Крепление броневика Д-8 с радиостанцией для посадочного десантирования

Усиленная бронемашина Д-12 отличалась от Д-8 установкой на крыше корпуса турели для зенитного пулемета. Завод «Можерез» собрал несколько таких броневиков, которые вскоре тоже сняли с вооружения.

Модернизированный Д-12
Модернизированный Д-12 с возможностью установки зенитного пулемета

В общей сложности в 1931–1932 годах на шасси «советского Форда» было собрано 60 бронемашин Д-8 и Д-12, которые принимали участие в Советско-финской войне. По состоянию на 1 июня 1941-го в РККА их насчитывалось 45 единиц, которые использовали как учебные машины.

Трофейный бронеавтомобиль Д-8
Трофейный бронеавтомобиль Д-8 в составе вооруженных сил Финляндии

Одновременно по проекту конструктора Рожкова разрабатывался новый башенный бронеавтомобиль. Его прототип построили на заводе НКПС, а затем доработкой машины занимался Ижорский завод. В результате там появился модернизированный, быстроходный и более технологичный вариант «Форд-А Ижорский» с закрытым сварным корпусом и пулеметом в цилиндрической башне, лучше известный под аббревиатурой ФАИ.

бронеавтомобиль ФАИ на легковом шасси Ford-А
Башенный пулеметный бронеавтомобиль ФАИ на легковом шасси Ford-А

После испытаний для серийного производства машину передали на Выксунский завод, который на шасси Ford-А успел собрать партию из 10 машин ФАИ без вооружения. С весны 1934 года их основой служил легковой автомобиль ГАЗ-А.

Восстановленный броневик Д-8 на базе Ford-A
Восстановленный броневик Д-8 на базе Ford-A в музее «Боевая слава Урала»

Следующую, еще более захватывающую историю грузовых американо-советских Фордов читайте в ближайшем выпуске нашего портала.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: АКП оставь другу, мотор подари врагу

Нравится вам этот автомобиль или нет, но на дороге вы его заметите всегда. И многим эта черта CTS очень даже по душе. Владельцы Кадиллака готовы тратить кучу денег на ремонт его подвески, борьбу с “глюками” электрики или…

2546 7 2
Выбор авто / Подержанные авто
Cadillac CTS l с пробегом: внутренняя коррозия кузова и баснословно дорогая подвеска

Как вам Cadillac CTS первого поколения? Наивно, смело или это что-то безнадёжно устаревшее? Ответить можно как угодно, и любой ответ будет отчасти правильным. И вместе с тем даже сегодня эти фэшн-чемоданы сохраняют…

1932 6 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Жучки, сверчки и тараканы: покупаем Hyundai Solaris l за 450 тысяч

Hyundai Solaris вызывает достаточно ожесточенные споры среди автолюбителей. И как обычно есть снобы из стана «корейская машина может быть только стиральной» и пересевшие с Лад и Логанов и предпочитающие Солярис тому же…

9876 5 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

160140 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

26373 1 3
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

18136 5 12
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

76439 5 2
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

18370 1 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

15498 2 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

32704 14 13
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

10593 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

9689 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

382533 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

256718 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

71720 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?