Кручу-верчу, разбортовать хочу: тест советского «карманного шиномонтажа»

25801 2 7
Шиномонтаж сегодня – дело заурядное, быстрое и недорогое. Многие спокойно держат два комплекта шин на четыре диска и запросто меняют покрышки ежесезонно. Однако шиномонтаж как сервис в этом нынешнем виде известен лишь с постсоветских времен. И четверть века назад, в эпоху безальтернативных Жигулей и Москвичей, любой прокол колеса превращался в трагедию и влек за собой незапланированный нешуточный труд.

Прогресс заметно облегчил жизнь автовладельцев. Электрические компрессоры позволяют мгновенно накачать проколотое колесо, а плотная сеть недорогих шиномонтажных мастерских – доехать до места ремонта даже без повторной подкачки. И это даже не говоря про «антипрокольные» шины типа RunFlat… А ведь когда-то гвоздь в покрышке был приговором, обрекающим «водилу» на незапланированную тяжкую работу монтажными лопатками. Теми самыми «монтировками», которые до сих пор постоянно фигурируют в шоферском юморе, хотя мало кому из автовладельцев последнего поколения доводилось держать их в руках…

Однако было в огромном сообществе советских автолюбителей и небольшое количество избранных счастливчиков. Тех, кому повезло прикупить редкий и дефицитный автоаксессуар под неблагозвучным названием Ж7-ПМ  или «Приспособление для монтажа и демонтажа покрышек легковых автомобилей», изготавливали который в городе Бар Винницкой области. В карман устройство, конечно, не помещалось, но, в сущности, едва ли можно представить себе что-то более компактное для этих целей.

советский шиномонтаж

Удивительно, но в течение нескольких десятилетий это устройство было (и так и осталось) единственным в своем роде в советской магазинной рознице: никакие иные советские фабрики, помимо того самого барского машзавода, никогда не производили его клонов или аналогов. Поэтому мы не могли обойти стороной уникальный аксессуар, и разыскали его сохранившимся в гараже одного из наших читателей, дабы изучить и протестировать.

советский шиномонтаж

Принцип работы устройства не таил в себе инноваций даже для своего времени: оно устроено по той же схеме, что и профессиональные шиномонтажные станки. В последних колесо крепится на станок, а вращает его электромотор или пневмодвигатель. А в штуковине по имени Ж7-ПМ колесо лежит на земле или верстаке неподвижно, приспособление закреплено на нем, а подвижную каретку вы крутите вручную монтировкой через шестеренчатый привод.

советский шиномонтаж

И надо сказать, что пользоваться приспособлением совсем не просто! Оно не делало из монтажа и демонтажа покрышки легкий и приятный процесс, как могло показаться на первый взгляд. Работа была весьма близка по трудоемкости к примитивной ручной разбортировке, разве что с меньшим риском помять и ободрать кромки диска. Начать нужно с того, что вращение шестереночного привода предусмотрено… монтировкой! Да-да, приспособление не имеет красивой и удобной S-образной рукоятки «а-ля мясорубка». Десятки раз автолюбитель вставлял монтировку в шлицевую прорезь оси малой шестеренки, чтобы в конечном итоге прокрутить на один оборот шестеренку большую! По словам сына прежнего владельца этого гаджета, для переобувки четырех колес отец уходил в гараж на весь день.

советский шиномонтаж

Приспособление относительно универсально. Согласно инструкции, оно предназначено для 13-дюймовых колес автомобилей Жигули, Москвич и Запорожец. Собственно, именно тип «разболтовки» колеса (диаметра, на котором расположены крепежные отверстия, а также их количество) и является препятствием, ограничивающим его использование. Для вышеупомянутых авто на диске сделано несколько резьбовых отверстий, между которыми можно переставлять крепежные шпильки на разную разболтовку.

советский шиномонтаж советский шиномонтаж

Приспособление закрепляют на шпильках сперва с одной стороны диска, а затем с другой. Подвижная каретка, снабженная роликом, обкатывается по зубчатому профилю диска приспособления, обеспечивая отрыв прилипших бортов шины от диска. Затем борт шины «задирается» над ободом диска монтировкой, второй конец монтировки засовывается под специальный удерживающий крюк, торчащий из центра диска (чтобы освободить руку), после чего делается еще один оборот большого шестеренчатого колеса для разбортировки одной стороны шины. Затем Ж7-ПМ снова переставляется на противоположную сторону колесного диска, и процесс повторяется.

Впрочем, если вам не нужно было менять одну шину на другую, а требовалось только извлечь для заклейки камеру и потом вставить ее обратно, объем работ уменьшался вдвое.

советский шиномонтаж

В 1979 году, когда это устройство было куплено в магазине отцом его нынешнего владельца, агрегат стоил 28 рублей. Для понимания уровня цен – Запорожец тогда стоил 5 000 рублей, ВАЗ-2106 – 9 600 рублей, заплата школьного учителя составляла приблизительно 100-120 рублей, рабочего на заводе —  170-180 рублей, инженера – 200-220 рублей.

Кстати, в пару к «карманному шиномонтажу» Ж7-ПМ неплохо было иметь еще и устройство для балансировки колес после сборки. Представляло оно собой подобие ступицы на подшипнике, имевшей струбцинку для прикручивания на верстак. На ступицу устанавливалось колесо, которое надо было раскрутить рукой. Если после завершения вращения по инерции колесо раз за разом останавливалось одним и тем же местом вниз, то нижняя точка помечалась мелком, а на противоположную сторону устанавливался балансировочный грузик. Сперва маленького веса, а если проверка не выявляла улучшений, то вес добавлялся.

советский шиномонтаж

Поделиться: 0 7 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ничего, подрастёт и узнает, зачем в гараж на весь день ходили.

Это лучший комментарий за все время, сколько я читаю этот сайт))))))

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

87 0 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

2833 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе стоит купить, Kia Rio или Skoda Rapid?

Компактные представители В-класса являются весьма ходовым товаром на первичном рынке. В битве за не самый толстый кошелёк потенциального покупателя в России сражается с десяток конкурентов. Мы уже предлагали вам…

15302 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

1281 8 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

4916 16 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

10321 4 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23750 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13502 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14529 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73768 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14402 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10383 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

54793 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9875 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8542 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375873 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251517 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116264 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?