Литва и Польша: ПДД и дорожные традиции

Мы уже рассказывали о том, как различаются правила поведения, официально и неофициально предписанные автомобилисту, в России и в соседней Беларуси, где, несмотря на отсутствие визового режима и языкового барьера, можно наткнуться на довольно неприятные «подводные камни». Что же говорить о других ближних странах, где в случае незнания или игнорирования различных «мелочей» водитель может поставить под удар не только свой кошелек, но и возможность в дальнейшем ездить в страны Шенгенского соглашения? В частности, такими странами являются государства Балтии и Польша. Отправляясь через их границы транзитом или просто собираясь отдохнуть по сравнительно гуманным ценам, не стоит об этом забывать.

Мотоциклы и кленовый лист

В Литве автомобилей в пересчете на 1000 человек населения больше, чем в Петербурге. К тому же многие поколения литовцев с момента появления в природе такого «зверя», как мотоцикл, увлекаются этим средством передвижения. Здесь любят скорость, и поэтому властям доводилось (и доводится) прилагать немало усилий, чтобы обуздать этот национальный инстинкт.

Особенно сложно приходится начинающим водителям. И если вы видите на автомобиле наклейку с нежно-зеленым кленовым листком – это и есть знак «начинающего», не имеющего двухлетнего стажа вождения. К нему принято относиться на дороге трепетно, не сигналить и терпеливо ждать, пока он «тупит» и «тошнит» (сигналить вообще здесь не принято, хотя, конечно, всякое бывает), и вообще всячески благоприятствовать его проезду.

102.jpg


Но и правила дорожного движения к начинающему в Литве жестче, чем к водителю со стажем. Так, ему нельзя ездить быстрее 70 км/ч. И если он нарушил ПДД, наказание будет строже. Так, если допустимая норма алкоголя в крови в Литве 0,4 промилле, то для мотоциклистов, водителей грузовиков и начинающих водителей допустимы лишь 0,2. Если же прибор установил от 0,2 до 0,4 промилле (не говоря уже о более высокой концентрации), то все отделаются штрафом, хоть и серьезным, а начинающий водитель будет лишен прав на несколько месяцев. То же будет в случае превышения скорости, особенно – повторного.

Кстати, о скорости. В литовских населенных пунктах (если иное не оговорено дорожным знаком) она составляет 50 км/час. За городом – 90 км/час. На автомагистралях с 1 ноября по 31 марта положено ездить не быстрее 110 км/час, а в остальное время – не быстрее 130 км/час. До 10 км превышения – предупреждение или небольшой штраф. Но далее штрафы растут чуть ли не в геометрической прогрессии.

Не бойтесь полицейских

У литовских водителей, как и у нас, принято предупреждать друг друга миганием о полицейской «засаде», но не всегда это может помочь нарушителю: в Литве дорожная полиция имеет право ездить на автомобилях без опознавательных знаков и выявлять нарушения инкогнито. За вами не обязательно погонятся – но будьте уверены, во время вашего пути найдут способ известить вас о том, что на таком-то километре вы совершили такое-то правонарушение. Последствия могут быть серьезными. Кстати, будьте готовы и к тому, что у вас могут проверить, например, наличие в машине светоотражающего жилета – он обязателен для всех, кому нужно передвигаться в темное время суток.

Вместе с тем, если вас остановил полицейский с жезлом – это не значит, что он непременно хочет вас за что-то покарать. Он может и сам увидеть, что иностранец оказался в затруднительном положении – запутался в указателях, не может найти нужного адреса или находится в сомнении по поводу того, можно или нет припарковаться в том или ином месте. В этом случае спокойно объясните полицейскому свою проблему, и вы получите помощь, даже если допустили невольный «косяк».


104.jpg

Фото: depositphotos.com



В практике автора случалось, что литовская полиция однажды ночью помогла доехать до недорогой гостиницы, чтобы автор смог отдохнуть в долгом пути. А один раз, чтобы помочь мне выехать в «час пик» из-под внезапного «кирпича», вильнюсский полицейский даже остановил встречное движение. Как-то раз полицейская машина с мигалкой ехала за мной несколько кварталов, а затем сидевшие в ней полицейские подробно объяснили, как попасть в нужную точку среди узких средневековых улиц.

С шипами и без шипов

Помните, что с 1 ноября до конца марта в Литве обязательна зимняя резина, и только в этот период разрешена шипованная (при этом на машине должна быть наклейка о наличии шипов). Но если вы зимой въехали через Литву в Польшу на шипованной резине, то готовьтесь к проблемам. Здесь шипы запрещены.

Через российско-польскую и белорусско-польскую границы с шипами вас просто не пропустят. А вот между странами ЕС границ по сути нет, и, не поинтересовавшись польскими ПДД, вы можете оказаться в неловком положении. И хорошо, если вас просто заставят купить новые шины, остановив во время дорожной проверки.

Хуже будет, если вы поутру увидите на своих колесах блокиратор, будете дозваниваться по нужному номеру, освобождать машину, а потом платить штраф – и все равно покупать новые шины. Некоторые, правда, предпочитают выковыривать шипы (особенно, если зимние шины не новые), но это тоже занятие не из приятных. Кстати, блокиратор может ждать вас и в случае неправильной парковки.

Польские особенности

В этом году в Польше ПДД ужесточены. Штрафы и иные меры – от уголовных дел до лишения прав – стали неукоснительнее и суровее: за превышение скорости, за пьяную езду (здесь ограничение 0,2 промилле для всех), за создание опасной дорожной ситуации... Дело в том, что эта страна считается одной из самых опасных в ЕС по обстановке на дорогах. Нам, впрочем, особой разницы между самыми безопасными странами Балтии и опасной Польшей не видно. Но это нужно иметь в виду.


103.jpg



Здесь активное движение, большие грузовые транзитные потоки. Многие дороги идут через десятки населенных пунктов, порой по центральным их улицам, где встречаются «недисциплинированные пешеходы» (есть такой местный дорожный предупреждающий знак, изображающий две с трудом стоящие и поддерживающие друг друга фигуры, – он ставится недалеко от некоторых кабачков).

Скорость на дорогах за городом – не выше 90 км/час, в населенных пунктах – 50 км/час (ночью – 60 км/час). Но кроме обычных дорог есть автомагистрали и сеть автострад. Автомагистрали делятся на двухполосные с разделительной полосой, где можно ехать до 100 км/час, и четырехполосные, где допускается скорость до 120 км/час. На автострадах можно разгоняться до 140 км/час.

Жесты и мимика

Что обращает на себя внимание на польских дорогах – здесь очень распространен язык жестов. На узких двухполосках с узкими обочинами, к тому же пролегающих через города и деревни с перекрестками, светофорами, крутыми поворотами и железнодорожными переездами, никому не хочется ехать слишком долго, поэтому единственный выход – стараться друг другу не мешать.

Все понимают, что не обойтись без обгонов и без того, чтобы пропускать друг друга, и стремятся всячески продемонстрировать заранее свои намерения. Прижаться к обочине, если за тобой кто-то более быстрый. Коротко посигналить фарами, если собираешься идти на обгон (но не моргать агрессивно, впереди идущий уже должен был тебя понять, принять к сведению и потесниться, как только будет возможно). Показать любым способом, что пропускаешь, и т.д.


105.jpg



Световые сигналы сопровождаются жестами и характерной мимикой, а порой и заменяются ими. Замечено при этом: если перед вереницей машин кто-то выезжает с парковки задним ходом или, наоборот, паркуется, или еще по какой-то причине замедляет движение для совершения того или иного маневра – весь поток будет терпеливо ждать без тени видимого недовольства. Но будьте уверены – потом все в этой колонне будут стремиться компенсировать потерянные секунды или минуты, не всегда озадачиваясь строгим соблюдением ПДД.

Новая эпоха

Многие россияне живут представлениями о Польше из начала 1990-х, когда, бывая там, больше всего боялись угонщиков и бандитов, а на случай встречи с полицейскими припасали некую сумму на взятку. С тех пор прошла целая эпоха. Если вы не задались целью посещать те районы городов, о которых идет криминальная слава (такие есть, и даже в путеводителях бывают рекомендации в темное время остерегаться туда попадать), на польских дорогах и парковках безопаснее, чем в некоторых российских райцентрах.

Совать доллары, евро или злотые польскому полицейскому уже давно не рекомендуется. Если вы что-то нарушили, не очень серьезно и не со зла – у вас есть шанс это просто по-человечески объяснить, и вас могут простить, если вы внушите симпатию. Всякое, конечно, бывает в жизни, но с коррупцией в Польше действительно борются.

Как видим, в двух находящихся по соседству странах свои отличия. Такие же почти неразличимые нюансы есть в Латвии и Эстонии. Поэтому ко всему вышеизложенному (а мы затронули только несколько сюжетов, потому что полное их перечисление вполне потянет на увесистую брошюру) стоит добавить разве что следующее. Все страны разные. В каждой из них есть правила, которые могут меняться – как официально, так и в силу возникновения некой водительской традиции. Поэтому, прежде чем отправляться в путь, изучите соответствующие сайты и форумы, причем наиболее свежие по дате. Вы найдете как ссылки на новые законодательные акты, так и практические рекомендации тех, кто уже обжегся на незнании каких-то деталей или, наоборот, успешно решил казавшуюся сложной дорожную проблему.


106.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings