Масштабные модели автомобилей СССР и РФ: обзор рынка для начинающих собирателей

«Нашемарки» – самый популярный сегмент российского рынка масштабных моделей, находящийся, вероятно, на пике своего развития. Еще 10 лет назад коллекционеры и мечтать не могли о том разнообразии машинок, которое представлено сегодня в онлайн- и оффлайн-магазинах. Наш материал поможет сориентироваться в этом море изобилия.

Если покупатели настоящих автомобилей со времен распада СССР жалуются на ограниченность представленного в России ассортимента (не из чего выбирать!), то жизнь собирателей масштабных моделей по сравнению с советскими временами изменилась кардинально, и в лучшую сторону. Об истории советского моделизма можно (и нужно) написать книгу, но мы этой темы коснемся лишь вскользь, чтобы задать точку отсчета и перейти к обзору современного рынка.

Массовое производство масштабных моделей в СССР началось в середине 70-х на саратовском предприятии «Тантал» (впоследствии выпуск был передан дочерней структуре «Радон» / «Агат» / «Моссар»). Автомобильным первенцем стал Москвич-408, практически в точности повторяющий одноименную модель французского подразделения британской фирмы Dinky Toys. Последующие модели саратовцы разрабатывали уже полностью самостоятельно, используя чертежи автомобилей-прототипов. Так на свет появились Жигули, Волги и Чайки в 43-м масштабе – одни из самых дорогих и желанных игрушек для советских мальчишек. Ну а вершиной творчества саратовских мастеров стала невиданная по уровню проработки Нива: у модели имелась действующая передняя подвеска с пружинками и рулевым механизмом (колесики поворачивались).

Выпуск масштабных моделей грузовиков (преимущественно КамАЗов) в конце 70-х наладило казанское предприятие «Элекон». Коллекционные машинки, причем не только отечественных марок, выпускали также заводы «Прогресс», «Двигатель», «Кругозор», «Электроприбор» и другие.

В начале 90-х, когда СССР развалился, а качество саратовских моделей резко упало (многие до наших дней не дожили из-за цинковой чумы), на рынок вышли десятки кустарей-предпринимателей, на коленке делавшие модели, которых не было в производственной линейке саратовского и казанского заводов – представительские ЗИСы и ЗИЛы, Икарусы, троллейбусы ЗиУ и прочие желанные собирателями машинки. Стоили изготовленные вручную модели очень дорого, но зарубежные производители, хлынувшие в открывшую границы Россию, предлагали в основном иномарки и не могли утолить голод патриотически настроенного коллекционера.

Ситуация кардинально изменилась в конце 2009 года, когда итальянское издательство De Agostini запустило в России журнальную серию «Автолегенды СССР» с модельками в 43-м масштабе по смехотворным даже на фоне массовых саратовских моделей ценам (за первые выпуски просили по 300 рублей). Качество отлитых в Китае и упакованных в блистеры машинок приятно удивило российских собирателей, и хотя потом только ленивый не критиковал их за всевозможные неточности и огрехи сборки, большинство признавало, что за свои деньги это отличный товар, и его непременно надо брать.

Машинки журнальных серий (в народе их называют «журналками») вызвали невиданный рост интереса к коллекционированию масштабных моделей в России: новые выпуски «Автолегенд» с горящими глазами скупали даже те, кто прежде никогда моделизмом не увлекался. По шумок ларьки толкали в народ дорогие фирменные пластиковые стеллажи для машинок от De Agostini и папки для хранения журнальчиков.

Ажиотаж был вполне объясним: дешевые модели имелись в каждом газетном киоске (были все время на виду) и поражали разнообразием – китайские умельцы выпустили масштабные копии большинства гражданских автомобилей СССР, в том числе мелкосерийные и прототипы.

Примерно к сотому выпуску «Автолегенд» у казуальных (несистемных, случайных) собирателей от изобилия возникла отрыжка, и спрос начал падать. На двухсотом сдались и многие профессиональные коллекционеры, но серия до сих пор не завершена! Сейчас ее распространением занимаются лишь некоторые киоски и специализированные магазины, цены выросли, тиражи упали, но выпуск «Автолегенд» продолжает оставаться прибыльным.

После запуска «Автолегенд» в российских киосках появились и другие журнальные серии от издательства De Agostini: «Автомобиль на службе», «Автолегенды СССР. Лучшее», «Автолегенды СССР. Грузовики». Французское издательство Hachette в 2015 году запустило в нашей стране журнальную серию «Тракторы. История, люди, машины» с советскими тракторами. В общем, одни лишь «журналки» дали собирателям моделей советской техники разнообразие, о котором они прежде даже не мечтали.

Между тем, параллельно с массовым распространением журнальных серий на российском рынке появилось несколько производителей масштабных моделей среднего и премиального ценовых сегментов, пришедших на смену кустарям-одиночкам с их космическими ценами. Модели для этих фирм, так же как и для журнальных серий, изготавливают, как правило, китайские подрядчики, но качество у них лучше – такие машинки рассчитаны на привередливых собирателей, ценящих точность и внимание к деталям.

Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели В детстве каждый из нас наверняка любил играть в машинки. Многие делают это и во взрослом возрасте, только игра приобретает характер коллекционирования. И если вы еще не стали профессиональн...

Тон в этом плане задает гонконгская фирма DiP Models, изготавливающая высокоточные модели преимущественно из смолы. Цены на модели DiP Models могут превышать 10 тысяч рублей за штуку, зато большинство из них выпущены ограниченным тиражом, упакованы в дорогие бокс и коробку, имеют стабильно высокое качество и множество мелких деталей, придающих машинкам максимально реалистичный вид.

Если вы не знаете, что такое модели из смолы, чем они отличаются от моделей, изготовленных по технологии die cast, почему их нужно хранить в боксах, и чем выгодны лимитированные серии, то рекомендуем ознакомиться с нашей предыдущей вводной статьей на тему автомоделизма.

У DiP Models разнообразный и постоянно обновляемый ассортимент продукции: легковушки, грузовики, прицепы, автобусы, гоночные автомобили и даже мотоциклы в 43-м масштабе – тончайшая работа! Однако у этой достойной фирмы встречаются и неудачные модели: порой коллекционеры жалуются на неточности в отделке и пропорциях кузовов. Так, например, притчей во языцех стали слишком толстые ножки зеркал на моделях грузовиков ГАЗ, и DiP Models даже выпустила сменные комплекты из фототравления для особо придирчивых собирателей, жаждущих максимального сходства масштабных моделей с настоящими автомобилями.

Реалистичность моделей для некоторых коллекционеров является настоящим фетишем, и есть фирмы, например СарЛаб, которые возводят его в абсолют: делают масштабные копии с так называемыми следами эксплуатации — то есть, какой-нибудь ЗИЛ на полке выглядит так же, как на дороге: потертым, пыльным, в подтеках масла, с чехлами на сиденьях и прочей правдой жизни. Стоит такой натурализм очень дорого (до 30 тысяч рублей), но именно на нем в эпоху дешевых «журналок» выживают рукастые кустари и небольшие мастерские. За основу они, как правило, берут готовую, выпущенную промышленным способом модель и вручную доводят ее до совершенства. Понятно, что тиражи у таких облагороженных грязью и ржавчиной моделей мизерные, и на большую долю рынка они не претендуют.

Одним из лидеров российского модельного рынка является костромская фирма Start Scale Models (SSM) с производством в Китае, специализирующаяся на грузовиках, автобусах, вездеходах, тракторах, прицепах и спецтехнике. У нее весьма интересная бизнес-модель. Под материнским брендом SSM продаются модели премиального уровня по ценам от 2 000 до 10 000 рублей за штуку. Под маркой «Автоистория» реализуются упрощенные модели по более доступным ценам (от 900 до 2 500 рублей) в картонных коробках и без пластиковых боксов. Под маркой «Наши грузовики» костромская фирма предлагает еще более дешевые модели – слегка видоизмененные клоны тех машинок, что выходят в рамках журнальной серии «Автолегенды СССР. Грузовики» (цена – до 1 000 рублей). То есть, одну и ту же модель SSM умудряется продать коллекционерам четыре раза, и многие на это ведутся! У премиальных моделей лучше отделка (больше деталей, элементы из фототравления), зато у машинок из линейки «Автоистория» часто лучше геометрия и более реалистичные цвета, а журнальная серия дешевле, но не всегда хуже.

Доходит до анекдотов: для журнальной серии SSM упростила свою модель грузовика КамАЗ-5320 путем… ее усложнения! Исходная модель была сделана по мотивам элеконовского КамАЗа, то есть, с поднимающейся кабиной и имитацией под ней силового агрегата с проникающим в салон рычагом коробки передач. Так вот, готовя «журналку», костромская фирма дала указание китайскому подрядчику внедрить в кабину дополнительные винтовые крепления, чтобы желающие сэкономить собиратели не могли эту кабину поднять и полюбоваться мотором (убрать мотор было сильно дороже, чем добавить винты) – мол, хотите откидывающуюся кабину, тогда берите более дорогую «Автоисторию» или SSM. Но собиратели быстро раскусили этот трюк костромских маркетологов, открутили винты от кабины и получили-таки доступ к двигателю.

Фирмы Classicbus, «Советский Автобус», Ultra Models и Vector-models специализируются на автобусах и к настоящему моменту выпустили сотни разновидностей всевозможных ПАЗов, ЛАЗов, ЛиАЗов, Икарусов и советских троллейбусов. Стоят такие модели примерно от 2 000 до 7 500 рублей, а их сравнению посвящены десятки тем на профильных форумах – многие из собирателей сходятся во мнении, что соотношение цена/качество у Classicbus наилучшее.

Большой ассортимент советских легковушек в 43-м масштабе предлагает китайский бренд IST Models, но почти все они представляют собой улучшенные копии моделей, выходивших в рамках журнальной серии «Автолегенды СССР». Отличия, как правило, сводятся к улучшенной отделке с элементами из фототравления и раскрашенному салону. Качество у моделей IST Models нестабильное (как и у материнского бренда IXO), зато цены умеренные: от 1 000 до 2 500 рублей (раритетные, снятые с производства модели, разумеется, в разы дороже).

Хотите еще дешевле? Тогда берите модельки из серии «Наш Автопром» в картонных коробках – их можно купить даже в «Детском мире» по ценам от 200 до 1 000 рублей. По качеству они мало чем уступают моделям от IST Models (и производятся на той же китайской фабрике), но не имеют элементов из фототравления.

Одна из самых востребованных моделей в сегменте «нашемарок» – это ГАЗ-21 "Волга", но пока что никому не удалось выпустить достаточно достоверную масштабную копию этого автомобиля. Претензии у собирателей есть и к дешевым «журналкам», и к дорогим смоляным моделям от Neo Scale Models, и к не менее дорогой металлической "открывашке" (модели с открывающимися элементами) от Moscow-Tram-Collection. В этом смысле наша 21-я Волга напоминает зарубежный 124-й Мерседес – ни одному производителю масштабных моделей еще не удалось точно передать геометрию его кузова, хотя предпринимались десятки попыток.

Упомянутая выше Moscow-Tram-Collection – одна из нескольких небольших российских фирм, пытающихся занять свою нишу в сегменте эксклюзивных моделей. Увы, получается это не всегда, и некоторые такие фирмы уже канули в Лету (например, Prommodel143 со своими Москвичами): очень сложно найти правильный баланс между ценой и качеством, а собиратель, развращенный изобилием, капризничает, сразу видит все недостатки и не спешит отдавать свои денежки за сомнительный товар.

На данный момент на российском модельном рынке присутствуют десятки нишевых фирм, занимающихся либо конверсиями (улучшением и модификацией) промышленных моделей, либо выпуском собственных машинок, либо и тем и другим. Типичные и довольно успешные примеры: фирма ICV из Санкт-Петербурга (предлагает большой выбор редких модификаций Волг), «Промтрактор» из Челябинска (колесные и гусеничные тракторы), белорусская By.Volk (МАЗы и минские колесные тягачи), украинские TMTmodels (выпустила практически полный ассортимент малолитражек ЗАЗ Таврия), Kherson-Model и «Киммерия» (автокраны и спецтехника), KV Украина (пожарные автомобили), Nik models (огромный выбор конверсий и редких моделей грузовиков, автобусов и спецтехники). Перечислять всех мы не будем, поскольку обязательно кого-нибудь забудем, да и приобрести мелкосерийные модели не так-то просто – ими торгует далеко не каждый интернет-магазин.

Также за кошельки российских собирателей борются десятки фирм, предлагающих запчасти для самостоятельной доводки и улучшения серийных масштабных моделей: шины, бамперы, брызговики, светотехнику, дворники и радиаторные решетки из фототравления, эмблемы и шильдики, декали и молдинги, приборные щитки и педали, зеркала заднего вида, антенны, навесные багажники и прочее. Разумеется, для самостоятельной инсталляции всей этой мелочевки нужны твердая рука, хорошее зрение и навык, которые есть далеко не у каждого собирателя, а потому большинство все-таки предпочитает покупать уже готовые модели.

Коллекционерам сегодня доступны масштабные модели практически всех когда-либо выпущенных в СССР и РФ автомобилей, за исключением самых новых: например, пока еще никто не выпустил копию Лады Весты или рестайлингового УАЗа Патриот, но со временем они, конечно, непременно появятся (к слову, в детских магазинах и отделах игрушек гипермаркетов есть простенькая Веста от китайского производителя Welly, но она, к сожалению, не попадает в 43-й масштаб).

Большинство производителей масштабных моделей сейчас сосредоточено на выпуске всевозможных модификаций и спецверсий – ими собиратели пока не наелись и охотно скупают всевозможные пожарки, скорые, музоровозы, ассенизаторские машины, бензовозы, цистерны/поливалки, автозаки, автолавки, вахтовки и проч. На этом поле еще много незанятых ниш (невыпущенных моделей), но и оно не безгранично, и многие собиратели уже поговаривают о том, что рынок близок к насыщению, а значит, не за горами стагнация. Так что если вы когда-нибудь думали начать собирать коллекцию масштабных моделей отечественного автотранспорта, сейчас наилучшее время, чтобы начать это делать: выбор огромен, конкуренция высока, можно удовлетворить любой каприз – были бы деньги да место для хранения машинок.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
02.08.2018 22:10
Семён Смирнов

Воспроизведение следов эксплуатации называется вазеринг)

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings