Медуза Горгона с полным приводом: советский суперкар АЗЛК-2143

Вы когда-нибудь слышали про отечественный автомобиль марки «Яуза»? Я был одним из первых столичных автолюбителей, кто видел этот АЗЛК-2143 «живьём». Его внешний дизайн произвёл на меня такое жестокое впечатление, будто я увидел своими глазами живую Медузу Горгону. Представьте себе обычный седан с двухэтажными(!) боковыми окнами! Я очень хорошо представляю. Ходовой образец этого чудища сохранился и в настоящее время выставлен в музее.

Мысли о спорткаре

В июле 1994 года мы с двумя друзьями, договорившись с директором Виктором Сергеевичем Вороновым, прорвались в закрытый для обычных посетителей «Музей АЗЛК» возле метро «Текстильщики». Гуляем по круглому помещению, метко прозванному в народе «летающей тарелкой». За рядком привычных глазу «Москвичей» всех поколений неожиданно находим два заботливо укрытых чехлами автомобиля. Мы отлично знаем, что чехлы нельзя снимать. Но это разжигает наше любопытство, и, пользуясь отсутствием обязательных в наше время, но тогда не существовавших видеокамер, нагло лезем под чехлы.

Под первым нас ждёт полное разочарование. Там – американское купе Pontiac Grand Prix года 1988-го. Эту машину в США подарили Генеральному секретарю ЦК КПСС, Президенту СССР М.С. Горбачёву. Он решил доказать всей советской общественности, что, в отличие от своего предшественника Л.И. Брежнева, автомобили он не коллекционирует. Поэтому публично, в торжественной обстановке вручил прекрасный американский подарок Генеральному директору Производственного объединения «Москвич» В.П. Коломникову. Мол, пусть советские конструкторы учатся современному автомобилестроению!

Pontiac Grand Prix SE Coupe '01.1988–91
Pontiac Grand Prix '1988–91

Горбачёв сильно ошибался. Сотрудники Управления конструкторских и экспериментальных работ АЗЛК давно успели подробно изучить более современные и совершенные в техническом отношении иномарки. И Pontiac их не заинтересовал. Тогда автомобили этой модели встречались на улицах Москвы сотнями.

Но под вторым чехлом нас ждал настоящий шок. Вдвоём с другом медленно приподнимаем покрывало со стороны багажника. Сначала видим на месте номера табличку с новым индексом «2143». Интерес вспыхивает. Далее разворачиваем… задок чем-то напоминает SAAB 9000. Вечно у нас всё копируют… Но в следующую секунду видим… машину с двухэтажным боковым остеклением. Нет, ну это точно ни у кого скопировать нельзя! Едва переводим дух.

АЗЛК-2143
АЗЛК-2143

В середине 1980-х годов, к моменту запуска производства новой базовой модели АЗЛК-2141, Главный конструктор ПО «Москвич» Александр Евгеньевич Сорокин расписал «по полкам» все перспективные модели завода. Среди них были минивэн, микроавтобус, седан более высокого класса. Но особое место отводилось новой модели, которая должна была придти на смену АЗЛК-2141. Базовую модель АЗЛК-2143 сразу же заложили не в виде экзотического хэтчбека, а с более привычным кузовом седан.

АЗЛК-2143

Сорокин, дизайнер по специальности, поручил работу над внешним видом опытнейшему художнику-конструктору Марату Антоновичу Елбаеву. Он пришёл на завод в начале 1960-х, его первым экспериментом стал рестайлинг, так называемый «экспортный вариант», Москвич-403ИЭ. Затем Елбаев, возглавляя группу экстерьера, трудился над новыми моделями: Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140, АЗЛК-2141, АЗЛК-2142 и их модификациями. Марат Антонович устал проектировать обычные машины. Он ждал невероятного, невиданного ранее проекта. Например, в одной частной коллекции хранится макет кузова с идеально обтекаемой формой, изготовленный руками Елбаева в середине 1970-х.

Елбаев М.А
Елбаев Марат Анатольевич

А в следующем десятилетии конструкторам кузовов как раз поставили задачу добиться обтекаемости потоками воздуха любой ценой. Считалось, что это резко снизит расход топлива. Одна из теорий тех лет гласила, что этого можно достичь, отказавшись от опускаемых боковых стёкол. Водителю достаточно небольшой форточки снизу, чтобы подать документы инспектору ГАИ или пропуск охраннику стоянки. Вентиляцию обеспечит кондиционер. Елбаев решил сделать кузов с двумя этажами стёкол: верхние установлены стационарно, а на нижнем «втором этаже» расположены как раз те самые маленькие форточки. А остекление пусть разрезает на две части мощный силовой брус. Сорокину эта идея понравилась. Так на свет появились первые макеты будущего АЗЛК-2143, получившего новое название «Яуза».

АЗЛК-2143 три четверти (7)
АЗЛК-2143 сзади

Конструкторам КБ кузовов УКЭР предстояло по мотивам макета разработать первый опытный образец. Ведущим по кузову Сорокин назначил Георгия Викторовича Михайлова. Ему предстояло проектировать остекление совместно с существовавшим в Москве Научно-Исследовательским институтом тонкого стекла (НИИ ТС). Спустя много лет Михайлов признался, что идея «двухэтажных стёкол» не нравилась ему с самого начала. Но он, выполняя приказ Сорокина, уверенно разработал боковины и двери «Яузы». По его словам, он реализовал новейшую идею дверей без фланцев, которую «подсмотрел» у Citroen XM. После развала АЗЛК Георгий Викторович на несколько лет нашел работу и источник средств существования в НИИ ТС. В приватном разговоре Михайлов «признался в нелюбви» к «Яузе» и заявил, что это «единственный проект, за который ему стыдно».

АЗЛК-2143 (11)

Интерьером новинки занимался Константин Борисович Громадский. В начале 1980-х в УКЭР АЗЛК по приказу Министра автомобилестроения СССР В.Н. Полякова взяли на работу смелого «самодельщика» из Ухты Коми ССР А. Кулыгина, автора легендарной «Панголины». Он привёл себе в помощники соседа по гаражно-строительному коллективу (ГСК) Громадского. Но вышло так, что Кулыгин не ужился в коллективе, и быстро был вынужден покинуть завод, а Константин Борисович остался – он мечтал с детства работать в конструкторском бюро автозавода.

Громадзсий К.Б
Громадский Константин Борисович

Интерьер «Яузы» Громадский разрабатывал в модном для начала 1990-х стиле «биодизайна». Отсюда – мягкие дружелюбные обводы руля и приборов, овальные клавиши на кнопке звукового сигнала. Их планировали в расчёте на уже разработанный в УКЭР «многофункциональный руль», не снимая рук с которого, водитель может пользоваться стеклоподъёмниками, магнитолой, климатической установкой, обогревом сидений. Единственный неизбежный компромисс – откровенно не вписывающийся в силуэт приборной панели серийный советский радиоприёмник «Былина».

Полный вперёд

АЗЛК-2143 планировался как автомобиль с продольным расположением мотора по типу АЗЛК-2141, но не с передним, а только с полным приводом. Исключалось применение двигателей УЗАМ и ВАЗ. Мотор, без вариантов, только один – из нового семейства разработки КБ Двигателей АЗЛК (Ведущий конструктор – Виктор Александрович Борисов). Но допускалось применение разных модификаций – бензинового АЗЛК-21414, дизельного АЗЛК-21413 или их вариантов с измененными техническими характеристиками. Прототип «Яузы» построили с мотором АЗЛК-21414 третьей опытной серии.

АЗЛК-2143 яуза

Полноприводную трансмиссию конструировали Д. Дорофеев, В. Новичков, Ю. Степанов и их коллеги под заботливым присмотром опытнейшего заводского специалиста по коробкам передач Льва Исааковича Сморгонского. На много лет раньше Сморгонский начинал как ведущий конструктор полноприводной передачи автомобиля «Москвич-410Н». Для АЗЛК-2143 двигатель и коробку передач понадобилось установить на изменённый, по сравнению с АЗЛК-2141, на 13 градусов угол. Вышел приблизительный аналог трансмиссии немецкого автомобиля Audi Quattro образца 1980 года с автоматически подключаемой муфтой вместо жесткой связи. Такой вариант трансмиссии планировалось внедрить даже в освоенный производством кузов.

Полноприводные АЗЛК-21416 успешно проходили заводские и межведомственные испытания. Забегая вперёд, отметим, что на недолгое время агрегаты аналогичного типа попали на главный конвейер. Их устанавливали в кузова автомобилей «Князь Владимир» и «Иван Калита». Новым машинам 4х4 даже присвоили отдельный индекс АЗЛК-2144. Это доказывает, что разработка была вполне жизнеспособная, а выпуск ничего не мешало освоить.

АЗЛК-2143 три четверти (11)

К сожалению, постройка ездящих своим ходом опытных образцов АЗЛК-2143 совпала с тяжёлым для страны временем. Разваливалось всё: Советский Союз, налаженные десятилетиями экономические связи. Стали недоступными комплектующие, выпускавшиеся в некоторых бывших союзных республиках. АЗЛК «осилил» только один «демонстрационный» опытный образец модели 2143, достроенный в 1993 году. В металле кузов вышел заметно грубее, чем в виде пластилинового макета. Года до 1996-го он ещё считался перспективной моделью, но уже в 1994-м тихо доживал жизнь в заводском музее. По некоторым данным, на том же оборудовании Экспериментального цеха удалось построить ещё 3-4 однотипных машины, только с упрощённым остеклением и с оборудованием салонов, взятым от серийных АЗЛК-2141. Они предназначались для безжалостных ресурсных испытаний и краш-тестов. Судьба этих автомобилей неизвестна, а фотографии пока не найдены.

* * *

А всё-таки, несмотря на шокирующий вид, «Яуза» АЗЛК-2143 мне… очень нравится! Я бы с удовольствием приобрёл такую машину себе, хоть новую в автосалоне, хоть идеально сохранившийся у «заботливого дедушки» «гаражный» экземпляр с маленьким пробегом. И, радуясь, использовал бы хоть сейчас в качестве повседневного транспорта. Жаль, у истории нет альтернативного пути!

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
22.07.2018 15:28
Евгений Тапыев

В профиль напоминает ВАЗовскую "десятку", тоже созданную с влиянием биодизайна, а торпедо и сейчас классное, не хватает только привычного сейчас большого дисплея. А что за пульт с кнопками "Start" и "Set", климат?

6

26.07.2018 18:46
Андрей Чепелев

Может, бортовой компьютер?


14.08.2018 20:39
srgff

-что это за "больной" дизайн был с форточками вдоль, у наших рисовальщикоф машын?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings