Многоножки: редкие многоосные ракетные шасси в СССР

5915 0 0
Эта статья посвящена наиболее редким и интересным многоосным автомобилям-шасси для несения различных ракетных систем, которые в СССР разрабатывали с начала 1960-х годов. В отсутствие сведений о зарубежных аналогах, практически все эти машины являлись плодом интуитивного творчества советских инженеров. В результате в конструкции ряда «неполноценных» образцов проступают нотки кустарности и самодеятельности, которые со временем превратились в научно-обоснованные постулаты теории создания новых носителей стратегических систем.

Прототипы пяти- и шестиосных шасси

В 1960-е наиболее оригинальным поисковым направлением проектирования многоосных шасси являлось применение редчайшей пятиосной компоновки с несимметричным расположением ведущих мостов. При небольшом сокращении массы автомобиля эта схема стала причиной снижения проходимости, повышения ударных нагрузок на раму и перегрузки среднего моста. Замыкает эту категорию первое советское шестиосное шасси, создатели которого ясно предвидели будущее советских ракетовозов, но переборщили с его сложностью.

Пятиосное спецшасси ММЗ-560У (1963 г.)

Совсем недавно мы рассказывали о четырехосном шасси ММЗ-560 для зенитно-ракетного комплекса «Оса». Теперь речь пойдет о его старшем брате — экспериментальном пятиосном полноприводном корпусном спецшасси ММЗ-560У конструкции Мытищинского машиностроительного завода, которое считается первой советской военной машиной с редкой колесной формулой 10х10.

Полноприводное пятиосное шасси ММЗ-560У (из архива В. Коровина)

Полноприводное пятиосное шасси ММЗ-560У (из архива В. Коровина)

Как и первый вариант, плавающее шасси ММЗ-560У снабжалось задним 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией с отводом мощности на бортовые редукторы и два гребных винта. Его планировалось использовать как пусковую установку зенитных комплексов «Круг» и «Куб», но после сравнительных испытаний военные выбрали для них гусеничную ходовую часть.

Пятиосное шасси МАЗ-547 (1967–1968 гг.)

В одной из следующих статей мы расскажем о первом советском стратегическом ракетном комплексе «Темп-2С» на полноприводном шестиосном шасси МАЗ-547А (12х12). Тут же напрашивается вопрос — куда подевался первый вариант МАЗ-547 (без буквы А в маркировке), о существовании которого до сих пор не затихают споры, и о котором автору ничего не смог прояснить даже будущий главный конструктор МЗКТ?

Проектирование этой машины началось в марте 1966 года, а по настоянию военного заказчика для упрощения и удешевления за основу будущего шасси был выбран автомобиль МАЗ-543 (8х8), к которому добавили средний неведущий мост. Так появился первый советский неполноприводный пятиосный вариант МАЗ-547 (10х8), уникальный по концепции, но неприспособленный к военной службе.

Реконструкция пятиосного шасси МАЗ-547 со средним неведущим мостом

Реконструкция пятиосного шасси МАЗ-547 со средним неведущим мостом

Уже в ходе проектирования конструкторы столкнулись с несоответствием грузоподъемности шасси и массы ракеты, которую на него собрались водрузить. Для облегчения ее установили в стеклопластиковом контейнере, на который для поддержания заданной температуры нанесли толстый слой легкого теплоизолирующего пенопласта. Из-за многочисленных недоработок ракеты имели двойное и даже тройное дублирование, что привело к их утяжелению до 40 с лишним тонн, под которые пятиосное шасси совсем не годилось.

Автомобиль МАЗ-547 с установщиком противоракеты на пусковой стол

Автомобиль МАЗ-547 с установщиком противоракеты на пусковой стол

Подробных сведений и изображений МАЗ-547 не сохранилось, но существует его единственная фотография в качестве транспортно-установочной машины ракеты дальнего перехвата первой опытной системы противоракетной обороны С-225.

Секретное шестиосное «Изделие 103» (1966 г.)

(Фотографии из архива НИИЦ АТ)

Приобретя солидный опыт проектирования и испытаний четырехосных машин И-210 и И-21-15, 21 НИИИ приступил к созданию уникального шестиосного 22-тонного автомобиля-шасси И-103 («Изделие 103») с колесной формулой 12х12. Единственный образец был собран в 1966 году на Опытном заводе № 38. Его главной новинкой стал 300-сильный дизельный двигатель УТД-20 V6, но в остальном конструкция машины не отличалась от предыдущих версий: несущая хребтовая рама, независимая торсионная подвеска, механическая коробка передач и одноместные боковые кабины с внешними гофрированными панелями.

Единственный образец шестиосного автомобиля-шасси «Изделие 103»

Единственный образец шестиосного автомобиля-шасси «Изделие 103»

«Изделие 103» имело все шансы стать реальной основой будущих ракетных систем, но его высокая проходимость и устойчивость, показанные на испытаниях, и решение о постановке машины на производство так и не смогли перевесить мнения важных персон о сложности и ненадежности столь нетрадиционной конструкции.

original-39-_5-6-7_html_3b706760 original-39-_5-6-7_html_78f2ee9a
Испытания шестиосного автомобиля И-103 на полигоне 21 НИИИ

Пятиоски нового поколения

Какой бы нетрадиционной и опасной ни оказалась пятиосная компоновка, в 1980-е годы, когда общая схема многоосных военных шасси уже сформировалась, при создании новой техники конструкторы вновь решили поэкспериментировать с нечетным количеством мостов. Для Брянского автозавода это были пробные удлиненные версии четырехосных машин, для МАЗа выпуск такой техники диктовали параметры новой ракетной системы, а впоследствии завод еще раз обратился к более совершенным «пятиоскам».

Прототип 520-сильного пятиосного шасси БАЗ-69481М с открытым корпусом

Прототип 520-сильного пятиосного шасси БАЗ-69481М с открытым корпусом

БАЗ-69481М (1987 г.)

(Фотографии из архива НИИЦ АТ)

В рамках работ по четырехосной серии БАЗ-6948/69481 на Брянском автозаводе построили два пробных образца уникального неполноприводного пятиосного автомобиля-шасси БАЗ-69481М (10х8) с индексом «Вощина». В нем сочетались два оригинальных для советского и мирового автомобилестроения поисковых решения: несимметричная компоновка с пятью парами колес и только четырьмя ведущими, а также прочный негерметизированный сварной несущий корпус, сходный с конструкциями для плавающих машин.

Автомобиль БАЗ-69481M со средним неведущим мостом и высоким корпусом

Автомобиль БАЗ-69481M со средним неведущим мостом и высоким корпусом

В отличие от предшественника БАЗ-69481, новый 19-тонный вариант снабжался третьим неведущим мостом, который вместе с двумя штатными ведущими осями образовывал заднюю трехосную тележку, выдерживавшую повышенные нагрузки. Увеличение массы машины привело к установке двух более мощных 260-сильных двигателей КамАЗ-740 и узлов ходовой части. В 1987 году БАЗ-69481М проходил приемочные испытания, но из-за ненадежности узлов и плохой проходимости не получил одобрения военных.

Испытания шасси с оснащением транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга»

Испытания шасси с оснащением транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга»

В то же время проходило проектирование оперативно-тактического комплекса «Волга» для замены системы «Темп-С». Его пусковую и заряжающую установки планировалось разместить на двух машинах БАЗ-69481М с высокими цельнометаллическими кузовами, прикрытыми брезентовыми полотнищами. Из них успели собрать только транспортно-заряжающую машину: с подписанием Договора о ликвидации РСМД все работы по комплексу «Волга» и по шасси пришлось прекратить.

МАЗ-7929 (1989–1991 гг.)

(Фотографии из архива МЗКТ)

Своим появлением 35-тонное шасси МАЗ-7929 (10х8) обязано трудностям при разработке компактного ракетного комплекса «Курьер». Сначала его планировали установить на четырехосное шасси МАЗ-7909, но в процессе работы возросшая масса ракеты заставила перейти на более грузоподъемную колесную основу. Ею стал пятиосный 420-сильный МАЗ-7929, на котором впервые появилась вынесенная вперед моноблочная кабина с внешними стеклопластиковыми панелями.

Опытное пятиосное шасси МАЗ-7929 с предпоследним неведущим мостом

Опытное пятиосное шасси МАЗ-7929 с предпоследним неведущим мостом

Несмотря на недостаточную проходимость, завод «Баррикады» смонтировал на нем макетный образец установки «Курьер», который на испытаниях был принят за основу окончательной версии с дальностью поражения 11 тысяч километров. Ее испытания были намечены на лето 1992-го, но в октябре предыдущего года М. С. Горбачев успел подписать Договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-1, что привело к приостановке до лучших времен всех работ по теме «Курьер».

Эскиз компактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер»

Эскиз компактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер»

В последующие годы на Минском заводе колесных тягачей собрали новое пятиосное армейское шасси МЗКТ-79292, которое стало полноприводным и получило 500-сильный дизель и гидропневматическую подвеску.

Пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-79292 (1010). 2006 год

Пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-79292 (10х10). 2006 год

Счастливые семиоски для «Тополя»

На военных парадах в Москве вряд ли кто обращал внимание, что мобильной основой межконтинентального ракетного комплекса «Тополь» является семиосное шасси с необычной колесной формулой 14х12, уникальное как для советской, так и мировой военно-автомобильной промышленности.

В середине 1970-х, когда начались работы по автомобилям-шасси для этого комплекса, специалистам СКБ-1 приходилось решать задачи, не разработанные даже в теории. С главной компоновочной проблемой они столкнулись при проектировании первого неполноприводного шасси МАЗ-7912 с нечетным количеством мостов, но с успехом с ней справились. В 1985-м по этой же схеме построили модернизированный вариант МАЗ-7917, находящийся на вооружении РВСН до сих пор.

Шасси МАЗ-7912 со средним управляемым неведущим мостом (из архива НИИЦ АТ)

Шасси МАЗ-7912 со средним управляемым неведущим мостом (из архива НИИЦ АТ)

original-39-_5-6-7_html_579c1328

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-Т» на шасси МАЗ-7912

Уникальное и смелое решение о применении нечетного количества опорных мостов было продиктовано требованиями снижения массы машины, ее упрощения и сохранения высокой подвижности ракетной установки на различных видах дорог. Учитывая, что ракетный комплекс перемещался лишь по «бетонкам» мест дислокации и ровным грунтовым трассам, вопросы проходимости и сильных ударных нагрузок на элементы шасси теряли свою актуальность.

1 / 3
Семиосное шасси МАЗ-7917 для второго поколения комплексов «Тополь» (из архива НИИЦ АТ)
2 / 3
Пусковая установка «Тополь» на предстартовом обслуживании (из архива НИИЦ АТ)
3 / 3
Установка «Тополь» в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

Таким образом, несимметричная схема, точно рассчитанная и впервые в мировой практике использованная осмысленно, ограничилась установкой достаточно простого и прочного среднего неведущего управляемого моста с двумя односкатными колесами и увеличенным ходом подвески. В момент преодолевания невысоких неровностей на короткий момент на него приходилась вся боевая масса машины, хотя по расчету конструкторов мост выдерживал тройную нагрузку, то есть, свыше 300 тонн.

Подробнее о мобильных ракетных системах «Тополь» читайте в следующих статьях.

На заглавной фотографии — пятиосное 520-сильное шасси БАЗ-69481М с высоким корпусом для транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга» (из архива НИИЦ АТ).

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

48550 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1820 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8627 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3683 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2988 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15133 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172507 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

74843 5 3
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60845 37 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22479 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16462 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10261 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34884 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10626 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9102 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388823 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261162 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75039 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?