Мой любимый Голиаф – верный друг, Москвич-2140

Сколько себя помню, меня всегда тянуло к автомобилям. Мой отец был профессиональным водителем и часто брал с собой покататься. Поэтому можно смело сказать, что я вырос в автомобиле. В три годика я уже прекрасно знал, какие для чего педали и рычаги и что нужно, чтобы автомобиль двигался. В 10 лет сносно сам вел машину, а в 12 меня можно было назвать неплохим водителем.

Все время мечтал о своей машине и профессии, связанной с автомобилями, но выбрал авиационное приборостроение (из меркантильных соображений, ибо в нашем городе был лишь этот профильный ВУЗ). Закончив институт, записался на курсы водителей и получил права. Учась в ДОСААФ, ездил на ВАЗ-21011 и Москвиче-412. Ничего плохого не могу сказать про Жигули, но Москвич мне понравился больше, за его высокую посадку, за эргономически проработанное место водителя, за какой-то необъяснимый уют в салоне.

Первый опыт

В 1981 году мечта сбылась – мы купили Москвич-2140, простояв в очереди два с половиной года. И сразу же первая неисправность: не включается задняя передача. Точнее, она включалась, но стоило отпустить сцепление и чуть дать нагрузку, и её выбивало. По гарантии обращаться не стали – большая очередь, решили с отцом ремонтировать сами.

Сняли коробку передач, разобрали и увидели, что зазор между шлицами на валу и шлицами вилки, которая надевается на этот вал, слишком велик (явный брак). Из-за этого вилка загоняла промежуточную шестерню на основную всего лишь на четверть, и под нагрузкой её выбивало из зацепления. Что делать, ведь запчастей в магазине не купить…. Отец подумал и говорит: “Надо подогнуть вилку ближе к основной шестерне, чтобы выбрать этот зазор”. На глаз прикинул насколько нужно подогнуть, и при помощи паяльной лампы и кувалды мы это сделали. Москвич прослужил нам 21 год, но с тех пор больше ни разу не приходилось ремонтировать коробку передач, и нареканий на её работу не было. Я был восхищен смекалкой отца и его прекрасным знанием устройства автомобиля, и решил во что бы то ни стало так же изучить его.

UIfK1BxLr1U.jpg



Купил учебные цветные плакаты по устройству Москвича, книгу “Устройство автомобилей” и углубился в изучение. Практиковаться начал с простого – ремонт проколотых шин, к тому же, это приходилось делать довольно часто. Научился разбортировать колеса при помощи штатного домкрата, вулканизировать камеру, отремонтированные колеса балансировать на ступице переднего колеса.

И вот однажды наехал на стеклянную бутылку и прорезал почти новую покрышку. Камеру-то я отремонтировал, а вот что делать с покрышкой, в которой зиял порез в три сантиметра? Купить новую в то время было почти нереально. Поступил таким образом; от старых кирзовых сапог отрезал голенища и разрезал их вдоль, вложил в покрышку так, чтобы они в два слоя перекрыли порез. Аккуратно собрал, накачал, отбалансировал, поставил колесо назад (если лопнет – не так опасно), сделал пробную поездку – всё хорошо. Так и ездил, пока она не стала лысой.

При любом удобном случае пользовался машиной, а если случая не было, то просто сидел в ней и слушал радио. Привык к Москвичу настолько, что он стал как бы продолжением моих рук и ног. Я стал воспринимать его как живого. Он представлялся мне юнцом-крепышом, закадычным другом. Однажды, занимаясь с машиной, я придумал имя – Голиаф, и стал называть его так про себя.

Как настоящий друг, он прощал мне многое: оплошности, некорректное обращение и даже грубость. Не прощал лишь глупость и дурость. Когда создал свою семью, машина тут же стала полноправным ее членом. На нее в семейном бюджете всегда отводилась определенная статья, и она всегда была в центре внимания.


8e53c02s-960.jpg



Улучшайзинг

Наконец, автомобиль я изучил настолько, что стал решаться вносить некоторые усовершенствования в его конструкцию. Переточил, уменьшив диаметр, приводной шкив помпы для увеличения скорости циркуляции охлаждающей жидкости. В результате печка зимой стала лучше греть, а летом в жару реже перегревался мотор.

Однажды двигатель стал отказываться работать на холостых оборотах и неохотно заводиться. Вскрыл карбюратор… В поплавковой камере в бензине плавает мелкая взвесь ржавчины, а внизу катаются капли воды. Карбюратор почистил, а чтобы впредь этого не повторилось, поставил от дизеля фильтр тонкой очистки топлива с отстойником. В карбюратор больше не заглядывал, периодически лишь сливал из отстойника воду. Еще установил самодельное многоискровое электронное зажигание, после чего автомобиль стал заводиться в буквальном смысле с пол-оборота. Два раза пришлось перебирать редуктор заднего моста после очередного буксования, ибо заезжал туда, куда владелец Жигулей никогда не решится.

Как-то после ночного дождя поехали за грибами. Лес от трассы отделяло поле с кое-где проросшим кустарником. Съехал с трассы и, выбирая места с наибольшим количеством травы, объезжая ямы, потихоньку, не сбрасывая газ и скорость, проехал в лес. Набрали грибов, возвращаемся... Картина маслом: три Жигуля буксуют в начале проложенной мной колеи. Так же осторожно выехал на трассу. Видели бы вы восхищенно-удивлённые глаза тех водителей и их спутников!

Так вот, о редукторе… При длительном буксовании срезает штифт крепления пальца в корпусе из-за подклинивания одного из сателлитов, которые вращаются на этом пальце, и он, обретя свободу, начинает крушить шестерни. Узнал, что у Жигулей такой проблемы нет. Сделал у себя примерно так же. Не стал крепить палец штифтом, а зафиксировал его сверху и снизу, чтобы он просто не выпадал из корпуса, при помощи двух металлических пластин и четырех винтов. Больше проблем с редуктором не было.


plgxpwxLYoo.jpg



В журнале “За Рулем” как-то прочитал статью, как можно самостоятельно отремонтировать и отрегулировать распределитель зажигания – его работа давно вызывала у меня нарекания. Разобрал, почистил, отрегулировал пружинки. Хотел смазать подвижную пластину вакуумного корректора угла опережения зажигания, но вспомнил про отверстия в корпусе, через которые на смазку налипнет пыль и со временем заклинит пластину. Вместо смазки из тонкой фторопластовой плёнки вырезал прокладку-подшипник и положил под неё. Обратил внимание на ограничители перемещения грузиков – логически размышляя, они должны перемещаться на больший угол! На свой страх и риск расточил надфилем ограничители. Собрал, завел – двигатель заработал ровно, устойчиво и без дерганий, как бывало раньше.

Зашел сосед по гаражу, долго смотрел на работающий двигатель и сказал: «Впервые в жизни вижу, чтобы у Москвича так ровно работал мотор». При поездках за город обнаружил ещё нечто новое: после 90 км/час у двигателя будто открывалось второе дыхание, он начинал тянуть ещё интенсивнее и секунд через пять клал стрелку спидометра на упор. Теперь обгоны превратились в сплошное удовольствие! После этого несколько раз поступали предложения от водителей, которых обогнал, продать им машину. Но денег на новую все равно не набиралось, да и, как говорится в присказке, «такая корова нужна самому».

Спаситель семейства

Наступили «лихие девяностые». С работы отправили на месяц в административный отпуск, затем на три месяца, потом ещё на полгода... Как жить, чем кормить семью? Поехал «таксовать» или, как тогда говорили, «бомбить». Почти год, изо дня в день, практически сутками, я проводил в машине. Даже обедать (если легкий перекус можно так назвать) и ужинать приходилось в машине, чтобы не пропустить какого-нибудь клиента.

За все это время я ни разу не почувствовал, что у меня затекли руки, ноги или онемела спина – всё это благодаря отлично организованной посадке за рулём. Машина так же безропотно переносила все тяготы. Не капризничала, не ломалась, как будто тоже понимала сложившуюся ситуацию, и даже однажды спасла от аварии.


bmE-Ae_maxI.jpg



Попались клиенты, которых надо было отвезти в соседний город (90 км туда и столько же обратно). Отвез, возвращаюсь один. Дорога ровная, прямая, встречных машин нет, монотонно шуршат шины, монотонно урчит двигатель… и я заснул. Проснуться заставил удар в нос, рулем. Спасибо, Голиаф, что продолжил движение прямо, что ударил меня, как следует, на первой же кочке.

Расставание

Время шло и брало своё, машина старела. Компрессия практически стала равной нулю, но двигатель по-прежнему заводился с пол-оборота, и расход масла укладывался в норму. Конечно, его можно было отремонтировать и ездить, но в голове уже крутились мысли о покупке новой машины. Решил сэкономить – не делать ремонт.

Настал день продажи. На объявление откликнулись два пацана, женщина и мужчина. Отдавать машину на растерзание пацанам или женщине мне было жалко, выбрал мужчину. Он оказался водителем автобуса. Осмотрев машину и сделав пробную поездку, сразу согласился на покупку. Даже не стал торговаться со мной по поводу цены (несколько выше рыночной). После продажи все пытался отыскать её глазами в потоке машин – не встретилась.


w5rN6LoBjDo.jpg


И вот прошло уже много лет, но иногда он еще снится мне, мой старый, добрый, верный Голиаф – Москвич-2140.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

70.png
71.png

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
08.07.2015 19:43
Евгений

Вот всегда так: "Москвичисты" не преминут съехидничать в отношении Жигулей.:) И наоборот.:)))


08.07.2015 19:43
Евгений

Вот всегда так: "Москвичисты" не преминут съехидничать в отношении Жигулей.:) И наоборот.:)))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings