Читайте также

Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

31160 12 0
Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе пытаемся запустить «музыку» из автомобилей эпохи развитого социализма.
 

В прошлый раз в статье про автомобильные ретро-гаджеты мы исследовали «собрание» неизвестного радиомастера, найденное на стеллажах в давно закрывшейся мастерской. В этот раз на нашем рабочем столе – аппараты, поступившие из нескольких источников. Поддержав начатую тему, родня и знакомые снесли автору собственные раритеты, найденные дома на антресолях, в гараже или даже в торпедо старой заброшенной машины, доживающей век в углу двора. Некоторые гаджеты оказались неожиданными даже для привлеченных в качестве экспертов шоферов-ветеранов. Страшно подумать, что еще у нас можно найти, если задаться целью и раскинуть сеть пошире…

1. Первая советская автомагнитола АМ-301

АМ_301_IMG_6617

Редкий даже для своего времени представитель музыкальной – а скорее все же автомобильной – культуры прошлого века. На пожелтевшей этикетке цена – 264 руб., на металле корпуса выбита дата выпуска – 09.1971! Верится с трудом – ведь это ж только год как «двадцать первую» Волгу перестали выпускать! Кстати, с датой неувязочка: историки автозвука называют дату начала выпуска первой отечественной автомобильной магнитолы АМ-301 как 1974 год. Но не верить нашим запечатленным в металле цифрам мы тоже не можем…

АМ_301_IMG_6681 АМ_301_IMG_6689

Это был настоящий предмет роскоши – автомобильная кассетная магнитола! Стоила немалых денег (по тогдашнему курсу – около $400!), свободно на прилавках не лежала, услышать ее можно было из окон только самых шикарных машин – Волг и Жигулей-«троек».

По размерам и дизайну видно, что АМ-301 придумали в пору, когда у нас еще не знали стандартных форм-факторов 1DIN и 2DIN, а монтировали головное устройство аудиосистемы зачастую путем подвески под торпедо. Впрочем, поначалу только в Волге ГАЗ-24 наша магнитола и могла поместиться в гнездо торпедо.

Впечатляющие подробности: приятные на ощупь резиновые ободки ручек настройки и громкости и мягкая упругость последней в крайних положениях – чтобы ненароком не сломать резистор, выкрутив ручку до упора. Поскольку мощность усилителя равнялась всего лишь 2,5 ваттам, следует думать, что «на полную» регулятор громкости ставили часто.

АМ_301_IMG_6698

Естественно, мы поколдовали с обезличенной проводкой и попытались запустить эту роскошную вещь в действие. Тюнер пребывает в не лучшем состоянии: на длинных и средних волнах ничегошеньки поймать не удалось, а на ультракоротких наш АМ-301 смог «перехватить» целых два телеканала. Сразу оговоримся, что радиостанций, вещающих в «советском» диапазоне УКВ, в регионе, где мы проводили испытания «ветеранов», просто нет.

АМ_301_IMG_6624

Несмотря на возраст, наш «подопытный» оказался не так уж прост. Настроить станции реально помогает кнопка АПЧ (автоматическая подстройка частоты), о выбранном режиме – радио или магнитофон – сигнализируют зеленые лампы. А из описаний в архивах коллекционеров аудиоустройств мы узнали, что в первой советской магнитоле применены несколько, как тогда говорили, интегральных микросхем!

АМ_301_IMG_6626

«Лентопротяжка» данного экземпляра за тридцать лет жизни явно подустала. Но устроена она по-взрослому: кассета втягивается электроприводом, головка и валы к ней так же подводятся отдельным сервомоторчиком. И моторчик этот при введении кассеты в щель у нас начинал работать, но привод в целом, увы, втащить кассету на ее место ни разу не смог. Что ж, простительно для ветерана отечественного автозвука.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

 2. Чисто «Восьмерка»: радиоприемник Былина-315-08

Тут никаких загадок, поскольку изделие попало к нам буквально «в упаковке» – в совершенно новом виде и в полной комплектности. Повреждения имеются только на книжке-инструкции (уж извините за натурализм – погрызана мышами или какими-то не менее злыми насекомыми). Дата выпуска в гарантийном талоне – 27 августа 1991-го – тревожные были дни, но все заводы еще работали без проблем.

1 / 2
2 / 2

Индекс 08 в названии означает модификацию для ВАЗ-2108 («девятки» появились в продаже позже, поэтому индекс именно такой). Были еще комплектации для «шестерок», Волг и «сорок первых» Москвичей. Отличия – в типоразмерах динамиков и в их количестве, а также в некоторых крепежных деталях, посредством которых аппарат фиксируется в торпедо.

Былина_IMG_6759

Дело вообще-то в том, что многие советские модели автомобилей с завода комплектовались радиоприемниками беспорядочно: радио в конкретном экземпляре могло быть, а могло и отсутствовать – с соответствующей коррекцией цены, естественно. Поэтому производители радиоаппаратуры часто создавали модификации своих изделий для установки их в различные автомобили, как теперь говорят, aftermarket, ведь единого размерного стандарта наподобие немецких 1DIN и 2DIN у нас тогда не было.

Былина_IMG_6712

…В слегка отсыревшей коробке нахожу собственно приемник и сразу два динамика! Еще кое-что по мелочи: запасные предохранители, лампочка, моток провода для прокладки через весь салон к штатным местам громкоговорителей (они у первого поколения семейства 2108 были в задней полке). В отличие от модификаций «Былины-315» для Волг и «шестерок», никаких пластин и угольников нам не полагается – у «восьмерки» все детали крепления уже имеются в торпедо.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Внешне приемник симпатичный и по дизайну вполне соответствует стилю интерьера первых «восьмерок»/«девяток». Правда, при обращении с милыми скругленными кнопками и ручками настройки возникает дешевое пластмассовое ощущение. Впрочем, вспоминаю царство таких же пластмассовых реакций в салоне «восьмерок» и успокаиваюсь насчет «Былины»: все нормально, по-другому тут и не нужно.

Былина_IMG_6737

Когда мы подключили новенькое радио к питанию, сразу засветилась янтарной подсветкой шкала. В диапазоне ультракоротких поймали две телевизионные программы, больше ничего здесь найти толком не удалось – современный развлекательный эфир, как известно, едва ли не целиком сместился в верхний УКВ-диапазон, а у нашей 315-й он все еще по-советски нижний.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

К слову, на момент, когда был выпущен наш экземпляр, уже существовала экспортная модификация «Былины-315-08Э» – ведь ВАЗ-2108 вовсю поставлялись за рубеж. Так вот у экспортного варианта была возможность принимать привычное нам сегодня FM-вещание на частотах 88–104 МГц (почему-то до стандартных 108 МГц конструкторы все-таки не дотянули). А вот короткие волны порадовали, тут сразу три мощных передачи: сводки новостей на румынском и английском плюс восточные мелодии.

Былина_IMG_6745

Динамики, правда, не ахти, что по виду, что по звучанию – каково было водителю их, установленные в корме, через всю машину слушать?

3. Магнитофон Иж-302

Мотоциклы Иж – знаем. Автомобили Иж – знаем. Даже ружье Иж знаем. А магнитофон Иж – нет, не знаем. Поэтому автор лично не устоял однажды перед соблазном потрогать такое чудо руками… И купил данное изделие на интернет-аукционе в одном отдаленном регионе, организовав пересылку через две государственные границы.

ИЖ_IMG_6961

Затраченные усилия оправдались: я извлек из посылочной коробки едва ли не новенький кассетник. Первая проверка: самый слабый узел любого советского кассетного магнитофона – замок крышки кассетного узла. Работает! А помнится, в детстве у многих товарищей эта крышка постоянно торчала в открытом состоянии.

ИЖ_IMG_6852

Модель относится лишь к третьей группе сложности (высшая – нулевая, низшая – четвертая), но внешне выглядит очень добротно. Например, великолепные хромированные клавиши сделаны из пластмассы.

ИЖ_IMG_6893

Уместно сказать, что малоизвестный «маг» Иж-302 как две капли воды похож на популярную в СССР в 1980-е годы «Электронику-302», отличия только в шильдике. Ничего удивительного, ведь тогда это называлось унификацией: выпускались телевизоры-клоны, радиоприемники-клоны и прочее.

ИЖ_IMG_6885

Откуда «автомобильно-мотоциклетное» имя у бытовой аудиотехники? Да вот как раз оттуда – с Ижевского мотозавода! В 1982 году по обязательной для советских предприятий программе производства товаров народного потребления удмуртские мотоциклостроители начали выпуск магнитофонов.

ИЖ_IMG_6904

Включить Ижа нам долго не удавалось, поскольку конструкторы организовали в нем оригинальную схему питания. Сетевой адаптер 220/9 вольт не встроен внутрь, а вставляется в отсек для батареек. Мне этого устройства продавец не прислал, поэтому пришлось покупать 6 «больших» круглых батареек. Нажимаю клавишу «Пуск» (никаких Play или Stop – все по-русски!), прибавляю громкость, слышу легкий шелест из динамика, рокот моторчика – магнитофон жив! Но кассета с карандашной надписью «Итальянцы» не крутится. Увы, резиновые пассики лентопротяжного механизма за тридцать лет стали трухой, а упругий прижимной ролик представляет собой теперь черную массу, намертво прилипшую к тон-валу и нещадно испачкавшую мне пальцы.

1 / 2
2 / 2

Как ни странно, в ближайшем радиоателье запросили на ремонт всего три дня и смешную сумму денег. Когда-нибудь я обязательно выделю и то, и другое – и тех итальянцев мы еще послушаем…

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

4. Магнитола Munchen

Вообще-то, это изделие должно называться Ferrari – именно под таким амбиционным именем продавалось на авторынках большинство простецких магнитол в начале 1990-х. Стоили недорого, работали недолго, излучали из маленьких комплектных колонок дребезжащий пластмассовый звук.

Ferrari_Munchen_IMG_5444

Для постсоветского потребителя это были первые уроки его величества Рынка: во-первых, не все золото, что блестит, во-вторых, скупой платит дважды. Привыкшие к совковой добротности и консервативности граждане, еще не оправившись от эпохи дефицита, клевали на доступность и внешнюю привлекательность таких Ferrari и им подобных. И были в шоке от их примитивизма и недолговечности.

Ferrari_Munchen

Как раз тогда я впервые услышал слово «одноразовый» применительно к «технически сложным товарам длительного пользования». Но, тем не менее, покупали такие магнитолки вполне активно: массово появляющиеся на рубеже 1980-90-х новомодные FM-радиостанции работали в верхнем частотном диапазоне УКВ (88–108 МГц). А эти частоты не «ловили» имеющиеся у большинства автолюбителей стандартные радиоприемники отечественных марок (их диапазон – 66–74 МГц).

Ferrari_Munchen_IMG_6614

Но все познается в сравнении: с точки зрения сегодняшнего небогатого потребителя наш Munchen выглядит не так уж плохо. В отличие от нынешних китайских подделок, ширпотреб девяностых отличается большей основательностью конструкции. Металл явно толще, чем нужно для того, чтобы магнитола не звенела и не изгибалась под своей тяжестью; пластик лицевой панели тоже внушительный, да и с виду не самый дешевый. Имеются предупредительные наклейки, подсказки касательно назначения гнезд – и ни одной сакральной надписи Made in China! Впрочем, Made in Japan, которой грешили кустари 1990-х, тоже нет.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Мы подключали этот аппарат к 12-вольтовому аккумулятору. Радио – просто восторг! Вот она, великая сила частотной модуляции! Четкий уверенный прием всех мыслимых и немыслимых в городке (где проходил тест) FM-радиостанций, достаточно мощный усилитель, от которого «запирались» даже 5-ваттные динамики, и в качестве бонуса – классический для конца ХХ века красный светодиод. Здесь он визуально подтверждает максимальную точность настройки на станцию.

Ferrari_Munchen_IMG_5453

Для непосвященных скажу, что у приемников с ручной механической настройкой качество приема зависит от того, насколько точно пользователь остановил ручку настройки на нужной волне. Загоревшийся индикатор помогает понять этот момент. Кассета МК-60-6 1992 года выпуска, которую мы нашли внутри Munchen”а, неожиданно заиграла. Чуть-чуть затягивая звук, она поведала нам о пахнущей снегом наволочке, упавшем на Москву небе и зеленом огоньке позднего такси. Кассета чуть поскрипывала, динамик трещал при регулировке, ярким пятнышком горел теперь уже зеленый светодиод…

***

Рискую показаться сентиментальным, но скажу, что ради такого ностальгического момента стоило затевать всю эту возню со сбором гаджетов, коммутацией безымянных проводов, поиском динамиков и настройкой антенны. Слушать старую музыку прошлого века из соответствующей аппаратуры – это совсем не то же самое, что включить Modern Talking в формате mp3.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Статья класс! Как в молодость окунулся!...

Отличная статья! Большое спасибо за труд!

Антон Глухов

Был ИЖ-302 1 В 1 но назывался "романтик".

viktorgolyatkin

Всплакнул...

Отцовская "былина" в Москвиче и т.д...

P.s.
Афтар, пиши исчо.
От души...

Интересный обзор. У меня был ИЖ-302, а затем еще производили ИЖ-303, ИЖ-305, ИЖ-306 (двухкассетник).
А вот мотозавод, который их производил, никакого отношения к мотоциклам не имел.
А магнитофонное производство одним из первых превратилось в торгово-офисный центр.

id175437357

"А магнитофонное производство одним из первых превратилось в торгово-офисный центр."
- И слава Богу. что производство явно устаревшей техники прекратили. а вместе с ней и наглый отъем денег у небогатого населения, за посредственного качества полукопии устаревшей иностранной продукции на устаревшей советской элементной базе.

Евгений Тапыев

Сперва не поверил, что в начале 70х была электрифицированная загрузка кассеты, но оказывается, так и есть, в АМ-301 кассета загружается именно отдельным сервоприводом! Выгрузка кассеты также не простая, кнопка "Стоп" чисто электрическая. Фактически, получается ЛПМ с автоматизированным управлением, максимально упрощенным для пользования на ходу - минимум органов управления и минимальные усилия на них.
Из детства помню более позднюю АМ-302, у неё ЛПМ был проще, с чисто силовым управлением, но в то же время с перемотками. Кассета вставлялась длинной стороной, для её фиксации и включения режима воспроизведения требовалось немалое усилие, за перемотки и выброс кассеты отвечал общий рычаг-джойстик.

Сергей Шабалин

А в 1971 году кассеты то в союзе были?

Андрей

За 71-ый сказать не могу, но сам впервые кассетник и кассеты увидел в 72-м. Были в гостях у друзей моих родителей, которые только приехали из загранкомандировки. Что меня, мальчишку, тогда поразило из обилия импортной техники у них в квартире, так это кассетник Панасоник и компакт (как их тогда называли) кассеты. 😉 Кассетник был простенький, моно, но очень удивило, когда мы с отцом как-то зашли в комиссионку на Шаболовке (был там специальный комисс для импортной техники) пару лет спустя, так там аналогичный (на мой взгляд, конечно) майфун Панасоник продавался за 370 (если память не изменяет) рублей - очень большие деньги по тем временам.

На "толкучках" в Бооольшом дефиците...

Андрей

Прочитал с удовольствием. Ностальгия!
Вот только не совсем понял, как автор все время на радиоприемник ловит телевизионные каналы. Или только звук от телеканалов?

Георгий

только звук, на современных радиоприемниках это "АМ", а на старых "КВ" диапазон. когда один в поле несколько суток, милое дело послушать такой "телевизор"

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
В поисках утраченной спортивности: стоит ли покупать Honda Accord VIII за 750 тысяч рублей

Honda Accord в седьмом поколении заработала имидж автомобиля стильного и интересного, да к тому же с претензией на динамичность. Восьмое поколение добавило модели еще и статусности за счет ощутимого увеличения габаритов,…

1126 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Great Wall Safe

Great Wall Safe — из того первого поколения китайских машин в России, про которое слагали легенды: будто разваливались они прямо на ходу в 100 метрах от дилерского центра, а внутри нестерпимо воняли ядовитым фенолом. А…

912 0 0
Статьи / Финвопрос
Огласите весь список! Какие автомобильные бренды на самом деле поддерживает Правительство РФ?

В этом году были перезапущены две государственных программы поддержки автопрома. Программа поддержки лизинга стартовала 21 января, но быстро закончилась: как сообщают наши источники, существенная часть средств ушла на…

3294 3 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

21522 6 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9590 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6661 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50217 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37954 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22559 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19357 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7120 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2790 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55177 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39445 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15817 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67821 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52693 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52544 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?