Неделя на каршеринге в Москве: получилось ли заменить личный автомобиль?

3047 4 0
Российскому бизнесу понадобилось 15 лет для того, чтобы оценить перспективы краткосрочной аренды автомобилей и организовать в стране первую службу, предоставляющую такую услугу. Мне понадобился год на то, чтобы заинтересоваться и зарегистрироваться в такой системе, и еще два для того, чтобы начать ей реально пользоваться.
 

Нужно сказать, что я и до этого пару раз пробовал воспользоваться установленным приложением «Яндекс.Драйв», но каждый раз результат был один и тот же: свободных машин вблизи места, откуда мне нужно было ехать, просто не оказывалось. В итоге принималось решение в стиле «ну да и бог с ним», приложение закрывалось, и я либо вызывал такси, либо топал в сторону остановки городского транспорта. Тем не менее, мой интерес к вопросу поддерживала неоднозначная реакция на каршеринг как явление, причем со стороны как коллег и знакомых, так и просто интернет-аудитории.

Одни  утверждали, что это самое гениальное изобретение человечества после колеса, что они больше не нуждаются в собственном автомобиле, и что скоро не будет ни автобусов, ни такси, а будет сплошной каршеринг. Другие ругались, что от каршеринга происходит один сплошной вред: и ездят пользователи прокатных автомобилей кое-как, поскольку чего их жалеть, раз не свои, и бросают их где попало, да и за рулем они испытывают одно расстройство, поскольку салоны грязные и обшарпанные. В общем, оставшись на неделю без собственного автомобиля, я решил, что самое время погрузиться в волшебный мир каршеринга и самому понять, настолько ли это хорошо, удобно и выгодно, как пишут одни, и насколько реальны те проблемы, о которых пишут другие.

Renault Kaptur Яндекс Драйв

Первый опыт пользования каршерингом получился довольно интенсивным: ездить нужно было много. Доступность прокатных автомобилей явно выросла: видимо, количество перешло в качество, автомобилей в системах каршеринга стало больше, и ситуация «ехать надо, а машин поблизости нет» возникала не слишком часто, хотя я использовал только одну прокатную систему. Регистрация в нескольких системах сделает ее еще более редкой, но совсем исключить все-таки не сможет. Наблюдение за обстановкой на главном экране приложений (а я после первой пары поездок быстренько зарегистрировался еще в нескольких системах, которые пока что не использовал — для чистоты эксперимента) показало, что обстановка в течение даже одного дня меняется часто. То все окрестности пестрят иконками доступных автомобилей, то вдруг оказывается, что до ближайшего автомобиля нужно идти чуть ли не полчаса, что с учетом погоды не доставляет никакой радости.

яндекс драйв яндекс драйв яндекс драйв

В целом же ситуация выглядит так: если у вас нет автомобиля, или вы по каким-то причинам не можете или не хотите воспользоваться своим, то с достаточно высокой вероятностью вы сможете найти решение в системах каршеринга. Только вот гарантии наличия прокатного автомобиля в нужное время и в нужном месте вам никто не даст. У этой ситуации есть и определенные житейские последствия.

Скажем, вы планируете съездить в большой супермаркет, расположенный от вас в 10 минутах езды: 10 минут туда и 10 минут обратно – это 140 рублей, не такая большая сумма. Только вот выйдя из магазина с полной тележкой продуктов на неделю, вы вполне можете обнаружить, что автомобилем, оставленным вами на парковке, уже кто-то воспользовался, и других свободных каршеринговых автомобилей на парковке нет, а до тех, что есть — опять же, идти 10 минут.

Можно, конечно, просто оставить за собой зарезервированный вами автомобиль, система это позволяет. Но сколько вы пробудете в магазине? Четверть часа? Полчаса? Час? И все это время счетчик будет тикать, так что к 140 рублям за поездку туда и обратно вполне могут добавиться еще 200 рублей за ожидание. Но тут уж вы сами решаете, платить за удобство или нет. Ну а если вы отправитесь в один из многочисленных торговых центров, расположенных на внешней стороне МКАД, то другого выбора у вас и не будет: система просто не разрешит вам закончить поездку в таком месте. Хотите вы этого или нет, но единственная возможность — перевести автомобиль в режим ожидания и заплатить за все то время, что вы будете в торговом центре.

Яндекс Драйв

Теперь о самом автопарке. В системе «Яндекс.Драйв» его основу составляют бюджетные модели отечественной сборки: седаны Kia Rio и хэтчбеки Rio X-Line, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Octavia, а также переднеприводные Renault Kaptur. Тариф за пользование ими составляет 7-8 рублей за минуту. Отдельной категорией представлены автомобили премиальных марок: BMW 520i, Mercedes-Benz E 200, Genesis G70, Audi Q3 и даже Porsche Macan. Понятно, что аренда таких автомобилей стоит дороже, от 10 до 14 рублей за минуту, а каждая минута за рулем Porsche обойдется в 22 рубля! Опять же, эти категории открыты не для всех: на экранах смартфонов водителей с малым стажем они просто не появятся.  И тут мы плавно переходим к вопросу экономии — в частности, в сравнении с использованием такси.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Если вы ездите по относительно свободным улицам, то, скорее всего, поездка на арендованном автомобиле получится как минимум процентов на 40-50 дешевле, нежели вызов автомобиля с водителем. Но если вы поедете на противоположный конец города, да еще и в «пробочное» время, то цена такой поездки может оказаться выше, причем раза в два! Ведь в такси вы платите за расстояние, а в каршеринге — за время. А если вы решите побаловать себя комфортом и арендуете премиальную модель, то разница может оказаться просто огромной. Например, мне нужно было съездить с юга Москвы в организацию, расположенную на севере, на внешней стороне МКАД. Ближайшим доступным автомобилем оказался Genesis G70. Цена поездки составила 1 760 рублей — при том, что такси стоило бы рублей 600!

Genesis G70

Есть в использовании премиальных автомобилей и еще одна проблема. Все бюджетные модели оснащены специальными головными устройствами с огромными экранами и установленными системами Yandex Auto, в которые входит и «Яндекс Навигатор». А вот во всех премиальных моделях головные устройства медиасистем остались штатными, но вот навигационные программы на них не установлены. Словом, собираетесь покататься на BMW, Mercedes или Genesis — не забудьте прихватить с собой кронштейн на присоске, провод для зарядки телефона и, на всякий случай, адаптер в прикуриватель.

BMW 520i Яндекс Драйв

Теперь о состоянии автомобилей. За все время моего эксперимента по пользованию каршерингом мне попался только один серьезно поврежденный автомобиль. Это был Kia Rio X-Line с мятым правым бортом и отсутствовавшим передним правым повторителем сигнала поворота — но внутри автомобиль оказался во вполне пристойном состоянии. Тем не менее, пару раз мне приходилось тратить время на фотографирование небольших повреждений и сколов на бамперах, причем обнаружить эти повреждения было совсем не просто: погодные условия, а точнее, снег, противогололедные реагенты и дорожная грязь, покрывающая нижнюю часть кузовов, заставляли быть особенно бдительными. Увы, приложение «Яндекс.Драйв» не дает никакой информации об отмеченных ранее повреждениях, а отвечать за чужие действия как-то не хочется.

1 / 2
2 / 2

Если же говорить о серьезных технических неисправностях, то с ними я столкнулся лишь дважды, и оба раза — в автомобилях премиальных марок. В Genesis G70 не работал переключатель режимов работы автоматической коробки, и я не знаю, было ли это действительно неисправностью, или оператор системы специально оставил только режим Comfort. А вот в BMW 520i не работал сервопривод продольного перемещения водительского сиденья. Нужно ли говорить, что поездка получилась не самой лучшей. Плюс правое боковое окно оказалось настолько грязным, что в боковом зеркале были видны лишь какие-то невнятные пятна. Я бы остановился и протер окно, но подходящей тряпки в кармане не оказалось. Словом, та еще получилась поездка.

BMW 520i Яндекс Драйв

От премиальных автомобилей в каршеринге толку мало. Поездки на них стоят неоправданно дорого, а в силу их технической усложнённости риск поломок существенно выше. На мой взгляд, если уж по какой-то причине нужен дорогой автомобиль, проще взять его в обычном сервисе аренды под конкретную поездку.

Что же касается бюджетных моделей, то Volkswagen Polo был в идеальном состоянии, на Renault Kaptur горел “чек”, у Skoda Rapid поскрипывали колодки, а у Kia Rio X-Line не горела подсветка кнопок. В последнем случае я даже не уверен, что проблема носила технический характер: может быть, мне нужно было нажать какую-то кнопку или повернуть ручку, а я просто не знал какую. И тут мы плавно переходим еще к одному важному моменту.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дело в том, что свой собственный автомобиль ты знаешь досконально. Расположение органов управления тебе отлично знакомо, и любую функцию ты можешь включить не глядя. А вот незнакомый автомобиль может создать некие проблемы — пусть не самые серьезные, но все же неприятные. Взять хотя бы пресловутый «джойстик» в Renault Kaptur. Мало того, что расположен он за толстой спицей руля, так еще и кнопки на нем размещены и сверху, и снизу, и сзади. И чтобы пользоваться всеми предоставляемыми этим устройством возможностями, нужно четко знать, какая из кнопок и клавиш за какую функцию отвечает. Причем нужно привыкнуть пользоваться этим инструментарием на ощупь — ведь возможности посмотреть на кнопки во время движения у вас не будет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но это — полбеды. Беда может случиться, если вы неправильно оцените динамические возможности прокатного автомобиля. И ведь случается такое, и не так уж редко. Мне попался на глаза фотоснимок двора какого-то автосервиса, буквально заваленного битыми автомобилями в оклейке каршеринговых компаний. Кстати, есть люди, которые утверждают, что пользоваться каршерингом — все равно что надевать белье чужих людей, но я такого рода утверждения оставлю натурам особо впечатлительным.

Ну а теперь давайте поговорим о таких субъективных материях, как комфорт и удовольствие от вождения. Казалось бы, хочешь комфорта — возьми Mercedes или Genesis, хочешь маленьких драйверских радостей — посмотри, не ожидает ли неподалеку свободный BMW или Audi. Но вот что обидно: машины премиальных брендов или среднего класса для каршеринга покупают почти исключительно в базовых комплектациях, с максимально бюджетными для этой модели материалами отделки. Поэтому арендуя “премиум-сегмент”, готовьтесь к разочарованиям: пластик может оказаться того же сорта, что и на бюджетном варианте автомобиля.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

В плане удовольствия от вождения я уверенно отдаю первое место Volkswagen Polo — у него и рулевое управление самое внятное, с четкой обратной связью, и автоматическая коробка работает четко и уверенно, обеспечивая отличное управление тягой во всех режимах. Вроде бы, у Skoda Rapid все то же самое, но мне Volkswagen Polo понравился чуть больше. Все автомобили, которыми я пользовался, были в отличном состоянии и чистые внутри.

Очень неплох и Kia Rio X-Line, но тут впечатления слегка портит пустоватый руль. Renault Kaptur стоит особняком. С одной стороны, у него самый объемистый салон, его подвеска лучше всех справляется с препятствиями типа «лежачий полицейский», и вообще это единственный кроссовер в этом бренде, но с другой стороны — далеко не всем по душе чудеса французской эргономики, равно как и работа вариатора.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Но удобство пользования каршерингом определяется не только достоинствами и недостатками автомобилей. Не менее важна и работа мобильного приложения. Приложение «Яндекс.Драйв» достаточно удобно, но есть и определенные недочеты. Об одном из них я уже упомянул: приложение не информирует о выявленных ранее повреждениях. Думаю, оператор тоже не слишком рад тому, что по оставшимся на линии автомобилям с легкими повреждениями сыплется вал картинок после каждого пользователя — а ведь их еще нужно сравнить и посмотреть, нет ли новых. Во-вторых, приложение не позволяет поставить фильтр на какую-то конкретную модель, которую вы предпочли бы всем остальным, или наоборот, не хотели бы брать в принципе.

Случаются определенные проблемы с вашим позиционированием на этапе, когда вы забронировали автомобиль и движетесь к нему в пешком. Если дело происходит в знакомом районе, то это не так уж страшно. А вот в незнакомых местах можно запросто ошибиться, пройти мимо (особенно в темноте), свернуть не туда, да и точность GPS резко снижается между домами, особенно в условиях плотной застройки. Наконец, при завершении поездки в вашем распоряжении нет опции «сообщить о проблеме» — можно только связываться со службой поддержки или отправлять фото. Но что, например, я мог сфотографировать в случае не работающего электропривода сиденья?

Ну а в заключение могу лишь сказать, что, по моему мнению, каршеринг не может заменить ни такси, ни личный автомобиль. Но дело это нужное и удобное, имеющее свою собственную, уникальную нишу. Так что я, пожалуй, продолжу им пользоваться довольно активным образом.

P.S. Было интересно? Есть хорошие новости: это лишь один из серии материалов о каршеринге, где мы разбираемся в этом сервисе и его особенностях от и до. Чтобы почитать остальные, можно перейти вот сюда и узнать ответы на все вопросы.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

истину глаголю вам - будущее происходит на наших глазах!

Кстати, есть люди, которые утверждают, что пользоваться каршерингом — все равно что надевать белье чужих людей

Я с удовольствием обсудил бы с этими людьми поездки на такси и общественный транспорт)

Если какой-то клиент где-то притер бампер или сделал вмятину, а потом это все заляпало грязью и присыпало снегом, машиной еще воспользовалось несколько человек, кто отвечать то будет? Рандомный клиент, после которого обнаружили повреждение?

о все окрестности пестрят иконками доступных автомобилей, то вдруг оказывается, что до ближайшего автомобиля нужно идти чуть ли не полчаса, что с учетом погоды не доставляет никакой радости.

Читал в какой-то статье что таксисты спецом угоняют из аэропорта каршеринговые машины, чтоб пользовались их услугами. Возможно тоже самое творится и у вокзалов, крупных торговых центров.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Переплачивай и страдай: почему электромобили в России никому не нужны

Распространение автомобилей на электрической тяге в мире идет неоднородными, но заметными темпами. К примеру, в Норвегии гибриды и электромобили уже обогнали по суммарным годовым продажам обычные бензиновые и дизельные…

213 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

7154 5 7
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

4112 4 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra HD с пробегом: проблемная механика, надёжный автомат и необъяснимо ресурсный двигатель

Элантра четвёртого поколения – машина скучная во всех отношениях. Как в плане дизайна, так и в плане эксплуатации. Никакой скрытой коррозии, мудрёной электрики или характерных поломок, которых не встретишь у конкурентов…

596 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra IV с пробегом: на удивление крепкий кузов и никаких сюрпризов по электрике и ходовой

Hyundai Elantra четвёртого поколения как-то теряется на фоне других машин марки. Большую часть своего жизненного цикла с 2006 по 2011 год она продавалась параллельно с более дешёвой Elantra XD прежней, третьей генерации,…

952 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2627 0 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41845 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15599 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12673 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27340 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21787 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4660 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57668 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41822 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17150 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72309 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55970 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55066 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?