Oldsmobile Delta 88 из «Зловещих мертвецов»: живее всех живых

Кто из нас не заводил себе талисманов? В детстве, наверное, у каждого пацана был свой тотем, предмет обожания, который якобы приносил удачу своему владельцу. Шарики из цветного стекла, пустые гильзы, редкие фантики от конфет и жвачки, дедовская медаль с отломанной скобкой, пластмассовый гоблин с загадочным штампом «made in China» – вариантов подобных предметов были тысячи тысяч. При этом каждый ребенок ценил уникальность своего талисмана и как мог, старался его сберечь.

Думаю, не у всех это получилось. Детство ведь рано или поздно кончается, а во взрослой жизни мальчишеским и девчачьим предрассудкам нет места. Или есть? Если присмотреться, мы лишь заменили одни талисманы на другие. К примеру, чего только не клеят на приборную панель своей машины водители! Собаки и другие представители фауны/флоры качают пластиковыми телами в такт езде; чертята и скелетики довольно скалятся, подвешенные на шнурке к зеркалу; а есть еще миниатюры спортинвентаря/инструментов/логотипов и т.д. Ветераны войны, как правило, не расстаются с пулями или осколками, что достались им после ранений. И уж наверняка в каждом «православном» авто есть иконка с изображением святого…

Самый первый Oldsmobile, Curved Dash, и модели 70-х годов. Во время страшного пожара, что случился на Olds Motor Works в 1901, сгорела почти вся продукция компании. Кроме опытного образца Curved Dash. Не уцелей он, и Сэму Рэйми пришлось бы выбирать себе другой талисман…


А что если непосредственно автомобиль может выступать в качестве талисмана, весь, целиком? Пусть он давно устарел, его восстановление лишено практического смысла, а прохожие, увидев это «корыто» на ходу, брезгливо зажимают нос и указывают вслед ему пальцем. Как раз о такой машине я хотел рассказать вам сегодня.

Обладательница «почтенной» старческой коррозии, она была потрясающе неприметной даже в год своего выпуска и остается таковой по сей день. Тем не менее, статус культового авто Oldsmobile Delta 88 Royale приобрел, оказавшись в семье Сэма Рэйми. Оно и понятно: не каждому автомобилю случается «сыграть» в таком количестве фильмов подряд, как это произошло с «Дельтой». А все потому, что режиссер всерьез считает его своим «счастливым билетом». Так что прописывать в сценариях эпизоды с Oldsmobile для него стало традицией – фанаты тому свидетели!

Если имя Сэма Рэйми вам ни о чем не говорит, вспомните «Зловещих мертвецов». С 1981 года это словосочетание превратилось в устойчивое выражение. Пожалуй, в каждой квартире перестроечного СНГ, где был VHS-магнитофон, лежала и эта кассета. Аккурат в одной стопке с «Рэмбо: Первая кровь», «Поющими в терновнике» и какой-нибудь эротикой…


Талисман Сэма Рэйми, «сыгравший» в каждом из этих фильмов. Oldsmobile легко заметить, но не всегда удается вспомнить – режиссер нарочно ставил его в таких эпизодах, где риск повреждений почти отсутствовал.


Этот ужастик не случайно оказался в первой грозди запретных плодов, доставшихся нам от Запада – «Зловещие мертвецы» заставляли вздрагивать миллионы людей по обе стороны Атлантики. Пусть кинопрокатчики и не считали ленту успешной, зато владельцы «малых экранов» твердо отстаивали свое желание быть напуганными, покупая фильм снова и снова. Впоследствии это принесло создателям фильма прибыль более $20 млн.! Хотя ужастик создавался буквально «на коленке» с бюджетом в жалкие 350 тысяч долларов. Сэм Рэйми экономил на всем, используя для реквизита подручные средства, а своих друзей – в качестве актеров. У режиссера не было денег даже на аренду съемочного автомобиля – пришлось использовать свой. Зато когда дебютный ужастик принес молодому Рэйми уважение коллег и оплаченный студией Embassy Pictures контракт на следующий фильм, режиссер поверил не столько в собственный талант, сколько в удачу. А кто постоянно был с ним в минуты нужды, выручая даже в безвыходных ситуациях? Конечно, верная тачка! И когда дела хозяина пошли в гору, горчичного цвета Олдсмобиль стал для него источником неиссякаемого везения.

Эту машину отец Сэма, Леонард Рональд Рэйми, купил, когда будущему режиссеру едва исполнилось 14 лет. В 1973 году удачно прошла смена модельного ряда, и семье Рэйми достался один из тех полноразмерных седанов, коими восхищались все работяги Америки. Построенный на универсальном шасси B-body, да еще и в люксовом убранстве салона Royale, автомобиль этот был пределом мечтаний для среднего управленца. Имея под капотом тяговитый движок Rocket V8 с четырехкамерным карбюратором (объем 5,7 литра, мощность 175 л.с.), этот Олдсмобиль мог разогнаться до 120 миль/час. Автоматическая трехступенчатая трансмиссия Turbo-Hydra-Matic 400 обеспечивала ему неплохую динамику на дороге. Кроме того, «Дельта» получила новое оформление приборной консоли, а компоновка органов управления в ней впервые была приближена к оптимальной.


«Зловещие мертвецы», часть первая (1981 г.). Тот самый дом, машина и персонажи. Последний кадр – вся суть фильма.


В то время рейтинг компании Oldsmobile уверенно шел в гору. Среди производителей «народных» авто она почиталась наравне с Ford, а в 1976 году даже обогнала Plymouth и Chevrolet по количеству продаж. Все потому, что Олдсмобили издавна собирались самобытными профессионалами, а история этой торговой марки полна знаковых событий.

В начале ХХ века инженер Рэнсом Олдс стал основателем первой компании, которой удалось наладить крупнотиражное производство бензиновых автомобилей. В 1901-1904 гг. серийная модель Curved Dash, являвшаяся не более чем моторизированной коляской с торговым знаком Olds Motor Works на передке, стала главным транспортным средством в США. Массовая сборка осуществлялась на автоматизированной линии – по-простому, конвейере, впервые примененном на производстве машин. Изобретение данного устройства ошибочно приписывается Форду-старшему, но мы же все знаем, как любил старик Генри пускать людям пыль в глаза!

Благодаря конвейеру объемы продукции Olds Motor Works росли в геометрической прогрессии год от года. При этом вездесущие Curved Dash постоянно модифицировались, привлекая все новых клиентов. Из штата Мичиган во все концы Америки хлынули те самые «безлошадные коляски», чья стоимость была эквивалентна небольшому особняку. Официально их называли «Olds automobiles», что острый на язык простой люд переименовал в «Oldsmobiles». Кличка приклеилась намертво. Даже на «довольствие» к General Motors (1908 г.) компания перешла под этим новым именем!


«Зловещие мертвецы», часть вторая (1987 г.). Тот самый автомобиль, дьявольская книга. Последний кадр – вся суть фильма.


Техническое превосходство Олдсмобили продемонстрировали уже в 1910-м, когда люксовая модель Limited Touring на спор обогнала во всех смыслах выдающийся локомотив 20th Century Limited. Затем было оснащение полуавтоматической КП модельного ряда (1937 г.); изобретение полностью автоматической КП Hydra-Matic с четырьмя скоростями (1940 г.); производство сверхмощного двигателя V8 Rocket (1949 г.), а затем и турбированного варианта Turbo Jetfire (1962 г.). Имея такую инженерную базу, компания Oldsmobile наголову превосходила своих конкурентов-одноклассников и лишь по чистой случайности не выбилась в лидеры.

Даже по части автомобильного дизайна эти машины имели ряд преимуществ: кузов хардтоп, впервые продемонстрированный в 1949-м, панорамное лобовое стекло, сдвоенная задняя и передняя оптика. А вишенкой на торте был тот самый, чертовски удачный двигатель V8 Rocket, благодаря которому эпоха масл-каров пришла в Америку на несколько лет раньше.

Отдельное внимание маркетологи V8 Rocket уделяли названию своей продукции. В 30-х они ввели в название моделей двузначный индекс, где первая цифра обозначала размер кузова (от 6 до 9), а вторая – количество цилиндров в двигателе (6 или 8). А начиная с 50-х годов к этому индексу был добавлен целый калейдоскоп загадочных слов вроде Starfire, Jetstar, Dynamic, Futuramic… Только искушенные автолюбители знали, что Holyday – это двухдверное купе, Golden Rocket – навороченный спорткар, а Super – седан в люксовой комплектации. Остальные покупатели просто шли на звук понравившегося слова. Такой вот незатейливый ход помог Олдсмобилям увеличить продажи и поднять свой авторитет в иерархии General Motors.


Эш: «Дорогая, мы едем в миленький домик высоко в горах. Он необитаем. По крайней мере, я так думаю…»


Если учесть, что Dynamic и Delta (седан начального уровня) в данном вопросе выступают синонимами, несложно понять, что именно представляет из себя Oldsmobile Delta 88 Royale 1973 года выпуска. Словом, это авто оказалось достаточно крепким, чтобы пережить бесчисленное количество рейдов за покупками, а потом перейти в пользование к среднему из сыновей Рэйми. При этом наследник был уже вполне самостоятельным молодым человеком, чтобы мечтать о чем-то большем. Но динамика и скорость Олдсмобиля оказались на должном уровне, и паренек перестал заморачиваться по поводу новой машины. Здесь-то и начинается самое интересное…

С ранних лет Сэм увлекался видеосъемкой. В компании младшего брата Тэда он путешествовал по Ройал Оуку, не выпуская из рук 8-миллиметровую кинокамеру Super 8. Ролики, запечатленные юным режиссером, исчислялись сотнями. Потом была школа, театральная студия и Брюс Кэмпбелл, с которым в пленки Рэйми прокрались нотки безумия. Далее – Мичиганский государственный университет и знакомство с Робертом Тапертом, единомышленником-идеалистом, мечтавшим снимать черные комедии. Со временем эти мечты начали обрастать плотью…

В поисках хороших планов троица раздолбаев исколесила весь Мичиган на верном Олдсмобиле Рэйми. Они отчаянно валяли дурака, но в то же время старались придать своим действиям манерность игрового кино. Со временем эти короткометражки стали получаться вполне сносно, и друзья начали устраивать платные показы в студенческом общежитии. Там выяснилось, что молодежь любит посмеяться над сальными шуточками и ужимками Кэмпбелла, но еще больше ей нравятся мрачные сцены с преследованиями и убийствами.


«Зловещие мертвецы. Армия тьмы», часть третья (1992 г.). Тот самый автомобиль, непонятные рыцари и, конечно же, вся суть фильма.


Живо смекнув, что на этом можно как следует заработать, неразлучная троица сняла 30-минутную ленту «В лесах», где было показано превращение студента-неудачника, который сходит с ума и жестоко расправляется со своими друзьями. Главного героя, ясное дело, сыграл Кэмпбелл.

«Мы решили снять фильм ужасов, потому что думали, что для нас это лучший жанр: можно собрать какую-то кассу в захудалом drive-in, но самим при этом не слишком потратиться. Мы были уверены, что у нас получится ничуть не хуже, чем у авторов «Ночи живых мертвецов» и «Техасской резни бензопилой». Поэтому мы ушли из университета, устроились на разовые работы вроде охранников или таксистов и стали копить деньги на короткометражку, которая продемонстрировала бы наши возможности», – вспоминал Сэм Рэйми.

Невероятно, но их план сработал: молва о новом фильме шизанутых кинолюбителей разнеслась так быстро, что люди выстраивались в местный кинотеатр в очередь, только бы увидеть эту работу. Молодежь кинула клич среди зрителей: помогите, мол, собрать денег на большое кино! Те отвечали хрустом купюр. Благодаря нехитрому краудфандингу касса из предполагаемых $10-15 штук на глазах разбухла до $350 тысяч!


38_128.jpg

Брюс Кэмпбелл и его фирменный взгляд: «Groovie!!!».


Так Рэйми из мечтателя, которому и алкоголь-то не везде отпускали, превратился в амбициозного режиссера с планами на будущее. Для своих лет он был неплохо начитан, но классике предпочитал фантастику и мистическую литературу. Используя древний артефакт из мифологии Г.Ф. Лавкрафта и оккультную книгу «Некрономикон», Сэм придумал сюжет фильма, в котором группа молодых людей борется с демоном из потустороннего мира. Действие происходит в глухих лесах, где зло настолько сильно, что настигает почти всех героев…

Хоть денег и катастрофически не хватало, Рэйми решил приступить к съемкам. Под это дело верный друг Р. Таперт даже организовал производственную компанию Renaissance Motion Pictures, где режиссер будет ваять свою нетленку аж до середины 90-ых! Потом ребята затеяли краткие пробы, написали на хлопушке «Книга Мертвых» и уже готовились приступить, как неизвестно откуда возник генеральный продюсер (и спонсор по совместительству) Ирвин Шапиро. «Какая, нафиг, «Книга»?», – возмутился он, опасаясь за судьбу своих кровных. «С таким названием нас никто смотреть не будет! Надо что-то другое придумать. Например, The Evil Dead («Зловещие Мертвецы»)!». Может, и прав был Шапиро – другое название пришлось кстати.


Думаете, раз этот седан грохнулся с неба, так больше он не поедет? Как бы не так! Для нашего героя Oldsmobile 88 сцена с взятием замка стала звездным часом в карьере. А всего-то и нужно было: пара алхимиков, пособие по «Устройству механизмов» и паровой котел. Где еще увидишь подобный средневековый тюнинг?!!



Когда фильм вышел на большие экраны, Рэйми сотоварищи проснулись знаменитыми. В США такой «зловещий» продукт распробовали не сразу. Но европейская публика была в экстазе. Тамошние критики называли ленту «шокирующей и смелой», а ее создателя хвалили за «уникальный почерк». Рэйми на этот счет был другого мнения: да, в «Мертвецах» хватает оригинальной режиссуры и хорошей актерской игры, но при этом кино остается продуктом класса «В». А значит, полегче на поворотах…

После премьеры «Зловещих Мертвецов» предложения посыпались на Рэйми, как из рога изобилия. Но отвлекаться не стоило ни на что – на пороге славы наш режиссер справедливо опасался банкротства и долговой ямы. Поэтому почти сразу взялся за продолжение своего хоррора. «Главной причиной, почему мы сделали сиквел «Мертвецов», было стремление принести прибыль нашим инвесторам. Мы задолжали всем», – пояснил Рэйми.


Брюс Кэмпбелл в образе дедайта: «Мы показывали наш фильм докторам, зубным врачам, адвокатам – всем, у кого могла найтись пара лишних баксов. Именно та короткометражка убедила всех этих людей вложить деньги в наш фильм. Мы заявлялись к ним в галстуках и изо всех сил старались и гнули пальцы, пытаясь выглядеть круто. А ведь на самом деле мы были просто студентами, бросившими учебу ради какой-то невнятной авантюры. Сама мысль о том, чтобы найти такую огромную сумму, казалась просто безумной. К тому же, мы не давали никаких гарантий. Все что у нас было – кинокомпания, не выпустившая ни одного полнометражного фильма. До сих пор не понимаю, как эти люди доверили нам свои сбережения?!».



Вторая часть «Зловещих Мертвецов» стала культовой задолго до ее выхода на экраны. А все потому, что Рэйми избавился от всего лишнего, оставив лишь суть. То есть сурового, как наждак, Кэмпбелла, одержимых дэдайтов, темный лес, жуткую хижину и «Некрономикон». Да и резвились на съемочной площадке теперь все по-взрослому: если юморили, то до крови на зубах, если дрались, то обязательно с расчлененкой. А еще у Рэйми был припрятан в рукаве этот трюк с машиной…

Появившись в первых «Мертвецах», Oldsmobile Delta 88 Royale придал фильму большей реалистичности, так как являлся абсолютно нормальным автомобилем, на котором ездила четверть добросовестных американцев. Теперь же у него был совсем иной посыл. Сэм Рэйми всегда предпочитал верить в судьбу, а не в случайности, и когда по необъяснимым причинам сгорела хижина, где проходили съемки дебютного ужастика, первым, за что он уцепился, была его машина. Сначала как бы нехотя, невзначай, режиссер старался показывать его в каждом следующем фильме. Пусть эпизодически, не претендуя на излишки экранного времени, но Oldsmobile 1973 года выпуска появлялся во всех его работах, в том числе в самых поздних. Все считали это забавным стечением обстоятельств, этаким «роялем в кустах» горчичного цвета, на фоне которого позируют второстепенные персонажи. Но когда режиссер на съемках вестерна «Быстрый и мертвый» всерьез принялся маскировать свой седан под упряжной фургон Дикого Запада, никто этому больше не улыбался. Странный факт, от которого у меня на спине мурашек больше, чем от всей трилогии «Мертвецов» разом. Тем не менее, наш герой все так же мистически удачлив. Воистину, мастерство не прокуришь…


На съемках тогда...



Однако,не так-то этот Oldsmobile и бесполезен. Возможно, все остальные роли в киношной жизни «Дельты 88» ничего не значат, но факт участия этого авто в трилогии неизменен. Верный своему хозяину, героическому Эшу в исполнении Кэмпбелла, горчичный седан по большей части молча взирает, как демоны разрывают людей на куски. Обездвиженный, зато всегда рядом, он торчит в кадре злобной режиссерской усмешкой: мол, попробуй, сядь за руль и сбеги от здешнего ужаса. Но едва герои клюют на эту уловку, как оказываются у раскуроченного моста – единственного выхода из леса. А за их спинами уже слышится злобный хохот. Машина страшна в такие минуты, ведь она напоминает о мире, в который персонажи не вернутся, пока не уничтожат все зло, расползшееся по округе. И даже когда временная воронка засасывает демоноборца в прошлое, Oldsmobile покорно следует за хозяином, чтобы напоминать ему там, чего он лишился…


51_s2vpUqL8JgU.jpg

...и сейчас…



Словом, забавные люди эти режиссеры! Особенно те, что способны создать необходимую атмосферу и внушить зрителю правильные эмоции. «Некоторые фильмы похожи на вампиров – они высасывают из вас энергию. Мне это не нравится – я, наоборот, хочу отдавать людям ту энергию, которая у меня есть», – признается Сэм Рэйми. Может быть, поэтому его автомобиль-талисман работает до сих пор? Или все дело в хорошем уходе? В любом случае, горчичный Oldsmobile выглядит намного моложе своих 38 лет, а значит, на наш век фильмов с его участием еще хватит.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
14.11.2015 00:33
Евгений Тягнирядно

В свое время был классный фильм, а сейчас уже и сериал начался. все те же приколы )

на счет такой любви к авто, ну что тут скажешь

но маскировка седана под чета в фильме про дикий запад :((


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings