Парковка машины с "автоматом" на уклоне: нужно ли ставить на "ручник"

 Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться "ручником", совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на "Р"? К тому же "ручник" может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. 
 

Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить "автомат" на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только "паркингом" но и "ручником". Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.

Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: "Про "ручник" я давно забыл и на любой горке оставляю свой "Гелик" на "паркинге". Этот механизм очень надежен, и никакой "ручник" тут не нужен".

Что блокирует "паркинг"?

Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм "паркинга" на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами "собачка", "крючок" и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.

shesternya.png

Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.

Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-"автоматы".


Depositphotos_60416633_original (1).jpg



Что будет, если все время ставить машину на "паркинг" на уклоне?

Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система "паркинга" в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме "паркинкг" без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.

Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима "паркинга" даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим "паркинга", то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.


Depositphotos_52272667_original.jpg



Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?

Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — переводим селектор в режим "паркинга". При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".

И, кстати, "ручник" нужен еще и потому, что при установке селектора на "паркинг", при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.

Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, "ручник" можно не затягивать и ограничиться "паркингом". Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.


treugolnik2.png



Хотя, в принципе, со сломанным механизмом "паркинга" ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.

И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что "паркинг" блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.

Немало случаев, когда просто ставят машину на "паркинг" и затем, подняв на домкрате, начинают "шевелить" колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала... И хорошо, если никого в это время под ней не было...

Что в итоге?

Только в крайних случаях ставим на "паркинг" без "ручника" — например, когда очень велик риск "мертвого" замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся "ручником", даже при парковке на ровной местности — чтоб не "закисал". Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели...


Depositphotos_48284077_original.jpg


Ну а вообще, если живете в холмистой местности, для фиксации машины на уклоне можно использовать упор под колеса в виде металлического или деревянного "треугольника". Встали на пару минут на "паркинге", подложили под задние колеса упор, перевели селектор в нейтраль и, откатившись немного назад, уперлись колесами в препятствие. Алгоритм, в общем-то, нехитрый — справится и студент.

Знаете другие способы? Добро пожаловать в комментарии!



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
05.02.2015 09:58
Андрей

Спасибо за статью! Очень познавательно. После 10 лет на МКПП и на автомате по привычке ставлю машину на ручник тоже.Оказалось, что на зря!

1

05.02.2015 10:38
Dmitriy Zakharov

Порадовали последовательностью действий )))

"При отъезде : выключаем "паркинг" — выжимаем ножной тормоз — снимаем "ручник"."

У кого-нибудь получалось (интересно очень) выключить паркинг без выжатого ножного тормоза????


05.02.2015 17:19
M.S.

Вы читаете по диагонали? Цитирую из текста: //// При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".///

Про откат до полутора метров зря смеетесь - инфа из первых рук от тех людей которые видели машин с АКПП поболе Вашего. На старых особенно автоматах такое возможно вполне.

Вот как-то так...


05.02.2015 10:39
Dmitriy Zakharov

Ах, да... Еще отъезд на полтора метра тоже повеселил изрядно!

3

11.02.2015 13:56
Валерий Карасев

Добавлю свои пять копеек... (добавления заглавными буквами). Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — ПЕРЕВОДИМ СЕЛЕКТОР В РЕЖИМ N "НЕЙТРАЛЬ" - ОТПУСКАЕМ НОЖНОЙ ТОРМОЗ (при этом машина чуть сдвинется) - СНОВА НАЖИМАЕМ НОЖНОЙ ТОРМОЗ - переводим селектор в режим "паркинга". Всегда применяю данный алгоритм на крутых склонах, т.к. после затягивания ручника-установки паркинга-отпускания ножного тормоза машина всегда сдвинется и закусит "замок-собачку". Причем иногда довольно сильно.Визуально алгоритм длинный, но фактически все это автоматом делается очень быстро.

6

12.02.2015 09:44
Дмитрий Ростовский

Слышал звон, да не знает, где он... Если следовать инструкции, приведенной в статье, то происходит следующее: стоим на уклоне, включаем стояночный тормоз (ручник), переводим селектор в "паркинг", отпускаем педаль тормоза. Автомобиль проседает вперед или назад, шип блокировки вала нагружен. Смысла в затянутом ручнике - ноль.Правильный алгоритм:1. Включаем ручник.2. Переводим селектор в "нейтраль"3. Отпускаем педаль тормоза, авто проседает вперед или назад.4. Переводим селектор в "паркинг", шип блокировки не нагружен.

23

20.02.2015 17:27
Dmitriy Zakharov

1. Надпись копировалась, а копировать по диагонали я не умею. Скорее всего автор исправил статью.

2. Если все-таки у "первых рук" случалось отъезжать на полтора метра после включения паркинга, то просьба написать, что это за автомобили, чтобы народ знал, на чем стоит.


20.02.2015 17:27
Dmitriy Zakharov
  1. Надпись копировалась, а копировать по диагонали я не умею. Скорее всего автор исправил статью.2. Если все-таки у "первых рук" случалось отъезжать на полтора метра после включения паркинга, то просьба написать, что это за автомобили, чтобы народ знал, на чем стоит.
1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings