Рафики-фантомы: неизвестные и нерожденные микроавтобусы РАФ нового поколения

9549 0 0
Если вы застали девяностые, то вы непременно лично знакомы с "рафиком" – микроавтобусом производства Рижской Автобусной Фабрики, про историю разработки которого мы уже рассказывали подробно. Этот однообъемник с характерным силуэтом в советское время был одной из самых популярных "маршруток", а также трудился в качестве "неотложки" – автомобиля скорой медицинской помощи. Увы, с распадом СССР трудовая карьера РАФ-22038 в странах СНГ довольно быстро завершилась, хотя модель и продержалась на конвейере до 1997 года. Но мало кто знает, что еще в конце восьмидесятых годов в Латвии предприняли довольно амбициозную попытку по разработке и созданию абсолютно новых микроавтобусов, история которых печальна и поучительна. Герои нашего обзора – малоизвестные RAF-M1 «Роксана» и RAF-M2 Stils.
 

Начало

В середине восьмидесятых годов у «рафика» возникли достаточно серьезные проблемы с качеством изготовления — в худшие времена уровень брака продукции достигал 10%! В результате Госстандарт СССР снял с модели Знак качества, а по приказу «сверху» на самой фабрике сменили руководство.

raf-2203_latvia

Качество изготовления «рафиков» постепенно ухудшалось, а сама модель к середине восьмидесятых уже несколько устарела

Однако и после того как самые явные проблемы с качеством решились, на РАФе понимали, что разработанный еще в начале семидесятых годов микроавтобус порядком устарел и на фоне современных легковушек выглядит пришельцем из прошлого десятилетия. Огрехи эргономики и недостатки конструкции (в частности, недолговечную ходовую часть и слабые тормоза) нельзя было исправить «лёгкой косметикой», поэтому рафовцы замахнулись на достаточно серьезную модернизацию микроавтобуса.

raf_2203_latviya_1

Вывести машину на принципиально новый уровень эргономики и комфорта одной лишь «косметикой» было невозможно, и на РАФе это хорошо понимали

Произошло это уже в самом конце восьмидесятых годов. Помог рижским автобусостроителям конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов, который разработал достаточно необычную подвеску, которая напоминала традиционный «МакФерсон», но отличалась от него остроумной конструкцией из пары труб-направляющих и амортизаторов, упиравшихся в кузов верхними концами. Также совместно с рижскими инженерами Миронов улучшил и тормозную систему, применив по паре суппортов ВАЗ-2121 на каждом переднем колесе и установив вакуумный усилитель вместо «гидровакуумника».

Поскольку Минавтопром в 1987 году прекратил финансирование новых проектов в своей отрасли, в Елгаве были вынуждены осваивать производство новых комплектующих для «рафика» собственными силами. Получилось не всё: вместо запланированной модификации РАФ-22038-30 с новой подвеской удалось запустить в производство лишь частично обновлённую машину с индексом 22038-02 и старой ходовой частью.

На фото: модернизированный вариант РАФ-22038

На фото: модернизированный вариант РАФ-22038

Бремя перемен

Между тем, не только в автомобильной промышленности, но и в самой стране на волне гласности и перестройки начались новые и невиданные доселе перемены. К примеру, коллектив Рижской Автобусной Фабрики впервые в истории предприятия в 1987 году выбрал нового директора — им стал Виктор Давыдович Боссерт. Именно он выступил «генератором идеи» по созданию принципиально нового микроавтобуса РАФ. Понятно, что она нашла горячий отклик и поддержку среди конструкторов и дизайнеров фабрики, желавших сделать новый «рафик», который бы не уступал мировым аналогам или был хотя бы просто таким же современным, как перспективная «десятка» из Тольятти и новая Волга ГАЗ-3105, над которыми в это время активно работали на ВАЗе и ГАЗе. Боссерт в 1987 году организовал республиканский конкурс на разработку дизайна для нового микроавтобуса, который благодаря информационной поддержке «Комсомольской правды» перерос во всесоюзный. В этом дизайн-конкурсе пробовали свои силы как любители «из толпы», так и профессиональные автомобильные дизайнеры, причем по правилам в нем могли участвовать и сотрудники РАФа.

raf_logo_1

1 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
2 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
3 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
4 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
5 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
6 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
7 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
8 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
9 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
10 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
11 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году
12 / 12
Во всесоюзном конкурсе принял участие и Сергей Галактионов, вскоре ставший штатным дизайнером ИТЦ РАФ. На фото – эскизы его варианта, выставленные на конкурс в 1987 году

Победил вариант Владимира Васильева из Риги — скорее всего, именно потому, что никто другой не был так близко знаком с возможностями фабрики. Ведь недостаточно было просто «нарисовать красивую машину» — потенциальный проект должен был уложиться в определённые рамки, заданные технологическими и производственными ограничениями РАФа.

Изначально новая модель должна была получить передний привод и перспективные агрегаты производства АЗЛК, но уже на ранних этапах работы над прототипом было решено остаться на старой заднеприводной схеме, которая в силу её отработанности на РАФе требовала меньших временных и финансовых затрат. Хотя к «переднеприводной» теме в Елгаве вскоре все равно вернулись!

Статьи / История
Попасть в десятку: история разработки ГАЗ-3110

Перспективный ГАЗ-3105 на эту роль не годился, ведь он изначально задумывался в качестве «персоналки» новой эпохи для уже несуществующего государства. Выстоять и удержаться на плаву предприятию помогли коммерческая...

15541 4 0

Несмотря на классический задний привод и полукапотную компоновку, агрегаты для РАФ-М1 взяли самые современные на тот момент: на прототип поставили впрысковый 16-клапанный двигатель ЗМЗ-406 — тот самый, который лишь несколько лет спустя появится под капотом серийного ГАЗ-3110. От «ноль пятой» Волги позаимствовали стойки МакФерсон, а пятиступенчатую механику «одолжили» у ульяновского внедорожника. Более того, рулевое управление с усилителем вообще взяли от «иномарки» – а именно от Ford.

Ведущим конструктором проекта RAF M1 был Сергей Бугай — талантливый конструктор и способный дизайнер. Он разработал и проверил на прочность конструкцию этого концепта. Важным действующим лицом в проекте RAF M1 был Эгон Мартинсон — не рисующий, но тонко чувствующий пластику поверхностей конструктор-дизайнер.

РАФ-М1 стал первой новой разработкой фабрики за несколько десятилетий, минувших с начала выпуска модели 2203. Масштабные и полноразмерные макеты были изготовлены на РАФе, а на ЗАЗе при участии рижских специалистов создали 3D-модель поверхности кузова, которую использовали для исследования аэродинамики и дальнейшего создания кузова прототипа. Внешность нового микроавтобуса несколько напоминала Ford Transit, хотя о прямом плагиате речь отнюдь не шла. Уже осенью 1990 года ходовой макет РАФ-М1 совершил пробную поездку по территории инженерно-технического центра РАФ.

На фото: макет РАФ-М1

На фото: макет РАФ-М1

21 Transit, 1986 ford_transit_van_uk-spec_1

Ford Transit по концепции был схож с рижским концептом РАФ М-1. Хотя внешне «рафик» напоминает Транзит меньше, чем горьковская Газель

Mercedes_vito2 Mercedes_Vito

То, что дизайнеры РАФ мыслили конструктивно и даже перспективно, подтверждает внешность Mercedes-Benz Vito 1996 года – то есть, немецкая машина появилась на пять лет позже «Роксаны»!

rafik

Дизайнеры ИТЦ РАФ иногда «для себя» делали эскизы на тему коллег по цеху. Вот как RAF M1 видел Сергей Галактионов, который разрабатывал переднеприводный RAF M2

В этот момент руководство фабрики приняло довольно неожиданное решение: инжинирингом (то есть, доводочными работами) по новому микроавтобусу займется… иностранный подрядчик – британская компания International Automotive Design (IAD), которая на тот момент уже сотрудничала с советскими автомобилестроителями – в частности, с НАМИ и УАЗом.

В Англию из Латвии отправили неокрашенный кузов РАФ-М1 без интерьера.

Английские специалисты при участии рижских конструкторов за несколько месяцев, что называется, «довели до ума» экстерьер и интерьер РАФ-М1, который к этому моменту уже назывался «Роксана». Точнее, на IAD рижский проект получил рабочее название «Project Roxanne», а впоследствии оно «приклеилось» к готовому концепту.

После доводки в Великобритании перспективный «рафик» выглядел именно так (фото – IAD)

После доводки в Великобритании перспективный «рафик» выглядел именно так (фото – IAD)

Интересно, что в процессе доводки автомобиль перестал быть ходовым макетом, то есть потерял способность к самостоятельному передвижению.

И тут грянул август 1991-го… Союза не стало, а рижские «автобусники» перестали являться частью отрасли огромной страны, потеряв практически в одночасье и прежний рынок сбыта. Впрочем, и после того как в сентябре 1991 года фабрику преобразовали в акционерное общество, в новообразованных странах-бывших республиках СССР «рафики» по-прежнему покупали, но… уже совершенно в других количествах. Вдобавок инфляция национальных валют и экономическая нестабильность в странах СНГ отнюдь не способствовали платежеспособному спросу.

Однако 20 сентября 1991 года готовый концепт все же представили в Англии, а в 1992-м он же под названием РАФ-1 «засветился» на выставке «Автотехника» в Москве.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В мартовском номере журнала За Рулем за 1992 год опубликовали материал, посвященный и новому прототипу, и положению дел на самой фабрике

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Одновременно с разработкой новой модели и еще до размещения заказа в Англии руководство РАФа вело активные переговоры с несколькими иностранными компаниями – ведь было очевидно, что своими силами ни фабрике, ни маленькой Латвии со столь масштабным проектом не справиться.

Сначала достижениями рижан заинтересовался концерн Chrysler, который был готов начать сотрудничество и инвестировать в РАФ необходимые средства, но при условии гарантий со стороны правительств СССР или Латвии. Гарантий никто не дал, а развал СССР и последовавшая за ним геополитическая нестабильность отпугнули не только американцев, но и немцев из Volkswagen.

Пара вечных концептов

Еще в 1990 году, то есть в самый разгар работ над РАФ-М1, Боссерт покидает Латвию, уехав на обучение менеджменту в американский университет имени Джорджа Вашингтона. Новым директором РАФа стал Николай Самодуров, который понимал, что в условиях рыночной экономики и валютных цен бывшие покупатели «рафиков» из союзных республик актуальную продукцию фабрики купить не смогут. Или просто не захотят.

Но рижские конструкторы не опустили руки, а сделали ровно наоборот! На фабрике не остановились на «Роксане», а вернулись к ранним наработкам и занялись созданием укороченной переднеприводной версии микроавтобуса под названием РАФ-М2! Дизайн очередной «перспективы» разработали в НАМИ, 3D-модель «по старой дружбе» выполнили на ЗАЗе, и 20 декабря 1993 года новый прототип показали общественности. Интересно, что общая концепция (вагонная компоновка, дизайн кузова, макетирование) переднеприводного микроавтобуса РАФ-М2 на конкурсной основе была разработана дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым еще в 1989 году и даже воплощена в виде пластилинового макета RAF M2 SG в масштабе 1:5.

RAF_M2_SG__3 RAF_M2_SG__56
RAF2 RAF3

Эскизы Сергея Галактионова за 1989 год. Именно так почти 30 лет назад дизайнер представлял себе семейство переднеприводных однообъемников РАФ-М2

maket-car3S1 SG_RAF_2_2
maket-car1S1 maket-car2S

Пластилиновый макет варианта С. Галактионова (М 1:5). Фото макета — Янис Гжибовскис

RAF_M2_SG__8

В 2012 году Сергей Галактионов восстановил чертежи своего варианта микроавтобуса

RAF_M2_SG__7

Варианты высоких крыш RAF M2 SG

1 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
2 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
3 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
4 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
5 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
6 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года
7 / 7
На основе восстановленных чертежей в 2012-м дизайнер создал твердотельные 3D модели в масштабе 1:1, которые практически не отличаются от макетов 1989 года

Однако впоследствии от RAF M2 SG отказались в пользу варианта от НАМИ. Он отличался от макета Галактионова не только внешностью, но и более «легковым» подходом к конструкции, которая не предполагала наличия множества модификаций с разной длиной колёсной базы и высотой крыши, как это принято в классе микроавтобусов.

Новый прототип под индексом РАФ-М2 получил название «Стилс» (латыш. Stils — «Стиль»), и он отличался от РАФ-М1 не только типом привода, но и двухрычажной передней подвеской, поскольку другая в бескапотном моторном отсеке просто не помещалась. Подходящую по дизайну «узкую» оптику в СССР не выпускали, поэтому, не мудрствуя лукаво, создатели Стилса позаимствовали светотехнику у серийных импортных автомобилей, а рулевое управление «одолжили» у… Mercedes.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
raf_m2_stils_opytnyj_4 raf_m2_stils_opytnyj_7

Ходовой макет РАФ М-2 «Стилс» с дизайном от НАМИ. Обратите внимание на узкую переднюю оптику

На фото: интерьер ходового макета РАФ-М2 «Стилс»

На фото: интерьер ходового макета РАФ-М2 «Стилс»

1 / 4
Передние фары «Стилса» словно взяты от Mazda 626 GE…
2 / 4
Передние фары «Стилса» словно взяты от Mazda 626 GE…
3 / 4
Передние фары «Стилса» словно взяты от Mazda 626 GE…
4 / 4
Передние фары «Стилса» словно взяты от Mazda 626 GE…
1 / 5
…но, судя по всему, их позаимствовали у седьмого поколения Mitsubishi Galant!
2 / 5
…но, судя по всему, их позаимствовали у седьмого поколения Mitsubishi Galant!
3 / 5
…но, судя по всему, их позаимствовали у седьмого поколения Mitsubishi Galant!
4 / 5
…но, судя по всему, их позаимствовали у седьмого поколения Mitsubishi Galant!
5 / 5
…но, судя по всему, их позаимствовали у седьмого поколения Mitsubishi Galant!

Новая машина снаружи неуловимо напоминала азиатские аналоги — в частности, Nissan Vanette/Serena и появившийся как раз в 1993 году Hyundai H-100, хотя прямых заимствований не было.

1 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
2 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
3 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
4 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
5 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
6 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
7 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
8 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
9 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
10 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
11 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
12 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
13 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!
14 / 14
Hyundai H-100, KIA Besta, Nissan Vanette/Serena – эти автомобили и по форм-фактору, и по внешности являлись аналогами рижских прототипов. Но при этом все они уже выпускались серийно!

Увы, не удалось даже провести дорожные испытания ходовых макетов. В этот момент РАФ явственно ощутил на себе экономическую турбулентность, возникшую в результате развала большой страны. В результате предприятие покидали испытатели, конструкторы и другие опытные специалисты, которые не желали работать «за просто так» и жить впроголодь. РАФу удалось лишь проверить кузов на прочность и вибростойкость, причем выполнили это не своими силами, а на рижском вагоностроительном заводе.

Оставшиеся на фабрике энтузиасты не теряли надежды запустить-таки «Стилс» хотя бы в мелкосерийное производство в цехе малых серий РАФ, для чего ездили по бывшим союзным республикам в поисках поставщиков стёкол, электрооборудования, трансмиссий…

Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

– Оказывается, гепард может догнать и сожрать газель! – Не может быть! Вместе с пассажирами?! Народный юмор Cпециализация производства В Советском Союзе на автозаводах существовала определённая специализация по...

14393 2 1

Завод же в этот момент выживал за счет производства обычных «рафиков», а РАФ-М2 время от времени показывали на очередной автомобильной выставке. Однако с каждым годом и «Роксана», и «Стилс» становились все более несбыточными проектами-фантомами, выпуск которых в Латвии своими силами освоить бы никак не удалось, а зарубежные партнеры реального интереса к концептам не проявляли. А ведь даже по самым скромным подсчетам предприятию для запуска новых моделей и соответствующей технологической модернизации было необходимо минимум 300 миллионов долларов, взять которые было негде.

К тому же в соседней России к этому времени уже началось серийное производство микроавтобусов и грузовиков семейства Газель, которые тут же прочно обосновались в бывшей «вотчине рафика».

В 1996 году РАФ попытался найти выход из сложившейся ситуации в альянсе с ГАЗом, чтобы стать автосборочным предприятием по выпуску Газелей, однако правительство Латвии препятствовало такому сотрудничеству.

Уже в следующем, 1997-м, РАФ был вынужден остановить производство, а в 1998 году владельцы РАФа официально признали фабрику банкротом, после чего и «Роксана», и «Стилс» остались «вечными концептами».

P.S. Ирония судьбы: последняя пара десятков РАФ-2926, которые заказала Россия, предназначалась для перевозки покойников. А русская Газель фактически забила последний гвоздь в крышку гроба и самого массового советского микроавтобуса, и самой фабрики, где несколько десятилетий выпускались «рафики».

Автор благодарит Сергея Галактионова за помощь в подготовке материала

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

368 0 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

946 0 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

2069 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7276 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5922 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8279 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46908 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35407 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17756 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30190 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23105 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5899 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59109 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43330 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15966 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74616 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56465 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52789 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?