Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах

Так уж повелось, что главные проблемы зимой автолюбителям доставляет аккумулятор. И традиционно, из года в год, звучат одни и те же насущные вопросы… Мы решили свести все самые популярные аккумуляторные проблемы в один «блиц-марафон»!

1. Саморазряд батареи – что это такое?

Одноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать. Но с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, вернувшись, можно не суметь запустить мотор… Многие из тех, кто привык, что выключенный ноутбук или смартфон может без ущерба для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…

Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» внешние потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым. Представьте, что внутри батареи параллельно ее клеммам постоянно подключен крошечный паразитный потребитель тока. Саморазряд все производители считают нормой, если в сутки новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости. Это касается плюсовых температур — зима же в данном случае являет редкий пример союзника, а не врага: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от автомобильной бортсети батарея за месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и вполне исправная!) может иссякнуть почти полностью – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительном простое машины необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – оставить АКБ на постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в инструкции к заряднику часто называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.

2. Сколько дней можно не заводить машину?

Можно ли спокойно улететь, к примеру, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-либо «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели вернуться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести несложный арифметический расчет.

Если предположить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при простое, то остается два основных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Типичное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».

Depositphotos_190613472_xl-2015
  • Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.

  • Предположим, у вас получилось 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 24 часа в сутках и на, скажем, 14 дней – получается почти 17 ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда... Для батареи емкостью 55 А·ч это составляет треть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти цифры? Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея была заряжена на 100% — то потеря трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с вечным отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается неутешительная. После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести двигатель.

3. Можно ли заряжать аккумулятор, не отключая его от машины?

Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?

Фактически любое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет. Тем более, что в массе своей она (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным главным реле. Иными словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.

Automobile battery charging

Впрочем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность состоит в том, что при практически любой неисправности внутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение. Да, батарея, конечно, в этом случае не зарядится, но и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старых лет выпуска, парк которых у автовладельцев по-прежнему очень велик, построены по трансформаторной схеме. Они массивнее, тяжелее, мощнее, но внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных при зарядке 14-16 вольт. И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается нередко, на выходе зарядника появляется высокое напряжение 18-25 вольт, способное повредить и аккумулятор, и те электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа — штатная или нештатная охранные системы, к примеру, или ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве часто нет защит от подобного ЧП, поэтому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все же полезно снимать.

4. Взорвется ли квартира от зарядки аккумулятора?

Бытует мнение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – небезопасно. Действительно, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так называемый гремучий газ. Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении. Даже в небольшой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке несколько дней, чтобы возникла такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и еще один важный нюанс: на деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала — менее 10%. В основном аккумулятор порождает водород в первые часы после зарядки, а не во время нее. Убедиться в этом можно, к примеру, с помощью советского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен досконально.

Иными словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка множества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.

5. Можно ли отравиться от зарядки аккумулятора дома?

Помимо водорода из аккумулятора при зарядке выделяются и другие газы, весьма токсичные — например, сернистый. Однако, опять же, если речь идет не о регулярной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать лишь головную боль – да и то если совпадут слишком много факторов. На деле же ощутить хоть какое-то недомогание от этого процесса крайне сложно.

Да, намеренно заряжать аккумулятор возле изголовья кроватки грудного ребенка точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам вам не удается пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора или прихожей обычной городской квартиры, ничего серьезно опасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко или форточка – например, на кухне.

The process of connecting the charger to the the vehicle battery

Стоит отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мельчайшие пары серной кислоты, которые способны в незначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами. В небольшом радиусе вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала. Опасность не сказать чтоб так уж существенна, но, чтобы подстраховаться наверняка, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — не завязывая, разумеется, его горловину.

6. Почему зимой нужно подзаряжать АКБ вне машины?

Не секрет, что при систематических коротких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и батарея постепенно теряет емкость даже при абсолютно исправном электрооборудовании. Однако летом у аккумулятора есть хотя бы возможность добраться за долгую поездку до стопроцентного заряда. А зимой такой возможности нет в принципе — даже если вы будете ежедневно кататься из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не сможет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания электрохимических процессов при минусовых температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.

Male mechanic changing car battery

Для гарантированного наполнения энергией батарею необходимо перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит проблемы с холодным пуском двигателя – если аккумулятор и электрооборудование исправны, разумеется!

7. Как мороз меняет емкость батареи?

Почти всегда проблемы с зимним запуском – вина владельца автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед холодным сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора «в ноль» ранее и так далее. Однако иногда все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит вяло! Почему?

Дело в том, что емкость аккумулятора – параметр непостоянный. Она очень сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:

Температура электролита батареи, °С Емкость, % от номинала
-10 80
-20 65
-30 50

Говоря проще, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, запросто может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и короткими по продолжительности поездками.

8. Чем опасно прикуривание?

Если аккумулятор разрядился в ноль – например, от забытых включенными габаритов, аудиосистемы или лампы освещения салона — плотность электролита катастрофически падает, и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и раздувая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?

starting car engine with battery jumper cables
  • Летом «прикуривание» опасности не несет, – рассказывает Александр Казунин.

  • Но зимой – совсем другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так мало кто поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же уезжают, поскольку спешат на работу или по делам. Что происходит в этом случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита – лед. Фактически работает только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается именно с них. После такого издевательства батарея почти никогда не держит заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!

9. Нужна ли «шуба» аккумулятору?

Многие видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий текстильный чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На одних машинах такой аксессуар штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а сторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».

Распространено мнение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. Но, увы, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны – за ночь или день простоя на парковке любая батарея промерзнет до температуры окружающей среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».

Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно необязательно.

10. Нужно ли применять защитные смазки для клемм батареи?

Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, часто покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы начинают проникать и в плоскость контакта, быстро его ухудшая. Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве. Да и есть нюанс – чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется. А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.

Однако в «дедовские времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, ныне почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а простота — чрезвычайная. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, не давая ей окисляться.

Опрос
Узнали для себя что-то новое из нашей подборки?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
14 комментариев
24.01.2019 18:56
Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах.

Большинство современных зарядных устройств никуда не годятся. 1) Зарядный ток максимум 4А, а то и всего 2А. Будете заряжать даже обычную батарею 55 Ач полдня, а то и сутки. Я уже молчу про более емкие аккумы мощных авто. 2) Китайские зарядки, якобы умные и все из себя микропроцессорные, не могут заряжать сильно разряженные аккумуляторы... Для многих это становится сюрпризом причем очень неприятным. Так что старое советское зарядное на деле куда практичнее модного импортного.

3

28.01.2019 00:48

так а за каким х@ем брать на 4 ампера возьми такую например
Характеристики Зарядное устройство Pulso BC-40100 Подключение к сети 220 В Напряжение зарядки 6 В 12 В Максимальная емкость заряжаемого аккумулятора 200 Ач Защита от перегрузки Есть Встроенный амперметр Есть Минимальная емкость заряжаемого аккумулятора 20 Ач Дополнительные характеристики Рабочее напряжение: 6 В / 12 В Сила тока заряда: 10 А Тип аккумуляторной батареи: свинцово-кислотная Аналоговая индикация заряда АКБ Степень защиты IP20 Длина силового кабеля: 1.7 м Длина зарядного кабеля: 1.4 м Функция защиты от перегрузки прибора Функция защиты от неправильного подключения Функция защиты от замыкания в выходной цепи


24.01.2019 19:50
по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.

Менять конечно лучше, вот только как показал горький опыт купить нормальные клеммы в магазине вам вряд ли удастся. В открытой продаже лишь откровенный китайский хлам.

5

24.01.2019 22:40

3 год и 2 зиму использую "шубу" на аккумуляторе,вырезал оную сам из пенофола,после раскроя пенофола поверх него ещё замотал армированным скотчем,дабы через фольгу утечек не было в сырость итог - за 3 года аккумулятор не выкипел,в морозы заметно лучше пускает при повседневном использовании авто,автор статьи неправ утверждая что зимой шуба не помогает никак. Помогает и ещё как,объясню почему помогает - зимой при использовании авто в режиме дом-работа-дом ,происходит следующее-полностью восполнить потраченную энергию ввиду кучи включённых эл.приборов (свет,эл.обогревы сидений .руля,стёкол,отопитель,музыка ) генератор не успевает,посему емкость потихоньку падает,А что такое падение емкости? Правильно уменьшение плотности электролита,а уменьшение плотности ведёт к тому что на дне аккумулятора образуется ледышка,которая растёт по немногу с самого дна вверх ( однажды в гараже электрик со слесарем вскрыли корпус умершего при минус 25 аккумулятора с грузовика (с целью отделить и переплавить свинец для своих рыболовно охотничьих поделок )и оказалось что секции аккумулятора в банках наполовину снизу вмёрзли) ,вот и думайте сами,внутри "шубы" лучше сохраняется тепло и подобного нн происходит.

1

25.01.2019 09:42
Царь

Помню с середины 90-х годов, когда получил права и стал водителем нашего автопрома, что заряжать АКБ нужно слабым током, не более 10% от ёмкости батареи. Клеммы смазываю до сих пор дедовским способом, тонким слоем литола, просто, дёшево и надёжно. Но 1 раз в год-2 шкуркой пройдусь и заново литолом покрываю. Клеммы как новые были и есть на всех моих авто. Была у меня как-то Варта Блю или Сильвер динамик, уже не помню какая именно, без банок для контроля плотности по ареометру, как говорят необслуживаемая. Емкость 60 Ач, чуть более, чем требовалось для авто (нужно было 55 Ач), пусковой ток тоже не помню какой был, но для той машины самое то, что нужно. Батарея прожила у меня 11 лет, я её никогда не заряжал, всегда от гены заряжалась. Всегда заводила машину в любую погоду и даже в сильные морозы. Даже спокойно мог 7-14 дней машину не заводить когда в отпуск уезжал, машина заводилась потом всегда. Один раз снял Варту, показалось, что как-то окошко уже не зелёное, шутка ли, 11 лет в работе (более 300 тыс км прошла), снял батарею, зарядил её дома старым советским зарядником и отдал приятелю. Тот ещё года 2-3 маслал её на своей "девятке", которая плохо заводилась зимой и в сырую погоду. Он потом так и продал свою "девятку" с моей Вартой. Теперь говорят, что Варта уже не та, китайская или польская. Видимо у меня фрицы делали, брал её в далёком 2003 году рубля за 2.5-3 где-то. Да, в далёкие 90-е годы получалось слегка восстановить батареи путём полной разрядки (лампочкой) и полной зарядки. Проверял плотность ареометром, делал 1.27, если потребовалось, то доливал дисциллированную воду. Пару раз погонял разрядил-зарядил и батарея оживала на год-2. Но это были далеко не богатые студенческие годы и купить новый АКБ было не просто )))). Да и хороших АКБ было не так много, если только неплохой турецкий Mutlu.

13

25.01.2019 11:19

У всех т.н. необслуживаемых аккумуляторов есть пробки как на обычной батарее, просто они плоские и скрыты под наклейкой. Так что при желании/необходимости можно и воду долить и плотность померить. Другое дело что необходимость в этом возникает очень редко. Мазать клеммы современного аккумулятора не имеет смысла, это было нужно на советских аккумамах у которых на поверхности кристаллизовалась кислота т.н. соль.

2

25.01.2019 13:04
Царь

Как-то приезжал с другом к официалам на ТО, так японцы (машина у приятеля тогда новая была) мазали клеммы каким-то составом красного цвета. Я думаю, что японцы не дураки совсем. Значит нужно, раз мажут. На последующих ТО у официалов тоже клеммы мазали, но уже наши мастера. Да, яповские АКБ тоже служат ооочень долго если электрика в авто исправна. Так что плохого ничего нет, что намазаны клеммы. Да, и АКБ всё-таки заряжается полостью довольно долго, часов 10 минимум. У меня раньше с тем самым хорошим зарядником (до сих пор жив и работает) АКБ на 55-60 Ач заряжался часов 15 где-то точно. Повторюсь, лучше минимальным током заряжать. На счёт необслуживаемого. Да, помню, что под наклейкой прощупывались крышки для банок. Но я так и никогда не открывал тот АКБ.

4

25.01.2019 13:24

Мажут чтоб денег содрать - практического смысла в этом нет, а через мои руки прошли сотни аккумов разных фирм и емкостей. Нормальный зарядный ток 1/10 емкости батареи т.е. 5-6 А для типичного аккума на 55-60 Ач. Причем это было посчитано еще для древних АКБ, а современные нормально переносят и более высокие токи зарядки. Опять же такая зарядка делается от силы несколько раз за год и потому на срок службы никак не повлияет.

5

27.01.2019 22:57

необслуживаемый аккумулятор — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит.

Закрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого.Отсутствие наверху пробок. Если таковые имеются, и их можно выкрутить, чтобы посмотреть состояние и уровень электролита, проверить его плотность, то это ОБСЛУЖИВАЕМЫЙ аккумулятор.

2

28.01.2019 17:44
Борис Игнашин

он не герметичен, иначе бы он просто взорвался, но там лабиритная система снижающая испарение обычно просто все прикрыто планочкой, на деле есть доступ к банкам, просто не очень удобный, и конструктивно он рассчитан на минимальный нагрев

3

28.01.2019 23:40

Так к слову ...Под герметичностью системы понимают непроницаемость стенок, ограничивающих объем, для газов и жидкостей. Принято характеризовать герметичность системы потоком газа (жидкости), проникающего в систему или вытекающего из нее в единицу времени.

Абсолютная герметичность недостижима и неконтролируема, поэтому герметичность следует рассматривать как понятие относительное и говорить лишь о ее степени. При этом требуемая степень герметичности объекта характеризуется наименьшими величинами натекания (или утечки), наличие или отсутствие которых устанавливают в результате контроля.
Напрессованная горячим способом крышка-лабиринт , не снимется легко. Во время её демонтажа высока вероятность поломки крышка представляет собой лабиринт для улавливания и конденсирования паров Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды

3

27.01.2019 22:00

«снятие минусовой клеммы» не поможет! что за бред exide premium 640a 4 года работы + как минимум уже 1.5 года снят с авто специально сходил замерил 12.2 вольт


05.02.2019 08:11

А не опасно "ускоренное" отогревание заледеневшего на 30-градусном морозе аккумулятора - в тазике с теплой водой? Или лучше более медленный отогрев, от теплого воздуха в помещении?


17.11.2022 16:51
Герус

Дочитал до 4-го пункта,где речь шла о безопасности зарядки аккумулятора в помещении и понял,что дальше читать смысла нету... Гремучие газы... Приходилось ли вам быть свидетелем взрыва самого аккумулятора? И поверьте,не имеет значения концентрация газа в самом помещении,когда происходит взрыв. И взрывается он не из-за избыточного давления в самом аккуме по причине закрытых пробок. Детонация происходит,да-да,именно детонация (для реакции не нужен доступ воздуха,кислород сам по себе присутствует в гремучие газе),не по причине закрытых пробок в банках. Из-за возникновения микро искры по причине плохого контакта. Аккум взрывается изнутри,но осколки выбрасывает не давлением,а взрывом... И когда с кровоточащим лицом,которое впридачу жжет кислота из аккума,не видя куда идти, пытаешься по стенке добраться до места где можно умыться,а в ушах стоит свист как после кантузии... Осколком разбило переносицу. Полсантиметра правее или левее, - минус один глаз...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings