Система охлаждения НАТО: первые ракетные тягачи МАЗ

Пожалуй, именно МАЗ в годы Холодной войны выпускал наиболее совершенные отечественные автомобили-тягачи и специальные многоосные шасси для несения и запуска баллистических межконтинентальных ракет, одно упоминание о которых остужало воспаленные умы высших военных чинов НАТО, обеспечивая надежный военный паритет и устойчивый мир во всем мире.

 

На заглавном фото — разведывательный комплекс «Ястреб» (из архива Альфреда Матусевича).

В июне этого года мы завершили публикацию первой части из 14 статей, посвященных уникальным секретным военным автомобилям СССР – мы писали и о брянских ракетных тягачах БАЗ, и об экспериментальных ЗИЛах, КрАЗах и Уралах... Не будем перечислять их все, интересующимся порекомендуем открыть в отдельной вкладке профиль автора. Теперь же, когда ареал таинственности с такой автотехники давно снят, мы продолжим этот захватывающий сериал и введем вас в святая святых советского военно-автомобильного комплекса.

Бесспорно, самым прогрессивным, эффективным и важнейшим опытно-конструкторским и производственным центром СССР являлся Минский автозавод, где проектировали и выпускали почти всю тяжелую многоосную автотехнику для Вооруженных сил страны. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 25 июня 1954 года на заводе было образовано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) или секретное подразделение п/я Р-6131. Его возглавил известный автоконструктор Борис Львович Шапошник, в будущем лауреат Государственной и Ленинской премий. Благодаря ему, в СССР появились принципиально новые более надежные виды военных автомобилей с колесной формулой 8х8 для буксировки артиллерийских систем и несения ракетных комплексов. Для их сборки при МАЗе был образован секретный цех опытного производства.

Первоначально к первому семейству минских четырехосок относились два балластных тягача МАЗ-535 и МАЗ-536. С появлением в мире ракетного вооружения Министерство обороны приняло решение о перевооружении Советской армии более тяжелыми седельными тягачами, к которым относился третий вариант МАЗ-537.

Балластный тягач МАЗ-535А с трехфарной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)
Балластный тягач МАЗ-535А с трехфарной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)
МАЗ-535В со штатным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 (из архива СКБ-1 МАЗ)
МАЗ-535В со штатным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 (из архива СКБ-1 МАЗ)

В отличие от разработок СКБ ЗИЛ эти автомобили представляли собой более простые и экономичные конструкции классической компоновки с вынесенной на передний свес рамы цельнометаллической кабиной с люком в крыше. За ней в моторном отсеке помещался наиболее совершенный на то время 39-литровый дизель Д-12А V12 Барнаульского завода «Трансмаш» — транспортная модификация известного танкового мотора В-2.

Другими особенностями минской автотехники были гидромеханическая трансмиссия, самоблокирующиеся дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес, централизованная система изменения внутреннего давления в шинах и ряд других решений, до тех пор не получивших широкого применения. Однако все эти сложные и тяжелые агрегаты вдвое увеличили массу автомобилей, зато на практике они оказалась наиболее прочными, надежными и жизнеспособными, которым доверили буксировку первых советских баллистических ракет.

На военном параде в Москве тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14 (из архива СКБ-1 МАЗ)
На военном параде в Москве тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14 (из архива СКБ-1 МАЗ)
Балластный тягач МАЗ-535А с тележкой для баллистической ракеты ГР-1
Балластный тягач МАЗ-535А с тележкой для баллистической ракеты ГР-1

Предшественники?

До сих пор не утихают споры о происхождении четырехосных военных МАЗов. Даже свидетели тех давних событий, сподвижники и последователи Шапошника, не могли в точности сказать, что же послужило идейной базой первых машин.

Вряд ли их прообразами могли стать уже упоминавшиеся конструкции Георгия Зимелева с электрической трансмиссией и тем более – разработки Виталия Грачева. Вероятно, в основе изначальных работ Шапошника лежало трофейное шасси четырехосного бронеавтомобиля Bussing-NAG ARK. Вполне возможно, что после его тщательного изучения у Бориса Львовича родились идеи о применении дизельного двигателя V12, блокируемых дифференциалов в трансмиссии, индивидуальной независимой подвески и сварного несущего основания вместо обычной лонжеронной рамы.

Наиболее реальным источником свежих конструктивных решений могли стать секретные разработки Детройтского арсенала, где в 1950 году собрали 540-сильные армейские автомобили Т-57 и Т-58 грузоподъемностью 10 и 12 т, странным образом внешне очень похожие на будущие тягачи МАЗ-535/537.

Машины, которые считаются предшественниками четырехосных тягачей МАЗ
5 Немецкий бронеавтомобиль Bussing-NAG ARK
6 Армейский грузовик Т-57 Детройтского арсенала
7 Американский опытный седельный тягач Т-58
Немецкий бронеавтомобиль Bussing-NAG ARK Армейский грузовик Т-57 Детройтского арсенала Американский опытный седельный тягач Т-58

Сам Шапошник никогда не раскрывал истоки своего творчества и любые заимствования подвергал существенным преобразованиям. Эта преемственность позволила выиграть драгоценное время и сохранить огромные финансовые средства на самостоятельные изыски, изготовление и долгие испытания многочисленных прототипов, а буквально на пустом месте в кратчайшие сроки из отечественных агрегатов и узлов создать собственные достаточно совершенные и отлаженные машины.

МАЗ-535 (1956–1961/1964 гг.)

Первым в СССР тяжелым четырехосным полноприводным автомобилем военного назначения стал МАЗ-535, заложивший основу большинства последовавших за ним многоосных машин и специальных шасси повышенной грузоподъемности. Формально эта эпохальная машина являлась семитонным бортовым балластным тягачом для буксировки орудийных систем массой до 10 т и работы в составе автопоездов, весивших с полной нагрузкой до 75,4 т.

Прототип тягача МАЗ-535 с низким моторным отсеком. 1956 год (из архива СКБ-1 МАЗ)
Прототип тягача МАЗ-535 с низким моторным отсеком. 1956 год (из архива СКБ-1 МАЗ)
Испытания опытного балластного тягача МАЗ-535 (из архива СКБ-1 МАЗ)
Испытания опытного балластного тягача МАЗ-535 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Первые два прототипа МАЗ-535 были собраны в мае и июне 1956 года и считались скрытой от посторонних глаз «секретной научно-технической революцией» в отечественном автомобилестроении. Их кабина снабжалась тремя наклонными лобовыми стеклами и третьей фарой в центре передней панели для инфракрасной подсветки дороги, а моторный отсек имел пониженное расположение крыши.

Испытаний не прошли: советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ Фото из архива СКБ ЗИЛ Мы продолжаем серию публикаций о редких единичных и мелкосерийных советских вездеходах послевоенного периода. Напомним, в прошлых частях мы...

Характерными внешними чертами последующих машин МАЗ-535 стали два плоских лобовых стекла и повышенное расположение моторного отсека. В низкобортной металлической грузовой платформе помещались два ряда продольных или поперечных скамеек для боевого расчета.

На автомобилях МАЗ-535 впервые появились 375-сильный вариант дизеля Д12А с дублированной системой запуска электростартером или сжатым воздухом и новая трансмиссия собственной конструкции с одноступенчатым гидротрансформатором и планетарной трехступенчатой коробкой передач с дистанционным управлением. Она обеспечивала плавное изменение крутящего момента без прерывания потока мощности на колеса, сглаживала удары на двигатель и предотвращала его останову при перегрузках.

Во время испытаний первых образцов выявилась недостаточная прочность их рамы, поэтому в 1957 году был создан модернизированный вариант МАЗ-535А с усиленными рамой и кузовом. В 1958-м его начали собирать мелкими партиями в еще недостроенном опытном цеху.

На тягачах позднего выпуска обычно имелись только две лобовые светомаскировочные фары и увеличенное количество щелей моторного отсека. При полной массе 25,4 т на шоссе одиночный автомобиль развивал скорость 60 км/ч, в составе автопоезда — до 40 км/ч.

Усиленный тягач МАЗ-535А для буксировки 10-тонных артсистем. 1957 год (из архива СКБ-1 МАЗ)
Усиленный тягач МАЗ-535А для буксировки 10-тонных артсистем. 1957 год (из архива СКБ-1 МАЗ)
Поздний двухфарный вариант автомобиля МАЗ-535А (из архива J. Vollert)
Поздний двухфарный вариант автомобиля МАЗ-535А (из архива J. Vollert)

В июле 1962 года МАЗ-535А был принят на вооружение и впоследствии состоял на вооружении только Советской армии. Впервые он появился на параде в Москве 7 ноября 1961 года в сцепе со специальной транспортной тележкой, на которой помещалась баллистическая ракета Р-14.

Балластный тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с ракетой Р-14
Балластный тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с ракетой Р-14

Выпуск МАЗ-535 продолжался в Минске до 1961 года, а затем его перевели на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), где мелкосерийная сборка продолжалась до конца 1964-го.

Варианты и применение тягачей МАЗ-535

Тягачи 535-й серии применяли для буксировки 152-мм пушек, инженерных машин и другой тяжелой военной техники. Их главной задачей стала работа со специальными низкопрофильными транспортными тележками для вывоза на стартовую позицию межконтинентальных ракет, способных нести ядерные заряды.

На параде в Минске тягачи МАЗ-535А с 152-мм пушками М-47 (из архива СКБ-1 МАЗ)
На параде в Минске тягачи МАЗ-535А с 152-мм пушками М-47 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Наиболее эффектными и тяжелыми «прицепными агрегатами» стали глобальные (орбитальные) ракеты ГР-1 со стартовой массой около 120 т, которые вместе с тягачами МАЗ-535А впервые прошли по Красной площади 9 мая 1965 года.

Тягачи МАЗ-535А с орбитальными ракетами ГР-1 на тележках 8Т139. 1965 год
Тягачи МАЗ-535А с орбитальными ракетами ГР-1 на тележках 8Т139. 1965 год

В 1959 году экспериментальное шасси МАЗ-535Б с подъемным механизмом артиллерийской части послужило базой пробной пусковой установки тактического комплекса «Онега» и оперативно-тактической системы «Ладога» с фронтовой баллистической ракетой. Первые испытания, проведенные в апреле 1961-го, завершились разрушением ракеты, а ее шасси признали слишком слабым и маломощным для таких целей.

Пусковая установка «Ладога» на опытном шасси МАЗ-535Б. 1960 год
Пусковая установка «Ладога» на опытном шасси МАЗ-535Б. 1960 год

Самым востребованным автомобилем этой серии оказался седельный вариант МАЗ-535В без упругих элементов в задней подвеске, применявшийся в сцепе с 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 для транспортировки гусеничной техники и ракетных систем.

Седельный тягач МАЗ-535В с трехфарной кабиной. 1959 год (из архива А. Новикова)
Седельный тягач МАЗ-535В с трехфарной кабиной. 1959 год (из архива А. Новикова)

В 1959–1960 годах тягач применялся в ходе испытаний межконтинентального беспилотного ударного самолета-снаряда Ту-121. Для его сборки и запуска служила уникальная пусковая установка на четырехосном полуприцепе. Стартовая масса всей системы установки достигала 28 т.

В августе 1960-го началась разработка системы дальней беспилотной разведки «Ястреб» с новым самолетом-разведчиком Ту-123, способным осуществлять фоторазведку на полосе полета шириной до 80 км и дальности до 2,7 тыс. км. Его запуск производился с пусковой установки на двухосном полуприцепе, который буксировал МАЗ-535В с бронезащитой кабины и моторного отсека. Испытания комплекса проходили до декабря 1963 года, на вооружение эту систему приняли в мае 1964-го.

Разведывательный комплекс «Ястреб» на стартовой позиции (из архива J. Vollert)
Разведывательный комплекс «Ястреб» на стартовой позиции (из архива J. Vollert)
Пусковая установка СТА-30 в транспортном положении (из архива А. Матусевича)
Пусковая установка СТА-30 в транспортном положении (из архива А. Матусевича)

МАЗ-536 (1957–1958 гг.)

В 1957 году появился единственный образец девятитонного балластного тягача МАЗ-536 для буксировки артиллерийских систем массой до 15 т, впервые оборудованный наиболее мощным 525-сильным вариантом дизеля Д-12А. Он успешно прошел приемочные испытания на бронницком полигоне НИИАП, но Министерство обороны изменило свои требования в сторону повышения полной массы буксируемой техники, и в результате все дальнейшие разработки этой машины были прекращены и заменены на проектирование седельного тягача МАЗ-537.

Опытный тягач МАЗ-536 весовой категории 15 т. 1957 год (из архива НИИЦ АТ)
Опытный тягач МАЗ-536 весовой категории 15 т. 1957 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ-537 (1958–1964 гг.)

С самого начала разработки 525-сильный седельный тягач МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 т предполагалось использовать для буксировки низкорамных 65-тонных полуприцепов для перевозки по шоссе и местности гусеничной техники и воинских грузов. После переориентации на более тяжелые ракетные системы все работы по этой теме приобрели особый приоритет и были активизированы.

Седельный тягач МАЗ-537 с ракетой Р-26 на трехосной тележке. 1964 год
Седельный тягач МАЗ-537 с ракетой Р-26 на трехосной тележке. 1964 год

Конструктивно МАЗ-537 с усиленной задней балансирной подвеской являлся развитием модели МАЗ-535В и экстраполированием промежуточной версии МАЗ-536. Его особенностями были мощная клепано-сварная рама с лонжеронами швеллерного сечения и характерная V-образная рабочая площадка между средними мостами для оператора-сцепщика. На первых выпусках на передней стенке кабины также помещались три фары, но на серийных версиях оставили только две. В составе автопоезда массой 87 т тягач развивал максимальную скорость 55 км/ч.

Тягач МАЗ-537 из состава комплекса противоракетной обороны А-35
Тягач МАЗ-537 из состава комплекса противоракетной обороны А-35

Прототипы МАЗ-537 были собраны в конце 1958 года, мелкосерийное изготовление тягача началось в марте 1959-го. Оно продолжалось только до 1964 года, когда производство всех машин 537-й серии окончательно перевели в Курган. МАЗ-537 был принят на вооружение 30 июля 1962 года, и до сих пор его многочисленные версии остаются в составе Российской армии.

Варианты и применение тягачей МАЗ-537

Первоначально тягач МАЗ-537 планировали использовать в сцепе с низкорамным полуприцепом МАЗ-5248 для перевозки гусеничной бронетехники. Его 15-тонный балластный вариант МАЗ-537А с бортовой платформой и лебедкой служил для буксировки артиллерийских орудий, прицепов и транспортных тележек с баллистическими ракетами.

Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)
Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)
Тягачи МАЗ-537А с баллистическими ракетами Р-36 на Красной площади
Тягачи МАЗ-537А с баллистическими ракетами Р-36 на Красной площади

Единственным специальным автомобилем для монтажа ракетного вооружения являлось шасси МАЗ-537Б. В 1959 году первой попыткой его применения стал проект сталинградского завода «Баррикады» по созданию небывалого берегового противолодочного комплекса «Тайфун» с баллистическими ракетами и ядерной глубинной бомбой, но из-за опасности применения атомных зарядов он был закрыт. Первой реальной машиной в 1961 году была пробная пусковая установка 2П20 с баллистической ракетой Р-17, боковой кабиной управления и задними откидными опорами, но и она оказалась неудачной.

26 Проект берегового противолодочного комплекса «Тайфун». 1959 год (из архива завода «Баррикады»)
27 Пусковая установка 2П20 на шасси МАЗ-537Б. 1961 год (из архива А. Широкорада)
Проект берегового противолодочного комплекса «Тайфун». 1959 год (из архива завода «Баррикады») Пусковая установка 2П20 на шасси МАЗ-537Б. 1961 год (из архива А. Широкорада)

В 1958-м в производство поступил усиленный седельный тягач МАЗ-537Г с увеличенной до 27 т нагрузкой на сцепное устройство и 15-тонной лебедкой собственной конструкции, рассчитанный на работу с полуприцепами МАЗ-796 и МАЗ-5247Г для транспортировки по шоссе тяжелой техники и ракетного вооружения. В 1959-м появился опытный образец МАЗ-537Д с генераторной станцией переменного тока для питания оборудования буксируемых крупных ракетных комплексов.

Опытный 525-сильный тягач МАЗ-537Г с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)
Опытный 525-сильный тягач МАЗ-537Г с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)
Тягач МАЗ-537Г со штатным полуприцепом МАЗ-5247Г (из архива НИИЦ АТ)
Тягач МАЗ-537Г со штатным полуприцепом МАЗ-5247Г (из архива НИИЦ АТ)

Одна из первых ракетных систем на полуприцепах с тягачами 537-й серии появилась в апреле 1960 года, когда на заводе «Баррикады» был завершен эскизный проект пусковой установки комплекса «Темп». В конце 1961-го ее смонтировали на двухосном полуприцепе МАЗ-5248. Затем она проходила полигонные испытания, но к тому времени стало ясно, что ее ракета обладает недостаточной дальностью полета, а сама установка получилась слишком тяжелой и неповоротливой. С мая 1963 года завод «Баррикады» разрабатывал прицепную пусковую установку для нового ракетного комплекса «Темп-С», но ее единственный образец по всем параметрам проигрывал аналогичной конструкции на одиночном шасси МАЗ-543А.

Проект комплекса «Темп» на полуприцепе МАЗ-5248. 1960 год (из архива А. Широкорада)
Проект комплекса «Темп» на полуприцепе МАЗ-5248. 1960 год (из архива А. Широкорада)

В Минске этот тягач собирали до 1964 года, а впоследствии его долгое время строили на КЗКТ. Тем временем Минский автозавод перешел на серийный выпуск четырехосного семейства МАЗ-543, а автомобилю МАЗ-537Г впоследствии довелось стать самым востребованным седельным тягачом и новой базовой машиной всего 537-го семейства. О нем читайте в следующей статье.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы