Спасти рядового раненого: несколько простых правил первой помощи при ДТП

25337 0 26

Каждая поездка на автомобиле — это игра в рулетку. Риск погибнуть или получить травму в разы выше, чем в самолете. При этом тысячи людей умирают только потому, что не получили простейшей первой помощи. Учим, как не растеряться рядом с раненым.

 

Наше ежедневное использование автомобиля, как ни крути, сопряжено с определенным риском: ДТП случаются довольно часто, и, увы, в один миг водитель или пассажир может превратиться в пострадавшего. И это может оказаться как пассажир соседнего по потоку автомобиля, так и вашего, в том числе близкий вам человек. К такой ситуации нужно быть всегда готовым. Статистика летальных исходов при ДТП остается на одном и том же грустном уровне — более 16 000 человек в год гибнут на российских дорогах.

Между тем медики говорят, что, если на месте происшествия правильно обеспечить первую помощь, много жизней удалось бы спасти. Давайте рассмотрим, как можно помочь людям, попавшим в беду на дороге. Медики в своих отчетах сообщают, что самыми частыми травмами при ДТП являются черепно-мозговые. На втором месте — травмы полости грудной клетки, переломы позвоночника и конечностей.

Главное правило, которое действует всегда — первым делом вызовите бригаду «Скорой помощи». Это можно сделать по номеру 112 или обратившись за помощью к водителям проезжающих автомобилей.

Фото: depositphotos.com


Как определить, стоит извлекать пострадавшего из машины или нет?

  1. Однозначно стоит, если его жизни угрожает возможный пожар (искрящаяся проводка; дымок из-под капота, торпедо или «кормы» авто; ярко выраженный запах топлива; запах горелого).
  2. Стоит, если человек в сознании и может сам покинуть автомобиль, и у него отсутствуют резкие боли в области позвоночника, поясницы.
  3. Стоит, если вы понимаете, что в ближайшее время прибытия «скорой» ждать не следует, а у пострадавшего отсутствует пульс или есть открытый перелом конечности, или интенсивное кровотечение.

Во всех остальных случаях рекомендуется дожидаться приезда бригады «Скорой помощи», время от времени проверяя наличие пульса и дыхания.

После ДТП очень часто автомобиль деформируется, что усложняет извлечение раненого из машины. В первую очередь нужно устранить причину, которая мешает открыть дверь — отогнуть смещенную соседнюю деталь, разблокировать монтировкой заклинивший замок. Если это невозможно без помощи спасателей, используйте для эвакуации окна.

Имейте в виду, что лобовое стекло выбить и убрать из проема достаточно сложно, поскольку оно имеет в своей структуре прочную пленку и к тому же часто вклеено в проем. Вынимать потерпевшего нужно аккуратно, за доступные и неповрежденные (хотя бы на вид) части тела. Делать это лучше не в одиночку и помня, что конечности и другие части тела могут быть травмированы. Лучше извлекать человека из автомобиля, придерживая его под руки или заводя свои руки через подмышки раненого и захватив руками его предплечья.


Фото: depositphotos.com



Первичный осмотр

  1. Определить, в сознании ли человек. Нужно дотронуться до его плеча и громко спросить: «Вы в порядке?».
  2. Если потерпевший не реагирует, проверить дыхание и пульс.
  3. Если дыхание есть, уложить человека на бок. Положение на боку необходимо для того, чтобы в случае выделения рвотных масс человек ими не захлебнулся или чтобы запавший в гортань язык не перекрыл дыхание.
  4. Ожидать приезда бригады «Скорой помощи», время от времени проверяя пульс и наличие дыхания. Для проверки дыхания нужно наклониться к лицу потерпевшего и попробовать услышать и ощутить выдыхание воздуха, проследить поднимается и опускается ли грудная клетка. Проверенный способ: подставить лоскут целлофана или зеркальце (например, из косметички или солнцезащитного козырька) ко рту пострадавшего — если человек дышит, оно запотеет. Обычно проверка выполняется около 10 секунд.
  5. Наличие пульса проверяется следующим образом: на шее сбоку (как с левой, так и с правой стороны) на уровне выступа гортани (у мужчин — кадыка) положить указательный и средний палец на артерию между трахеей и шейной мышцей, затем определить наличие пульсации на протяжении не более 10 секунд. Проверить правильность своих действий можно на собственной шее.
  6. Если дыхания или пульса не обнаружилось, необходимо немедленно проводить сердечно-легочную реанимацию. Это может спасти человеку жизнь.


Фото: depositphotos.com


Сердечно-легочная реанимация

Алгоритм непрямого массажа сердца прост, но в то же время для успешной реанимации человека нужно четко выполнять все указания инструкции, в противном случае время будет потрачено зря.

  1. Положить потерпевшего на спину.
  2. Встать на колени со стороны шеи пострадавшего и расположить свои руки по центру грудной клетки.
  3. Положить кисти рук ладонями вниз одну поверх другой и переплести пальцы (упор происходит на основы ладоней, руки в локтях не должны сгибаться).
  4. Давить нужно резко и часто, строго вертикально, с частотой не меньше 100 надавливаний в минуту.

Делать массаж сердца рекомендуется до приезда врачей, даже если пострадавший не подает признаков жизни. Во время правильного непрямого массажа, даже если сердце человека не «запустилось», его мозг и другие органы получают кислород, а кровь принудительно циркулирует по организму.


Фото: depositphotos.com



Остановка кровотечения

Наверное, все помнят из курса теории в автошколе, что при артериальном кровотечении нужно накладывать жгут на конечность выше раны, а при венозном — ниже. Но одно дело теория, и совсем другое — практика.

Как уверяют опытные реаниматологи, определить тип кровотечения — капиллярное, венозное или артериальное — в полевых условиях неподготовленный человек не сможет. Поэтому сначала нужно попытаться остановить кровь, придавив рану тампоном или подходящей чистой тканью. Если это не помогло, придется накладывать жгут выше раны. Не забудьте прикрепить к жгуту записку с точным указанием времени — в среднем каждые 1,5 часа жгут нужно будет ослаблять, чтобы на время пропустить кровь в конечность.

Алгоритм действий сложнее, когда какая-то конечность или туловище человека проткнуто инородным предметом — обломком металла, древесины, осколком стекла.

  1. Сдавить стерильной повязкой рану вокруг инородного предмета.
  2. Удерживать потерпевшего от лишних движений.
  3. Возможно, придется поддерживать человека так, чтобы уменьшить давление тела на проникший в него предмет.
  4. Если кровотечение не останавливается, на конечность выше раны нужно наложить тугую повязку или жгут.

Важно запомнить, что ни в коем случае нельзя вынимать посторонний предмет самостоятельно!


Фото: depositphotos.com



Переломы

Одной из самых тяжелых травм принято считать перелом позвоночника. Симптомами такой травмы являются невозможность поворачивать шею, наклоняться, в тяжелых случаях наблюдаются нарушения функций дыхания и сердцебиения. При подозрении у больного перелома позвоночника, рекомендуется его не трогать до приезда бригады «Скорой помощи». Исключение — прямая угроза жизни пострадавшего, например большая вероятность пожара.

При переломе конечности (или подозрении на него) самое главное — обеспечить ее неподвижность. Если перелом закрытый, т.е. без повреждения кожи и кровотечения, не позволяя пострадавшему шевелить пострадавшей конечностью, наложите шину — прибинтуйте к руке или ноге подходящий ровный предмет: ветку, лопатку, сложенный зонт, фрагмент пластика и т.п. При открытом переломе картина сложнее.

Предоставление первой помощи при открытом переломе:

  1. Проверить наличие пульса и дыхания. Если их нет, обратиться к действиям, указанным выше.
  2. Обеспечить неподвижность сломанной конечности, удерживая потерпевшего от лишних движений.
  3. Разрезать одежду на месте раны таким образом, чтобы можно было наложить повязку.
  4. Остановить кровотечение (обработать края раны и наложить стерильную повязку).
  5. Наложить шину на поврежденную конечность, стараясь не касаться открытой кости. При этом нельзя накладывать шину на голое тело или непосредственно на рану.

Запрещается вправлять или удалять обломки костей и инородных тел.


Фото: depositphotos.com



Нередки случаи, когда от большой потери крови и серьезных травм может наступить травматический (больше известный в народе как болевой) шок. Поскольку противошоковые препараты могут быть только у медиков, единственным эффективным средством борьбы с ним является та же остановка кровотечения.

Если человек получил травму, не угрожающую непосредственно его жизни (закрытый перелом, ушибы, порезы и т.д.), то вам необходимо вызвать «скорую», предоставить пострадавшему первую помощь и, контролируя самочувствие потерпевшего, дожидаться приезда врачей.

И напоследок несколько общих запрещающих правил:

  • Не оставляйте потерпевшего без помощи, даже если вы не виновник и не участник ДТП.
  • Не пытайтесь напоить раненого водой.
  • Не брызгайте воду на лицо потерпевшего.
  • Не пытайтесь посадить тяжелораненого.
  • Не пытайтесь «оживить» человека, шлепая его по лицу.
  • Не надейтесь, что потерпевший, у которого остановилось сердце, сам придет в себя.
  • Не отчаивайтесь. Реаниматологи говорят, что лишь в 5-7% случаев первая помощь оказывается малоэффективной или вообще неэффективной. Так что шанс спасти ближнего есть всегда, и он достаточно велик.

Что же дальше?

Даже если вы прочитали эту статью внимательно, скорее всего, в стрессовой ситуации вам не удастся вспомнить сложные алгоритмы. Наш совет: распечатайте эту статью и уберите в бардачок. Или сохраните эту страницу как закладку и в случае необходимости откройте ее на своем смартфоне или планшете. Хотя редакция Kolesa.Ru искренне надеется, что такой необходимости у вас никогда не возникнет. Берегите себя и не превышайте скорость!

Фото: depositphotos.com



Поделиться: 0 12 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Переплачивай и страдай: почему электромобили в России никому не нужны

Распространение автомобилей на электрической тяге в мире идет неоднородными, но заметными темпами. К примеру, в Норвегии гибриды и электромобили уже обогнали по суммарным годовым продажам обычные бензиновые и дизельные…

78 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

7091 5 7
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

4081 4 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra HD с пробегом: проблемная механика, надёжный автомат и необъяснимо ресурсный двигатель

Элантра четвёртого поколения – машина скучная во всех отношениях. Как в плане дизайна, так и в плане эксплуатации. Никакой скрытой коррозии, мудрёной электрики или характерных поломок, которых не встретишь у конкурентов…

567 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra IV с пробегом: на удивление крепкий кузов и никаких сюрпризов по электрике и ходовой

Hyundai Elantra четвёртого поколения как-то теряется на фоне других машин марки. Большую часть своего жизненного цикла с 2006 по 2011 год она продавалась параллельно с более дешёвой Elantra XD прежней, третьей генерации,…

922 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2624 0 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41836 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15598 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12672 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27337 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21786 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4658 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57665 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41820 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17150 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72308 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55969 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55060 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?