Суперкары в деталях: Noble, Noble’вский лауреат

Энтузиасты, которые хотели создать свой собственный суперавтомобиль, по странному стечению обстоятельств очень часто имели гражданство Великобритании. Но мало иметь желание и финансы – нужно иметь опыт. А если у вас есть спонсоры, а за плечами – участие в создании легендарного McLaren F1, то почему бы и не попробовать? Именно так и поступил Ли Ноубл.

Немного об основателе фирмы

Ли Ноубл по праву считается одним из отцов многих английских суперкаров 80-90-х годов прошлого века. В 1992 году он начинал свою работу инженером в фирме Ultima, которая прославилась созданием суперкара GTR – в те годы одного из самых быстрых и бескомпромиссных. Ноубл отвечал за шасси этого среднемоторного суперкара.

Конструкция получилась настолько гибкой, что позволяла вмещать в себя любой двигатель по выбору клиента, начиная от турбированного V6 Renault и заканчивая могучим 5,7-литровым двигателем V8 от Chevrolet Corvette. Позднее контакт с фирмой Ultima находит Гордон Мюррей, который тогда искал шасси для обкатки идей суперкара McLaren F1. Благодаря гибкости шасси «мул» из Ultima вместил в себя двигатель BMW S70, а Ли Ноубл получил приглашение в отдел подвески команды McLaren.

5loRes1.jpg


Под руководством Гордона Мюррея Ноубл участвовал в испытаниях McLaren F1. В 1997 году отдел дорожных разработок фирмы был закрыт, а Ли, обладая теперь огромным и уникальным опытом, решает создать свой собственный суперкар.

1999 – основание Noble Automotive

В 1999 году, заручившись поддержкой влиятельного бизнесмена Тони Моя, Ноубл создает собственную компанию по выпуску суперкаров. Изначально компания имела имя Noble Moy Automotive, но уже в 2001 году финансирование от Тони Моя было прекращено, в результате чего компания лишилась его фамилии в названии.

1999 – Noble M10

Первым детищем новоиспеченной марки стал родстер. Новинка была построена в лучших традициях суперкаров – двигатель разместили посередине, основой конструкции шасси стала стальная трубчатая рама, к которой крепились стеклопластиковые внешние панели, а передняя и задняя подвески были независимыми.



Модель, задумывавшаяся как конкурент таким автомобилям как Lotus Elise, Toyota MR2, Renault Sport Clio 182, оправдала ожидания и имела показатели, близкие к конкурентам. За спиной водителя спрятали двигатель Ford Duratec 25, который позаимствовали у Ford Mondeo. Верхневальный, полностью алюминиевый двигатель с двумя распредвалами и электронным впрыском топлива оставили без изменений – мощность мотора составила 170 л.с., а крутящий момент – 220 Нм.

Благодаря своему небольшому весу (всего 960 кг) родстер уверенно разгонялся до 220 км/ч, а разгон до «сотни» составлял около 6 секунд. Всего за год производства было выпущено 11 спорткаров Noble M10.

2000 – Noble M12 GTO

Первый родстер Noble M10 заслужил у ряда автомобильных изданий положительную оценку. Машину хвалили за отличное шасси и управляемость, но среди недостатков отметили достаточно неуклюжий дизайн и недостаточную для такого шасси мощность. В 2000 году на автосалоне в Бирмингеме компания представила купе М12 GTO.


autowp.ru_noble_m12_gto_5.jpg


Автомобиль был построен на основе рамы М10. Днище абсолютно плоское и закрыто алюминиевыми панелями, а двигатель является одним из элементов жесткости. Благодаря этому повышается прочность конструкции, но обслуживание автомобиля становится более сложным. Например, чтобы снять аккумулятор, необходимо загнать машину на подъемник, демонтировать одну из панелей днища, а затем изъять батарею из предназначенной ей ниши.

Внешние панели кузова типа купе снова выполнили из усиленного стеклопластика. Так царапины и сколы от механических повреждений легко рихтуются прямо на месте. По периметру салона расположили трубчатый каркас для защиты салона от переворота. Багажника у M12 не предусмотрено. Его заменяют несколько фирменных сумок, которые располагаются в специальных нишах салона.


autowp.ru_noble_m12_gto_8.jpeg


Под капотом – все тот же фордовский двигатель из линейки Duratec, который на сей раз подвергли серьезному тюнингу. Двигатель взбодрили двумя турбокомпрессорами Garrett T25 с двумя интеркулерами и усилили коваными поршнями, коленвалом и шатунами Cosworth. Разумеется, появились более производительные форсунки и иная программа управления двигателем. Мощность нового двигателя достигла 310 л.с., а крутящий момент – 425 Нм. С ним сагрегатировали 5-ступенчатую МКПП.

С таким набором разгон от 0 до 100 км/ч у автомобиля весом 980 кг не превысил 4,5 секунд, максимальная же скорость возросла до 265 км/ч. Салон автомобиля отделан замшей и кожей, а в оснащение входят аудиосистема, кондиционер и гоночные сиденья именитой марки Recaro. Запуск двигателя производится с кнопки – в начале 2000-х это еще не было опцией для массовых машин.

Интересный факт. Изначально в планах компании значился выпуск не более 20-25 автомобилей в год. В качестве сборочного цеха был куплен ангар в городе Лидс, в котором планировали строить шасси, подвески и доводить двигатель. Но для постройки стеклопластикового кузова М12 мощностей уже не хватало.


autowp.ru_noble_m12_gto_11.jpg


Подходящее производство нашли в … Южной Африке в городке Порт Элизабет на предприятии под названием Hi-Tech Automotive. Подсчитав затраты на такое производство, обе стороны пришли к выводу, что выгодно будет строить более 200 кузовов в год. Поэтому и производственный цех в Лидсе был кардинально перестроен под увеличившиеся объемы производства. Сюда из далекой Африки приходят собранные и окрашенные кузова и осуществляется финальная досборка автомобилей из комплектующих. Цена на новый автомобиль составила 66 000 фунтов стерлингов. Всего было выпущено около 450 таких автомобилей

2002 – Noble M12 GTO-3

Для тех покупателей, кому способностей М12 GTO оказалось недостаточно, в 2002 году компания Noble представила более мощный вариант своего суперкара, получивший в названии приставку 3. Цифра 3 означает применение нового двигателя Ford Duratec объемом 3 литра.

Как и ранее, в доводке нового двигателя участвовали специалисты фирмы Cosworth. Полностью алюминиевый V6 был оснащен двумя турбокомпрессорами Garrett и новыми интеркулерами увеличенной площади. Не обошлись и без новой программы управления двигателем и более прочных кованых комплектующих шатунно-поршневой группы, установили и систему смазки с сухим картером, чтобы бороться с масляным голоданием на треке. Новый двигатель развивал уже 344 л.с. и 460 Нм крутящего момента. 5-ступенчатая «механика» осталась без изменений.


autowp.ru_noble_m12_gto_21.jpg


С таким силовым агрегатом новинка массой 1050 кг развивала максимальную скорость 262 км/ч. Разгон до паспортной «сотни» сократился на доли секунды. Основными изменениями внешне стали новый задний бампер с доработанным диффузором, антикрыло увеличенного размера и измененные воздухозаборники в дверях.

Важными изменениями в конструкции кузова стали применение новых передней и задней подвесок с измененной кинематикой и тормозных механизмов увеличенного диаметра, которые позаимствовали из каталога фирмы AP Racing. В салоне изменений еще меньше – новые сиденья Recaro и панель приборов измененного дизайна. Новинка продавалась по цене 68 000 фунтов стерлингов, а всего за каждый год производства выпускали более чем 150 таких автомобилей.

2002 – Noble M12 GTC

Вместе с моделью М12 GTO-3 на автосалоне в Бирмингеме 2002 года был представлен вариант М12 с кузовом родстер, получивший собственное имя М12 GTC. Новинка была оснащена тем же 3-литровым двигателем с турбонаддувом, что был установлен и на версии купе. Основным отличием от базовой модели стало применение мягкой матерчатой крыши, которую можно было демонтировать вручную, сложить и оставить в одной из ниш, ранее предназначавшихся для багажа.



Рама автомобиля была дополнительно усилена, вследствие чего масса автомобиля возросла, хотя и не так уж значительно – до 1080 кг. Максимальная скорость ограничивалась отметкой 250 км/ч, а разгон до «сотни» занимал 4,5 секунды. Выпуск автомобилей искусственно ограничивался 25 суперкарами в год, а цена превышала 70 000 фунтов стерлингов.

2004 – Noble M14

В 2004 году на автосалоне в Бирмингеме состоялась мировая премьера автомобиля нового поколения. Купе, получившее индекс М14, создано на основе узлов и агрегатов предыдущей модели марки. В основе конструкции – традиционная для Ноубл пространственная стальная рама и внешние панели, выполненные из композитных материалов.


autowp.ru_noble_m14_2.jpg


Силовая структура кузова была усилена: появились новые передний и задний подрамники с рассчитанными на компьютере зонами деформации, брусья безопасности в дверях и более развитый каркас безопасности салона. Изменилась и подвеска – для уменьшения неподрессоренных масс рычаги подвески и амортизаторы были выполнены из алюминия. Появились, наконец, багажные отсеки – большой спереди и дополнительный за двигателем: компания сделала шаг навстречу практичности.

За спиной водителя расположили все тот же трехлитровый двигатель V6 Ford Duratec 30, доработанный специалистами Noble. Мощность двигателя возросла до 400 л.с., а крутящий момент превысил 520 Нм. С двигателем сагрегатирована 6-ступенчатая МКПП, с которой автомобиль разгоняется до паспортной «сотни» за 4,3 секунды. Благодаря продуманной аэродинамике максимальная скорость суперкара достигла 305 км/ч.


noble_m14_1.jpg


Богаче стало и оснащение. Тут есть электроприводы стекол и зеркал заднего вида, кондиционер, бортовой компьютер с встроенной навигационной системой. В салоне установлены кожаные сиденья Recaro, а отделка выполнена из алюминия. В заводской табели автомобиль позиционировали как более высокий по рангу, чем М12, который также оставался в серийном производстве. Если М12 были больше ориентированы на трековые гонки, то М14 отнесли к автомобилям класса Gran Turismo. Цена М14 составила 75 000 фунтов стерлингов, а за каждый год выпускалось около 70 таких автомобилей.

2005 – Noble M12 GTO-3R и М400

Cоздание новой, в некотором смысле компромиссной модели подогрело интерес к фирме. Но среди покупателей остались те, кому автомобили Noble были больше нужны как инструмент для трековых заездов, к тому же, М12 оказались дешевле. К 2005 году модификации модели М12 уже начали устаревать среди прогрессирующих соперников. На автосалоне в Бирмингеме компанией Ли Ноубла были представлены сразу две новинки, построенные на основе проверенной модели М12.

Модель, получившая индекс M12 GTO-3R представляла собой GTO-3, подвергшийся комплексу доработок. С двигателя Ford Duratec 30 сняли 352 л.с. и 474 Нм момента, благодаря установке новых турбокомпрессоров. В паре с двигателем работает усиленная 6-ступенчатая МКПП. На задней оси по заказу стали ставить дифференциал повышенного трения Quaife.



C этим арсеналом максимальная скорость автомобиля по сравнению с предыдущей моделью была увеличена и достигала 266 км/ч, а время разгона до «сотни» составило 4 секунды. Трубчатая рама и независимые передняя и задняя подвески автомобиля осталась без изменений.

Среди внешних отличий стоит отметить новые 18-дюймовые кованые колесные диски и измененную модульную переднюю оптику. Не обошлось без люкс-опций. В базовое оснащение автомобиля стали входить регулируемая по высоте рулевая колонка, бортовой компьютер с системой навигации и аудиосистема Sony. Ежегодно производилось 100-120 таких автомобилей, по цене 68 000 фунтов стерлингов каждый.

Для тех кому такого комплекта доработок показалось мало, команда Noble подготовила бескомпромиссный суперкар, получивший индекс М400. Цифра 400 в нем означает показатель энерговооруженности автомобиля, составивший 400 л.с. на тонну веса. Новинка была ориентирована на трековые заезды и представляла собой еще более безумную версию модели М12.


autowp.ru_noble_m400_2.jpg


Бедный V-образный шестицилиндровый двигатель Ford Duratec объемом 3 литра снова подвергли комплексной доработке. Инженеры компании оснастили М400 воздушно-масляным радиатором, турбокомпрессоры Garrett получили новые керамические лопатки, позволяющие раскручивать турбину до 80 000 об/мин, а также доработали систему впрыска топлива и установили новую выхлопную систему. Не обошлись и без сухого картера в системе смазки. Благодаря всем этим ухищрениям с двигателя сняли 425 л.с. и 529 Нм крутящего момента. Двигатель способен раскручиваться до 7200 об/мин, а в паре с ним работает 6-ступенчатая секвентальная коробка передач Getrag. Штатно на автомобиль ставится самоблокирующийся дифференциал Quaife.

М400 катапультируется с места до 100 км/ч всего за 3,6 секунды, а максимальная скорость достигает 296 км/ч. Добиться таких показателей помог не только новый силовой агрегат, но и тотальное облегчение веса автомобиля. Так, все рычаги подвески, амортизаторы и некоторые элементы рамы были выполнены из легких сплавов. В угоду снижения веса автомобиль лишили таких благ цивилизации как кондиционер, электростеклоподъемники, навигация и даже аудиосистема. Спортивные сиденья Sparco снабжены четырёхточечными ремнями безопасности, а каркас безопасности был максимально усилен.


autowp.ru_noble_m400_1.jpg


Внешне же от менее безумных моделей компании Noble M400 легко отличить по более развитым боковым воздухозаборникам, новой передней оптике и заднему антикрылу, а также кованым легкосплавным колесным дискам, выкрашенным в матовый черный цвет. Ежегодно выпускали около 20 суперкаров М400, по цене 78 000 фунтов стерлингов каждый.

2006 – Noble M15

В 2006 году, опять-таки на автосалоне в Бирмингеме, компания Noble представляет свой новый суперкар, получивший следующий, 15-й индекс. Новинка построена на основе модели М14 и заимствует у неё ряд узлов и агрегатов. По сравнению с предыдущей моделью компании М15 имеет удлиненный на 15 мм кузов с меньшим коэффициентом аэродинамического сопротивления. Этого удалось добиться благодаря появлению нового заднего диффузора и антикрыла, а также более обтекаемыми формами передней части автомобиля.

В основе конструкции – неизменная трубчатая рама, элементы которой позаимствованы у модели М400, плюс стеклопластиковое оперение. Рычаги независимых подвесок передних и задних колес для снижения неподрессоренных масс выполнены из алюминия.


autowp.ru_noble_m15_12.jpg


Посередине базы разместили всё тот же трехлитровый двигатель Ford Duratec. После очередных измывательств мотористов Ноубл из мотора получили аж 455 л.с. и 617 Нм момента. Добиться повышения характеристик помогли новые турбокомпрессоры и интеркулеры, а также доработанная система впрыска топлива. Для лучшего охлаждения интеркулеры разместили спереди, что также способствует повышению мощности двигателя. Сам двигатель для улучшения распределения масс был сдвинут на 300 мм ближе к центру автомобиля. В паре с ним работает 6-ти ступенчатая МКПП Graziano, а на задней оси расположился дифференциал повышенного трения.

В стандартное оснащение автомобиля входят спортивные сиденья Sparco с отделкой из кожи и замши, отделка элементов салона полированным алюминием, аудиосистема, бортовой компьютер с встроенной навигационной системой, электростеклоподъемники и кондиционер. Автомобиль массой 1200 кг разгонялся с места до «сотни» за 3,4 секунды, а максимальная скорость достигала 298 км/ч. За год выпускалось до 100 таких автомобилей, по цене 75 000 фунтов стерлингов каждый.

2010 – Noble M600

В 2010 году на Фестивале скорости в Гудвуде презентовали новую флагманскую модель фирмы. Как и на более ранней модели с индексом 400, цифра 600 означает показатель энерговооруженности автомобиля, составивший уже 600 л.с. на тонну веса. Несмотря на типичный для Ноубл силуэт с характерным и узнаваемым дизайном, М600 представляет собой полноценно новый автомобиль.




В основе конструкции – новая стальная пространственная рама, специально разработанная для этого проекта. Некоторые особо ненагруженные элементы рамы для снижения веса выполнили из алюминия, а внешние панели кузова — из углепластика.

Под капотом – совсем новый для Noble двигатель Volvo с индексом B844S. V-образный 8-цилиндровый полностью алюминиевый мотор рабочим объемом 4,4 литра был построен компанией Volvo совместно с мотористами фирмы Yamaha. Такие двигатели ставили на флагманские внедорожники Volvo XC90 и седаны S80. Разумеется, в компании Noble двигатель подвергли комплексу изменений для улучшения его характеристик. Были установлены кованые поршни и шатуны, система смазки с сухим картером, два более производительных турбокомпрессора Garrett, а блоком управления двигателя поделились в фирме Motec.

На выбор покупателей предлагаются три варианта программы управления двигателем: для дороги (“Road” — мощность ограничивается 456 л.с.), для трека (“Track”, мощность достигает 558 л.с.), а в самой безумной вариации “Race” двигатель развивает уже 650 л.с., при этом крутящий момент достигает 838 Нм! В паре с двигателем работает 6-ступенчатая МКПП Graziano.


tabl2.png



При последнем варианте настроек автомобиль массой 1200 кг позволяет разгоняться с нуля до «сотни» всего за 3,1 секунды, а максимальная скорость при этом достигает 362 км/ч.

В оснащение М600 входят спортивные сиденья, отделка салона кожей, алюминием и углепластиком, электростеклоподъемники, кондиционер, аудиосистема Sony и борткомпьютер с встроенной системой навигации, с управлением при помощи сенсорного экрана. Поскольку кузов теперь делали из углепластика, производство которого сложнее и затратнее, выпускать автомобилей за год стали меньше, а цена М600 поднялась до 200 000 фунтов стерлингов. Панели кузова теперь делаются в собственных автоклавах, а объемы выпуска за год не превышают 50 таких суперкаров.

2015 – Noble M600 Speedster

В 2013 году компания анонсировала создание открытой версии М600, но из-за экономического спада в Европе проект был приостановлен. Однако уже в январе 2015 года на автосалоне в Бирмингеме все-таки состоялась премьера серийного родстера.




Внешне автомобиль почти не отличается от своего собрата купе. Центральная панель крыши легко снимается вручную, в результате чего купе превращается в родстер-таргу. Технические характеристики новинки полностью совпадают с закрытой версией, а на выбор клиента предлагаются три модели с разными настройками 4,4-литрового битурбодвигателя – от дорожной мощностью 450 л.с. до безумной гоночной, которая развивает уже 650 л.с. В паре с ним работает новая 7-ступенчатая секвентальная коробка передач Graziano, управляющаяся подрулевыми переключателями.

В планах компании – запуск суперкара в серийное производство уже в конце лета этого года. Официальные цены на машину еще не разглашались, но эксперты ориентируются на ценники около 230 000 фунтов стерлингов.

Интересные факты:


HISTORY.png



  • Эмблема компании проста и незатейлива: вписанная в овал фамилия владельца.
  • Свои машины Ли Ноубл принципиально не оснащает электронными помощниками, упрощающими вождение. В автомобилях нет даже АБС, не говоря уже о таких помощниках, как ESP и система Traction Control. На помощь водителю призвали только усилитель руля. По его словам, такие системы не позволяют в полной мере почувствовать его автомобиль и насладиться им.
  • Суперкары Noble несколько раз были удостоены почётного звания Best Driver’s Car of The Year в Англии, получали хорошие отзывы от телепередачи Top Gear. Так, модель М600 получила высокие оценки от испытывавших эту модель Джереми Кларксона и Ричарда Хаммонда, но подверглась их критике из-за качества сборки. Например, на одном из тестов передачи в М600 под управлением Хаммонда сломалась коробка передач.
  • Центры по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей располагаются, в основном, в Европе. Помимо Англии, они зарегистрированы в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.
  • С 2003 по 2011 годы существовало официальное российское представительство марки. Ответственная за продажи компания «Спортмобиль», активно продвигала автомобили Noble в России. Noble M12 испытывали журналисты российских автомобильных изданий, которые отметили его управляемость и плавность хода, но, опять-таки, негативно отнеслись к качеству сборки. Цена автомобиля на 2004 год в России составляла 100 000 евро. В 2011, из-за кризиса, компания-представитель закрылась и фирма ушла с нашего рынка.

Сколько стоят автомобили марки Noble?

Модель
Год выпуска
Когда продано?
Где?
Цена, $
Noble M12 GTO
2002
2011
США
28 476
Noble M12 GTO-3R
2005
2013
США
47 000
Noble M400
2005
2012
США
59 000
Noble M400
2007
2013
США
67 500

  • Один из Noble M12 был куплен Андреем Бойко, владельцем гоночной команды Boyko Racing в 2009 году. По технике автомобиль остался стандартным, но, по понятным причинам, был переобут в гоночные шины. Под его управлением был выигран один из этапов соревнования «Open Race» (непрофессиональные кольцевые соревнования на гражданских неомологированных автомобилях) на гоночном треке в Мячково, а также поставлено несколько рекордов для этого трека.
  • В 2002 году компания заявила о своем присутствии на американском рынке. В соответствии с жесткими требованиями рынка автомобиль М12 и М400, продажами которых занималась компания “1g Racing”, подвергли некоторым изменениям. Так, для соответствия экологическим стандартам США был установлен доработанный двигатель Duratec от американской версии Mazda6.

В чем фишка автомобилей Noble?

  1. Управляемость и плавность хода, благодаря хорошо подобранным настройкам подвески и конструкции самого шасси
  2. Использование в качестве основы современных двигателей Ford, а затем Volvo
  3. Автомобили Noble занимают места в десятке лучших показателей прохождения круга на нескольких известных гоночных трассах в мире (например, тестовая трасса телепередачи Top Gear)


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings