Свежее дыхание: как и почему на ВАЗах появилась система снижения токсичности

2558 0 3
Всем хорош старый-добрый двигатель внутреннего сгорания, да только его выхлоп, мягко говоря, воздух отнюдь не озонирует. Именно поэтому моторостроители всего мира уже несколько десятилетий бьются над проблемой снижения токсичности отработавших газов. Можете не верить, но в СССР для некоторых модификаций автомобилей ВАЗ система снижения токсичности выхлопа была разработана более тридцати лет назад. Однако встретить её на "живой" машине для внутреннего рынка было практически невозможно, из-за чего тема обросла множеством домыслов, догадок и даже просто мифов. Итак, сегодня мы вспомним о то, как, для чего и почему отечественные Лады обзавелись подобной системой, а также постараемся отделить правду от вымысла.
 

Следуя тренду

Уже в конце семидесятых годов в мире всерьез задумались над тем, чтобы сделать выхлоп автомобилей «более чистым». Конструкторы решали этот вопрос «подручными средствами», и еще до эпохи электронного впрыска на автомобилях с классической системой питания появились компоненты, снижающие концентрацию СО и СН в выхлопных газах.

Для АвтоВАЗа объемы экспорта автомобилей были очень важны с самого начала запуска производства, ведь каждая проданная за рубежом машина означала поступление в государственную казну иностранной валюты. Неудивительно, что на ужесточение норм токсичности в Тольятти реагировали незамедлительно. В частности, в КБ автомобильной электроники для автомобилей «шведской комплектации» в начале восьмидесятых годов разработали специальное устройство – механизм, который под управлением электронного блока должен был на принудительном холостом ходу (ПХХ) некоторое время удерживать дроссельную заслонку приоткрытой для того, чтобы топливная смесь сгорала более эффективно.

Однако более серьезным испытанием оказались нормы токсичности США, введённые в 1983 году. По уровню выбросов СО и СН они примерно соответствовали куда более позднему европейскому стандарту Евро 1. То есть, уложиться в их выполнение без каталитического нейтрализатора и «умной» электроники было невозможно даже на «восьмерочном» двигателе, который работал на относительно бедных смесях, а его карбюратор Солекс был оборудован экономайзером принудительного холостого хода.

Два варианта

Первым представителем системы снижения токсичности для автомобилей ВАЗ был комплект производства фирмы OLSON-DINOL (1988-1990 гг.). Он состоял из блока управления смесеобразованием в карбюраторе Air-Fuel ratio controller Model 4/8E (Part no. 314002), микропроцессорного зажигания со специальным коммутатором Ignition control module Model EKE-1A (Part no. 314005) и датчиком детонации, по показаниям которого осуществлялась коррекция угла опережения зажигания.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Система снижения токсичности OLSON-DINOL в заводском каталоге ВАЗ

снижение токсичности ваз снижение токсичности ваз 2 снижение токсичности ваз 3

Система OLSON-DINOL  состояла из блока управления и специального коммутатора (фото – из архивов Александра Подзолкова и Марко Яэтма)

Коммутатор размещался на стандартном для «восьмерки» месте (моторный щит в районе левого «стакана» кузова), а вот для «мозгов» был предусмотрен специальный кронштейн на кузове – на полке за моторным щитом в районе правого «дворника».

снижение токсичности ваз 4

Для крепления дополнительного блока на кузове предусматривался специальный кронштейн (Фото – Евгений Карпунин)

На Самарах с этой системой вместо обычного «восьмерочного» Солекса устанавливалась модификация карбюратора 21083-1107010-61, отличавшаяся наличием пары актюаторов и полуавтоматического пускового устройства — «автоподсоса» вместо классической воздушной заслонки.

снижение токсичности ваз 5 снижение токсичности ваз 6

На машинах с системой снижения токсичности применялся Солекс с «автоподсосом» (Фото — Марко Яэтма)

При этом в системе зажигания оставался стандартный трамблёр! Разумеется, требуемую чистоту выхлопа обеспечивала не только электроника, но и каталитический нейтрализатор.

Более поздний вариант, встречавшийся на экспортных Ладах после 1990 года выпуска, — система снижения токсичности производства фирмы AXTEC, которая состояла из установленного под правым передним сиденьем блока управления AXTEC AFR (Part no. 314012), трехкомпонентного нейтрализатора, карбюратора 21083-1107010-62 с двумя электромагнитными клапанами и «автоподсосом», а также датчика кислорода (лямбда-зонда).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Система снижения токсичности AXTEC в заводском каталоге ВАЗ

снижение токсичности ваз 8 снижение токсичности ваз 9

Блок управления смесеобразованием AXTEC располагался под сиденьем переднего пассажира (Фото из архива Евгения Карпунина)

снижение токсичности ваз 10 OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Чтобы уложиться в нормы США-83, в системе выпуска предусмотрели каталитический нейтрализатор

снижение токсичности ваз 13

Визуально отличить «экологически чистую» Самару можно было по наклейке на заднем стекле

От первой версии на компонентах OLSON-DINOL система с блоком AXTEC отличалась обычным коммутатором и отсутствием датчика детонации, причем на «жигулёвских» двигателях классическую контактную систему зажигания в любом случае заменяли электронной.

Кроме того, для того, чтобы уложиться в требования по нормам токсичности США-83, автомобили с такими системами оборудовались и рециркуляцией отработавших газов, а также системой улавливания паров топлива.  

В каталогах немецкого импортера Deutsche Lada встречалось два варианта катализаторов – более дешевый нерегулируемый без датчика кислорода (уровень выбросов Евро 0) и обратной связи или трехкомпонентный регулируемый, который как раз и соответствовал американскому стандарту US-Norm’83.

снижение токсичности ваз 14

снижение токсичности ваз 16 снижение-токсичности-ваз-15 снижение-токсичности-ваз-17

Катализатор стал неизменной опцией в «дилерском» каталоге немецкого импортёра Deutsche Lada (Фото из архива Евгения Карпунина)

Еще одна интересная деталь – наличие на приборной панели индикатора «cheсk engine». Он выполнял функцию самодиагностики системы, поскольку световое табло загоралось каждый раз при запуске двигателя и гасло сразу после пуска.

снижение-токсичности-ваз-18 снижение-токсичности-ваз-19

Автомобили с системой снижения токсичности можно было отличить по наличию индикатора «Check Engine»

Если же индикатор мигал или горел непрерывно, владельцу автомобиля следовало обратиться на СТО для диагностики неисправностей системы снижения токсичности.

1 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
2 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
3 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
4 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
5 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
6 / 6
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности OLSON-DINOL (Фото из архива Марко Яэтма)
1 / 4
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности на компонентах AXTEC (Фото из архива Марко Яэтма)
2 / 4
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности на компонентах AXTEC (Фото из архива Марко Яэтма)
3 / 4
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности на компонентах AXTEC (Фото из архива Марко Яэтма)
4 / 4
Немецкоязычное руководство по ремонту системы снижения токсичности на компонентах AXTEC (Фото из архива Марко Яэтма)

Как это работало

На прогретом двигателе в режиме холостого хода и частичных нагрузок электронный блок управления образованием смеси всегда поддерживал такое соотношение между воздухом и топливом, которое бы обеспечивало наиболее полное её сгорание, а также позволяло бы нейтрализатору эффективно работать. Как и на куда более современном впрыске, для обратной связи в такой системе токсичности использовался датчик концентрации кислорода — так называемый «лямбда-зонд».

снижение токсичности ваз 60

Подобная схема снижения токсичности встречалась на многих европейских малолитражках с карбюраторным двигателем

Обработав информацию, полученную от датчика, контроллер подавал на актюаторы холостого хода и главной дозирующей системы серию электрических импульсов, длительность которых и определяла количество топлива. Кроме того, у электроники были и другие «информаторы» — входная информация в контроллер также поступала с датчика полной нагрузки, системы ЭПХХ и катушки зажигания.

Для снижения содержания азота в отработавших газах была предусмотрена система рециркуляции, которая в зависимости от температуры двигателя и нагрузки на него пускала часть отработавших газов из выпускного коллектора во впускную трубу.

1 / 3
Система рециркуляции в заводском каталоге ВАЗ
2 / 3
Система рециркуляции в заводском каталоге ВАЗ
3 / 3
Система рециркуляции в заводском каталоге ВАЗ

Задача же полуавтоматического пускового устройства заключалась в том, чтобы обеспечить оптимальное положение воздушной и дроссельной заслонок в зависимости от температуры окружающей среды и степени прогрева двигателя.

Загадочный МПСЗ

Многие поклонники переднеприводных автомобилей ВАЗ путаются в системах управления, принимая микропроцессорное зажигание за элемент системы снижения токсичности. Действительно, в вариантном исполнении Самары оснащались двумя вариантами МПСЗ – сделанным в Болгарии МС-4005 и советским МС-2713.

1 / 2
Система микропроцессорного зажигания в заводском каталоге ВАЗ
2 / 2
Система микропроцессорного зажигания в заводском каталоге ВАЗ

Эти системы микропроцессорного зажигания отличались конструкцией — в болгарском изделии коммутатор был встроен в основной блок управления, а на советском варианте МПСЗ был предусмотрен внешний двухканальный коммутатор серии 3734.

снижение токсичности ваз 67

Блок МС-4005 системы МПСЗ болгарского производства

1 / 4
Элементы системы МПСЗ МС-2713 советского производства. (Фото из архивов Евгения Карпунина и Александра Подзолкова)
2 / 4
Элементы системы МПСЗ МС-2713 советского производства. (Фото из архивов Евгения Карпунина и Александра Подзолкова)
3 / 4
Элементы системы МПСЗ МС-2713 советского производства. (Фото из архивов Евгения Карпунина и Александра Подзолкова)
4 / 4
Элементы системы МПСЗ МС-2713 советского производства. (Фото из архивов Евгения Карпунина и Александра Подзолкова)

снижение-токсичности-ваз-72

Блок МС-2713 производства Народной Республики Болгарии (Фото — Александр Подзолков)

снижение-токсичности-ваз-73

Ранние двухканальные коммутаторы 36.3734 и 42.3734 производства СССР

1 / 5
Капсула времени: этот экземпляр системы МПСЗ Электроника МС-2713 дожил до нашего времени в заводской упаковке! (Фото из архива Евгения Карпунина)
2 / 5
Капсула времени: этот экземпляр системы МПСЗ Электроника МС-2713 дожил до нашего времени в заводской упаковке! (Фото из архива Евгения Карпунина)
3 / 5
Капсула времени: этот экземпляр системы МПСЗ Электроника МС-2713 дожил до нашего времени в заводской упаковке! (Фото из архива Евгения Карпунина)
4 / 5
Капсула времени: этот экземпляр системы МПСЗ Электроника МС-2713 дожил до нашего времени в заводской упаковке! (Фото из архива Евгения Карпунина)
5 / 5
Капсула времени: этот экземпляр системы МПСЗ Электроника МС-2713 дожил до нашего времени в заводской упаковке! (Фото из архива Евгения Карпунина)

Блоки управления системой микропроцессорного зажигания размещались на полке моторного щита в районе правого стеклоочистителя, для чего на кузове был предусмотрен специальный кронштейн крепления. Интересно, что для установки комплекта снижения токсичности OLSON-DINOL на кузове предусматривалось несколько другое крепление.

снижение-токсичности-ваз-80 снижение-токсичности-ваз-81

Кронштейн для МПСЗ конструктивно отличался от крепления системы снижения токсичности, хотя оба они располагались на полке за моторным щитом (Фото из архива Александра Подзолкова)

снижение-токсичности-ваз-82 снижение-токсичности-ваз-83

Блок управления системы МПСЗ располагался рядом с воздухопритоком «печки» (Фото из архивов Евгения Карпунина и Александра Подзолкова)

Визуально модификацию с МПСЗ проще всего было отличить по отсутствию трамблёра, вместо которого устанавливалась специальная заглушка с катушками зажигания.

снижение-токсичности-ваз-84

Заглушка распределителя зажигания – отличительная особенность системы МПСЗ (Фото из архива Александра Подзолкова)

1 / 3
У каждой пары цилиндров на машине с МПСЗ была собственная катушка зажигания (Фото из архива Евгения Карпунина)
2 / 3
У каждой пары цилиндров на машине с МПСЗ была собственная катушка зажигания (Фото из архива Евгения Карпунина)
3 / 3
У каждой пары цилиндров на машине с МПСЗ была собственная катушка зажигания (Фото из архива Евгения Карпунина)

снижение-токсичности-ваз-89

Дополнительный датчик температуры, который необходим для переключения между прошивками МПСЗ «холодная-горячая» (Фото из архива Александра Подзолкова)

Эта система не имела прямого отношения снижению токсичности отработавших газов, поскольку каждая из них решала свою задачу: «умный трамблёр» заведовал зажиганием, в то время как «электронный карбюратор» регулировал соотношение воздуха и бензина в зависимости от условий эксплуатации. Именно поэтому модификация с микропроцессорным зажиганием оставалась «экологически грязной», в то время как машины с компонентами AXTEC и OLSON-DINOL укладывались в нормы США-83.

Модельный ряд и его судьба

Системами снижения токсичности во второй половине восьмидесятых годов оснащались экспортные модификации задне-, передне- и даже полноприводных ВАЗов, что позволяло им выполнять как нормы США-83, так и вступивший в силу в 1992 году экологический стандарт Евро-1.

1 / 3
Классические Жигули пятого семейства (2104, 2105, 2107) оснащались системами снижения токсичности наряду с более современными Самарами
2 / 3
Классические Жигули пятого семейства (2104, 2105, 2107) оснащались системами снижения токсичности наряду с более современными Самарами
3 / 3
Классические Жигули пятого семейства (2104, 2105, 2107) оснащались системами снижения токсичности наряду с более современными Самарами
1 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
2 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
3 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
4 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
5 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
6 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
7 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
8 / 8
Большинство Самар для стран Западной Европы после 1988 года оснащалось системами снижения токсичности
1 / 4
Не хуже монопривода: выхлоп полноприводной Нивы также сделали более «чистым» в угоду экологии
2 / 4
Не хуже монопривода: выхлоп полноприводной Нивы также сделали более «чистым» в угоду экологии
3 / 4
Не хуже монопривода: выхлоп полноприводной Нивы также сделали более «чистым» в угоду экологии
4 / 4
Не хуже монопривода: выхлоп полноприводной Нивы также сделали более «чистым» в угоду экологии
1 / 5
Праворульные версии Лад также соответствовали нормам токсичности США-83
2 / 5
Праворульные версии Лад также соответствовали нормам токсичности США-83
3 / 5
Праворульные версии Лад также соответствовали нормам токсичности США-83
4 / 5
Праворульные версии Лад также соответствовали нормам токсичности США-83
5 / 5
Праворульные версии Лад также соответствовали нормам токсичности США-83

«Умная электроника» встречалась под капотом тольяттинских автомобилей до середины девяностых – ведь уже с 1995 года в Евросоюзе вступили в действие нормы токсичности Евро-2, уложиться в которые можно было только при наличии системы электронного впрыска топлива, которая со временем появилась на Самарах, Жигулях и Нивах. Да и финская Lada Baltiс, которую собирали на заводе в Уусикаупунки, была оснащена двигателем не с карбюратором Солекс, а с впрыском топлива на компонентах производства GM.

Система снижения токсичности в начале девяностых годов стоила немецкому покупателю Лады в зависимости от модели 300-800 дойчмарок.

Впоследствии немало экспортных машин вернулось на историческую Родину, благодаря чему российские автомобилисты смогли на практике познакомиться поближе с этим «редким зверем» — системой снижения токсичности. Увы, в большинстве случаев вскоре выходили из строя её отдельные компоненты, например, каталитический нейтрализатор, требовавший использования исключительно неэтилированного бензина, далеко не всегда и не везде встречавшегося в нашей стране на стыке тысячелетий.

снижение-токсичности-ваз-301

Обязательный атрибут: на внутренней стороне лючка бензобака машины с катализатором появлялась наклейка, запрещающая использование этилированного топлива

Усугубляло ситуацию и то, что даже хорошо знакомые с вазовской техникой ремонтники оказывались абсолютно несведущими в вопросах диагностики, обслуживания и регулировки карбюраторов, управляемых малоизвестной электроникой. Итог закономерен: отказавшие компоненты заменялись обычными, а непонятные блоки безжалостно выбрасывались либо оставались в виде бесполезных уже артефактов, намекавших на европейское (и экологически чистое) прошлое автомобиля с ладьей на решетке радиатора.

Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

506 1 0
Статьи / Популярные вопросы
Как оплатить штраф со скидкой, если прошло больше 20 дней после нарушения?

О том, что многие штрафы за нарушение ПДД можно оплатить со скидкой 50%, знают уже все. Но иногда случается так, что штраф, высланный заказным письмом по почте, попадает к нарушителю уже по истечении 20 «льготных» дней,…

138 0 0
Статьи / Авто Недели
Без ржавчины – еще не значит идеально: стоит ли покупать Audi A8 II за 700 тысяч

Audi A8 – весьма любопытный автомобиль. Месяц назад мы выбирали Mercedes-Benz E-Class за 600 тысяч, а тут за сравнимые деньги можно попытаться поискать седан классом выше – ведь во втором поколении A8 уже вполне уверенно…

1019 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2217 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2281 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Antara с пробегом: V6 – плохой, но АКП ещё хуже

Немецкий “брат” Chevrolet Captiva заметно переплюнул свою “сестричку”. У него и салон подороже, и едет он благороднее, и шума в нём меньше. Обо всём этом мы рассказали в первой части обзора этого автомобиля, пообещав,…

8382 6 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35428 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

28996 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

19897 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31165 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18286 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14506 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42370 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35162 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

18767 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

56867 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47907 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45175 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?