Свистать всех наверх: как изменились цены на автомобили с 2013 года

Три года назад мы рассуждали о том, как изменилась ценовая реальность для покупателей новых автомобилей в России. Относительно 2013 года цены тогда выросли ощутимо, хотя по сравнению с курсом рубля подорожание было не таким «полноценно страшным». За те три года, что минуло с тех пор, курс доллара, как ни странно, почти не изменился. А что цены?​

Прежде чем перейти к цифрам, уточним еще кое-что. Тех, кто не знает, что цены на автомобили с 2013 года выросли, сегодня осталось примерно столько же, сколько представителей субкультуры эмо. Поэтому, помимо этого любопытного, но очевидного увеличения, не менее интересно для нас будет взглянуть на динамику роста по сравнению с тем самым 2016 годом, когда ажиотаж спал, покупатели уже немного освоились с новыми условиями, а бренды плавно, но уверенно вывели прайс-листы на уровень, достаточный для существования в этих условиях. С учетом того, что курс доллара после скачка выше 80 рублей в начале 2016 года к концу его опустился до 62-64 рублей и сейчас колеблется возле той же отметки, трехступенчатый график с отметками за 2013, 2016 и 2019 годы будет еще и в некоторой мере отражением того, как автопроизводители постепенно продолжили уравнивание роста цен и курсов валют. Ну а с точки зрения покупателя мы будем констатировать уже не смещение ценовых классов, а формирование их новой стоимости.

Бюджетные автомобили

Тезис о том, что подорожание особенно заметно для покупателей бюджетных автомобилей, остается справедливым – здесь каждые 30-40 тысяч на счету, ведь иногда это добрые 10% стоимости. Начнем разговор с самых дешевых Lada, а именно с Granta. В 2016 году подорожание относительно 2013-го составило 30-40% в зависимости от комплектации. Базовая версия 6 лет назад стоила 279 тысяч рублей, 3 года назад – 384 тысячи рублей, а нынешний седан после рестайлинга оценивается минимум в 445 тысяч. Для красного словца можно вспомнить дебютный для Гранты 2011 год, когда цены начинались с 229 тысяч рублей – то есть, автомобиль был почти вдвое дешевле, чем сейчас. Но и без этого заметно, что относительно 2013 года цена в 2016 выросла на 37%, а сейчас – на 59%. Справедливости ради стоит отметить снижение динамики роста: в 2019 году относительно 2016 цена выросла на 61 тысячу или 16% – то есть, динамика оказалась вдвое ниже, чем в период 2013 – 2016. Но, учитывая упомянутые выше курсы валют, даже 16% это ощутимая прибавка.

У топовых версий, как и в прошлый раз, картина чуть менее яркая. В 2013 году самым дорогим исполнением был «Люкс» за 430 тысяч, а в 2016 он стоил 561,4 тысячи. Сегодня же самый дорогой Luxe Prestige с коробкой АМТ стоит 624 тысячи, а «обычный» Luxe, но с автоматом Jatco – 635 тысяч. Таким образом, удорожание 2013-2016 составило 31% или 131 тысячу рублей, а 2013 – 2019 – уже 205 тысяч или 48%. Ну а динамика 2016 – 2019 оказалась на уровне +13%.

На фоне технически той же, но все же обновившейся Гранты можно отметить тот факт, что продолжают дорожать и не изменившиеся с 2013 года модели вроде Lada 4x4. Тогда она стоила чуть более 350 тысяч – если быть точными, от 354 до 364,5 тысяч. К 2016 году в ней уже появились кондиционер и подогревы сидений и зеркал, а цена выросла до 466 – 493 тысяч. Сегодня трехдверный вазовский внедорожник не купить дешевле 524 тысяч, а самая дорогая версия стоит 580 тысяч – и это не считая исполнений Urban за 587 тысяч и Bronto за 728, которые сравнивать с обычной трехдверкой все же некорректно.

Не совсем корректно сопоставлять и цены разных поколений одной и той же модели, которые неизбежно появились за эти 6 лет. Однако даже с учетом того, что новинка обычно оказывается чуть дороже предшественницы, ценовые порядки остаются сравнимыми, так что это небольшое допущение для составления сравнительной базы вполне приемлемо. Взять, к примеру, Hyundai Solaris: в период смены поколений цены вообще были практически идентичными. Забавно, что годы идут, цены растут, а маркетинговые комплектации «бюджетных» машин без кондиционера никуда не деваются. Если у ультрабюджетной Гранты и у прижимистых французов с их Logan мы к этому уже привыкли, то корейский седан вполне мог бы и избавиться от этого «показного» варианта, тем более что даже в такси машины без кондиционера нынче не котируются. Вдобавок за 459 тысяч в 2013 году это выглядело умеренно странно, за 590 в 2016-м – уже сомнительно, а за 746 сегодня – уже откровенно дико. Особенно на фоне того, что дозаказать кондиционер отдельно, как раньше, уже нельзя, а следующая комплектация, ощутимо лучше оснащенная, стоит сразу на 70 тысяч дороже – 819 тысяч. Таким образом, в 2016 году относительно 2013 базовое исполнение подорожало почти на треть (29% или 131 тысячу), а в 2019-м – уже на 305 тысяч или 66%. Сравнительная динамика 2016-2019 составила 156 тысяч или 26%.

По топовым версиям разброс традиционно чуть меньший, но все равно заметный. Как его назвать незаметным, когда топовая версия 2013 года стоит дешевле, чем нынешний «барабан» без кондиционера – 689 тысяч рублей. К 2016 году самый дорогой Solaris дорос до 807 тысяч, а сейчас пробил семизначную отметку, остановившись на 1 011 000 рублей. Таким образом, за три года он подорожал на 17% или 118 тысяч рублей, а за шесть – на 47% или 322 тысячи.

Упомянув Logan, можно пройтись и по нему, снова с поправкой на смену поколений. Нынешний седан, конечно, уже не тот гадкий утенок без внутренних дверных ручек, и блок стеклоподъемников у него уже на двери, а не на передней панели во имя экономии одной кнопки и пары метров проводов. Но тот, старый Logan в 2013 году стоил от 349 тысяч рублей, а на излете, в 2016-м – от 409 тысяч. Актуальный прайс-лист начинается с отметки в 577 тысяч, и в седане по-прежнему нет не то что кондиционера, но даже бортового компьютера, салонного фильтра и индикатора температуры двигателя. Зато стоит отметить, справедливости ради, что гидроусилитель руля вошел теперь в список стандартного оснащения – небольшое утешение на фоне того, что стартовая цена к 2016 году выросла на 60 тысяч или 17%, а к нашему времени – на 228 тысяч или 65%. Для топовых версий динамика была такой: ровно 500 тысяч в 2013-м, 575 тысяч (+15%) в 2016-м и 841 тысяча (+68%) в 2019-м.

Для чистоты эксперимента можно рассмотреть «бюджетный седан», который с 2013 года не менял поколения – Volkswagen Polo. Тогда его прайс-лист начинался с 450 тысяч, а через три года стартовой отметкой были уже 580 тысяч (+29%). Современный базовый Polo еще ровно на сотню дороже – 680 тысяч, что на 230 тысяч рублей или 51% дороже, чем шесть лет назад. Ну а максимально оснащенные комплектации колеблются здесь сильнее: просто в 2013 году топовой была версия Highline за 641 тысячу, а в 2016 – GT за 890 (+39% или 249 тысяч). Сегодня исполнения GT уже нет, зато есть Football Edition с тем же 1,4-литровым 125-сильным TSI и семиступенчатой DSG, и стоит такой «футбольный» вариант 995 тысяч рублей, что означает удорожание за 6 лет на 354 тысячи или 55%.

С-класс

Автомобили С-класса, когда-то балансировавшие на грани миллионной отметки в топовых исполнениях, сейчас не только подорожали, но и отдали часть рыночной доли кроссоверам и машинам подешевле. Тем не менее, популярные варианты тут есть – вот, к примеру, Skoda Octavia, крупный лифтбек, который для нас вдвойне нагляден, поскольку с 2013 года пережил лишь рестайлинг, а не смену поколений. В тот дебютный для себя год Octavia стоила от 590 тысяч рублей, и даже в самой богатой версии, не считая исполнения Laurin&Klement, укладывалась в миллион – 985 тысяч. К 2016 году цены поднабрали массу, и уже за начальную версию просили почти 900 тысяч – а именно 887 (почти на 300 тысяч или в полтора раза дороже, чем в 2013). Максимальная же комплектация ушла далеко за миллион, достигнув 1 342 000 рублей, и это означало прибавку в 357 тысяч или 36%. Ну а сейчас рестайлинговая Octavia стоит заметно дороже миллиона уже в базе – за автомобиль с 1,6-литровым атмосферником и механикой просят 1 119 000 рублей. Нетрудно посчитать, что 6 лет назад за эти деньги почти можно было купить две таких Шкоды – удорожание составило 529 тысяч или 89%! На этом фоне рост стоимости топовой комплектации на 60%, до 1 578 000 рублей, кажется не таким большим, но в денежном выражении это опять-таки еще одна новая Octavia 2013 года – 593 тысячи. При этом даже если сопоставить начальные цены 2016 и 2019 года, можно увидеть рост более чем на четверть.

Собрат Octavia по концерну и классу, Volkswagen Golf, у нас потерял популярность еще тогда, в 2016, и не в первую очередь из-за роста цены. Судите сами: если в 2013 году за него просили от 634 тысяч рублей, то в 2016 – почти в два раза больше, минимум 1 197 000 (+89%). Для топовых версий подорожание было менее драматичным: 1 472 000 против 958 000 рублей, что в процентном выражении означало «всего» 54%. Неудивительно, что Golf вскоре ушел с нашего рынка – но удивительно, что теперь он вновь на него вернулся. Разумеется, с урезанной до одного агрегата моторной гаммой и новыми ценниками: от 1,43 до 1,69 миллиона рублей. Тот факт, что за эти деньги большинство российских покупателей предпочтет новую Camry или Optima, оставим в стороне – об этом классе мы еще поговорим позже. А вот динамику цен немецкого хэтчбека оставить в стороне просто невозможно: по отношению к 2013 году он подорожал даже не в два, а в два с четвертью раза (на 125%), и даже для топовой версии прирост составил 76% (и он был бы больше, будь у нас версии с другими моторами кроме 1,4 литра).

Если Golf мы недавно повторно встретили, то один из бестселлеров прошлого, Ford Focus, уже провожаем. На прощание можно бросить взгляд на цены: 6 лет назад базовый автомобиль оценивался в сумму от 562 до 872 тысяч рублей, а три года назад уже «база» стоила 834 тысячи, поднимаясь до 1,2 миллиона в версии Titanium. Сейчас можно «вернуть себе 2016-й», поскольку на фоне свертывания производства и продаж действуют спецпредложения и скидки на остатки машин, но зачеркнутые «официальные» цены в прайс-листах составляют от 1,03 до 1,43 миллиона рублей. Это конечно, не Golf, но свои 84% Focus за шесть лет набрал. Интересно, сколько стоило бы у нас новое, четвертое поколение, если бы вышло на наш рынок…

Бизнес-класс

Грустные рассказы о том, что когда-то бизнес-класс начинался с суммы чуть менее миллиона рублей, повторять не будем – это за нас сделают ценники на графиках. Нам лишь остается выбрать, кого в эти графики включить – и самым логичным вариантом будет упомянутая выше Toyota Camry. Смена поколений, конечно, сделала ее чуть дороже, но сравнение все равно остается уместным. Итак, перемещаемся на 6 лет назад: седан там стоит от 969 тысяч до 1,48 миллиона рублей. А теперь движемся на 3 года вперед – и видим, что стартовый ценник вырос на 41% до 1 364 000 рублей, а максимальный – на 33%, до 1,96 миллиона. Нынешняя Camry сохранила сравнительно приличный базовый прайс – 1 573 000 рублей, но эта версия «Стандарт» откровенно бедновата. А вот топовая версия Executive Safety, сохранившая 3,5-литровый мотор, оценивается уже в 2,5 миллиона рублей. То есть, по сравнению с 2013 годом начальная цена выросла на 62% или на 604 тысячи рублей, а максимальная – уже на 69% или добрый миллион рублей в денежном эквиваленте. То есть, и здесь за эту сумму 6 лет назад можно было купить две Camry – «максимальную» на каждый день и базовую для поездок в налоговую.

Компактные кроссоверы

Кроссоверам у нас прощают даже больше, чем обычным легковушкам – продажи растут вместе с ценами. И раз уж мы здесь говорим о ценах, можно взять для примера автомобиль актуальный, но обновившийся, и уходящий, но без смены поколений.

Первым будет Volkswagen Tiguan – он в 2016 году как раз был накануне окончательной смены поколений. За три года до этого минимальная цена на автомобиль была установлена на отметке в 899 тысяч рублей, а максимальная – чуть выше 1,3 миллиона. К переходному году кроссовер сделал большой шаг вперед: «минималка» сравнялась с «максималкой» трехлетней давности, и вилка цен составила от 1,33 до 1,95 миллиона рублей (почти в полтора раза выше в процентном выражении). Ну а теперешний Tiguan второго поколения стоит от 1,5 до 2,6 миллиона рублей – то есть, стоимость начального исполнения выросла на 67% или 600 тысяч, а максимального – почти вдвое, на 95% или почти 1,3 миллиона рублей. Но тут, конечно, стоит заметить, что раньше версии Sportline с 220-сильным турбомотором и разгоном до сотни за 6 секунд не было, так что дорогие версии сравниваются не напрямую.

Ну а второй вариант, не очень актуальный, но «прямой» в сравнении – это Ford Kuga, который с 2013 года не менял поколения, а лишь претерпел рестайлинг. Начальная цена на кроссовер в 2013 году составляла те же 899 тысяч рублей, что и у Tiguan, а вот максимальная была несколько выше – 1 473 000 рублей. К 2016 году цены тоже выросли почти так же, как и у Volkswagen: «база» доросла до бывшего «топа», и несмотря на потерю дизельного мотора, дополнительно удорожавшего машину, она стала стоить от 1 435 000 до 2 050 000 рублей (плюс 47% и 26% соответственно). Сейчас на остатки кроссоверов, как и в случае с Focus, у дилеров действуют скидки, но исходные цены, обозначенные как официальные, все равно выросли еще на пару сотен тысяч и составляют от 1 609 000 до 2 237 000 рублей. По сравнению с 2013 годом это означает рост стартовой цены на 710 тысяч рублей или 79%, а максимальной – на 764 тысячи или 52%.

Крупные кроссоверы и внедорожники

Чем дороже автомобиль, тем больше в денежном выражении оказывается прирост его стоимости – это тезис очевидный, но чем дальше мы движемся, тем более впечатляющими будут цифры. Если заинтересоваться крупными кроссоверами и внедорожниками, то удобнее всего отслеживать подорожание по «вечному» Toyota Land Cruiser 200, который уже более 10 лет обходится только рестайлингами. Шесть лет назад вилка цен на этот рамник была узкой – от 3,25 до 3,4 миллиона рублей, отчасти из-за наличия единственной комплектации «Люкс», различающейся нюансами и числом посадочных мест. К 2016 году в Toyota поняли, что можно хоть каждый год «собирать дань» с лояльных покупателей, выпуская спецверсии и исполнения – к примеру, в гамме появились названия Brownstone и Executive, а ценовой коридор расширился, составив от 4 до 5,2 миллиона рублей. С тех пор менялись названия спецверсий, но их наличие в гамме было стабильным – сейчас, к примеру, над «обычной» Люкс Safety есть версии TRD и Executive Lounge. Стартовая версия Элеганс с бензиновым мотором стоит 4 875 000, а тот самый Executive Lounge с дизелем – уже 6 044 000 рублей. Таким образом, за 6 лет начальная цена на Land Cruiser выросла на 1,6 миллиона рублей, или ровно в полтора раза. А вот максимальная выросла еще заметнее – более чем на 2,5 миллиона рублей, или на 77%.

Для разнообразия можно сравнить цены на еще один Volkswagen – Touareg, который недавно сменил поколение. В 2013 году цены на модель начинались с отметки чуть ниже 2 миллионов рублей, а заканчивались чуть выше 3 миллионов. Тремя годами позже они подросли до 2,6 и 3,9 миллиона соответственно – то есть, примерно на 30%. Сегодня же Touareg третьего поколения только стартует с отметки в 3,5 миллиона, а бензиновая 340-сильная версия R-Line стоит 5 059 000 рублей. Конечно, с 2013 года автомобиль пережил и рестайлинг, и смену поколений, а немцы намекали, что новое поколение стало более «премиальным», но все это не полностью покрывает рост базового ценника на 75% или 1,5 миллиона рублей, а максимального – на 65% и добрые 2 миллиона.

Премиум-сегмент

Сегмент премиальных брендов менее других подвержен колебаниям продаж, несмотря на то что ценовые изменения его касаются не меньше, а то и больше других. Многое, конечно, зависит от изначальной цены: можно начать с самых недорогих «входных» вариантов, таких как Mercedes-Benz A-class и «единичка» BMW.

Самый дешевый Mercedes в 2013 году стоил от 875 тысяч рублей, а его топовая версия обходилась в 1 170 тысяч – сейчас это ценовая вилка Kia Rio и Skoda Rapid. К 2016 году цены заметно выросли: за «базу» просили уже 1,5 миллиона, а за максимальную комплектацию – 1,8 миллиона (плюс 55% и +70% соответственно). Сегодняшний А-класс нового поколения по сравнению с 2016 годом поднабрал еще: теперь не топовая, а начальная версия стоит 1,8 миллиона, а самый дорогой хэтчбек оценивается в 2,6 миллиона. По отношению к 2013 году это +104% и +125% соответственно – то есть, компакт за это время стал более чем вдвое дороже.

Для BMW картина чуть иная, но отчасти потому, что ценовая вилка изначально была пошире, а новое, третье поколение «единички» до нас еще не доехало. Шесть лет назад за дорестайлинговый хэтчбек просили от 895 тысяч до 2 миллионов рублей – сказывались «горячие» версии. За три года модель набрала в цене около 600 тысяч рублей – ценовая вилка составила от 1,5 до 2,7 миллиона рублей. С тех пор удорожание оказалось заметным, но менее крупным – около 300 тысяч, и теперь за 1 series просят от 1,6 до 3 миллионов рублей. Таким образом, базовая машина стала дороже на 79%, а топовая – на 42%.

Чтобы почувствовать более серьезные порядки цен, подвинемся выше – например, к Mercedes-Benz GLS, который в 2013 году отличался не только ценой, но и названием. Тогда за кроссовер просили от 3,5 до 5,2 миллиона рублей. Если вам кажется, что это много, не спешите: в 2016 году диапазон цен составлял от 5,4 до 7,8 миллиона. Ну а сегодняшний GLS интересен тем, что дебютировал совсем недавно и наглядно показывает «комбинированное» подорожание со временем и с выходом нового поколения. Цены на него составляют от 6,9 до 8,8 миллиона рублей – и нетрудно посчитать, что минимальная цена выросла вдвое, а максимальная – на 70%. В рублевом выражении это 3,5 миллиона рублей – приличная сумма даже по меркам премиального сегмента.

Ну а в порядке «внеклассного чтения» взглянем на цены самого старого внедорожника от Mercedes – G-class. Его ценообразование, как и существование, трудно подчинить какой-то логике, поэтому отметим только явно объективные нюансы. В частности, то, что в 2013 году начальные 4,15 миллиона рублей стоил дизельный G 350, а G 500 оценивался в 5,3 миллиона. В 2016 году эти же версии стоили уже 6,6 и 8,3 миллиона соответственно – то есть, «гелик» накинул 2,5-3 миллиона к цене. Актуальный внедорожник после смены поколений предлагается у нас только в версии G 500 за 9,5 миллионов – конечно, не считая G 63 за 13 миллионов. Таким образом, удорожание к 2013 году стоит считать все же относительно топовой версии, а не начальной – но и в этом случае оно составит 80% или 4,2 миллиона рублей.

Вместо заключения

В принципе, даже с учетом сохранения курсов валют относительно 2016 года подорожанию машин удивляться не приходится – автопроизводители отчасти компенсируют тот факт, что тогда цены выросли меньше, чем эти самые курсы. С другой стороны, читать о подорожаниях всегда грустно, хоть и любопытно. Поэтому мы обязательно вернемся к этой теме через очередные три года и посмотрим, какими темпами будет развиваться ценовая политика и как себя будут вести продажи. А если у вас вдруг тоже есть старые прайс-листы, вы можете поделиться ими с нами – чем шире сравнительная база, тем интереснее.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
25.10.2019 18:36
Роман
А зарплата у меня выросла на 10% с 2013 года или на 5 тысяч рублей. 
Посоветуйте, уже стоит взять Гелендваген?
2

10.08.2022 08:32
вата

Можно сразу брать 911

1

26.10.2019 21:05
Вот она, цена одного известного полуострова.... Извиняюсь за сравнение, но это первое, что приходит в голову при сравнении цен сегодня и 6 лет назад. 

01.11.2019 03:52
Piotrek
Причем здесь полуостров наш русский? когда цена на нефть падала более чем в 2 раза бывало за это время , сейчас 6О$ против 1ОО$ в 13 году.
А на любимый Крымский полуостров теперь можем ездить спокойно по мосту , не проходя границу , и держать там свой флот и быть уверенными , что там не будет американского. 

28.09.2021 21:25
Гость

Смешно, цена на нефть уже сто раз вернулась назад, а курс что то нет...ну да пофиг вообще


28.10.2019 17:47
altersin
Продолжаем катать свои старые машинки и не паримся)
1

27.09.2023 18:59
Роман

Читаю это в сентябре 2023 года со слезами на глазах((((


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings