Такой могла быть Нива – предсерийные прототипы ВАЗ-2121

 Первый в мире внедорожник с несущим кузовом – это звучит гордо. Но прежде чем стать легендарным автомобилем, пережившим на конвейере несколько поколений ВАЗовских моделей, Нива прошла долгий путь модернизации. 
 

Эта статья – продолжение темы о так и не дошедших до конвейера внедорожниках АЗЛК и Ижевского автозавода – Москвич-415 и Иж-14, о которых можно подробно почитать здесь.

ВАЗ-Э2121 — 1971 г.

Мысль о создании легкого внедорожника, скорее всего, пришла в голову главному конструктору АВТОВАЗа Владимиру Соловьеву в 1970 году. Аргументы в пользу необходимости создания такого автомобиля и неиспользуемые производственные мощности позволили добиться у Минтранса разрешения на разработку такого автомобиля с цельнометаллическим кузовом типа универсал и приводом на все колеса на основе узлов и агрегатов от продукции ВАЗа.

Дальнейшие расчеты показали, что автомобилю необходима система постоянного полного привода (иначе возможны перегрузки на узлы трансмиссии) и более мощный двигатель. Среди рассматриваемых идей для нового внедорожника были предложены дизельный двигатель, бортовые редукторы, торсионная задняя подвеска, система регулировки давления в шинах, но после проведения экономических расчетов для испытаний было решено остановиться на простеньком внедорожнике со съемным мягким верхом, постоянным полным приводом и опытным силовым агрегатом объемом 1,6 литра.

vaz_krokodil_opytnyj_1.jpg


Прототип с упрощенным кузовом позволил одновременно сократить сроки создания автомобиля и в то же время провести испытания конструкции в реальных условиях эксплуатации: каким нагрузкам подвергнется экспериментальный силовой агрегат, необходим ли постоянный полный привод и блокировки дифференциалов.

Первые наброски будущей Нивы появились уже в январе 1971 года, а задание на разработку внедорожника с несущим кузовом было выдано конструкторскому бюро летом того же года. В связи со сжатыми сроками создания автомобиля (всего три месяца), дизайном пришлось пренебречь. По той же причине, где было возможно, использовались детали и узлы от серийной продукции завода.

Первый опытный образец был собран и вышел на испытания зимой 1971-1972 гг. и представлял из себя простой внедорожник с брезентовой крышей, плоскими панелями кузова из штампованной стали и почти полным отсутствием какого-либо комфорта для испытателей. Не было даже отопителя, а жесткие сиденья имели регулировку только в горизонтальной плоскости. Несмотря на простоту и примитивность конструкции, новые внедорожники являлись полноценными прототипами, готовыми дойти до серийного производства, а не «мулами», на которых обкатывались идеи и некоторые узлы конструкции.


vaz_krokodil_opytnyj_2.jpg


Интересный факт – по сути секретный прототип внедорожника имел созданную для него дизайнером Л.П. Мурашовым эмблему вымышленной марки Formika (в переводе с латыни это слово переводится как «муравей») с красно-белым крестом на решетке радиатора. Заводским испытателям даже предписывались варианты ответов на вопросы заинтересовавшихся необычным автомобилем простых жителей Тольятти и окрестностей, где проходили испытания, начиная от «самоделки» до «новой модели Фиата, поступившей на испытания».

Выкрашенный в белый цвет автомобиль получил в документации обозначение Э2121 (Экспериментальный). Позднее автомобиль был перекрашен в характерный для армейских автомобилей зеленый цвет, после чего получил среди заводчан прозвище «Крокодил». Под капотом спрятался вышеупомянутый опытный 1,6-литровый карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с., впоследствии устанавливавшийся на ВАЗ-2106, а к серийной 4-ступенчатой МКПП была пристыкована и раздаточная коробка передач. При этом валы КПП и раздатки соединялись между собой с помощью упругой муфты. Редуктор переднего моста сконструировали специально для этой модели, он крепился непосредственно к двигателю, в то же время жесткий вал соединял его с раздаточной коробкой.


autowp.ru_vaz__krokodil__opyitnyiy_3.jpg


В результате двигатель, коробка, раздатка и передний мост являлись единым жестким агрегатом. Это позволило увеличить жесткость конструкции автомобиля, но в то же время вибронагруженность связанных между собой узлов возрастала в несколько раз. Рычаги передней независимой подвески и задний мост на листовых рессорах позаимствовали у универсала ВАЗ-2102. «Копейка» поделилась с экспериментальным внедорожником барабанными тормозами на всех колесах и колодочным стояночным тормозом.

Шинами М-51 размерности 6.70-15 с тольяттинским джипом поделился «Москвич-410». Это было временное решение, впоследствии для «Нивы» были разработаны специальные внедорожные шины. Результаты испытаний показали успешность конструкции и хорошие результаты по проходимости и эксплуатационным показателям, поэтому было принято решение о продолжении работы над машиной.

ВАЗ-2Э2121 – 1973 г.

Приоритетной задачей для коллектива разработчиков внедорожника стало создание собственного облика автомобиля. Над внешностью работал художник Валерий Семушкин. По его замыслу «Нива» могла использоваться как городскими жителями для поездок за город на дачу или на пикник, так и сельскими жителями для перевозки на машине грузов. Именно тогда родилась идея размещения запасного колеса под капотом внедорожника, из-за того, что по техзаданию длина машины была ограничена 3,5 метрами, а размещение кронштейна на заднюю дверь было признано неэстетичным.


autowp.ru_vaz_2e2121_opyitnyiy_1.jpg



Окончательный макет внедорожника с закрытым цельнометаллическим кузовом, в заводской документации имевший индекс 2Э2121 (2-я серия), был подготовлен к лету 1972 года. Поработали не только над внешностью. Так, было принято окончательное решение применить постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, распределяющим крутящий момент равномерно на оба моста.

Это было сделано для того, чтобы повысить надежность работы стандартных мостов от ВАЗ-2102, поскольку для освоения новых размерностей требовалась бы закупка нового зуборезного оборудования. Среди минусов такой схемы были повышенные шумность и расход топлива. В целях унификации коробка передач была позаимствована у «копейки», причем раздаточная коробка была выполнена отдельным агрегатом и соединена с КПП промежуточным карданным валом, впоследствии ставшим одним из самых сильных источников шума и вибраций. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем тормозов были взяты у ВАЗ-2103, задние тормоза – от «копейки», а вот передние тормоза с дисковыми тормозными механизмами были созданы с нуля.


vaz_2e2121_opytnyj_1.jpeg


Как и ранее, для машин второй серии были созданы камуфляжные эмблемы. На решетке радиатора закрепили прямоугольник с латинской буквой “F”, а сбоку и сзади установили таблички «Free way». Было собрано четыре прототипа, каждому из которых отводилась собственная роль в испытаниях. Автомобиль №1 поступил в опытную эксплуатацию в Гараж Особого Назначения при Кремле, откуда машина вернулась через полтора года без каких-либо комментариев. Автомобили №2 и №4 предназначались для ресурсных испытаний, а образец №3 – для лабораторно-дорожных. Автомобиль №4 в 1973 году был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии для проверки работоспособности узлов в жарком климате. Компанию ему составил УАЗ-469Б.


autowp.ru_vaz_2e2121_opytnyj_1.jpg



По уровню проходимости «Нива» немного уступала ульяновскому вездеходу, но главным образом из-за низкого, по сравнению с УАЗом, клиренса. После испытаний на грунтовых дорогах были установлены очистители фар и заднего стекла. Был установлен тахометр, без которого на понижающей передаче были случаи «перекручивания» двигателя. По итогам испытаний было признано, что машина получилась успешной, а конструктивные недостатки можно было устранить.

ВАЗ-3Э2121/ВАЗ-4Э2121/ВАЗ-5Э2121 – 1974 г.

Было принято решение предоставить ВАЗ-3Э2121 сразу же на государственные испытания, начавшиеся в январе 1974 года. Были выпущены два опытных образца, уже с вазовской эмблемой и табличками с собственным именем автомобиля «Нива». Название было запатентовано, в том числе была подана заявка на регистрацию международного товарного знака «Niva».


autowp.ru_vaz_3e2121_1.jpg



Прототипы третьей серии (3Э2121 по заводской документации) имели привычный облик Нивы, но ряд деталей экстерьера отличался от серийной машины. Задние фонари позаимствовали у ВАЗ-2103, надфарники на капоте были круглыми и раздельными с указателями поворотов, боковые повторители поворотников отсутствовали. Бамперы позаимствовали у ВАЗ-21011, а заправочную горловину спрятали под крышкой, чтобы она меньше заляпывалась грязью. Кузов автомобиля, по сравнению с 2Э2121, получился более зализанным, что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления, и как следствие – снижению расхода топлива. В стеклах дверей появились сдвижные форточки.

Изначально прототипы оснастили внедорожными шинами М-51, но в ходе испытаний была поставлена опытная партия шин ВлИ-3, созданных специально для «Нивы». Из-за конструктивных особенностей на прототипе пришлось применить шины увеличенного до 16 дюймов диаметра, поскольку высокая боковина шин меньшего диаметра повреждалась на поворотах. Впоследствии на серийные Нивы ставили диагональные шины ВлИ-5 размерностью 6.95-16, а позже – радиальные ВлИ-10 с параметрами 175/80 R16.

В ходе испытаний автомобили накатали свыше 50 тысяч километров по всей стране, начиная от Урала и заканчивая Средней Азией. Конкурентами ВАЗ-2121 стали уже упоминавшийся выше Иж-14, ЛуАЗ-969 и УАЗ-469Б. По результатам испытаний именно Нива получила право о «постановке автомобиля на серийное производство и поставке автомобилей на экспорт». Однако ряд элементов конструкции автомобиля подвергся критике.


autowp.ru_vaz_3e2121_opyitnyiy_1.jpg


Для исправления указанных недостатков завод построил и испытал еще два опытных прототипа, получивших в заводской документации индексы 4Э2121 и 5Э2121. Прототипы были выпущены и в 1975-1976 годах и также прошли испытания в Средней Азии и Урале. На 4Э2121 появились новые шестерни в раздатке и КПП, которые позволили немного снизить уровень шума и вибрации от этих агрегатов, а 5Э2121 был выпущен в количестве 50 штук к съезду КПСС и распределен по различным организациям для опытной эксплуатации.

Итог

Итак, первая опытно-промышленная партия ВАЗ-2121 Нива, фигурировавшая в заводской документации как 5Э2121 (а по некоторым данным, 6Э2121), была изготовлена в январе 1976 года. Она имела уже привычный облик тольяттинского внедорожника: задние фонари и «надфарники» в блоке с указателями поворотов от ВАЗ-2106, алюминиевые бамперы с пластиковыми защитными накладками, правое зеркало заднего вида. Машины из этой партии в продажу не поступали, 50 выпущенных экземпляров были переданы в разные регионы страны для подконтрольной эксплуатации. Ну а серийное производство Нивы началось в апреле 1977 года.


autowp.ru_vaz_3e2121_opyitnyiy_2.jpg



Что дальше?

С тех пор Нива пережила не так уж много кардинальных, но бесчисленное количество мелких доработок. В частности, в прошлом году стартовали продажи городской версии Lada 4x4 Urban, а уже в следующем году выйдет очередная версия «исходной» ВАЗ-2121 – мы подробно писали о списке нововведений. Производство машины продлится еще как минимум лет 5, а то и 10 – спрос не ослабевает. И за «живучесть» модели, сравнимую с европейскими бестселлерами вроде VW Kaefer, стоит в первую очередь сказать спасибо тем, кто работал над прототипами.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
20.07.2015 07:52
Дмитрий Аверкин

Мда... Бедные Котляров и Мамонов! Даже копипастить их тексты толком ещё не научились!>> "Такой могла быть Нива – предсерийные прототипы ВАЗ-2121"Отпадный заголовок. Накрыть единой шапкой действительно предсерийный 5Э2121 и сделанный на коленке "крокодил" - круто, чо.>> "...для испытаний было решено остановиться на простеньком внедорожнике с... силовым агрегатом от ВАЗ-2101".Мотор на "крокодилах" уже использовался экспериментальный 1.6-литровый, о чём сам горе-автор упоминает ниже.>> "Впоследствии на серийные Нивы ставили только шины ВлИ-5 размерностью 6.95-16"Ну, да, а ВлИ-10 так, в гаражах напяливали.>> "...а 5Э2121 отличался от ранних моделей иной конструкцией воздуходувов в салоне и дверьми, унифицированными с ВАЗ-2105"2105? В 1975 году?>> "Наконец, первая опытно-промышленная партия ВАЗ-2121 Нива, фигурировавшая в заводской документации как 6Э2121, сошла с конвейера завода в январе 1977 года".Хоть плачь! Не 1977, а 1976 года. Не "сошла с конвейера", а "изготавливалась по обходным технологиям".>> "Именно на ней окончательно утвердили привычный облик тольяттинского внедорожника: появились задние фонари и «надфарники» в блоке с указателями поворотов от ВАЗ-2106, алюминиевые бамперы с пластиковыми защитными накладками обрели иную форму, появилось правое зеркало заднего вида"В качестве надфарников уже на машинах четвёртой серии выступили подфарники 2103. Появившиеся тогда же алюминиевые бамперы форму отродясь не меняли (передний на пятой серии просто подняли чуть выше, переместив крепление фароочистителей). Правое зеркало фигурировало уже на красном образце третьей серии, не говоря уже о четвёртой.Халтура.

1

20.07.2015 11:26
Андрей Чепелев

Претензии (все кроме заголовка, ибо это вопрос издательского дела, а не автомобильно-исторического, и здесь я оставляю за собой право обобщения и упрощения во имя кликабельности) принимаются. Диму оштрафуем, правки внесем, от работы с ВАЗовской историей отстраним :) Как-то так.


30.07.2015 14:11
Вадим Краснопольский

"и задний мост на листовых рессорах позаимствовали у универсала ВАЗ-2102".

Просветите неграмотного, на 2102 в задней подвеске были листовые рессоры? Интернет показывает пружины


30.07.2015 14:11
Вадим Краснопольский

"и задний мост на листовых рессорах позаимствовали у универсала ВАЗ-2102".

Просветите неграмотного, на 2102 в задней подвеске были листовые рессоры? Интернет показывает пружины


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings