Триумф и крах Луи Рено: от спасителя нации до предателя Франции

8241 2 10

Баловень судьбы из богатой семьи, юноша-мажор, как сказали бы сегодня, он увлекся идеями механического транспорта еще в детстве. Но в отличие от многих аристократов-современников, не ограничился участием в модных автогонках, а создал целую автоиндустрию. Великий француз Луи Рено был один из тех, кто дал нам автомобиль таким как он есть – массовым и надежным средством передвижения.

Бренд, который несут на себе автомобили крупнейшей французской компании – не просто фамилия основателя. Луи Рено стал тем, кто определил пути развития самого популярного транспорта ХХ столетия. Между тем, он пришел в автопром в его самые первые годы, когда разномастные самобеглые коляски наматывали свои первые тысячи километров, а для их производителя самым главным было просто выжить на рынке.

Чем бы дитя не тешилось…

Младшему сыну парижского промышленника Альфреда Рено и его почтенной супруги мадам Луизы-Берте на роду было написано стать коммерсантом: семья потомственных галантерейщиков располагала галантерейной фабрикой, торговым домом в Париже и заграничными филиалами.

На фото: Маленький Луи Рено с родителями


Но никто не думал, что младший из пяти детей променяет дамские кружева и гламурную фурнитуру на коптящие и стреляющие дымом утлые тележки со спицованными колесами.

Заметим – мальчишка родился в 1877 году, на дворе стоял конец ХIХ века, период особо интенсивного развития прикладной науки и техники. Биографы Рено любят рассказывать, как в одиннадцатилетнем возрасте он оборудовал свою детскую комнату электрическим освещением с лампой мощностью в 4 свечи, причем управлять работой кислотной аккумуляторной батареи можно было, не вставая из теплой постели – подумайте только, это был 1888 год!

Не отличаясь прилежанием в учебе, Луи еще в школьном возрасте сбегал с уроков, чтобы при посредничестве знакомого кочегара съездить в дальний рейс на паровозе – настолько не терпелось ему разобраться с устройством паровой машины. Но наступили уже 1890-е, в Германии Карл Бенц вовсю выпускал товарные образцы своего автомобиля с бензиновым мотором внутреннего сгорания, такие же двигатели Готлиба Даймлера ставили на лодки и дирижабли… И ДВС стали следующим объектом интереса для младшего сына потомственного галантерейщика.


На фото: Марсель Рено за рулем Voiturette


К счастью, несмотря на весьма скромные достижения в школьных делах, Луи рос башковитым парнишкой, посему его увлечение техникой семья посчитала оправданным и перспективным. Тяга младшенького к технике получила, так сказать, организационную и финансовую поддержку. Отец выделил сыну сарай в саду их загородного дома недалеко от Парижа, где тот мог бы заниматься своими шумными и неприятно пахнущими экспериментами. А в качестве объекта для них был специально куплен старый двигатель внутреннего сгорания марки Panhard.

Также Рено-старший познакомил своего любознательного ребенка – к тому времени уже выпускника школы – с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле, который стал наставником начинающего великого технаря. Взамен юноша пообещал отцу, что получит хорошее – пусть даже и техническое – образование. Но выполнить обещанное не смог, и по причине целиком уважительной: проводя все свое время в мастерской Серполле и вышеупомянутом садовом сарае, абитуриент оказался не готов к поступлению в Высшую техническую школу и завалил все экзамены, кроме черчения. После чего был призван в армию. Службу в которой смог поставить на пользу своему увлечению.


На фото: Renault Type C 3 ½ HP Tonneau


По-взрослому

Во время военной службы Луи смог накопить денег, чтобы после возвращения «на гражданку» в 1898 году приобрести еще один «материал» для своих упражнений. Теперь им стал французский трицикл De Dion-Bouton c одноцилиндровым бензиновым моторчиком. Это был серийный образец, считавшийся по тем временам совершенным, но молодой изобретатель подверг его решительным доработкам.

Помимо мелкого апгрейда, он добавил ему четвертое колесо и создал полностью новую трансмиссию. На продуваемой всеми ветрами тележке появилась настоящая коробка передач – трехвальная, с кулачковым зацеплением шестерен. Это решало ключевую по тем временам проблему автомобилизма – невозможность преодолевать подъемы из-за недостатка тяги на ведущих колесах. Благодаря трехступенчатой трансмиссии хиленький моторчик получил возможность уверенно тащить машину по дорогам любого профиля. Еще одно принципиальное новшество на первом детище Луи Рено – карданный вал для передачи крутящего момента на заднюю ось, тогда как в ту пору традиционной была цепная передача, недолговечная и ненадежная.


На фото: Конвейер на предприятии Renault


Бизнес

Реальную отдачу от своих «механических практик» самодеятельный конструктор получил совсем скоро. За ужином в рождественский вечер Луи поспорил с друзьями, что его модернизированное детище сможет самостоятельно одолеть улицу Лепик на парижском Монмартре, известную своим крутым подъемом. Проверять отправились тут же, и пари разрешилось в пользу конструктора: автомобиль легко одолел непростой рельеф. Выигранные деньги были не главным обретением того вечера – не сходя с места Рено получил сразу 12 заказов на невиданный автомобиль, способный преодолевать крутые горки. Первый экземпляр был передан одному из клиентов незамедлительно, с еще не остывшим после штурма холма мотором. Так что день 24 декабря 1898 года можно считать историческим для всего мирового автопрома – машины перестали бояться подъемов и покупатели по достоинству оценили это.


На фото: Три брата Рено Луи, Фернан и Марсель


Запах денег, точнее – больших денег – мигом учуяли потомственные коммерсанты из семьи Рено. Два старших брата Луи ссудили ему по 30 тыс. франков каждый и все вместе заргистрировали фирму Société Renault Frères – Общество братьев Рено. Старшие Фернан и Марсель отвечали за коммерческую часть предприятия, Луи взвалил на себя все технические вопросы. Старый сарай в саду загородной виллы превратился в первый сборочный цех, затем братья построили настоящую фабрику. Через четыре года Марсель погиб в «кровавой гонке» Париж – Мадрид-1903, в которой разбились насмерть десять человек и десятки серьезно пострадали. А в 1908 года по состоянию здоровья отошел от дел Фернан, и компанией, получившей вскоре имя Automobiles Renault («Автомобили Рено»), стал распоряжаться единолично Луи.

Продвижение

С первых дней выпуска своих авто Рено исповедовал идею легких и доступных машин. Он с братьями был искренне убежден, что динамика должна достигаться не литражом и мощностью двигателя, а компактностью и рациональностью конструкции. На заре автомобильной эпохи, когда все повально увлекались гонками и скоростью, братья Рено смогли показать всем, что легкий экономичный автомобиль может побеждать громоздких многолитровых монстров. Двое из них – Луи и Марсель – понимая важность рекламы, сами были страстными пилотами, активно выступали в гонках и часто побеждали.


На фото: Renault Type AX


Продажи росли – только победа в гонке Париж-Бордо принесла молодой компании 350 заказов на автомобили. Невиданный тираж для Европы на рубеже ХХ столетия! Между тем, автомобили с брендом Renault, быстрые в спорте, были удобными и практичными в повседневном пользовании.

Луи Рено, как и его заокеанский коллега и конкурент Генри Форд, в отличие от прочих современников, стремился зарабатывать не на дорогих и роскошных, а на простых и доступных автомобилях, и все модернизации на его производстве были подчинены идее снижения цены. А в чем-то великий француз оказался прозорливее Форда – если американец в то время «упирался» в свою одну-единственную утилитарную модель Ford Т, то Renault присутствовал и в сегменте роскошных престижных авто. В 1910-х годах каталоги моделей французской марки охватывали все тогдашние классы машин, для чего было создано, как сейчас бы сказали, 10 базовых платформ. К 1913-му году на заводах Рено было занято 5200 работников, выпускавших ежемесячно около 1000 автомобилей.


На фото: Renault Type AX Tourer, Renault Type CB Coupe de Ville, Renault Type CB Coupe de Ville by Kellner et ses Fils, Renault Type CE 20/30 HP Limousine by Kellner et ses Fils



Имея достаточно свободных средств, Луи Рено начинает развивать производство в родственных сферах. На новых заводах и в цехах проектируются и серийно строятся двигатели для аэропланов, судовые машины, сельхозтехнику, автобусы, такси и грузовики собственной конструкции, в том числе и передовые для того времени «трехоски». Привлекая в свои КБ лучших конструкторов и технологов, Луи сам принимает участие в проектировании. Он лично патентует турбонаддув, барабанные тормоза, гидравлический амортизатор, раскладное сиденье.

Рено – это Франция

Первая мировая война позволила компании Луи Рено показать себя во всей красе. Для армии выпускали тяжелые грузовики и легкие «санитарки», авиамоторы и артиллерийские снаряды, санитарные носилки и бронетехнику. Легкий и маневренный танк Renault FT-17 стал одним из символов французского успеха в этой кровопролитной войне. Модель послужила образцом для копирования, в том числе и в Советской России.


На фото: Renault FT-17


Делу защиты страны от врага послужили даже такси Renault: история об их участии в обороне Парижа стала хрестоматийной. В сентябре 1914 года в ходе битвы у реки Марна возникла угроза захвата Парижа. Остановить немцев было некому: ближайшие резервы французов находились в самой столице, в полусотне километров от полей решающего сражения. Правительство уже эвакуировалось из столицы, но тут едва ли не впервые в мировой практике, показал свои военно-транспортные возможности автомобиль: Полиция Парижа мобилизовала 600 таксомоторов (по некоторым данным – около тысячи) – в основном это были ландо модели Renault AG-1.


На фото: Renault Type AG1 Marne Taxi



Совершив по две ходки в течение дня и ночи, таксисты перебросили прямо на поле боя около 5000 бойцов с амуницией. Столица Франции была спасена. По итогам всей войны соотечественники назвали Рено «спасителем нации», появился эпитет: «Рено – это Франция». Родина удостоила Луи Рено своей высшей награды – Ордена Почетного легиона. В том же 1918-м молодая супруга Кристиана подарила 41-летнему миллионеру наследника – сына Жан-Луи.

Между двух Мировых

На волне успеха военных поставок Рено развивал свой бизнес. Став самым мощным автопроизводителем на родине, Automobiles Renault развернула деятельность за рубежом: за пределами страны было открыто 31 отделение компании.


На фото: Renault Suprastella Cabriolet, Renault Suprastella Coupe, Renault Juvaquatre Saloon, Renault Juvaquatre Coupe



В легковой модельной линейке компании – и семейные компакты с моторами-«четверками», и роскошные модели с 8-цилиндровыми двигателями и стильными кузовами. Годовой тираж автомобилей Renault достигает 58 000 единиц. Однако, во второй половине 1930-х Луи Рено, предвидя скорое начало Второй мировой войны и связанное с ней падение доходов населения, создал бюджетную модель – народный Juvaquatre. Тогда же у преуспевающего капиталиста проявились первый признаки серьезной болезни, связанной в числе прочего с невралгическим расстройством речи.

Конец и продолжение

Когда Вторая мировая навалилась на Францию, Луи Рено уже не смог стать ее спасителем: слишком мощным был напор нацистского агрессора и слишком неоднозначной оказалась реакция самого французского государства. Правительство оккупированной Франции сотрудничало с нацистами, и, очевидно, у Рено не оставалось выбора: он сохранил свои заводы и не остановил производство, хотя управляли им теперь оккупанты и менеджеры из Daimler-Benz. В 1942 авиация союзников антигитлеровской коалиции разбомбила большую часть цехов, и это был удар не только по производству, но и по здоровью самого месье Рено.


На фото: Renault 4CV



Болезнь прогрессировала, но Луи Рено, которому на тот момент было уже 65 лет, втайне от врага смог организовать проектирование новой народной модели – заднемоторной легковушки Renault 4CV, которая должна была производиться после окончания войны. Увы, гениальный конструктор и бизнесмен не дожил до триумфа своего нового бестселлера. После освобождения страны в 1944-м, не чувствуя себя в чем-либо виноватым, он не бежал из страны, а сам явился к новым властям, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество. Но был арестован и заключен в тюрьму по обвинению в сотрудничестве с оккупантами.

Родина может быть жестокой, и единственное, что смогла сделать Франция для своего вчерашнего «спасителя» и кавалера высшего ордена – выделить ему одиночную камеру в лазарете тюрьмы Френа. Где больной 67-летний старик и был забит до полусмерти неизвестными палачами. Уже умирая, он понимал, что кому-то нужна его смерть и его заводы, и сказал сестре милосердия, что хотел бы оставить себе лишь один цех, где он мог бы проектировать и делать новые автомобили…


На фото: Луи Рено с женой Кристианой и сыном. Нью-Йорк, 1940 г.


Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений

Очень интересно! Спасибо за материал!

Евгений

Очень интересно! Спасибо за материал!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Peugeot-Citroen перезапускает Opel на Украине. На очереди – Россия!

В рамках стратегии по снижению уровня безубыточности до 800 000 машин в год концерн PSA наладит централизованную работу Opel на Украине.

10 0 0
Статьи / Интересно
Они как настоящие! Как выбирать, где покупать и как хранить коллекционные масштабные модели

В детстве каждый из нас наверняка любил играть в машинки. Многие делают это и во взрослом возрасте, только игра приобретает характер коллекционирования. И если вы еще не стали профессиональным собирателем масштабных…

3732 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Цены на бензин плавно, но уверенно растут: с начала 2018 года его стоимость выросла более чем на 10%, с 41 до 45,5 рубля. И хотя мы уже выяснили, что рост цен на автомобильное топливо отмечается не только в России, а во…

1935 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

1511 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

2120 2 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

13122 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20705 18 0
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12438 7 7
Редкие авто
И в огне почти не горим: тест-драйв ЗИЛ-49061 Синяя Птица

Буду краток: “Синяя птица” – это лучший ЗиЛ, на котором мне когда-либо приходилось ездить. И пусть попасть в него можно только через крышу, но оно того стоит. Глядя на этот автомобиль снаружи, я чувствовал что-то вроде…

11863 6 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71919 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13280 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

9183 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

52327 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9289 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7507 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

367820 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

247554 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113635 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?