Цифровая эволюция: что умеют современные автомобильные мультимедиа

5956 2 7
Задайте себе простой вопрос: вы знакомы с возможностями мультимедиа-системы, установленной в вашем автомобиле? Прежде чем уверенно ответить «да», пробегитесь еще раз по пунктам, подпунктам и под-подпунктам меню, загляните во все потаенные уголки и удостоверьтесь, что вам и вправду известно все, чем может похвастать электроника. Меж тем десяток-другой лет назад ее возможности были куда скромнее – давайте вместе посмотрим, чему научились мультимедийные системы за годы эволюции и какие новые особенности они приобрели.
 

Расширение функциональности и технический прогресс автомобильных развлекательных систем шли практически рука об руку с развитием потребительской электроники: постепенно все передовые достижения, которыми хвастались домашние и портативные гаджеты, появлялись и в автомобильном сегменте. Разумеется, что-то устаревало, теряло актуальность и выходило из повседневной жизни – и из автомобильной тоже. Однако в некоторых аспектах автомобильная цифровая электроника оказалась куда более консервативной, чем бытовая.

Sleza, Poland, August 15, 2015: Close up on old vintage car steering wheel and cockpit on Motorclassic show on August 15, 2015 in the Poland

Вспомнить, что умели медиацентры прошлого, нам поможет память, а для иллюстрации современных возможностей мы возьмем один из тестовых автомобилей, оказавшийся под рукой – Lexus LX 570. Мы, к слову, убедимся, что это весьма оптимальный вариант: да, есть и более продвинутые мультимедиа-системы вроде таковой в Tesla. Но, во-первых, они еще не стали массовыми, а во-вторых, это все же вещи иного толка: управление всеми системами автомобиля, отданное на откуп одному сенсорному экрану, дает другой пользовательский опыт и оставляет за бортом часть особенностей, характерных для львиной доли нынешних автомобилей. Так что пока оставим экземпляры с огромными одинокими тачскринами в стороне и посмотрим, как выглядит цифровая жизнь современного автомобилиста.

Аудиоформаты и аудионосители

Любой водитель на вопрос «Для чего нужна автомобильная мультимедиа-система?» в 95% случаев ответит «Для воспроизведения музыки» – и будет прав. Суть первых «магнитол», в общем-то, сводилась к тому, чтобы позволить водителю дополнительно скрасить дорожный быт любимыми мелодиями. Технологии соответствовали времени, и ранние автомобильные аудиосистемы, позволяющие слушать собственную музыку, а не только радио, имели кассетные приводы. Аудиокассета как самый компактный и удобный носитель на некоторое время стала безальтернативным способом построения персональной фонотеки – а заодно и довольно статусной вещью: кассетные проигрыватели присутствовали в списке оснащения автомобилей представительского класса – говоря о том же Lexus, можно вспомнить фирменную аудиосистему Nakamichi с приводом для аудиокассет, венчавшую центральную консоль их первого люкс-седана LS 400.

На фото: Торпедо Lexus LS 400 '1989–94

На фото: Торпедо Lexus LS 400 ‘1989–94

С течением времени кассеты перестали быть самым удобным и прогрессивным носителем – их повсеместно вытеснили компакт-диски. В автомобильной сфере это означало как минимум повышения удобства использования: чуть меньше занятого места в бардачке, лучшее качество звука и отсутствие проблем с механическими частями носителя. Диски дали больше свободы и в отношении «смены репертуара»: такое устройство, как CD-чейнджер, в который можно разом зарядить шесть дисков и выбрать для воспроизведения любой, не извлекая его, заметно облегчило жизнь меломанам.

Сегодняшние пользователи уже воспринимают компакт-диски как архаизм – однако слот под привычный кругляш по-прежнему остается в подавляющем большинстве штатных головных устройств. Есть такой и в LX 570: прорезь с кнопкой выгрузки расположилась сразу под дефлекторами климатической системы. Однако в современных системах акценты все же сместились в сторону более «продвинутых» методов прослушивания музыки.

Технологии последних лет – USB и Bluetooth: именно они основательно заняли лидирующие позиции по популярности среди автовладельцев. Первый ожидаемо пришел в автомобиль из мира персональных компьютеров: когда музыку стало проще скопировать на USB-носитель, чем «нарезать» на CD, диски потеряли популярность у пользователей ПК – ну а как в таком случае воспроизвести ее, если не через тот же USB-разъем? Логика сработала: знакомый порт стал обязательным атрибутом автомобильного медиацентра. В нашем внедорожнике он упрятан за декоративной лакированной шторкой: когда носителя в разъеме нет, его можно прикрыть во имя чистоты стиля и контактов, а при необходимости откинуть декоративную крышку вверх.

Lexus_LX_450D_066 (2) — копия

Тест-драйвы / Новые авто
Не прошло и полгода: тест-драйв Lexus LX450d

Буквально месяц назад начались глобальные поставки обновленного Lexus LX уже 2016 модельного года. Невероятно, но факт: дизайнеры наконец-то услышали таких, как я – тех, кто не понимал, зачем переплачивать, хоть и за...

26480 6 19

Bluetooth – технология еще более удобная с точки зрения минимизации числа физических элементов, коих здесь просто нет. Любой современный смартфон, подключенный к штатной мультимедиа, становится проигрывателем – удобство во всей красе. Для полноты списка стоит упомянуть в числе разъемов и 3,5-миллиметровый AUX-вход, который является достойной альтернативой USB по части воспроизведения музыки со смартфона (в LX 570 он спрятался там же, где и USB).

Рассмотрев физические носители, вспомним и об аудиоформатах, которые пришли в автомобильные магнитолы вместе с цифровыми носителями. CD-формат аудиозаписей довольно быстро уступил место более удобному и привычному в повседневной жизни MP3, который буквально оккупировал сферу цифровой музыки. В последние годы наметился тренд на удовлетворение узких аудиофильских кругов автовладельцев: в продаже появились головные устройства, умеющие воспроизводить музыку в lossless-форматах. Мы даже проводили сравнительное тестирование их со штатной мультимедиа-системой, но пока главным вопросом популяризации lossless в автомобильной среде является то, что сами автопроизводители не считают эту «фишку» такой уж важной и не уделяют ей достаточного внимания.

Отчасти вопрос решается сам собой с внедрением головных устройств, работающих на операционной системе Android, чья функциональность может позволить воспроизведение практически всех известных ныне аудиоформатов, но в целом это – далеко не то, что всерьез волнует автопроизводителей. К слову, упомянув про Android, стоит сказать и о синхронизации штатных мультимедиа-систем со смартфонами посредством свежих технологий Apple CarPlay и Android Auto, которые вполне могут стать новым трендом. Правда, в тестовом LX 570, как и в большинстве других автомобилей, это пока вопрос грядущих обновлений.

Навигация

Статьи / Практика
FLAC вам в руки! Действительно ли lossless-магнитолы хорошо звучат?

Отличия «резаной» музыки от «цельной» Для введения в курс дела начнем с простейшей справки, которую знатоки аудиоформатов могут смело пропустить… Большинство из нас сегодня слушает музыку в...

58695 11 29

Навигация – это вторая по значимости функция, обеспечиваемая современной мультимедиа-системой. Если вы думаете, что раньше думали иначе, то заблуждаетесь: первые автомобильные навигационные устройства датируются еще тридцатыми годами прошлого века! Там, правда, речь не шла не то что о спутниках и экранах, но даже о какой-то электронике: бумажная карта дороги в виде рулона перематывалась с одной катушки на другую. В восьмидесятых-девяностых появились уже электронные устройства – они, правда, тоже были довольно примитивными, но монохромный экран уже позволял понять, куда движется автомобиль, и что нужно сделать для достижения желаемой точки на карте.

Сегодняшние технологии принесли огромные возможности, но вместе с тем и разнородность. Навигационные системы стали создавать многие – в результате в именах вроде Navitel, TomTom, Garmin, Here Maps и множестве других немудрено и запутаться. Тем не менее, не стоит роптать на прогресс – любая из современных навигационных систем не даст вам заблудиться при условии наличия карт для нужной местности. В рассматриваемом Lexus LX 570 навигация штатная – она щеголяет названием Lexus Premium и позволяет полюбоваться маршрутом в 3D. Кроме того, она предлагает функцию разделения экрана, когда одна его часть занята картой маршрута, а другая отображает какую-то дополнительную информацию.

lexus

Устройства ввода

Казалось бы, этот пункт можно было бы и исключить за очевидностью составляющих: ну какие устройства ввода, кроме кнопок, у нас есть, если мы договорились исключить из поля зрения сенсорный экран? Ан нет: методы работы пользователя с автомобильным медиацентром тоже являются объектом пристального внимания со стороны инженеров. И даже несмотря на то, что кнопки действительно являются одним из ключевых элементов управления, свои хитрости находятся и здесь.

Lexus_LX_450D_090

Для иллюстрации того, о чем мы говорим, LX 570 – прекрасный пример: кнопки на центральной консоли участвуют в управлении мультимедийной системой минимально, а первую скрипку здесь играет «подиум» с джойстиком системы Remote Touch. На этом кожаном постаменте расположились и кнопки, и сам джойстик – с помощью него осуществляется навигация по меню мультимедиа-системы. Эта разработка Lexus стоит в ряду подобных систем, разрабатываемых автопроизводителями для своих машин: у BMW это iDrive с крутящейся шайбой, у Mercedes-Benz – Comand Online, у AudiMMI. Более того, с течением времени технологии, доступные ранее лишь для автомобилей премиум-сегмента, адаптируются и для менее дорогих машин: так, например, система SYNC от Ford уже имеет функцию голосового управления.

1 / 2
2 / 2
Статьи
Почему автомобиль хуже Айфона

Можно навыдумывать 50 «смешных» причин, по которым автомобиль хуже айфона, но уже где-то на втором десятке поводы для стёба закончатся и останутся твердые аргументы. В эпоху...

37943 5 8

Подход и функциональные «фишки» у каждого бренда свои: кто-то использует сенсорную панель на управляющей шайбе для ввода данных, таких как буквы и цифры, кто-то добавляет шайбе обязанности джойстика, позволяя не только вращать и нажимать ее, но и наклонять в стороны, а кто-то, как в Lexus, дает пользователю опыт, схожий с таковым за домашним стационарным ПК, когда в руку ложится некое подобие «премиум-мыши», а под пальцами располагаются кнопки. Тем не менее, стоит признать, что тенденция к объединению функциональности на едином сенсорном экране – сильнейшая на данный момент: это позволяет, сконцентрировав усилия на программной стороне вопроса, минимизировать число механических элементов и управляющей электроники. И несмотря на то, что управление, например, громкостью, обогревом сидений или поиском радиостанций из подпункта сенсорного меню сейчас кажется однозначным злом, оно со временем может стать неизбежным – а человек, как известно, привыкает ко всему.

Экраны

В очередной раз упомянув экран как один из ключевых элементов автомобильного «мультимедийного комбайна», нельзя не обмолвиться и об их развитии – хоть здесь и правда можно рассказать не так много.

Первые экраны на передней панели были, разумеется, монохромными. Тем не менее, это не мешало автопроизводителям выкручиваться и расширять их функциональность донельзя – дисплеи отображали и данные аудиодорожек, и внутреннего меню медиацентра, и даже навигационные карты и подсказки – реализация этого могла быть разной, от пиксельного «глобуса» до стрелочных подсказок с подписями, когда и куда нужно повернуть. Однако, к всеобщему счастью, экраны довольно скоро прогрессировали и стали пригодны для визуализации всей нужной информации без необходимости изобретать велосипед.

Lexus_LX_450D_071

Статьи / История
История Lexus 90-х годов: путь к тотальному успеху

Расширение модельного ряда Успешные продажи двух оригинальных моделей, LS400 и ES250, на рынке США были явным знаком того, что планы и надежды команды, трудившейся над их созданием,...

13284 0 4

Технология распознавания прикосновений произвела вторую революцию не только в сфере носимых гаджетов, но и в области автомобильной электроники. Возможность сократить число кнопок, расширив при этом привычную функциональность – вот бесспорное преимущество тачскрина в салоне автомобиля, которое быстро нашло свое применение. Вместе с тем, нельзя не отметить отставание экранов, использующихся в автомобильной промышленности, от таковых в других сферах – тех же мобильных гаджетах. Отчасти это можно объяснить достаточно долгим циклом разработки новых моделей машин: то, что на момент разработки было если не передовым, то вполне приемлемым, частенько оказывалось устаревшим на стадии дебюта автомобиля. Но, тем не менее, порой кажется, что этот вопрос просто не так сильно заботит автоконцерны – хоть мы, к счастью, уже и почти перешли от резистивных экранов к емкостным, а от VGA-разрешения к чему-то, напоминающему HD.

Впрочем, сенсорные экраны еще не стали единым стандартом: премиум-бренды, как мы видим, продолжают гнуть свою линию в отношении того, как должно выглядеть взаимодействие пользователь – система. На фоне роста диагоналей в нашем сегодняшнем Lexus весьма неплохой «монитор»: 12,3 дюйма при хорошем разрешении. На нем прекрасно выглядит и навигация, и картинка с камеры заднего вида, а быстродействие соответствует представлению о том, как должна работать система 2016 года – порой навигационная точка, ведомая джойстиком, прыгает по меню даже быстрее, чем ожидаешь. Любопытно будет взглянуть на следующее поколение машины: какого размера «телевизор» расположится в новом гиганте?

Будущее строит потребитель

Тест-драйвы / Новые авто
Самый быстрый планшет на дороге: тест-драйв Tesla Model S

Линия Теслы Впервые вживую я увидел этот автомобиль на парковке среди других машин такси. И, конечно, узнал её сразу, несмотря на одинаковый фирменный цвет всех автомобилей. В первую очередь – по...

12817 0 23

В итоге размышлений и воспоминаний об истории автомобильного мультимедийного оборудования неизбежно задаешься вопросом: какой станет система будущего? На самом деле, основные черты развития можно проследить уже сейчас – нужно только взглянуть на то, что нам предлагают сегодня.

Во-первых, тенденция роста диагоналей и разрешений продолжится в обозримой перспективе до тех пор, пока не будет достигнута точка, в которой находятся современные смартфоны. Лет десять назад типичный экран КПК имел размер в 2,8 дюйма, а 3,2-дюймовые гаджеты уже казались большими. Сегодня максимальная диагональ ограничена лишь размером руки, и негласным стандартом стали гаджеты на 5 дюймов с «девиациями» до 5,7-6 дюймов для «двуручного» использования.

Примерно то же ждет и автомобильные медиацентры: места на панели много, и 17-дюймовый экран Tesla Model S это нагляднейше подтверждает. Достигнув предельно удобных размеров, тачскрины будут развиваться эволюционно: будет расти разрешение и чувствительность экрана, расширяться функциональность и так далее – за вектор можно принять примеры 4К-экранов в смартфонах и сенсоров, распознающих касание в перчатках. Сюда же стоит отнести расширение опций и растущее богатство оснащения даже бюджетных автомобилей, которое неизбежно будет интегрироваться не в десятки кнопок, а именно в экран мультимедиа-системы.

1 / 3
На фото: Салон Tesla Model S
2 / 3
На фото: Салон Tesla Model S
3 / 3
На фото: Салон Tesla Model S

Ну а во-вторых, персонализация и индивидуализация дизайна и интерфейса станет главным инструментом автопроизводителей в борьбе за будущее первенство. Да и как иначе: когда основным элементом общения водителя и машины является именно крупный дисплей, он непременно должен дарить ощущение уникальности пользовательского опыта. Фирменная графика, приятная визуализация, максимальная функциональность и возможность тонкой настройки – вот ключ к успеху автомобильной мультимедийной системы будущего.

Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

В конце, когда речь заходит о будущем головной мультимедии, ,было бы интересно написать еще о:
1) Android Auto, который обещают даже в бюджетном сегменте, например в вестах/xray. Готовая ОС на андрюшке(а теперь и просто приложение в маркете), которая уносит возможности мультимедиа системы просто в космос. Причем должно все это стоить недорого. В отличии от убогих голов на WinCE.
2) Apple Carplay. Который будет дороже Auto, но по возможностям вряд ли будет уступать.
3) Даже Nvidia теперь делает железо для авто-голов и считает это одним из приоритетных направлений. Компактные, недорогие и мощные чипы Tegra в голове авто для мультимедии и автопилота - вот в чем крутость в будущем.

Алексей Кокорин

Да - согласен, все это логично, но вставка и ссылка на материал по Android Auto и Apple CarPlay уже есть в начале. Ну а обсуждать будущее "железо" - задача уже довольно специфичная, да и при учете числа компаний, разрабатывающих SoC и прочее, даже избыточная)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

103 1 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

591 1 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

8294 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2115 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

2809 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3582 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

35689 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15208 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12213 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26849 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21395 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4272 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57302 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41432 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16797 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71876 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55535 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54679 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?