Ушастый, раллийный и скопированный с иномарки: мифы и факты про ЗАЗ-966

11936 3 0
В Советском Союзе Запорожец был самым доступным по цене и самым необычным по конструкции автомобилем, над которым подшучивали и который... любили! Мы уже рассказывали про мифы и факты, связанные с первым автомобилем запорожского завода «Коммунар» – ЗАЗ-965А, а также совсем недавно катались на отреставрированном "горбатом". Сегодня мы будем вспоминать вторую модель Запорожца – не менее легендарный "ушастый", ставший для сотен тысяч советских автомобилистов своеобразной "путёвкой в автомобильную жизнь". Итак, разбираем правдоподобные мифы и отделяем реальные факты, связанные с особенностями ЗАЗ-966.
 

МИФ 1: Ушастый Запорожец был скопирован с иномарки

миф

Как это ни странно звучит, но создателей Запорожцев постоянно обвиняли в плагиате и копировании иностранных автомобилей. Если в «горбатом» прототип-оригинал в виде итальянского Fiat-600 просматривался, что называется, невооруженным взглядом, то зарубежные «корни» ЗАЗ-966 в СССР могли увидеть только настоящие знатоки. И такие находились! Ведь по экстерьеру «ушастый» действительно сильно напоминал малоизвестный западнонемецкий NSU Prinz IV.

В первую очередь, сходство обнаруживалось не только в форме кузова, но и в конкретном решении – опоясывающем периметр верхнем молдинге, который зрительно разделял боковину по горизонтали. Вдобавок для обеих машин характерна некоторая «выпуклость» вертикальной поверхности крыльев и дверей, причём у советской машины она была более выражена.

1 / 3
«Запорожец по-немецки» – NSU Prinz IV
2 / 3
«Запорожец по-немецки» – NSU Prinz IV
3 / 3
«Запорожец по-немецки» – NSU Prinz IV
Заднемоторная компоновка Заднемоторная компоновка

Заднемоторная компоновка была характерна для многих малолитражек 50-60-х годов

Однако один из поисковых вариантов внешнего вида ЗАЗ-966, созданный еще в 1961 году, заметно отличался оригинальным решением передней части, которая не имела ничего общего с дизайном немецкого автомобиля.

1 / 2
Как тебе такое, NSU Prinz? Поисковый вариант №2 отличало нетривиальное «выражение лица»
2 / 2
Как тебе такое, NSU Prinz? Поисковый вариант №2 отличало нетривиальное «выражение лица»

Но к середине шестидесятых годов смелые линии всё же несколько «сгладили», отчего серийные ЗАЗ-966 действительно стали напоминать малолитражку NSU.

1 / 4
Боковина прототипов ЗАЗ-966 была куда рельефнее, чем на NSU, а форма лобового стекла и линия крыши напоминали… Волгу ГАЗ-21!
2 / 4
Боковина прототипов ЗАЗ-966 была куда рельефнее, чем на NSU, а форма лобового стекла и линия крыши напоминали… Волгу ГАЗ-21!
3 / 4
Боковина прототипов ЗАЗ-966 была куда рельефнее, чем на NSU, а форма лобового стекла и линия крыши напоминали… Волгу ГАЗ-21!
4 / 4
Боковина прототипов ЗАЗ-966 была куда рельефнее, чем на NSU, а форма лобового стекла и линия крыши напоминали… Волгу ГАЗ-21!
Журнал «За Рулём» Журнал «За Рулём» Журнал «За Рулём»

Журнал «За Рулём» впервые рассказал про новую модель ЗАЗ еще в 1965 году

Зато «уши», которым этот автомобиль обязан своим метким прозвищем, появились на опытных образцах в самом начале работ над новой моделью, причем подобных воздухозаборников не было ни у немецкого автомобиля, ни у заднемоторного Chevrolet.

«Ушастый» получил свои знаменитые уши еще на стадии ранних прототипов

«Ушастый» получил свои знаменитые уши еще на стадии ранних прототипов

1 / 3
У Chevrolet Corvair двигатель-воздушник тоже был расположен сзади, но машина при этом отлично обходилась без «ушей»!
2 / 3
У Chevrolet Corvair двигатель-воздушник тоже был расположен сзади, но машина при этом отлично обходилась без «ушей»!
3 / 3
У Chevrolet Corvair двигатель-воздушник тоже был расположен сзади, но машина при этом отлично обходилась без «ушей»!

Впрочем, как и в случае с ЗАЗ-965 и Москвичом-2141, иностранный «прообраз» от NSU объединяет с Запорожцем разве что внешнее сходство, да и то отдалённое. К тому же вышеупомянутый «поясной молдинг» не является изобретением немецких дизайнеров — ведь еще в 1959 году подобное решение появилось на американском Chevrolet Corvair.

1 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером
2 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером
3 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером
4 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером
5 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером
6 / 6
Chevrolet Corvair – автомобиль совсем другого класса. Казалось бы, ничего общего с Запорожцем, но… всмотритесь в его «фартук» под передним бампером

Скорее всего, и в Европе, и в СССР просто наблюдали за тенденциями современной автомобильной моды и пытались следовать ей по мере собственных возможностей.

МИФ 2: Технически ЗАЗ-966 сильно отличался от предшественника

правда

Несмотря на заднемоторную компоновку, характерную и для «горбатого», с точки зрения техники между первым и вторым Запорожцами было немало отличий. Во-первых, автомобиль получил совершенно новый трехобъемный кузов типа седан, в котором двери уже открывались «по-нормальному» — то есть, не против хода движения, как на ЗАЗ-965.

бZR-1967-3-1

Кузов – вот та деталь, которая радикально отличала ЗАЗ-966 от «горбатого». Но и других новшеств хватало.

Во-вторых, для более крупного и тяжелого Запорожца разрабатывался и соответствующий двигатель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с., которым стали оснащать модернизированного предшественника с индексом ЗАЗ-965А.

Журнал «За Рулём»

МеМЗ-966А – та самая «тридцатка», которой оснащались поздние «горбатые» и некоторые «ушастики»

В-третьих, «ушастый» получил более совершенную заднюю подвеску с изменённой кинематикой. Наконец, именно для ЗАЗ-966 в Запорожье была разработана новая коробка передач, которая в перспективе могла агрегатироваться с еще более мощным сорокасильным двигателем. Правда, и такая трансмиссия, и 1,2-литровый двигатель МеМЗ-968 попали на конвейер лишь год спустя. Однако даже в модификации ЗАЗ-966В новый Запорожец заметно отличался от старого – хотя бы кузовом и конструкцией задней подвески с А-образными рычагами и полуосями с двумя шарнирами, в то время как у ЗАЗ-965 были диагональные рычаги и качающиеся одношарнирные полуоси.

МИФ 3: ЗАЗ-966 выпускался до начала восьмидесятых годов

миф

ЗАЗ-966 выпускался с 1966 по 1972 год, получив за семь лет серийного производства несколько модификаций. Автомобили разных лет выпуска немного отличались и техническими решениями, и мелкими деталями экстерьера – например, на ранних Запорожцах этой модели в боковых воздухозаборниках были характерные горизонтальные рассекатели, а бамперы были то двух-, то трёх-, то четырёхсоставными! Также на более поздних выпусках в дополнение к «подфарникам» на передней решётке появились и отдельные передние поворотники под фарами.

1 / 3
На ранних ЗАЗ-966 были только верхние «околофарники». Обратите внимание на жалюзи-рассекатели в «ушах», также свойственные автомобилям первых лет выпуска (до 1968 г.)
2 / 3
На ранних ЗАЗ-966 были только верхние «околофарники». Обратите внимание на жалюзи-рассекатели в «ушах», также свойственные автомобилям первых лет выпуска (до 1968 г.)
3 / 3
На ранних ЗАЗ-966 были только верхние «околофарники». Обратите внимание на жалюзи-рассекатели в «ушах», также свойственные автомобилям первых лет выпуска (до 1968 г.)

Советский легковой автомобиль "Запорожец" ЗАЗ 966

Боковые подфарники и хромированная решетка «а-ля Волга» – так выглядел поздний ЗАЗ-966

В 1971 году в Запорожье началось производство обновленной модели, получившей индекс ЗАЗ-968. Около года оба варианта «ушастых» выпускались параллельно, после чего «шестьдесят шестой» перестали выпускать, оставив в производственной гамме только более современную модель. Однако из-за внешнего сходства моделей 966 и 968 многие советские автомобилисты ошибочно считали, что первый «ушастый» выпускается и дальше!

1 / 3
ЗАЗ-968 лишился псевдорешетки радиатора – именно по её отсутствию можно отличить первого «ушастого» от второго
2 / 3
ЗАЗ-968 лишился псевдорешетки радиатора – именно по её отсутствию можно отличить первого «ушастого» от второго
3 / 3
ЗАЗ-968 лишился псевдорешетки радиатора – именно по её отсутствию можно отличить первого «ушастого» от второго

При этом ЗАЗ-968А производился вплоть до конца 1979 года, когда началось серийное производство ЗАЗ-968М. Новая «мыльница» наконец-то лишилась характерных «ушей», поскольку вместо них на задних крыльях появились вертикальные прорези. Именно поэтому некоторые автолюбители заблуждались относительно длительности выпуска ЗАЗ-966, принимая более современную модель 968А за всё тот же «ушастый» первого поколения.

Советский легковой автомобиль "Запорожец" ЗАЗ 966

Фонарь заднего хода появился на ЗАЗ-966 после 1971 года

МИФ 4: Сначала ЗАЗ-966 выпускался в переходной версии

правда

Во время старта производства «ушастого» в 1966 году в Мелитополе еще не освоили перспективный 40-сильный двигатель МеМЗ-968, который обеспечил бы потяжелевшему Запорожцу приемлемую динамику. Именно поэтому некоторое время в новом кузове ЗАЗ-966 трудился «старый новый» двигатель мощностью 30 «лошадок», известный по модернизированному «горбатому» ЗАЗ-965А. МеМЗ-966А сочетался со старой коробкой передач, а «переходная» версия даже получила собственный индекс ЗАЗ-966В.

1 / 4
Нет ничего более постоянного, чем временное! ЗАЗ-966В (временный) выпускался столько же, сколько и «чистый» ЗАЗ-966 с двигателем-«сороковкой»
2 / 4
Нет ничего более постоянного, чем временное! ЗАЗ-966В (временный) выпускался столько же, сколько и «чистый» ЗАЗ-966 с двигателем-«сороковкой»
3 / 4
Нет ничего более постоянного, чем временное! ЗАЗ-966В (временный) выпускался столько же, сколько и «чистый» ЗАЗ-966 с двигателем-«сороковкой»
4 / 4
Нет ничего более постоянного, чем временное! ЗАЗ-966В (временный) выпускался столько же, сколько и «чистый» ЗАЗ-966 с двигателем-«сороковкой»

Но и после того как производство более мощной «сороковки» было налажено, переходная модификация продолжала выпускаться, поскольку новых моторов на МеМЗе выпускали заметно меньше, чем в Запорожье изготавливали кузовов ЗАЗ-966! Поэтому вплоть до запуска ЗАЗ-968 переходная «тридцатка» ЗАЗ-966В выпускалась одновременно и наравне с «чистой» моделью ЗАЗ-966, которая оснащалась 1,2-литровым мотором.

Журнал «За Рулём»

Новый двигатель был не только мощнее, но и заметно долговечнее старого

Впрочем, слабосильную версию продолжали делать еще и по той причине, что именно на ЗАЗ-966В устанавливали ручное управление для инвалидов. Отличить «тридцатку» от «сороковки» визуально можно было с 1971 года – ЗАЗ-966 получил фонари заднего хода, в то время как на 30-сильной модификации выштамповки оставались «глухими».

МИФ 5: ЗАЗ-966 стоил ненамного дороже «горбатого»

миф

«Один мотор с воздушным охлаждением, две фары и четыре колеса», как пелось в популярной песенке Олега Анофриева про ЗАЗ-965, сначала оценивался советским государством всего в 1 800 рублей. С одной стороны, сумма немаленькая, но с другой, всё равно несравнимая со стоимостью «большого» автомобиля вроде Москвича или Волги. Однако столько стоил лишь самый первый ЗАЗ-965, в то время как модернизированный «горбатый» подорожал уже до 2 200 рублей. Тем не менее, именно эта модель была самым доступным советским автомобилем, стоившим лишь вдвое дороже тяжелого мотоцикла с коляской. Но при этом, в отличие от любого мотоцикла, Запорожец уже был хоть и маленьким, но настоящим автомобилем с номинально четырёхместным салоном, каким-никаким багажником и (главное!) металлической крышей над головой.

zaz-966_zaporozec

Запорожец был своеобразным, но всё же автомобилем, а не мотоциклом

Однако более крупный и комфортабельный Запорожец заметно подорожал —  к примеру, в 1969 году ЗАЗ-966В с таким же силовым агрегатом, как у «горбатого», стоил ровно три тысячи рублей — то есть, больше почти на треть! При этом вплоть до мая 1969 года ЗАЗ-965А и ЗАЗ-966 выпускались параллельно, причём спрос на более примитивный, но дешёвый Запорожец первой модели не снижался. Производство «горбатого» прекратили лишь по указанию сверху — всемогущий Госплан СССР приказал Коммунару свернуть производство ЗАЗ-965, полностью сконцентрировавшись на выпуске «ушастого».

Журнал «За Рулём»

Обратите внимание: на обложке майского номера «За Рулём» за 1969 год «ушастые» еще сходят с конвейера одновременно с «горбатыми»!

1 / 4
ЗАЗ-966 даже отправляли на экспорт в страны соцлагеря
2 / 4
ЗАЗ-966 даже отправляли на экспорт в страны соцлагеря
3 / 4
ЗАЗ-966 даже отправляли на экспорт в страны соцлагеря
4 / 4
ЗАЗ-966 даже отправляли на экспорт в страны соцлагеря

Таким образом, цена «входного билета» для желающих стать владельцем легкового автомобиля в СССР к началу семидесятых годов увеличилась до тех самых 3 000 рублей, которые в автомагазине просили за новый Запорожец. При этом «ушастый» всё равно стоил почти на 2 000 рублей дешевле Москвича и практически вдвое меньше, чем нужно было отдать за самые дешевые Жигули первой модели.

1 / 3
Для многих советских граждан именно Запорожец был первой ступенькой в карьерной лестнице автолюбителя-частника
2 / 3
Для многих советских граждан именно Запорожец был первой ступенькой в карьерной лестнице автолюбителя-частника
3 / 3
Для многих советских граждан именно Запорожец был первой ступенькой в карьерной лестнице автолюбителя-частника

Поэтому и в новом поколении Запорожец оставался наиболее доступным советским автомобилем, но… одномоментно подорожавшим для потребителя практически на 30%.

1 / 4
Машина вне времени: даже в 2018 году ЗАЗ-966 можно встретить на улице!
2 / 4
Машина вне времени: даже в 2018 году ЗАЗ-966 можно встретить на улице!
3 / 4
Машина вне времени: даже в 2018 году ЗАЗ-966 можно встретить на улице!
4 / 4
Машина вне времени: даже в 2018 году ЗАЗ-966 можно встретить на улице!

МИФ 6: Новый Запорожец разочаровал многих советских автомобилистов

правда

ЗАЗ-966 стал заметно комфортабельнее предшественника. При этом увеличение массы и размеров кузова производитель компенсировал более мощным двигателем (хоть и не сразу), поэтому динамические качества нового Запорожца в сравнении со старым также улучшились. Однако даже по сравнению с «исконно советскими» Москвичами двухдверный ЗАЗ выглядел не совсем «полноценным» автомобилем – на заднее сиденье было не слишком удобно забираться, а размер багажника был символическим.

zaz-966

Москвич был настолько же лучше Запорожца, насколько и дороже

Кроме того, двигатель с воздушным охлаждением был шумным и по-прежнему отличался склонностью к перегреву. Наконец, Запорожец с его капризной автономной «печкой», работавшей на бензине, не слишком хорошо подходил для круглогодичной эксплуатации в суровом климате (а в огромной стране был и такой!). И хотя у автомобилей московского и ижевского производства в те времена «печка» была ненамного «теплее», но она хотя бы работала от системы охлаждения двигателя.

zaz-966v

Зимой Запорожец меньше грелся… точнее, почти совсем не грелся – ведь редкий владелец «ушастого» использовал его круглогодично

Не радовали владельцев «ушастых» и постоянно нарушающиеся углы установки колёс, которые требовали постоянного контроля и регулировки. Если же хозяин ЗАЗа пренебрегал регулярной проверкой «схода-развала», весьма дефицитные шины могли износиться всего за несколько тысяч километров.

Не будем забывать и чисто психологический фактор – то, что можно было спокойно простить стоившему около двух тысяч рублей «горбатому», в начале семидесятых годов (и «за три штуки деревянных») для многих уже считалось большим недостатком. Особенно если учесть, что «первая волна» автомобилизации уже прошла, а в стране появился новый «стандарт комфорта» – автомобиль Жигули.

МИФ 7: «Уши» помогали от перегрева

и миф, и правда

Уже на ранних прототипах ЗАЗ-966 на задних крыльях появились характерные воздухозаборники-«уши», которые сопровождали эту модель вплоть до начала выпуска «эмки» — ЗАЗ-968М. Таким образом в Запорожье пытались решить проблему перегрева расположенного сзади двигателя с воздушным охлаждением, тепловой режим у которого получился крайне напряженным.

ЗАЗ 966 ЗАЗ 966

Воздухозаборники-уши – необычное техническое решение и символ этой модели

Запорожцы изрядно грелись не только в жаркий летний день – стрелка указателя температуры могла «уйти в закат» и вследствие загрязнения наружных поверхностей мотора либо из-за нарушенных настроек систем питания и зажигания. Интересно, что ни у Chevrolet Corvair, ни у NSU Prinz IV с аналогичным расположением мотора подобных проблем не наблюдалось, в то время как владельцы «ушастых» постоянно сталкивались с недостаточным охлаждением мотора. Из-за того, что температура в моторном отсеке поднималась до критических 100 и более градусов, нередко «закипал» бензонасос, после чего топливо переставало поступать в карбюратор, и двигатель просто глох. Чтобы поехать дальше, владельцы наматывали на корпус бензонасоса тряпку, смоченную холодной водой…

Во время испытаний 40-сильного двигателя два ЗАЗ-966 проехали 100 000 км со скоростью не менее 100 км/ч, а два других Запорожца прошли на скоростной дороге автополигона 10 000 километров с «полным газом». По утверждениям заводских испытателей, средняя скорость во время этих испытаний составляла около 120 (!) километров в час!

Впрочем, нельзя утверждать, что крупные наружные воздухозаборники ЗАЗ-966 были совсем неэффективны (при условии, что автомобиль был полностью исправен!), но на следующей модели ЗАЗ-968М от «ушей» отказались в пользу щелевидных решеток-жабр. Такое решение позволило конструкторам организовать более эффективную циркуляцию воздушных потоков, поскольку левая решетка работала на забор воздуха, а правая – на вывод. Впрочем, в той или иной степени проблемы с охлаждением двигателя были свойственны любому подержанному Запорожцу, независимо от того, были у него на кузове «уши чебурашки» или нет.

zaz-966 Rajd Polski

Грелся, говорите? Советские спортсмены выступали на «ушастом» даже за рубежом! Например, на Ралли Польши (Rajd Polski)

Несмотря на то, что ЗАЗ-966 подорожал и лишился «мимишности», свойственной первому Запорожцу, «ушастый» всё равно смог продолжить выполнение весьма важной миссии, связанной с массовой автомобилизацией советских граждан. Оставаясь самым доступным автомобилем СССР, этот Запорожец стал заметно удобнее и долговечнее «горбатого». Неудивительно, что вплоть до 1994 года все последующие модификации, по сути, базировались всё на том же кузове ЗАЗ-966, пусть и модернизированном.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Что-то многовата средняя скорость 120 кмч даже на испытательном полигоне. Замечу ещё, что его 100% болтало, как г-но в проруби. Машина лёгкая, морда пустая, поэтому после 90-100 кмч его начинало болтать по дороге. У самого первая машина была 968МД переделанный из ручного управления в обычное. Был у меня Жужик около 4.5 лет, от дедушки достался с пробегом в 14 тысяч, считай новый, хотя ему было уже 9 лет. Проехал я на нём под сотку за 4.5 года. Я сам разгонял свой Жужик до 125 кмч, машина просто неуправляемая на этой скорости. Рев стоял, газ уже в полу. А у Вас написано, что 120 средняя на расстоянии 10 тыс км. Бред полнейший. Должны были улететь с дороги... за 10 тыс км пробега. Да и не верю, что он смог дать среднюю скорость 120. Тогда испытатели должны были ехать с максималкой 130-140 кмч, чтобы дать среднюю 120. Даже сейчас, чтобы добиться хотя бы средней скорости в 100 кмч нужно ооочень не хило поливать и малейшее замедление уже не даст Вам среднюю в 100 кмч, а тут 120. Не верю.

sinitsyn g59

Был у меня первый ушастый - 966В. Купил я его в 1986 году. Тогда ему было 18 лет, значит он примерно 1968 года выпуска. Купил я его у дедка в полуаварийном состоянии. Генератор и релюхи перемотали кустарно. Так я и не смог достать торсионы для передка - со сломанными ездил. Движок был - 30 л.с.. Грелся - в любую погоду ! Но самое сильное впечатление - от переключателя поворотов. Это был махонький трехпозиционный тумблер, который стоял на железной панели посередине авто рядом с ветровым стеклом. Чтобы включить поворотник - надо правой рукой дотянуться до тумблера и включить его. За день езды по городу - правая рука к вечеру отваливалась. Помню, как одно лето проездил с нерабочим аккумулятором - он стоял в багажнике, но стартер уже не крутил. Так я, бывало, один на ровной дороге растолкаю "запорчик" , запрыгну и со второй передачи заведу его. Потом у меня были все модели советского автопрома. Но этот " запор" - на всю жизнь в памяти остался!

Sergeyiones

1. Автор совершенно прав - ЗАЗ-966 НЕ СКОПИРОВАН с НСУ. Членение и узлование кузова у них совершенно разное.
2. Мне совершенно непонятно, зачем было менять индекс с ЗАЗ-966 на ЗАЗ-968 - машины очень близкие по всем статьям. Только у первого кузовная арматура более унифицирована с Москвичом, у второго - с Жигулями. Моторы семейств 966 (30-ка) и 968 (40-ка) ставили на оба поколения ушастых.
3. ЗАЗ-966В в 80-х пережил второе рождение под маркой ЗАЗ-968М-005. Я немного ездил за рулём такой машины. Удивляла "обратная", по сравнению с обычным ЗАЗ-968М, схема переключения передач. И такой автомобиль в те годочки казался вполне нормальным.
4. Отличить внешне ЗАЗ-966 и 966В, ЗАЗ-968М и 968М-005 легко по разной форме и расположению выхлопной трубы, даже если на моторе приколхожены два глушителя вместо одного, что было тогда популярно.
5. На ЗАЗе в 1971-1974 царил жуткий бардак в комплектации. Я видел кучу гибридов 966 и 968 в самых разных сочетаниях. Машины как будто собирали из чего попало. Кстати, в отличие от ГАЗа и АЗЛК, у ЗАЗа хорошо заметен бардак в введении годовой отчётной документации.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

3760 4 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

2674 3 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

13744 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2544 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

3238 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

4009 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41408 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15553 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12591 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27237 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21740 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4619 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57622 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41785 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17124 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72240 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55891 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55012 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?