Волги, Москвичи и даже Запорожцы: советские «скорые» на базе легковушек

10818 0 0
Совсем недавно мы рассказали о первых в СССР автомобилях скорой помощи, построенных на базе грузовиков. Не надо иметь большую фантазию, чтобы представить, насколько безжалостными и беспощадными они были по отношению к пациентам: всё-таки грузовой автомобиль должен возить груз, а не живых, хоть и больных, людей. Да и обслуживание этих машин было делом не всегда лёгким и не дешёвым. Гораздо удобнее ездить на вызов на легковом автомобиле, особенно специально для этого оборудованном.

Автомобили медицинской службы на «легковой» базе можно условно разделить на три типа. Первый – обычные седаны или хэтчбеки для неотложной помощи. На этих машинах приезжают медицинские работники по срочным вызовам, когда не требуется госпитализация больного, на них объезжают участок врачи из поликлиник, на них иногда перевозят способных ходить и сидеть больных, на них возят медицинский инструмент, бельё и прочие медицинские принадлежности. Второй тип – универсалы, а иногда лимузины и даже седаны с носилками, пригодные для полноценной «скорой помощи». Нередко встречаются специальные медицинские кузова на легковых шасси. Обычно последние строят не на главном конвейере автозавода, а силами специализированных фирм. В советском автомобилестроении присутствовали все три типа.

Москвичи и Запорожцы на службе у медиков

Первый медицинский «Москвич» планировали построить ещё в 1946 году на базе деревянного кузова «Фургон» модели 400-422. Был ли построен хотя бы один опытный образец такого специального автомобиля, неизвестно. Но на базе седана «Москвич-400-420» с 1948 года завод МЗМА выпускал медицинский автомобиль, обозначавшийся в конструкторской документации как отдельная модификация 400-420М. У этой машины был свой ведущий конструктор С.Н. Лобов.

Исходно по заводским чертежам «Москвич-400-420М» предполагалось окрашивать строго в один цвет – тёмно-синий. Также регламентировались моющийся салон с обивкой синего цвета, точные места нанесения знаков Красного креста на ветровом и заднем стёклах, на передних дверях и надписи «Помощь на дому» на обоих бортах.

Москвич-400 420М '1947–54

Москвич-400-420М ‘1947–54

В 1951 году «Москвич-400-420М» упростили. Теперь кузов разрешалось красить в любой применяемый на конвейере цвет, материал обивки изменился, красные кресты наносились только на стёкла, надпись «Помощь на дому» — только по желанию заказчика. В год МЗМА выпускал примерно по 200 медицинских «Москвичей».

Москвич-400-420М

Москвич-400-420М

Аналогичные модификации присутствовали во всех семействах «Москвичей» следующего поколения: 402-425М, 407М, 403М. Медицинская модификация с моющимся салоном была даже у полноприводного седана – «Москвич-410М». А когда завод освоил выпуск универсала «Москвич-423», из него попробовали сделать полноценную «скорую помощь» с носилками. Их уложили вдоль правого борта, и они заняли место от пятой торцевой двери до приборной панели. В салоне осталось место только для двух сидений – переднее для водителя, заднее – для сопровождающего больного медицинского работника. Такие медицинские универсалы построили в двух экземплярах, оба обслуживали заводскую больницу. Решение о серийном выпуске медицинского универсала принято не было.

1 / 3
Москвич-423Н '1958–63
2 / 3
Москвич-423Н '1958–63
3 / 3
Москвич-423Н '1958–63

Когда в ОГК МЗМА проектировали микролитражную модель для Запорожского автозавода, по отработанной схеме предусмотрели вариант для медиков. Такой автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965М выпускался серийно.

ЗАЗ-965

ЗАЗ-965

В типаже санитарных машин, разработанном в НАМИ в 60-х, предусматривалась даже медицинская модификация «нового легкового автомобиля» – будущих «Жигулей». В таблице этой машине придали странный вид – компактного хэтчбека. Парадокс объясняется просто – Главный конструктор НАМИ по легковой теме Б.М. Фиттерман активно продвигал идею выпускать на будущем ВАЗе не FIAT-124, a переднеприводный Autobianchi Primula.

Впоследствии модификация седана для развоза врачей присутствовала во всех последующих «Москвичах»: 408М, 412М, 21381, 21401. По словам бывалых заводчан, для «медпомощи» отбирали самые худшие экземпляры автомобилей, сошедшие с конвейера с откровенными техническими неисправностями. Устранять их приходилось уже на местах автобазам санитарного транспорта. В службе медицинской помощи успели поработать даже АЗЛК-2141 и ИЖ-2126.

1 / 2
Москвич-2141 '02.1986–1998
2 / 2
Иж-2126 Ода '1999–2002

На базе переднеприводного «Москвича» Киевский авторемонтный завод небольшими сериями производил универсал повышенной вместимости АЗЛК-2901 с удлинённым задним свесом, увеличенной высотой крыши и носилками за спиной водителя. А в начале 1990-х на автобазе московского «Сантранса» ещё работал последний «Москвич-21381» с 408-м двигателем.

1 / 2
Москвич-2901 (2901) '1994–96
2 / 2
Москвич-2901 (2901) '1994–96

Слово за ГАЗом

Первую машину «скорой помощи» изготовил Горьковский кузовной завод ещё на шасси легкового ГАЗ-А. Считалось, что такой автомобиль значительно экономичнее, чем медицинская машина на базе «полуторки» ГАЗ-АА. Но дальше постройки одного опытного образца дело не пошло. Сохранились фотографии медицинских универсалов с носилками на основе ГАЗ-М1. Но эти автомобили изготовлены автобазами и ремонтными заводами. Ни сам ГАЗ, ни его филиалы таких кузовов не делали.

ГАЗ-М1 '03.1936–06.1943

ГАЗ-М1 ‘1936–1943

После войны предпринимались попытки установить медицинские носилки в обычный кузов «Победы». Его длина позволяла это сделать. Носилки складывались пополам, и вместо них могло освободиться одно сиденье для больного или сопровождающего. Есть снимки машины, похожей на универсал, на базе «Победы» ГАЗ-М-20. Но это были конструкции, тоже изготовленные вне ГАЗа.

ГАЗ М-20 "Победа" '11.1944–02.1945

ГАЗ М-20 «Победа» ‘1944–1945

А сам ГАЗ в 1952 году выпустил заводскую машину «скорой помощи». Она была выполнена на базе ЗИМ ГАЗ-12. Очертания кузова остались серийные. Но были изменены петли багажника. На смену большим внутренним механизмам открывания пришли маленькие внешние петли. Носилки с больным приходилось задвигать в багажник трехобъёмного седана, но это был оправданный компромисс. Легковой автомобиль ЗИМ представлял больному намного более комфортные условия перевозки, чем грузовая «скорая помощь» ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51.

ГАЗ 12

ГАЗ 12

В 1959 году Горьковский автозавод снял с производства пассажирскую модификацию автомобиля ЗИМ. А на следующий год был прекращен выпуск медицинского варианта. Разразился большой скандал: Министерство здравоохранения СССР лишилось комфортабельного медицинского автомобиля на «легковом» шасси.

ГАЗ 12

ГАЗ 12

На ГАЗ срочно пришел указ разработать медицинский автомобиль на базе «Волги» ГАЗ-21. Именно для этих целей создано семейство универсалов ГАЗ-22. Первичной в нём считалась модификация ГАЗ-22Б для скорой медицинской помощи, а вторичной – базовый грузопассажирский универсал ГАЗ-22. В первой половине 1960-х в год выпускалось примерно втрое больше медицинских универсалов, чем гражданских. Проектирование универсала на базе «Волги» ГАЗ-21, изначально не предусмотренного в семействе, было сопоставимо с созданием полностью новой модели «с нуля».

1 / 6
ГАЗ-22Б "Волга" '1962–1965
2 / 6
ГАЗ-21
3 / 6
ГАЗ-22
4 / 6
Багажник ГАЗ-22Б Волга
5 / 6
ГАЗ-22
6 / 6
ГАЗ-22

Конструкторский коллектив ГАЗа учёл допущенную ошибку, и при разработке новой «Волги» ГАЗ-24 в семейство сразу закладывали все три модификации: седан, грузопассажирский универсал и медицинский вариант универсала. Правда, освоение последнего затянулось на несколько лет. По словам ведущего конструктора ГАЗ-24 В.Б. Реутова, однажды среди лета в выходной день на завод приехал представитель Министерства здравоохранения СССР и приказал немедленно поставить на конвейер медицинскую модификацию новой «Волги». Её серийный выпуск ГАЗ освоил в третьем квартале 1975 года, у машины вышел символичный индекс ГАЗ-24-03. Кузов «скорой помощи» этого образца пережил несколько поколений «Волг»: ГАЗ-24-13 на базе ГАЗ-24-10, ГАЗ-31023 на базе ГАЗ-31029 и ГАЗ-3110. Когда в 2009 году «Волгу» окончательно снимали с производства, больше всех возмущались медицинские работники, потерявшие удобный и доступный универсал.

1 / 5
ГАЗ-24-03 '1975–88
2 / 5
ГАЗ-310231 "Волга" '1997–2008
3 / 5
ГАЗ-24-03 '1975–88
4 / 5
ГАЗ-24-03 '1975–88
5 / 5
ГАЗ-24-03 '1975–88

Один опытный образец реанимационного автомобиля построила финская фирма Tamro на удлинённом шасси «Волги» ГАЗ-24. Советские медики признали такой автомобиль слишком дорогим и отказались от его закупок. Но для закрытых клиник, например для больницы Академии наук СССР, были приобретены единичные экземпляры подобных автомобилей на шасси Mercedes Benz W123, изготовленные западногерманской компанией Binz.

ГАЗ-Tamro-24-02 "Волга" ГАЗ-Tamro-24-02 "Волга"

ГАЗ-Tamro-24-02 «Волга»

Медицинская модификация представительской «Чайки» ГАЗ-13 закладывалась типажом НАМИ ещё в середине 1960-х. Выпускать ограниченной серией такие машины взялась Рижская автомобильная фабрика РАФ. К началу 1970-х в правительственных колоннах уже ездили медицинские универсалы на базе «Чайки». В Риге на «старой» территории РАФа в Экспериментальном цехе из полученных из Горького седанов ГАЗ-13 изготавливали универсалы со всем медицинским оборудованием в салоне.

ГАЗ-РАФ-13С '1973–82

ГАЗ-РАФ-13С ‘1973–82

Две машины использовали в качестве катафалков-фургонов с кондиционерами японской фирмы Toshiba – для торжественных похорон лидера вьетнамской революции Хо Ши Мина.

Медицинские универсалы на базе новой «Чайки» ГАЗ-14 были разработаны и изготовлены РАФом во второй половине 1980-х. Их уже сертифицировали по всем международным правилам, и потому они получили отраслевой индекс ГАЗ-РАФ-3209. Но в годы перестройки было принято необдуманное решение снять «Чайку» с производства, потому медицинский универсал на её базе изготовили только в виде четырёх опытных образцов.

РАФ-3920 '1983

РАФ-3920 ‘1983

РАФ-3920 '1983 РАФ-3920 '1983 РАФ-3920 '1983

А как же ЗИС и ЗИЛ?

Представительские лимузины ЗИС и ЗИЛ могли оказаться отличной основой для медицинских автомобилей: рамное шасси, длинная база, отточенная плавность хода. Но у них был один недостаток – недопустимая дороговизна производства.

Сохранилось немало фотографий и кадров кинохроники, где запечатлены машины «скорой помощи» с серийными кузовами лимузинов ЗИС-101. Но сам Автозавод имени Сталина изготовил только два опытных образца таких автомобилей. Все остальные экземпляры построены автобазами и ремонтными заводами путём переоборудования московских лимузинов. ЗИС выпускал модель 101 в неразумно большом количестве. Многочисленные «лишние» лимузины пришлось отправлять в разные специальные службы, в том числе в такси и в «скорую помощь».

ЗиС-101 '11.1936–39

ЗиС-101 ‘1936–39

После войны московский кузовной завод «Аремкуз» делал на шасси ЗИС-101 более вместительные медицинские кузова типа универсал. А вся переделка автомобиля обычно заканчивалась заменой двигателя. Вместо сложной в эксплуатации и неэкономичной верхнеклапанной «восьмёрки» устанавливали более простую рядную нижнеклапанную «шестёрку» от грузовика ГАЗ-51, а то и от американского Studebaker.

ЗиС-101

ЗиС-101

Серийный медицинский автомобиль Автозавод имени Сталина выпускал на базе лимузина следующего поколения ЗИС-110А. Его кузов отличался от базовой модели пятой подъёмной дверью в задней стенке, через которую загружались носилки. Этот комфортабельный медицинский автомобиль проявил себя слишком неэкономичным – сложным и дорогим в эксплуатации. Но силами ремонтников иногда под «скорую помощь» переоборудовали и базовые лимузины ЗИС-110 с обычным багажным люком сзади.

1 / 4
ЗиС-110А '1947–58
2 / 4
ЗиС-110А '1947–58
3 / 4
ЗиС-110А '1947–58
4 / 4
ЗиС-110А '1947–58

У лимузинов ЗИЛ-111 обоих поколений не было медицинских модификаций. Заводское КБ легковых автомобилей вернулось к этой теме в начале 1970-х годов, когда базовой моделью уже стал ЗИЛ-114. Для создания медицинского варианта ему пришлось изменить тип кузова.

В 1975 году увидели свет два универсала ЗИЛ-114Е, оборудованных по последнему слову техники. Эти автомобили и их наследники на базе ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41047 служили только в закрытых ведомственных больницах Четвёртого управления Министерства здравоохранения СССР. Завод окрашивал их строго в чёрный цвет без каких-либо опознавательных знаков «скорой помощи», за что машины получили прозвище «чёрный доктор».

1 / 3
ЗиЛ-4104 (115) '1978–83
2 / 3
ЗиЛ-41045 '1983–85
3 / 3
ЗиЛ-41047 '1986–2008

Идея строить медицинские автомобили на базе представительских ЗИМ, «Чайка», ЗИС и ЗИЛ не была советским изобретением. В США с 1930-х по 1960-е годы специализированные фирмы строили огромное количество моделей «амбулансов» на длинных мощных легковых шасси с отличной плавностью хода. Именно такие машины и их оборудование послужили прототипами медицинских модификаций представительских автомобилей ГАЗ и ЗИС.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

31023 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1696 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8123 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3565 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2938 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15004 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172420 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60753 37 4
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

72729 5 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22447 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16431 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10201 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34849 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10616 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9077 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388709 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261087 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

74978 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?