Выходить по одному: грузовики, внедорожники и микроавтобусы советской милиции

7815 0 6
Сейчас не все вспомнят, на чём ездили советские милиционеры. В лучшем случае в голове возникнут мутные образы “воронка”, автобуса Глеба Жеглова и мотоцикла, на которым милиционер гонялся за Юрием Деточкиным. На самом дела машин было гораздо больше, но часть из них действительно не была легковыми автомобилями. Во все времена на службе у милиции были и грузовики, и автобусы, и другие интересные машины...
 

С чего всё начиналось?

К сожалению, сохранилось мало сведений о том, на каких автомобилях выезжали оперативные бригады милиции и госавтоинспекции в предвоенные и первые послевоенные годы. Нет также данных о том, какая в то время применялась специальная окраска. Первые достоверные данные о милицейских автомобилях в СССР относятся к 1953 году. 31 декабря министр внутренних дел С.М. Круглов издал приказ №266, согласно которому все автомобили и мотоциклы милиции и госавтоинспекции по всему Советскому Союзу надлежало перекрасить в тёмно-синий цвет с красной полосой по борту. Парк милицейских машин тогда состоял из легковых «Побед» М-20, «Москвичей-400-420», внедорожников ГАЗ-67Б и ГАЗ-69, грузовиков ГАЗ-51 и мотоциклов М-72.

1 / 2
2 / 2

В 1957 году новый министр Н.П. Дудоров продублировал тот приказ. В тот год состоялось совещание представителей милиции и автомобильной промышленности. Органы правопорядка приняли несколько специальных автомобилей. Например, это были фургоны АМ-2 на базе ГАЗ-63 и аналогичный АМ-3 на базе ГАЗ-51. В стоявшем отдельно от кабины кузове находились скамейки для милиционеров, место для служебной овчарки, огороженный решеткой отсек для задержанных. Кузов базировался на деревянном каркасе и обшивался листом по традиционной тогда технологии. Внешне автомобиль был похож на санитарный ПАЗ-653, только кузов фургона был чуть шире, без длинных подножек и правой боковой двери, зато задняя торцевая дверь с одной остеклённой створкой.

АМ-2

АМ-2

Грузопассажирский внедорожник ГАЗ-69 к тому времени успел хорошо зарекомендовать себя в милиции. На задание в нём могли выехать восемь милиционеров, было, куда посадить собаку и положить ящики с инструментом для криминалистов. Полный привод позволял преследовать правонарушителей по снегу и бездорожью. Но при перевозке задержанных, им ничего не мешало порвать брезентовый верх и попытаться убежать. Поэтому в 1957 году был представлен первый вариант закрытого цельнометаллического милицейского ГАЗ-69. У него запасное колесо перенесли под раму в задний свес, сделали симметричными правую и левую двери, в задней стенке установили распашную створку. В каждом борту позади двери было по два окна. Но конструкторы допустили ошибку: окна сделали слишком большими, задержанный мог выбить стекло и выскочить.

ГАЗ-69

ГАЗ-69

Кузов исправили. Для удешевления запасное колесо вернули на левый борт, и низ водительской двери остался, как у базовой модели. Окна уменьшили в размерах настолько, чтобы взрослый человек не мог в них пролезть. Вдобавок на них сделали решетки из двух перекладин. Листы наружной обшивки соединялись вместе не сваркой, а заклёпками. Этот вариант стал массовым, его выпускали до снятия с производства ГАЗ-69, то есть до 1973 года. В отделениях милиции такие «газики» честно служили до 80-х.

ГАЗ-69

ГАЗ-69

Интересно, что в 1957 году Главное управление военного снабжения ГУВС МВД заказало для органов милиции УАЗу партию обычных открытых ГАЗ-69, а ГАЗу – бортовые грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63, грузовые такси ГАЗ-51Т. Все перечисленные автомобили на заводе полагалось окрасить в синий цвет и нанести красную полосу. Для ремонта милицейского транспорта в МВД поступали армейские передвижные авторемонтные мастерские ВАРЭМ на шасси сначала ЗИС-151, а потом ЗИЛ-157.

ГАЗ-69

ГАЗ-69

Машины, закупленные в конце 50-х, продолжили службу и в следующем десятилетии, когда для советской милиции наступили трудные времена. Дело в том, что в 1960 году союзное МВД было упразднено, а его место заняли министерства охраны общественного порядка МООП союзных республик. Соответственно, дала сбой система централизованных закупок специального оборудования для милиции, в том числе автотранспорта. Во многих регионах начали использовать те машины, которые были доступны, включая грузовики и такси, прошедшие капитальный ремонт. Но производство закрытых ГАЗ-69 продолжалось, и новые машины по-прежнему поступали на службу. Во многих регионах в милиции опробовали фургоны вагонной компоновки семейства УАЗ-450, переоборудованные своими силами в грузопассажирские и специальные машины.

УАЗ-450 '01.1958–65

УАЗ-450 ‘1958–65

В 1963 году в РСФСР изменили стандарт окраски милицейских автомобилей. Основным цветом кузова вместо синего стал светло-голубой. Красная полоса теперь наносилась только на передние двери, а на ней была надпись «милиция» или «ГАИ». Но нередко стандарт нарушали, красную полосу рисовали на белых, светло-серых или по-старинке синих кузовах. В первой половине 60-х сначала в Москве, потом в других городах, начали внедрять специальный сигнал в виде мигающего фонаря на крыше.

Вместо синих — жёлтые

Ситуация резко изменилась к лучшему с назначением в 1967 году министра Н.А. Щёлокова, который уже на следующий год возродил союзное МВД. Одновременно была восстановлена централизованная система снабжения и начались закупки для милицейских служб самых современных технических устройств. Остро стояла проблема нехватки автотранспорта. Был составлен список легковых автомобилей и микроавтобусов, которые следовало закупить на автозаводах в ближайшие годы. И именно в 1968 году силами нескольких научно-исследовательских институтов удалось разработать принципиально новый стандарт специальной окраски милицейских автомобилей.

Основным цветом кузова выбрали ярко-желтый, выделяющий машину в потоке. На борта наносилась синяя полоса. Легковым автомобилям полагался синий багажник, закрытым ГАЗ-69 – синие капот и задняя торцевая дверь. Теперь уже проблесковый маячок на крыше входил в обязательную комплектацию. В 1975 году желтый цвет и синюю полосу узаконил вступивший в силу Государственный стандарт ГОСТ на специальную окраску автомобилей всех оперативных служб – пожарных, милиции, скорой помощи, аварийных бригад.

К концу 1972 года Ульяновский автозавод освоил выпуск нового “джипа” УАЗ-469Б, наследника ГАЗ-69. Базовая модель также получила съёмный брезентовый верх. И уже на следующий год в милиции появились закрытые цельнометаллические машины, построенные по тем же технологиям, что их аналоги на базе ГАЗ-69, тоже с распашной дверцей в задней стенке. Снова обшивку не сваривали, а клепали. В четыре двери садилось пятеро милиционеров, а сзади был огорожен небольшой отсек для задержанных. Именно там у базового УАЗа находились два маленьких продольных сиденья. Существовал также вариант с двухместной кабиной и продольными лавками в зарешеченной задней половине автомобиля.

УАЗ-469Б '12.1972–85

УАЗ-469Б ‘1972–85

Если легковые седаны чаще поступали в дорожно-патрульную службу ГАИ, то ГАЗ-69 и УАЗ-469Б обычно использовала патрульно-постовая служба милиции, хотя нередко бывало и наоборот. У УАЗа официально было две модификации – для милиции и для ГАИ. В оснащение УАЗ-469Б помимо радиостанции и сигнально-громкоговорящего устройства (маячок, стоявший поверх компактного рупора) входили противотуманные фары на переднем бампере.

Для выезда оперативных и следственных бригад широко применялись фургоны УАЗ-452 и микроавтобусы РАФ-977ДМ. У них тоже была жёлтая с синими полосами окраска. Нередко такие автомобили становились базой для специального транспорта, например, криминалистических лабораторий. Полноприводные УАЗ-452 работали не только в провинциальных городах. Их широко использовала даже московская милиция.

РАФ-977ДМ Латвия '1968–76

РАФ-977ДМ «Латвия» ‘1968–76

В 70-х годах появилось два необычных специальных автомобиля. Во-первых, РАФ-22033, предназначенный для работы на месте ДТП. Он представлял собой целую лабораторию. Через люк в крыше выдвигалась установка для стереоскопического фотографирования места происшествия. Внутри находились устройства для обработки материалов и небольшой стол для опроса участников и свидетелей происшествия. Во-вторых, в московскую милицию поступила экспериментальная криминалистическая лаборатория на базе автобуса ЗИЛ-118К «Юность».

ЗИЛ-118

ЗИЛ-118

Милицейский кузов остался неизменным, даже когда УАЗ пережил в начале 80-х существенную модернизацию и был переименован в УАЗ-31512. Правда, к концу 80-х ГОСТ на специальную окраску уже соблюдали не всегда и не везде. В отделениях милиции замелькали УАЗы бежевого цвета и даже военного хаки, в зависимости от заводской окраски взятого за основу автомобиля.

Специальные машины на базе грузовиков АМ-2 и АМ-3, а так же ГАЗ-69 и УАЗ-469 с закрытыми кузовами не производились предприятиями Министерства автомобильной промышленности. Их строили заводы системы МВД, часто расположенные в местах заключения. В частности, широко известно предприятие по производству специальных автомобилей «на зоне» в рабочем посёлке Сухобезводное Семёновского района Горьковской области. Но, по понятным причинам, точной информации об ассортименте продукции этого и других подобных предприятий в разные десятилетия очень мало.

1 / 6
АМ-3
2 / 6
АМ-3
3 / 6
ГАЗ-69
4 / 6
АМ-3
5 / 6
ГАЗ-69
6 / 6
АМ-3

От милиции к полиции

В середине 90-х годов в Ульяновске освоили серийную закрытую модификацию УАЗ-31514, и такие машины (позднее — UAZ Hunter) начали вытеснять из органов милиции прежние закрытые кузова. Они стали более массовыми, и что важно в новых экономических условиях, дешевыми. Также в последние годы существования СССР и в постсоветское время патрульно-постовая служба всё чаще применяла ульяновские фургоны семейства УАЗ-3742. А в XXI веке в самых разных подразделениях милиции, а потом полиции получили широкое распространение микроавтобусы семейств «Газель» и «Соболь» самых разных модификаций.

УАЗ-31514 '1993–2003

УАЗ-31514 ‘1993–2003

Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

359 0 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

937 0 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

2047 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7276 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5922 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8279 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46905 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35407 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17756 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30189 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23105 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5899 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59109 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43330 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15966 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74616 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56465 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52788 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?