«Яндекс.Такси» оштрафовали за избитую водителем женщину, но другим пассажирам это не поможет

Популярный сервис вызова такси должен заплатить 100 тысяч рублей по жалобе Ольги Садвокасовой, которая пострадала от нападения водителя, приехавшего к ней на машине в наклейках Яндекса. Такое решение принял Роспотребнадзор.

Инцидент произошёл 18 ноября прошлого года в Москве. Ольга Садвокасова вызвала машину через сервис «Яндекс.Такси», заказ принял 47-летний Сергей Фомин. В ходе поездки женщина сделала извозчику несколько замечаний по поводу его манеры вождения. Таксиста это разозлило, он высадил пассажирку, напал на неё и избил, после чего уехал. Женщина вызвала полицию и скорую, медики диагностировали у неё переломы ноги и носа, а сотрудники правопорядка возбудили уголовное дело по статье 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (до 5 лет лишения свободы). Водителя разыскать так и не удалось, но выяснилось, что машину он арендовал у мытищинской компании «Такси М» (официальный партнёр «Яндекс.Такси»), в которой даже не числился сотрудником.

Между тем Ольга, воспользовавшись раскрученным сервисом, полагала, что едет именно на машине Яндекса, ведь на ней были соответствующие наклейки и жёлтые номера, которые, как ей казалось, гарантировали качественную и безопасную услугу. На деле выяснилось, что за яркой обёрткой может запросто скрываться маньяк, и «Яндекс.Такси» тут ни при чём – сервис оказывает лишь информационную услугу, а все данные о партёрах сервиса, то есть реальных перевозчиках, указаны в специальной карточке, которую можно посмотреть через приложение до, во время и после поездки. Ольгу такая подмена категорически не устроила, она обратилась с жалобой в Администрацию Президента РФ, откуда обращение гражданки передали в Роспотребнадзор. По словам Ольги, которую цитирует газета «Коммерсантъ», она не обязана вникать в тонкости работы сервиса и разбираться в компетенциях его партнёров – ведь, может, в карточке указана организация, занимающаяся обслуживанием таксомоторов.

В столичном управлении Роспотребнадзора согласились с позицией пострадавшей и её адвоката: вчера по её делу было принято решение о наложении на «Яндекс.Такси» штрафа в размере 100 тысяч рублей в соответствии с частью 2 статьи 14.7 «Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги)». Максимальное наказание для юрлиц по этой статье составляет 500 тысяч рублей, по поскольку прежде компания «Яндекс.Такси» по ней не привлекалась, то было решено ограничиться минимальным наказанием.

Понятно, что для «Яндекс.Такси» даже 500 тысяч рублей – ничтожная сумма, но компания принципиально намерена обжаловать в суде назначенный Роспотребнадзором штраф, упирая на то, что является информационным сервисом. В пункте 2.3 актуальных «Условий использования сервиса Яндекс.Такси» прямо указано, что «Яндекс.Такси не несет ответственности за финансовые и любые другие операции, совершаемые Пользователем и Службами Такси, а также за любые последствия приобретения Пользователем услуг Служб Такси». При этом в пункте 1.4 сказано, что «Яндекс.Такси вправе в любое время без уведомления Пользователя изменить положения настоящих Условий, а ООО «ЯНДЕКС» вправе в любое время без уведомления Пользователя изменить условия Регулирующих документов». И далее в том же пункте: «Риск неознакомления с новой редакцией Условий и Регулирующих документов несет Пользователь, продолжение пользования Сервисом после изменения Условий или Регулирующих документов считается согласием с их новой редакцией».

В переводе с юридического языка на русский это означает: мы сами определяем правила игры, можем изменить их в любой момент без вашего согласия и ни за что не отвечаем. Удобная позиция, не правда ли? Мы не будем комментировать этический аспект такого подхода, пусть читатель делает выводы сам, но с юридической точки зрения Условия составлены очень грамотно и судебная перспектива у «Яндекс.Такси» хорошая: штраф, скорее всего, будет отменён.

Заставить агрегаторов отвечать за безопасность пассажиров может только закон, и так называемый «Закон о такси» сейчас дорабатывается в Госдуме, но какова будет его конечная конфигурация и когда он вступит в силу, пока неизвестно. До тех пор, к сожалению, пользователи известных сервисов вызова такси продолжат играть в лотерею и надеяться, что к ним приедет хороший водитель. Увы, происходит это далеко не всегда. В январе в Омске на вызов двух женщин, решивших воспользоваться сервисом «Яндекс.Такси», приехал пьяный неадекватный водитель, из-за поведения которого пассажиркам пришлось выпрыгивать из машины на полном ходу. Весной прошлого года в Хабаровске водитель «Яндекс.Такси» разбил пассажиру голову за громкий хлопок дверью. Также прошлой весной в Екатеринбурге водитель «Яндекс.Такси» набросился с ножом на пассажиров, которые отказались давать ему чаевые. У других популярных сервисов вызова такси криминальная статистика не лучше.

Конечно, по каждому такому эпизоду можно и нужно судиться, но ответчиком, скорее всего будет именно конкретный водитель или таксопарк-партнёр того или иного популярного сервиса извоза, а наказать агрегаторов, реально контролирующих сегодня практически весь рынок такси в стране, пока невозможно. Надеяться на добровольную гуманитарную позицию больших корпораций типа Яндекс и Uber не стоит: без «пинков» со стороны государства и общества никто не будет заниматься улучшением безопасности поездок – монетизация превыше всего, хотя формально всегда главной ценностью декларируется «забота о пользователе». Напомним, что интересы Uber в нашей стране с недавних пор представляет именно Яндекс, который волевым решением заблокировал работу международного приложения Uber в нашей стране и фактически насильно пересадил пользователей этого сервиса на своё приложение Uber Russia. То есть теперь, если вы часто ездите за границу, вам нужно иметь в смартфоне два приложения Uber – одно для России, другое для всего остального мира, неподвластного Яндексу. Вот такой комфорт и такая забота. А если вам сломали нос, то пишите в Администрацию Президента.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
13.03.2019 14:47
В пункте 2.3 актуальных «Условий использования сервиса Яндекс.Такси» прямо указано, что «Яндекс.Такси не несет ответственности за финансовые и любые другие операции, совершаемые Пользователем и Службами Такси, а также за любые последствия приобретения Пользователем услуг Служб Такси». При этом в пункте 1.4 сказано, что «Яндекс.Такси вправе в любое время без уведомления Пользователя изменить положения настоящих Условий, а ООО «ЯНДЕКС» вправе в любое время без уведомления Пользователя изменить условия Регулирующих документов». И далее в том же пункте: «Риск неознакомления с новой редакцией Условий и Регулирующих документов несет Пользователь, продолжение пользования Сервисом после изменения Условий или Регулирующих документов считается согласием с их новой редакцией».

Яндекс тупо скопировал типичное пользовательское соглашение для программного обеспечения. Типа я не, хата не моя, мы ни за что не отвечаем, ваши проблемы нас не касаются.

3

13.03.2019 18:55

«Напомним, что интересы Uber в нашей стране с недавних пор представляет именно Яндекс, который волевым решением заблокировал работу международного приложения Uber в нашей стране и фактически насильно пересадил пользователей этого сервиса на своё приложение Uber Russia. То есть теперь, если вы часто ездите за границу, вам нужно иметь в смартфоне два приложения Uber – одно для России, другое для всего остального мира, неподвластного Яндексу» Бобер Выдыхай!!!(с) А реальность следующая: «Это объединение выгодно не только обеим компаниям, но главное — пользователям, водителям и городам. Эта сделка подтверждает исключительный рост Uber в регионе и поможет в дальнейшем формировании устойчивого международного бизнеса». Глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Пьер-Димитрий Гор-Коти


02.04.2019 05:05

По чему можно наказать ,компаний такси ,через суд лишать их лицензий на предпринимательскую коммерческую деятельность ,водители пьяные за рулем ,лишение лицензий на коммерческую деятельность ,водители избивают пассажиров ,занимаются бандитизмом и хулиганством ,лишение лицензии на предпринимательскую коммерческую деятельность ,либо они работают по законам Российской Федерации ,либо вообще не допускаются к коммерческой деятельности !


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings