Жук-плавунец: тест-драйв Volkswagen Type 166 Schwimmwagen

7566 3 0
Весло на борту, гребной винт на кожаном ремне, торсионная подвеска и  централизованная система смазки… А ещё это чудо плавает и очень шустро бегает по земле. Да, такое встретишь нечасто. Но если встретишь – не забудешь никогда!
 

Идём на Восток

Надеюсь, ещё никто не забыл, что такое план «Барбаросса» и блицкриг. Если кто-то забыл, то… позор, вообще-то. Ну да ладно, напомним в двух словах: план «Барбаросса» предусматривал окончание войны не позже ноября 1941 года. Естественно, закончиться она должна была поражением Советского Союза.

Блицкриг переводится как “молниеносная война” — теория, при которой агрессор добивается победы ещё до того как обороняющаяся сторона успеет мобилизовать все свои силы. К счастью, ценой героических усилий эти планы Гитлера рухнули, чему все нормальные люди рады до сих пор. Казалось бы, при чём тут Schwimmwagen?

В общем-то, всё просто: немецкое командование не смогло полностью оценить состояние дорог в СССР и время, за которое “дойчен зольдатен” и “унтер-официрен” их протопают. Предполагалось, что в крайнем случае выручат мотоциклы с колясками. Реалии оказались такими, что на мотоциклах оказалось холодно (особенно в декабре под Москвой), а проехать по русскому бездорожью не могут даже они. Тут требовалось что-то другое. Что-то, выражаясь языком современных персон, хорошее, новое и умное. И затянувшаяся война стала одной из причин (но не единственной), по которой было решено начать выпуск автомобиля-амфибии.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen вид три четверти-2

Руки к разработке этого Фольксвагена приложили два конструктора: Фердинанд Порше и Эрвин Коменд. Первым был построен прототип Type 87, внешне похожий на уже существовавший к тому времени Volkswagen Käfer (тот самый «Жук»). Затем — модернизированные варианты Type 128 и Type 138, отличающиеся размерами базы. Но путёвку в жизнь (точнее, на фронт) получила укороченная версия Type 166.

1 / 3
На фото: KdF Typ 87 KdoW '1942–45
2 / 3
На фото: Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen '1942–44
3 / 3
На фото: Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen '1942–44

Испытания всех вариантов амфибий проходили довольно долго: с ноября 1940 года до августа 1941-го. Может быть, немецкие инженеры придумали бы ещё что-то более удачное (отдадим им должное — они это делать умели), но когда весной 1942 стало ясно, что “молниеносная война” провалилась окончательно, пришлось срочно налаживать серийный выпуск наиболее удачной версии Type 166.

Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen '1942–44

На фото: Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen ‘1942–44

Явно тяготеющие к громким названиям немцы в расстроенных чувствах для этого не придумали ничего интереснее, чем Schwimmwagen, что переводится просто как “плавающий автомобиль”. В 1942 году им было уже не до названий, а вот машины нужны были уже очень сильно: весной в СССР ездить по лесам и полям особенно тяжело. Поэтому производство Schwimmwagen было запущено на двух заводах (сначала на Porsche в Штутгарте, и чуть позже — на Volkswagen в Вольфсбурге). К началу июня первые машины стали поступать на фронт.

Ванночка на колёсиках

Габариты
длина х ширина, мм
3 825 х 1 480

Может быть, некоторые из вас помнят, что я рассказывал о нелюбви советских шоферов к трофейным немецким автомобилям в послевоенный период. Если живые Студебекеры можно было встретить на улицах Ленинграда вплоть до 70-х, то немецкие, например, Опели Блитцы старались раздолбать как можно быстрее и пересесть на тот же ЗиС-151. Оно и понятно: ездить на машинах захватчиков шоферам, многие из которых побывали на фронте, было неприятно. Вот и я смотрел на Schwimmwagen с двояким чувством: машина симпатичная и интересная, но ведь ездили на ней те, кто пришёл сюда с совсем не добрыми намерениями… Ладно, придётся отбросить предубеждения и оценить машину объективно.

С первого взгляда амфибия так не похожа на легкового Жука, что даже не верится, что у них есть что-то общее. И отчасти это так: слухи о том, что это одна и та же машина в разных кузовах, несколько преувеличены. У них абсолютно разные трансмиссия и ходовая часть, а про кузов и говорить нечего. Давайте посмотрим, что представляет собой этот жук-плавунец.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen маркировка на борту

Кузов действительно похож на ванну. Он, разумеется, герметичный, а дно у него абсолютно плоское. Во-первых, с ним меньше осадка на воде, во-вторых, это сделано для того, чтобы Schwimmwagen мог плавать по… грязи. Действительно, местами нужно было ехать по такой жидкой грязюке, где застревали и тонули нормальные внедорожники. А вот “швимми” мог просто плыть по такой поверхности, гребя грязь колёсами. И в этом (как и на воде) ему помогал ещё и очень малый вес: всего 910 кг. Говорят, что если он застревал при выходе на берег, экипаж из четырёх человек мог помочь ему сделать это голыми руками.

Кстати, о выходе на берег. Ясное дело, выползти из воды на сушу на заднем приводе невозможно, поэтому хочешь — не хочешь, а привод на переднюю ось делать было надо. Напомню, что у обычного Volkswagen Käfer привод был задним. Тут пошли дальше и сделали его полным. Но сделали его очень хитро.

Прямо в корпусе двухвальной четырёхступенчатой коробки передач с отдельной понижающей передачей установили дифференциал повышенного трения привода задней оси. Между полуосями и задними колёсами стояли понижающие редукторы (тут при желании можно вспомнить УАЗ на “военных” мостах или, скорее, ЛуАЗ, у которого вообще подозрительно много общего с Schwimmwagen). А вот передние колёса остались без редукторов. Момент на них передавали соединительный вал с резинометаллическими шарнирами и закрытые качающиеся полуоси через дифференциал повышенного трения. Полный привод можно было включить только на первой или задней передачах.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen вид три четверти

Кстати, первые известные разработки кулачковых дифференциалов повышенного трения впервые применил именно Фердинанд Порше, и именно на этих автомобилях. Правда, иногда первенство «швимми» подвергают сомнению и утверждают, что первым был всё же поршевский Typ 82 (Kübelwagen), но это не так уж существенно.

В подвеске тоже есть немалая доля полёта технической мысли. Она тут торсионная и — внимание! — независимая. Решение очень удачное: ломаться почти нечему, весит немного, места в очень тесном автомобиле тоже занимает мало.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen подвеска Volkswagen Type 166 Schwimmwagen подвеска-2

Ну а остальные интересные вещи давайте разглядывать собственными глазами.

Итак, перед нами отличный образец прекрасно отреставрированного автомобиля последнего, 1944 года выпуска. Думаю, никто не удивится тому, что компоновка здесь тоже необычная. На капоте лежит запасное колесо, но двигатель оно не закрывает: мотор стоит сзади, а под колесом прячутся два бензобака по 25 литров каждый. Фары стоят довольно высоко — вода в случае плавания им пользы не принесёт.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen запасное колесо спереди

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen правая фара Volkswagen Type 166 Schwimmwagen горловина бензобака

Кстати, электрооборудование у Type 166 шестивольтовое, а аккумуляторная батарея стоит под задним сиденьем (так вот откуда растут ноги у любви немцев ставить АКБ в неожиданных местах где-то сзади!) На левом борту закреплена лопата (своеобразный “мастхэв” для военного автомобиля того времени) и весло.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen задняя левая часть

А вот правый борт пустой. Возникает вопрос: как же грести одним веслом? Точного ответа нет, но есть подозрение, что при необходимости можно погрести и лопатой. Но вообще весло должно ещё помогать при маневрировании на воде: руля нет, все повороты осуществляются за счёт поворотов передних колёс. А это, будем говорить прямо, не очень точно и эффективно. Особенно на маленькой скорости.

Чтобы посмотреть на мотор, нужно опустить вниз гребной винт. Сделать это легко: он фиксируется одним кожаным ремнём. Немного странно, но согласитесь, что сложно было придумать что-то проще и практичнее. Наконец, это просто красиво. Как-то по-немецки красиво. Откидываем винт — и его вал встаёт аккурат к шкиву коленвала мотора. Никаких редукторов, тяжёлого железа и прочих излишеств.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen винт

Мотор этот действительно достался амфибии от Жука: это четырёхцилиндровый «оппозит» с воздушным охлаждением. Он, конечно, бензиновый, с карбюратором Solex 26 VFJ с нисходящим потоком. Объём — 1,1 л, мощность — 25 л.с. при 3 000 оборотов в минуту. Казалось бы, как с таким двигателем можно ехать на какую-то там войну? А вот можно. К тому же довольно быстро.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Внутри этой ванны на колёсах всё довольно скромно. Давайте сядем внутрь, осмотримся и попробуем покататься.

Чувство плеча, ноги и головы

Дверей у машины нет, поэтому деликатничать не будем: встаём одной ногой на поручень борта, другую закидываем внутрь. Это не так просто и уж тем более не так изящно, как выглядит в текстовом изложении.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen вид сбоку

Клиренс, мм
265

Раскорячиться приходится до треска штанов: высота у машинки приличная (тут только клиренс — 265 мм), а ещё нужно учесть высоту борта. В общем, приходится немного заняться спортом. Впрочем, вся физкультура оказалась цветочками, ягодки созрели при попытке сесть вдвоём на передних сиденьях.

Пассажиру лучше втиснуться в борт, иначе рычаги КПП оказываются у него под коленками. А вот место в ногах есть: всё равно ничего кроме небольшого бака перед ним нет. Есть такое понятие: чувство плеча. Так описывают ощущение от взаимного расположения водителя и пассажира рядом. Говорят, если такое чувство возникает, значит, пространства в салоне недостаточно. В Schwimmwagen водитель и пассажир чувствуют не только плечи, но и все остальные части тела друг друга.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Водителю сидеть в амфибии немного проще хотя бы из-за того, что он водитель, и пассажир его должен уважать. Между прочим, на стадии прототипа машина была шире на 10 см, её зачем-то сузили перед запуском серийного производства. Может, металл экономили, а может, из-за вредности Гитлера (но это вряд ли).

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen руль

Приборная панель стоит справа от рулевой колонки. Пожалуй, я возьму слово “приборная” в кавычки, ибо это имя она заслужила всего одним прибором — спидометром. Больше там ничего нет, а контрольные лампы зарядки и температуры масла приборами назвать невозможно.

1 / 2
2 / 2

Педальный узел тоже делали садисты. Но к нему привыкнуть всё же проще, чем к тесноте в салоне.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen педальный узел

Может, ещё не все забыли, что запускать холодный карбюраторный мотор лучше с открытой заслонкой обогатителя смеси — с “подсосом”. У всех приличных машин его ручка стоит где-нибудь на панели, но Schwimmwagen к приличным машинам не относится: у него рычажок “подсоса” почему-то торчит у основания рычага КПП. Вообще-то, я был уверен, что самая странная эргономика — у Логана первой фазы, но нет… Есть, оказывается, автомобиль, у которого всякие кнопочки-рычажки стоят в ещё более непредсказуемых местах.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen рычаг кпп

Запускаем мотор. Если учесть, что задачи хотя бы как-то снизить уровень шума у конструкторов не было, то его звук не напрягает. Теперь выжимаем сцепление, убираем в сторону ногу пассажира, включаем первую передачу и давим на газ. Моторчик издаёт визг неудовлетворённой женщины и устремляет машину вдаль.

Признаюсь, такой резвости я от этой дойче джакузи не ожидал! Видимо, сказываются и малый вес, и изрядные передаточные числа трансмиссии. С места Schwimmwagen разгоняется очень быстро. А может, так показалось оттого, что день выдался не самым тёплым, а брезентовый тент мы ставить не стали.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen пассажирские места

Коробка передач работает не очень чётко, но всё же постепенно удаётся перебрать все передачи. Поездка на высшей, четвёртой — просто песня. И я даже знаю, какая именно. Есть такой шедевр, в котором присутствуют слова:

Слёзы текли направо,
Слёзы текли налево,
Слёзы текли вниз,
Слёзы текли вверх.
Мине было плохо,
Тебе было хорошо.

Исполняет это некто MC Doncha, и мне стыдно, что я об этом знаю. Но как он прав! Слёзы текли во все стороны, а “мине” было одновременно и плохо, и хорошо. Холодно, тесно, шумно. Но ведь кабриолет, драйв и — что самое удивительное — неожиданная лёгкость управления.

Машина вполне устойчива на скорости вплоть до 70 км/ч (теоретически она может ехать и 80, но мы так не гоняли). Руль даже на крутых поворотах и на минимальной скорости очень лёгкий, хотя никакого ГУРа в “швимми”, конечно, нет.

Есть небольшие вопросы к управлению трансмиссией. Не всё легко включается, нужно привыкать. Но потом ездить на амфибии — сплошное удовольствие. Да, переключаться приходится часто: тяги у мотора маловато. Но если правильно выбирать передачу, можно ехать сравнительно бодро.

Так как габариты машины небольшие (3 825 х 1 480 мм), то втискиваться в узкие места тоже несложно. Про обзорность вообще молчу, тут её закрывать нечему.

Volkswagen Type 166 Schwimmwagen вид три четверти сзади

Жаль, что ездить пришлось ранней весной, когда ещё не сошёл лёд. Поплавать не удалось, но говорят, плавает машина неплохо даже по сегодняшним меркам: немногие вездеходы развивают на воде 10 км/ч. Единственное, чего нужно опасаться — высоких волн. А вот на поверхности машина держится долго. И всё же у меня есть опасение, что пустить ко дну Schwimmwagen не так сложно: кузов тоненький — думаю, его легко продырявить из любого стрелкового оружия. И вот тогда придётся пускать пузыри во всех смыслах этого слова.

***

Всего за два года производства было выпущено более 14 тысяч Schwimmwagen. Отмечу, что падение гитлеровской Германии не означало конец для этой амфибии. Машина оказалась настолько удачной, что после войны, когда заводы Volkswagen перешли Великобритании, для армии этой страны было выпущено ещё около полутора тысяч Schwimmwagen.

Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество” и лично Вадиму Попову.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Ой, мля... аффтырь, засунь себе в анал свои кваснопоцреотические вые#боны. "машина врага... придётся отбросить предубеждения и оценить машину объективно". Тебя, му#дака, тогда и в проекте не существовало. И никакого отношения к тогдашним событиям ты не имеешь. Врага, мля... Это не ты тогда воевал, и не тебе кукарекать о "предубеждениях". Ты еще начни ненавидеть лошадей и луки со стрелами, ими же пользовалась Золотая Орда в набегах против Руси, враги же ж, мля... мудак ты недоделанный...
Да, надо начать уничтожать на территории России все фольксвагены, "мерсы" с "бехами" и т.д. Это же ж вражеские машины, ёбана!1!! А их владельцев, видимо, нужно расстреливать, а то, ишь ты... чего, суки,удумали - на вражеских машинах тут разъезжать...
Убейся об стенку, поцриот безмозглый.

Цитата: “Машина оказалась настолько удачной, что после войны, когда заводы Volkswagen перешли Великобритании, для армии этой страны было выпущено ещё около полутора тысяч Schwimmwagen.”
-------------------------------
Поправка: после окончание войны автомобили Schwimmwagen непроизводились, британцы на заводе Volkswagenwerk GmbH из оставшыхся деталей в 1945/46 годах собрали последние шесть автомобилей Schwimmwagen. Похожая история случилось и с военными автомобилями VW Kübelwagen Typ 82, и только послевоенные Жуки производились для армии Британии и Франции.

id356762117

"Может, ещё не все забыли, что запускать холодный карбюраторный мотор лучше с открытой заслонкой обогатителя смеси — с “подсосом”. Ничего в этой фразе не смущает? Может быть, заслонка "подсоса" должна быть закрыта?

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

1048 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

2032 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

4690 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1631 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2468 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

38215 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38414 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22839 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19223 37 7
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19728 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7283 4 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор недорогого видеорегистратора 2019 AdvoCam-FD8 RED-II: топовая съемка по цене бюджетника

Знакомьтесь: видеорегистратор от отечественного бренда AdvoCam – модель AdvoCam-FD8 RED II. Этот аппарат при цене менее 5 тысяч рублей снимает в разрешении Super Full HD, то есть 2304 на 1296 пикселей, а это примерно в…

2807 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55575 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39801 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15957 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

69227 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

53103 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

53015 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?