Догоняющий: тест-драйв MAN D38

7197 0 10

В последние годы грузовики MAN в России держатся немного в тени. Volkswagen, похоже, до конца не понимает, что ему делать с обретенным активом. И вот, в ожидании громкой смены поколений мы протестировали обновленный флагман с новым мотором.

Слияния и поглощения

На протяжении шести лет грузовики MAN уверенно лидировали по количеству проданных машин на российском рынке, привлекая клиентов сочетанием цены и качества. Но на рубеже 2011-2012 годов MAN SE перешел под контроль Volkswagen AG, и с этого момента процесс реорганизации компании не прекращается, а это, как известно, не способствует нормальной работе. Да мановцы и сами этого не скрывают: проблем у них хватает. Продажи, а вместе с ними и прибыльность, падают. Пока не удалось оптимизировать работу на многих иностранных заводах, в том числе в Индии и России.

Совсем недавно появилась информация о том, что унификация агрегатной базы между Scania и MAN все-таки будет (обе марки принадлежат концерну Volkswagen AG). Пока речь идет об автоматизированной трансмиссии (Scania разработала собственную автоматизированную коробку Opticruise, а MAN пользуется изделием ZF), в высоких кабинетах решено, что «железо» будет производить Scania, а настраивать и программировать электронику специалисты MAN. А это очередная перестройка производственного процесса…

Фото: Максим Сергеев


Зная политику Volkswagen AG, можно не сомневаться, что рано или поздно произойдет то же самое, что и с легковой линейкой концерна, когда один и тот же агрегат ставится на полтора десятка моделей, а все кнопки и переключатели набираются с одного склада… Что-то подобное произошло с конкурентами — концерном Volvo/Renault Trucks, чьи грузовики уже полностью унифицированы по агрегатной базе, а разными остаются кабины и фирменные эмблемы. Хотя пока представители и большого Volkswagen, и Scania AB, и MAN SE в один голос заявляют, что сохранят самобытность обоих брендов.



Товар лицом

Но сейчас речь идет об обновленной линейке MAN D38, которая создавалась самостоятельно, еще без пристального надзора «Большого Volkswagen». Что и говорить, машины в красной окраске выглядят эффектно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что «новая» кабина MAN имеет солидную историю: впервые она появилась в 2000 году на модели MAN TGA, и эффектный дизайн MAN TGX, дебютировавшего в 2007 году — это всего лишь продукт рестайлинга. Но не будем судить строго: в грузовом сегменте не принято обновлять внешность слишком часто.

Главное отличие от предыдущих версий, видное невооруженным глазом — увеличенная решетка радиатора. Теперь это и решеткой-то назвать нельзя – обширная черная пещера, слегка закрытая мелкоячеистой сеткой и пересеченная тремя планками, на которых держится регистрационный номер. А вот сам радиатор можно рассмотреть во всех подробностях. Насколько такое решение будет оправдано, сказать довольно сложно. То, что радиатор охлаждается – это, безусловно, хорошо, но кроме воздуха из-под колес впередиидущего грузовика может прилететь и камушек, и даже половинка кирпича… И не только в России! Дороги даже в Европе, особенно южной, далеко не всегда содержатся в идеальной чистоте.




Имя героя

Но главное, конечно, не радиатор, а то, что прячется за ним. А вот за ним находится самый мощный, на данный момент, двигатель в линейке MAN – рядная «шестерка», объемом 15,2 л. Именно он и носит название D38 — по диаметру цилиндров, 138 мм. Он доступен в нескольких вариантах мощности от 520 л.с. до 640 л.с.

Мотор будут выпускать в Нюрнберге, блок цилиндров отливают тоже в Германии, электронное управление Bosch, блок с электроразъемами — словенский, турбокомпрессор — румынский, а его хомуты — английские. То, что самих турбокомпрессоров здесь два — уже не новость, поскольку мановцы применяют такую систему и на менее мощных моторах Евро-6. Новость в том, что теплообменников системы рециркуляции выхлопных газов (EGR) теперь тоже два! Теоретически понятно, что чем холоднее газы, возвращающиеся в цилиндры, тем эффективнее и экономичнее двигатель.

На практике один теплообменник включен в «горячий» контур системы охлаждения, другой — в «холодный», и это позволило снизить температуру до 80—130 ˚С. Давление в системе впрыска common rail — 2500 бар, это выше, чем у большинства конкурентов. А поскольку давление газов в камере сгорания теперь достигает 250 бар, поршни сделали стальными (у прежних моторов они были алюминиевыми).

Клапаны усилили, расположение клапанов относительно головок цилиндров повернули в плане на 45 градусов (впускные клапаны как бы «закручены» для лучшего смесеобразования), сами головки индивидуальные для каждого цилиндра, усилили все что можно. Но кое-что и облегчили: поскольку мотор вместе с навесными агрегатами весит 1345 кг, его снабдили пластиковыми клапанной крышкой и масляным поддоном. Кстати, воздушный компрессор включается только при необходимости, экономя топливо.




Одновременно мановцы внедрили еще ряд решений, позволяющих экономить топливо. Например, системы EfficientRoll (автоматический переход коробки передач в «нейтраль» и обратно на магистрали) и EfficientCruise (круиз-контроль, «видящий» рельеф местности при помощи GPS-навигатора), а также, по заказу, «длинную» главную передачу с передаточным числом 2,7. В общем, MAN пошел практически тем же путем, что и Scania год назад: тогда шведы тоже представили ряд экономичных решений, включая «GPS-круиз-контроль», правда, у Scania Streamline передаточное число главной пары еще меньше — 2,57.

Пробуем взлететь

Забираясь в кабину, отмечаешь, что изменения минимальны, кроме привычных органов управления, появился экран мультимедийной системы, на который выводятся данные навигации и активного круиз-контроля (АСС).

Устроиться в кресле с массой регулировок несложно, руль тоже регулируется в большом диапазоне. Эргономика рабочего места вполне достойная, единственный недостаток – огромные зеркала, крадущие довольно большой сектор обзора – этим недостатком грешат в той или иной степени все современные грузовики, но почему-то в MANe он заметен больше, чем у конкурентов.

Не испытывая никаких комплексов, запускаем двигатель: в отличие от некоторых производителей «большой семерки» перегружающих переднюю панель огромным количеством кнопок, MAN остался верен философии разумной достаточности, и здесь не надо иметь красный диплом Бауманки, чтобы разобраться с второстепенными функциями на передней панели.

Отдельного упоминания заслуживает селектор автоматизированной коробки передач, который мановцы срисовали с регулятора бытовой газовой плиты – просто и элегантно. Мимо нужного режима точно не промахнешься. Благодаря этому и правый подрулевой переключатель разгрузился — теперь он заведует только интардером (ретардером, встроенным в трансмиссию).




Автоматизация производства

Единственное, чему придется учиться дополнительно, так это работе с системой активного круиз-контроля. Правда, надо отдать должное разработчикам: мановцы постарались сделать управление системой предельно понятным водителю. АСС работает в определенном диапазоне (плюс и минус от заданной скорости), и разработчики просто сделали систему четырехступенчатой: по умолчанию включена третья ступень («–7 км» и «+7 км»), но кнопкой можно выбрать остальные три в зависимости от плотности движения (чем плотнее, тем меньше «зазор»).

Работает EfficientCruise, если вкратце, так. Когда включен круиз-контроль, система перед подъемом ускоряет фуру примерно на 2 км/ч, на подъеме не дает коробке переключиться вниз (каждое переключение — лишний расход топлива), перед вершиной убирает газ, а на спуске, если «видит» следующую гору, вновь разгоняет состав, уже на 4 км/ч. Однако максимум, до которого система может разогнать тягач — 94 км/ч, и то электроника старается не превысить разрешенные 90 км/ч дольше, чем на 40 с (чтобы тахограф не записал нарушение на карточку водителя). Но если скорость погасить все же не удается — скажем, на спуске — раздается «бип», чтобы дальнобойщик понял, что ему пора вмешаться и нажать на педаль тормоза.

Если горит силуэт грузовичка, то EfficientCruise включен. Появилась надпись «Eco» — система начала работать. Появился силуэт другой машинки — система АСС увидела «помеху» на полосе и подстраивает нашу скорость к ее.

Но и это еще не все! Остается еще система GPS с трехмерными картами местности, которая не только построит самый экономичный маршрут, но и сама проведет по нему машину.




Что в итоге?

Разумеется, все это хорошо и замечательно, однако, тенденция на облегчение труда водителя и повышение комфорта, прослеживающаяся в новых поколениях грузовиков всех производителей «большой семерки», меня лично настораживает. Тяжелые грузовики становятся настолько комфортными и расслабляющими, что главной заботой водителя становится… не уснуть за рулем 40-тонного автопоезда! А на хороших дорогах сделать это становится сложно, по опыту.

MAN D38 на фоне конкурентов не смотрится догоняющим — современный грузовик в русле тенденций, с мощным и экономичным двигателем. Но, по всем канонам, надо ждать появление новой модели, если не в этом году, то в следующем — уже точно.


Читайте также:



Поделиться: 0 9 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

1887 0 0
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

106586 7 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1400 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

324502 18 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3361 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3567 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95166 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104192 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44496 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65632 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15383 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9581 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24975 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44314 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7375 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

104993 12 14
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

106586 7 0
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49391 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?