Миллионер из трущоб. Как искусство находить союзников привело Volkswagen к мировому господству

     Сегодня Volkswagen – это крупнейший в Европе и третий в мире автопроизводитель. Рассказываем, как немецкой компании, начинавшей с ультрабюджетных "Жуков", удалось собрать внушительную коллекцию премиум-брендов, включая Bentley, Lamborghini, Bugatti и Porsche.
 

Любой предприниматель скажет вам, что больше всех преуспевает тот, кто может предложить продукт на любого покупателя, от скромного работяги до саудовского шейха. Но какой богач захочет ездить на автомобиле "народной" марки и сможет ли англичанин полюбить немецкий автомобиль столь же сильно, как британский? Мировые автоконцерны нашли выход из ситуации и объединяют под единым руководством несколько марок с разной философией.

Сейчас в брендовом портфеле — восемь по-своему легендарных легковых автомобильных марок со всех концов Старого Света, от Великобритании до Италии. Каждая из них в какой-то момент оказалась в положении, когда союз с Volkswagen был вопросом если не жизни и смерти, то уж точно светлого будущего. Вспомним, как немецкий концерн собирал свой "автопарк".

Volkswagen

Год основания: 1938.

Где продаются: весь мир.

Ключевые модели: Polo, Golf, Passat, Tiguan.

Сегмент: массовый.

Untitled-1.jpg

Сейчас это не очень любят вспоминать, но концерн "Фольксваген" обязан своим появлением Адольфу Гитлеру, который был одержим идеей сделать Германию столь же автомобилизированной, как США. Пожалуй, это была лучшая его задумка, и она, как мы видим, успешно реализовалась. Первенец "народной" марки Kaeffer, то есть Beetle или "Жук" появился в 1938-м. Он послужил основой двух военных автомобилей для Рейха, а через 27 лет после окончания войны оказался самым продаваемым автомобилем в мире. Фольксвагеновцам удалось не остаться "производителем одного автомобиля", и последующие разработки оказались не менее востребованными. Во многом это произошло благодаря тому, что в VW всегда умели грамотно подбирать союзников и находить к ним свои подходы.

Audi

Год присоединения: 1964. Где продаются: весь мир. Ключевые модели: A4, A6, R8. Сегмент: премиум. Изначально марка Audi наряду с Horch, DKW и Wanderer была частью альянса Auto Union. Люксовые Horch и Wanderer затем были упразднены, и после Второй мировой в группе, помимо Audi, остался только бюджетный DKW. Но конкуренция с Volkswagen и их потрясающе популярным "Жуком" оказалась неподъемной задачей. В 1958-м Auto Union купил Daimler, а затем перепродал актив Volkswagen. Логично, что бренд DKW ликвидировали, а Audi заняли масс-премиум сегмент. Легенда гласит, что фольксвагеновцы хотели перепрофилировать завод в Ингольдштадте исключительно под "Жуки", пока гениальный конструктор Людвиг Краус не презентовал в 67-м разработанный в тайне от всех первый Audi 100. Так это или нет, но сегодня Audi — один из крупнейших в мире премиальных автопроизводителей. Созданная в 1993-м компания Audi AG владеет марками Lamborghini и Ducati, оставаясь собственностью VW.

Skoda

Год присоединения: 1991. Где продаются: Европа, Россия, Австралия. Ключевые модели: Octavia, Yeti. Сегмент: бюджетный, массовый. История марки началась еще в конце ХIХ века, когда Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент открыли производство велосипедов. В 1905-м они переключились на автомобили, а в 1924-м заключили партнерство с промышленным гигантом Skoda Works, став его автоподразделением. Марка пережила и немецкую оккупацию, и советскую эпоху. Как только социалистический режим пал, чешское правительство в качестве стратегического партнера для "Шкоды" выбрало именно Volkswagen. За последние 20 лет производство здесь выросло в пять раз. И это неудивительно: по качеству "Шкода" давно сравнялась с "Фольксвагеном", а имидж марки при этом определяет невысокую цену.
skoda_yeti_uk-spec_2.jpg
skoda_octavia_scout_3.jpeg

SEAT

Дата присоединения: 1986. Где продаются: Европа, Россия. Ключевые модели: Leon, Ibiza. Сегмент: массовый. Когда испанское правительство в конце 40-х озаботилось созданием собственного автомобильного производителя, было очевидно, что без сильного иностранного партнера не обойтись. Уже тогда одним из двух основных претендентов был немецкий Volkswagen, однако испанцы выбрали Fiat. В начале 80-х итальянский концерн испытывал кризис, и отказался вкладывать в развитие SEAT. Тут-то снова подоспел Volkswagen и в три этапа к 1990 году стал владельцем 99,9% акций испанской компании. Ныне этот актив относится к категории "слабых звеньев". Концепция "тот же Фольксваген, только по-испански горячий" работает не лучшим образом.
seat_ibiza_30_aniversario_1.jpeg
seat_leon_st_4drive_11.jpeg

Porsche

Год начала слияния: 2007. Где продаются: весь мир. Ключевые модели: Cayenne, Panamera. Сегмент: премиум, суперпремиум. Отношения Porsche и Volkswagen похожи на многосерийную "мыльную оперу". В 30-е годы Фердинанд Порше стоял у истоков марки Volkswagen, конструируя будущий мировой бестселлер Kaeffer по заданию Гитлера. "Жучиной" заднемоторной компоновке с воздушным охлаждением в Porsche остались верны, когда готовили свой легендарный 911-й в начале 60-х. Потом была совместная работа над моделью 914, работа наследника доктора Порше Фердинанда Пиеха на посту главы Volkswagen, разработка Cayenne на базе Touareg и, наконец, неудачная попытка Porsche поглотить Volkswagen в 2008-м. Сейчас Volkswagen AG и Porsche SE приходятся друг другу акционерами, и вопрос о юридической форме сотрудничества в будущем по-прежнему открыт.
porsche_panamera_turbo_us-spec_5.jpg
porsche_cayenne_s_2.jpeg


Bentley

Год присоединения: 1997. Где продаются: весь мир. Ключевые модели: Continental GT, Flying Spur. Сегмент: суперпремиум. Английскому производителю спортивных автомобилей, созданному в 1919 году, недолго суждено было быть независимым. После "черного вторника" 1929 года дела пошли плохо, и компанию купил Rolls-Royce. Долгое время Bentley строились на роллс-ройсовских шасси, имели более спортивный имидж и играли в чуть более доступном сегменте. После очередного кризиса, в 1970 году, обе марки купил концерн Vickers, а когда он решил продать активы, то в схватке сошлись BMW и Volkswagen. Фольксвагеновцы смогли предложить более высокую цену, однако им не удалось договориться о приобретении самого фирменного названия Rolls-Royce. После долгих переговоров альянс RR-Bentley распался: первый продали баварцам, а второй остался у вольфсбуржцев.
Bentley_Flying_Spur_–_Frontansicht_(1),_12._August_2013,_Düsseldorf.jpg
bentley_continental_gt_speed_uk-spec_1.jpeg


Lamborghini

Год присоединения: 1998. Где продаются: весь мир. Ключевые модели: Aventador, Huracan. Сегмент: суперпремиум. Ферруччо Ламборгини был потомственным производителем тракторов, известным на всю Италию. Бизнес его настолько процветал, что у Ферруччо имелся целый парк шикарных спорткаров, самым любимым из которых был Ferrari 250GT. По легенде, когда у него полетело сцепление, Ламборгини приехал на завод Феррари и предложил им более совершенное сцепление, которое он использовал на тракторах. Ферруччо подняли на смех, и он решил доказать всему миру, что сможет делать спорткары ничуть не хуже. С 1963 года и по 1972, когда грянул всемирный нефтяной кризис, дела шли отлично. Затем компания Lamborghini, несколько раз поменяла хозяев (в числе которых "засветился", в частности Chrysler) и в итоге оказалась под крылом Audi AG, входящей в Volkswagen. Продажи, конечно, снова "просели" в конце 2000-х из-за кризиса, но новые модели появляются и перспективы есть.
lamborghini_aventador_lp700-4_roadster_us-spec_7.jpg
lamborghini_huracan_lp_610-4_us-spec_10.jpeg


Bugatti

Год присоединения: 1998. Где продаются: весь мир. Ключевые модели: Veyron. Сегмент: суперпремиум. Основатель марки Этторе Бугатти был итальянцем, однако завод по производству спорткаров он построил в Эльзасе, в городе Мольсайм. После того как компания Bugatti выпустила целый ряд успешных автомобилей, над фирмой сгустились тучи. Летом 1939-го погиб на испытаниях наследник основателя Жан, а начавшаяся через месяц война оставила предприятие в руинах. Компания какое-то время еще держалась на плаву, но к 1956-му фактически прекратила существование. В конце 80-х бренд "Бугатти" возродил итальянец Романо Артиоли, но бизнес развивался трудно, и в 1998-м актив приобрел Volkswagen AG. На гиперкаре Veyron немцы опробовали в деле уникальный двигатель W16, а к 2016-му готовят преемника.
bugatti_veyron_grand_sport_roadster_vitesse_world_record_edition_1.jpg


Что еще?

В нашей статье мы сосредоточились только на легковых автомобилях. Но ими отнюдь не ограничивается бизнес Volkswagen AG. В структуру холдинга входят:
  • Volkswagen Commerical Vehicles (легкие коммерческие автомобили),
  • MAN (грузовики),
  • Scania (грузовики),
  • Ducati Motor (мотоциклы),
  • ItalDesign Giugiaro (студия автодизайна).

Что дальше?

Не так давно ходили слухи о том, что Volkswagen вознамерился приобрести итало-американский альянс Fiat-Chrysler, чтобы стать самым крупным в мире производителем, обойдя Toyota и General Motors. Однако сделка не состоялась, и сейчас в Volkswagen AG озабочены снижением издержек и повышением прибыльности основного актива Audi AG — марки Volkswagen. Видимо, скоро пересмотру подвергнут модельный ряд и уберут оттуда не самые успешные модели вроде Scirocco. Кроме того, никогда не стоит исключать и возобновления одного или нескольких "спящих" брендов, таких как DKW или Horch. Все они по-прежнему в собственности Volkswagen AG.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы