Когда мы были молодыми: тест-драйв ЗАЗ-966В

53415 6 42

Как было принято настоящему автомобилисту в СССР, первой моей машиной являлся Запорожец. Не будучи оригинальным, я старался поскорее поменять его на что-то более достойное. Не догадываясь о его великой сути, которую понял только сейчас, встретившись с ним спустя годы. Что ж, большое видится на расстоянии.

 

Если смотреть немного глубже подкапотного пространства его «воздушника», любой Запорожец – это знак высокого доверия Партии и Правительства к своему народу. Да, так было в СССР: любой вид свободы считался нежелательным и даже опасным. А автомобиль давал гражданину одну из основополагающих свобод – свободу передвижения.

То есть независимость от общественного транспорта, от коллектива, от товарищей, от людей в конце концов – хотя бы на какое-то время!

Дорогие Волги и малотиражные Москвичи конца 1950-х были доступны лишь элите и угрозы общественному сознанию не представляли. Но дешевый Запорожец мог дать ненужную эйфорию свободы едва ли не самым низшим слоям населения. Однако на пороге уже стояли шестидесятые. «Пусть займут себя чем-то», – решили Партия и Правительство. И дали народу доступную микролитражку ЗАЗ-965 – как-нибудь мы дойдем и до ее тест-драйва, а пока познакомимся с более поздним экземпляром, получившим в народе прозвище «Ушастый» за характерную форму задних воздухозаборников.


Наваждение

Второе поколение Запорожцев сделали более просторным по сравнению с его «горбатым» предком: салон ЗАЗ-966 (1967 – 1971 гг.) соизмерим с «Москвичами» той поры и ВАЗами первого семейства. Внешность на то время была не просто актуальной, а даже можно сказать – остромодной.



Горизонтально расчлененный на два объема кузов с мощным подоконным брусом и подведенной хромом бровью над фарами впервые появился у Chevrolet Corvair в 1960-м – лишь за год до показа первой версии ЗАЗ-966. Уже после первых макетов «Запиков» появились выполненные в том же духе NSU Prinz IV 1961 года и Hillman Imp 1963-го. Это похоже на наваждение: относящиеся к разным классам автомобили были столь похожи внешне, что казались просто выполненными в разных масштабах. При этом все имели задний привод, силовой агрегат в заднем свесе и воздушное охлаждение.

Новому, более крупному Запорожцу ЗАЗ-966 и двигатель определили более солидный, чем у «горбатика» – 1,2-литровый 40-сильный, тоже V-образный четырехцилиндровый. Однако Мелитопольский моторный завод, которому поручили производство нового силового агрегата, «тормозил» с поставками, и до 1971 года выпускалась переходная модель ЗАЗ-966В с доработанным мотором от «горбатого» объемом 0,9 литра и мощностью 30 л. с.



Именно такой, 1968 года выпуска, был у меня в студенческие годы, и такой же, но 1969-го, достался мне для теста сейчас. Что ж, тем более интересно будет опробовать машину своей молодости – теперь уже на фоне многих десятков протестированных по долгу службы моделей самых разных марок.

Низко и уютно

Он чрезмерно низкий, сегодня в В-классе не принято делать такие неудобные для посадки внутрь автомобили. Пригибаюсь, изловчаюсь, и вот уже я на тихо скрипнувшем сиденье. Внутри не тесно. Левая ладонь еще хранит приятную упругость кнопки дверной ручки, правой проверяю грубый рычаг «ручника», а ногами не могу нащупать педали – так неожиданно далеко они оказываются.

Придвигаюсь с сиденьем вперед (не самое удобное мероприятие) и вспоминаю, что в самом деле места для ног передних седоков в этом кузове – с огромным запасом.



Сижу как в спорткаре – низко. Несмотря на мой средний рост, приходится выглядывать из-за руля, чтобы рассмотреть все хорошенько за линией довольно длинного капота. Хоть и не капот это вовсе, а багажник. И есть еще один – в салоне, за спинкой заднего сиденья, удобный для вещей, которые могут понадобиться прямо в дороге. Мы с молодой женой, например, в свое время складывали туда куртки, чтобы достать их потом, скажем, на заправке, и не выходить на холод в легкой одежде.



Да, в машине было тепло и даже жарко. У Запорожца необычная печка, автономный бензиновый обогреватель. Он требовал некоторых навыков при запуске и ежегодного сервиса, но в любой мороз грел воздух так, что я до сих пор помню запах плавящихся подошв своих ботинок.

Прелесть этой «автономки» была еще и в том, что она, подобно «буржуйке», работала независимо от двигателя, за что друзья любили брать нас с «Запиком» на зимнюю рыбалку. Выставив на улицу часть сидений, мы превращали седанчик в обогревательный пункт и место для приема пищи – и сами понимаете приема чего еще на берегу озера…

Но в массе своей народ эту печку не любил, для большинства автомобилистов это было проблемное место. Не зря заводская инструкция ЗАЗ-966/-966В посвящала «отопительной установке» 20 страниц!




А еще помню, что любил заднее сиденье своего «ушастого». Обитые винилом боковины и бесхитростные плоские окошки придавали диванчику уютный вид, да еще этот багажный отсек за спинкой! Когда родился ребенок, было не страшно оставлять его тут даже без присмотра – никуда не денется, дверей-то нет…

Но хватит умиляться – надо еще вспомнить, как он ездит.

Под свист ветра

А ездит он весьма специфически. Не сказать, что нехорошо, но по-своему. Причем некоторые особенности усиливаются именно в слабосильной версии 966-го с индексом В, о котором мы сегодня и говорим. Итак, во-первых, 900-кубовый двигатель слышно только на малом ходу, потом звук его работы начинает отставать, и в машине делается тише – а ведь у обычных автомобилей тут все наоборот.

Во-вторых, разгон приличный только километров до 60 в час, дальше процесс начинает затягиваться, и охота выходить на «сотню» у меня, например, часто пропадала. В-третьих, интересное ощущение дают педали. Точнее, они как раз не дают никаких ощущений от мотора – настолько далеко от силового агрегата они расположены. Поначалу казалось, что я не еду на машине, а управляю какой-то компьютерной игрой – настолько опосредованным показалось управление.




Да и сами педали тоже непростые. Сцепление приводится длиннющим тросом, который немного растягивается и пружинит, что придает процессу выжима особый «аромат». Если тормозная педаль подвесная, то есть привычная для нас, теперешних, то торчит вертикально из пола. Кинематика получается необычной, поэтому процесс замедления поначалу немного тревожит. Но истинный восторг вызвал акселератор (как и в первый раз, двадцать лет назад) – настолько необычно он устроен. Знаете выражение «топтать педаль»? Это о моем Запорожце, буквально. Педаль газа длинная, расположена параллельно полу, и ее ось отодвинута далеко вперед – получается, нужно нажимать на ее ближний край, прижимая к полу.




Под присвист вентилятора несусь по старым улочкам, вдавливая «гашетку» буквально в пол: пока машина разгонится до опасной скорости, квартал все равно кончится, и придется оттормаживаться перед поворотом.

Возвращает к реальности ходовая часть: легкий и вялый руль – типично из «совка» 60-х – и упругая подвеска, задорно подбрасывающая передок машины на неровностях. Корма мягче – там пара косых рычагов и длинные пружины, которые к тому же долговечнее передних торсионов, отчего у Запорожцев со стажем задок часто бывал задран выше носа.




О грустном

На волне доносящегося из-за спины жизнерадостного стрекота не хотелось бы переходить к грустному, но… Таков уж Запорожец, причем любой из моделей: с мотором ему не повезло. Интересный по компоновке – V-образная «четверка», актуальной для своего времени концепции – с воздушным охлаждением, но сомнительный по качеству исполнения.

Главная беда – перегревы. Слишком уж много усилий нужно прилагать, чтобы соблюсти его температурный режим. А причин для неприятностей при некачественных деталях долго искать не нужно. Сбилось зажигание, расстроился карбюратор, замаслился воздушный тракт, запылился маслорадиатор – малейшего сбоя достаточно, чтобы двигатель безбожно грелся под нагрузкой.

Но скажу и другое. Когда я, в далеком ХХ веке и в свои двадцать с мелочью лет, наконец устал бороться с возникающими траблами «ЗАЗика» и начал ездить как Бог даст, от перегрева до перегрева, с перекурами и остываниями, он все равно ездил. И за три года не подвел в дороге ни разу. Кто его знает, как они их делали, эти Запорожцы…



Габариты (Д х Ш х В) 3 730 × 1 570 × 1 400
Снаряженная масса, кг 740/1 040
База, мм 2 160
Объем багажника, л 135
Объем топливного бака л 30
Объем двигателя, см куб. 887
Коробка передач механическая, 4 ступени
Привод задний
Разгон 0-100 км/ч,с. 50
Максимальная скорость, км/ч 100
Средний расход топлива, л/100 км 5,9




Читайте также:



Поделиться: 22 17 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Антон Диденко

Наш первый семейный автомобиль - "Запорожец" - я помню плохо, сужу больше по воспоминаниям отца.

PS. На фото я справа)

decom_47dda220b74cc20df66ba532737e14d5_5745846a34ccd.jpgdecom_47dda220b74cc20df66ba532737e14d5_5745846a34ccd.jpg
Сергей Боровик

Были у меня и горбатый и мыльница. Для спокойной эксплуатации самое то. Всё можно сделать самому: от движка с коробкой до подвески, причем буквально на коленке. Движок, при умеренных нагрузках, выходил до капиталки 140 тыс. км. Движок не перегревался, но всё время на грани и излишне шумный. Очень неудобная печка. Хотел поставить движок от Таврии, но не успел. Впереди, для длинных ног, очень просторно, правда по ширине хотелось бы больше места. Требовал своевременного обслуживания, но никак не постоянного ремонта.

Гришкет Шкетобоев

Дизайн этого запорожца просто классный. В следующей модели они буквально угробили внешний вид, добавив нелепую пластмассу, сделав примитивные задние фонари и убрав уши. Если это авто смотрится стильно то следующая модель выглядит просто как дешевое авто.

Дмитрий Михеев

Был такой у моих родителей.но я тогда был маленький.Но пару раз прокатился когда уже было 30 лет.Интересный автомобиль!!!

Евгений

спасибо за статью. У меня никогда не было. Начинал с ВАЗа, славо Богу.

А вот у соседа по дому их было два, уже в "рестайленговом" виде с другими фарами и фонарями. Так вот он их чуть ли не каждый день ремонтировал. Видимо "лечил" от перегрева. Как сейчас помню - в промасленной спецовке и кепке выгонял их из довольно современного "пинала" шаманил. Сейчас уже нет, ни Запоров, ни соседа...

Константин Якушев

Первым была Таврия. В 2000м купил (150$ !!!!), будучи студентом. Сам заработал, сам ее до винтика разобрал и собрал. Жалко потом было ее продавать. Плохо, что фото вставить не могу, а то похвастался бы:)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Что будет, если не зарегистрировать автомобиль в 10-дневный срок 

После приобретения автомобиля владелец обязан в течение 10 рабочих дней поставить его на учет или изменить регистрационные данные, предварительно пройдя техосмотр и купив полис ОСАГО. Однако иногда обстоятельства…

1732 0 0
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

1939 0 4
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

2157 2 8
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6896 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5734 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8070 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46804 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35272 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17647 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30108 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23071 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5865 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59075 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43292 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15954 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74561 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56425 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52572 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?