Наташа «топлесс»: опыт владения ВАЗ-2108 кабриолет 1993 года

В нашей стране всегда ценились те редкие машины, которые были выпущены в СССР, отправлены за рубеж, но по каким-то причинам вернулись в страну. Дескать, «качество там совсем иное – не то что у тутошних!» А ВАЗ-2108-кабриолет – это, наверное, самый интересный и редкий вариант реэкспорта. В руках заграничных тюнеров обычная «восьмерка» превратилась в то самое воплощение шаблона красивой жизни, какой ее представляли неизбалованные советские граждане.

 

Владелец:

Дмитрий Гусев, Тульская область, 28 лет, водитель грузовика. Питает нежную любовь к автомобилям тольяттинского автозавода, владел практически всеми массовыми моделями и некоторыми редкими и малосерийными.

Автомобиль:

ВАЗ-21083 кабрио, 1993 года, известная, как Лада Наташа, реэкспортная малосерийная модификация, продававшаяся на рынках Европы.

- Вазовский кабриолет у меня уже был несколько лет назад – автомобиль, известный как Lada Samara Fun: эти машины с частично съемной крышей в 80-е - 90-е переделывал небольшими сериями немецкий импортер тольяттинского завода Deutsche Lada для тамошних пляжных спасателей, – рассказывает Дмитрий.

- По некоторым причинам с ним пришлось расстаться, но с год назад я решил вернуться к автомобилю без крыши, и, как и прежде, в рамках моей привычки к отечественному автопрому. Поскольку «Фан» все же был не настоящим кабриолетом, я разыскал себе «восьмерку», известную в народе как «Лада Наташа». Это неофициальное название – так для улучшения продаж заграничные маркетологи, продвигающие ВАЗы на Западе, называли версии (было несколько разновидностей) «восьмерки» с мягкой съемной крышей.

Машину я приобрел в Подмосковье у владельца, который купил ее в свое время именно как интересное авто, но так и не смог выделить достаточно времени, чтобы довести до ума. Первыми хозяевами в нашей стране после реэкспорта были какие-то бандюки, потом она перешла к некому коммерсанту, который на ней фактически не ездил, и у последнего владельца кабриолет тоже стоял без движения с середины 2000-х годов… Мне автомобиль достался за весьма скромные для такой нечасто встречающейся модификации 200 тысяч рублей.

Откуда взялись тольяттинские кабриолеты?

Кабриолет – машина совершенно нетипичная для советского автопрома, если только, конечно, она не везет генерала, принимающего парад… Многие, видя ВАЗ-2108 в версии со съемной крышей, возмущаются и сокрушаются – «вот, дескать, тольяттинцы для нашего внутреннего рынка десятилетиями лепили одни и те же скучные модели, выдавая изредка всякую ерунду типа изменения формы дверной ручки за «мега-улучшения», а перед буржуями «прогибались», делая для тех аж кабриолеты…!». На самом деле это ошибка.

Никаких кабриолетов Волжский автозавод не делал – за рубеж экспортировались самые обычные машины - ну разве что с ограниченным применением ног и кувалд при сборке. А уже там, за бугром, с них срезали крышу - автомобили стоили для иностранных дилеров так дешево, что их было выгодно переделывать малыми сериями в кабриолеты, не только кромсая кузов, но и устанавливая кожаные салоны, дорабатывая двигатели до тамошних более высоких экологических требований и даже порой врезая кондиционеры… На рубеже 80-х и 90-х это было популярно.

То есть – внимание – фактически, все эти Лады Наташи представляли собой по критичным и придирчивым канонам «колхоз» в чистом виде! Пусть и условно серийный… Но, поскольку это проделывали не студенты техникумов, а переделка заказывалась крупными дилерскими автосалонами у более-менее известных тюнинг-ателье (то есть, по-сути, мастерских, оборудованных в больших и просторных гаражах!), колхозом сие именовать было не принято – такие машины у нас сперва воспринимались утилитарно-практично, а в наши дни перешли в категорию янгтаймерных курьезов и предметов охоты ценителей.

Снаружи

Сегодня на дворе 2019-й, и обычный ВАЗ-08/09 взгляды, мягко говоря, не притягивает. Редкой машина еще не стала, а удручающее состояние большинства экземпляров, встречающихся повсеместно и представляющих собой коктейль из ржавчины и провинциального «тюнинга», вызывает желание поскорее избавиться от такого соседства на дороге. Кабриолет – совсем другое дело! В этой машине вам обеспечено внимание и бесконечные «лайки». Избавившись от жесткой крыши унылая «восьмерка» обрела вид «лихой и придурковатый», как в знаменитом высказывании, приписываемом Петру I.

Изящно поднимающаяся от середины к корме верхняя линия, стекла передних дверей, ставшие безрамочными, мощная дуга безопасности поперек – «Наташа» выглядит, конечно, не шикарно, но круто – уж точно! А с поднятой крышей из антуражно потертой натуральной кожи кабриолет смотрится эдакой машиной старого и негламурного рокера или блюзмена – не хватает только «Фендера» или «Гибсона» на заднем сиденье...

Собственно, данная вариация Наташи - достаточно простая в плане механики складывания крыши: были и более навороченные модификации. Без электропривода, конечно, но с крышей, прячущейся в открытом виде в особую нишу. У нашей Наташи все сделано элементарнейшим образом – собранный тент просто лежит на виду за головами пассажиров заднего сиденья снаружи, стянутый от растрепывания ветром небольшими ремешками с пряжками. Устанавливается обратно он тоже весьма несложно, с определенными навыками - за пару минут. 

Тент тянется вручную от кормы к носу, проходит поверх массивной центральной дуги безопасности, после чего передняя часть надевается своими люверсами на «шпеньки» наверху рамки лобового стекла. Затем нужно поднять легкую шарнирную П-образную дугу над головой задних пассажиров, окончательно натягивающую тент и придающую ему финальные очертания.

Внутри

Внутри Наташа - самая обычная «восьмерка» с штатной высокой панелью и аутентичным «говорящим» пластиком, детали которого стыкуются друг с другом без каких-либо прокладок против скрипа и стука. Обшивки дверей – тоже самые заурядные. А вот кожаные кресла, без современной фальшивой приставки «эко» - наряд, полученный в заграничном вояже. Кожаный салон был установлен в машину в Бельгии при переделке в кабриолет, и сделан он на совесть – толстый материал смотрится грубовато, но уже четверть века упорно противостоит истиранию и растрескиванию.


Железо

Сегодня под капотом Лады Наташи, откровенно говоря, ничего необычного нет – самый обычный 8-клапанный 72-сильный мотор и карбюратор Солекс. Именно с таким железом экспортируемая машина преодолевала границу, где попадала в руки доводчиков. Двигатель, конечно, не меняли, однако ставили свой карбюратор с автоматическим подсосом и сложным обвесом для уменьшения токсичности выхлопа. Машина оснащалась катализатором, лямбда-зондом и электронным блоком управления, работающим совместно с разными клапанами и датчиками.

На нашей Наташе после возвращения в Россию вся эта система без должного ухода пришла в раздрай и нестабильность и была заменена на простейший отечественный «карб», но остатки европейских технологий в виде проводов и странных клапанов еще можно обнаружить под капотом. От «прежней роскоши» сохранился только импортный генератор повышенной мощности – хотя и нет точных данных, ставили ли его взамен нашего уже там, или это тольяттинцы так улучшали идущие на экспорт машины еще на конвейере.

В плане железа гораздо интереснее другое… Насколько же советские и российские машины были дешевы для западных дилеров, что они проводили за свои деньги столь существенную переработку автомобилей в вариант с открытым кузовом и после этого умудрялись продавать их тамошним месье и геррам дешевле, чем кабриолеты куда более авторитетных и известных европейских же марок!

С обычной тольяттинской «восьмерки» срезалась крыша, изготавливался и устанавливался тент и система его фиксации и натяжения, вваривались дополнительные короба вдоль штатных порогов для компенсации жесткости кузова после удаления крыши, резались с ввариванием усиливающих элементов задние крылья, изготавливалась новая крышка багажника, все металлические детали после вмешательства красились, монтировался пластиковый обвес – пороги и бамперы. Только вдумайтесь – насколько значителен объем работ! И в конечном итоге цена на автомобиль должна была быть такой, чтобы искушенный европейский покупатель выбрал кабриолет из «империи зла», а не куда более привычный и понятный аналог от, скажем, Peugeot или Volkswagen!

В движении

Собственно, по ходовой, рулевой, мотору и коробке этот автомобиль ничем не отличается от обычной рядовой «восьмерки», ибо доработок в этой части не претерпел. Автомобили семейства 08/09, если они хорошо сохранились по кузову, и сегодня имеют право на существование в качестве бюджетной повседневной разъездной машины - без претензий на особый комфорт, но с хорошей управляемостью, уверенным удержанием любой дороги, рулем, не сильно нуждающимся в усилителе, неплохой динамикой и адекватными для своей массы тормозами. Точно такова и эта Наташа - не предел мечтаний, разумеется, но ездить можно, и без особых мучений. Тем более с учетом качественных кожаных кресел - они и по сей день упруги, удобны, и несравнимы со штатными текстильными сидушками обычной «восьмерки».

Главное, что отличает «восьмерку-кабриолет» от серийной – обзорность. Она заметно хуже как из-за тента в принципе, так и из-за помутневших от возраста прозрачных мягких «окон» в нем. В общем, требуется приноровиться и почаще крутить головой в городском плотном движении. Снятая крыша при движении на скорости, конечно, делает машину очень шумной – в том числе и из-за завихрений воздуха в открыто лежащем на крышке багажника рулоне. А вот с поднятым тентом в машине, в общем-то, ненамного шумнее, чем в обычной «восьмерке» с металлическим штатным верхом – дело в том, что тент неплохо гасит звуки ветра, поскольку сделан из достаточно толстой натуральной кожи. Это не оригинальная крыша, «дотюнингованная» в Европе – та была синтетической, а кожаный верх сделали на заказ уже в нашей стране, в 90-е, после реэкпорта. 

История модели

Как таковой истории у Лады Наташи нет: мы подробно рассказывали, что делали подобные машины разные европейские дилеры, заказывая доработку и обвес в самых разных компаниях и автоателье. Никакой единой «синхронизации» кабриолетостроения не существовало, и все это было, как уже сказано, гораздо ближе к тюнингу, чем к серьезному автопрому в его типичном фабричном понимании.

Поэтому в сущности история модели – это история ВАЗ-2108, первого серийного и массового советского автомобиля с передним приводом. «Восьмерка» появилась в 1984 году, тогда как переднеприводный Москвич 2141 – в 86-м, а ВАЗ 2109 – в 87-м. Автомобиль быстро стал символом престижа и неотъемлемым атрибутом крутых парней «младшего и среднего звена» – это отражали и почти все остросюжетные отечественные кинокартины 80-х-90-х: «Риск без контракта», «Русский транзит», «По прозвищу Зверь» и многих других. Трехдверный хэтчбек ВАЗ 2108 - отличный пример теснейшего сотрудничества советского автозавода с западными фирмами, у которых покупались патенты на массу самых разных узлов – от тормозов и подвески до КП и карбюратора, а также сотрудничества со столь культовым автобрендом как Porsche, участвовавшим в доводке ходовой части машины, чем в 90-е чрезвычайно гордились владельцы 08/09.

В период с 1984 по 2004 год было выпущено почти 900 тысяч автомобилей этой модели.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
3 комментария
15.08.2019 13:36
koshckinstan@yandex.ru
Правильно ли я понял, что водитель сам спилил крышу, а с завода авто вышло никаким не кабриолетом?

16.08.2019 15:46
Евгений Тапыев
Переделал в кабриолет зарубежный дилер, с завода это была обычная "восьмёрка".

17.08.2019 23:01
Александр Зубарев
Красивая машинка!  Только КОГДА на ней у нас ездить, если июнь еще не лето, а август уже не лето!? 
А нынче и июль-СОВСЕМ не лето...

Новые статьи

Популярные тест-драйвы