Пожарный Mercedes-Benz 1226F: тридцать лет и миллион километров

Когда у меня появилась возможность познакомиться с Мерседесом, которого раньше не видел, долго думать не стал: из всех штутгартских машин может не нравиться разве что только Sprinter с постоянно растущей стоимостью проезда. Не смутил даже тот факт, что для встречи с этим автомобилем мне пришлось ехать в… пожарную часть. Да, именно там мне предстояло увидеть Mercedes Benz 1226F 1982 года, уже более десяти лет несущего службу в рядовой пожарной части Санкт-Петербурга. Есть мнение, что эксплуатацию старого Mercedes-Benz может себе позволить только зять Рокфеллера. Во сколько же обходится содержание немецкого «старика» в российской пожарной части? И так ли оно необходимо?

 

Чужой среди своих

На площадке перед ПЧ-38 стояли три автомобиля: два КамАЗа и один Mercedes. Несмотря на своё европейское происхождение, «немец» не слишком выделяется среди своих татарских собратьев. И дело тут не только в одинаковой красно-белой покраске. Концепция всех трёх автомобилей, в общем-то, одинаковая, разработанная для тушения огня и проведения аварийно-спасательных работ. Схожесть компоновки и определяет внешнюю идентичность автомобилей. Но это только на первый взгляд, при этом на взгляд человека, далёкого от будней сотрудников МЧС и водителей этих машин. Самое интересное, как обычно, скрыто внутри, там, куда простые смертные обычно не заглядывают. Как раз там, куда мы и собираемся заглянуть. Но это будет чуть позже, а пока всё же выясним, как этот автомобиль попал в пожарную часть.

2.jpg

- Это – подарок, объясняет один из водителей автомобиля, старший инструктор по вождению пожарных автомобилей Вячеслав Кобзарев. «Один из» – потому что водители меняются с каждым вступающим на дежурство расчетом. – В начале нулевых проводилась работа по обмену опытом с иностранцами, и эта машина досталась нам из Швеции. К тому времени она уже отработала почти двадцать лет на своей родине, но нам её передали после капитального ремонта, и её состояние было идеальным. Время, конечно, берёт своё, но машина справляется с работой неплохо. Тогда «козырем» этой машины было гидравлическое оборудование, да и сейчас далеко не все пожарные автомобили могут похвастаться, например, возможностью подключения сразу четырёх агрегатов одновременно: гидравлических ножниц, кусачек и пары разных домкратов. Тем временем последовательное переподключение этих инструментов занимает время, такое драгоценное, когда речь идёт о спасении жизни при, например, извлечении пострадавшего из деформированного во время ДТП автомобиля. Однако перечень достоинств Мерседеса не ограничивается наличием весьма эффективного – даже по сегодняшним меркам – гидравлического оборудования.

На рабочем месте водителя Mercedes

Скажем откровенно: время – беспощадная штука. Оно старит даже вещи, состоящие на балансе МЧС. И скрывать это бесполезно. Впрочем, вытертая и местами замененная обивка кресел свидетельствует о том, что мы попали в действующий автомобиль, а не в музейный экспонат. Тусклый пластик приборной панели и затёртый обод рулевого колеса не даёт забыть о том, что этот Mercedes верой и правдой возит на пожары свои расчёты уже более тридцати лет. Но для этой машины блеск панели – не главное.

Главное начинается после поворота ключа. Все контрольные лампы живо откликаются – остается только нажать на кнопку пуска. Да, в то время, когда наши граждане радовались появлению революционного переднего привода на ВАЗ-2108 и 41-м «Москвиче», буржуи уже вовсю заводили свои грузовики с кнопочки. И уже тогда их пожарный имел возможность прокатиться по какой-нибудь Фоссштрассе на грузовике с автоматической коробкой. Для сравнения: ни на одном из современных отечественных автомобилей, имеющихся в ПЧ-38, нет «автомата». А на тридцатилетнем Мерседесе есть. Пусть устаревший четырёхступенчатый гидротрансформатор, но зато долговечный и надёжный. Да и сам водитель сидит на сиденье с пневматической регулировкой. Кому-то – пустяк, а ему приятно.

Двигатель работает на удивление тихо. Хотя я знаю, что у меня под ногами проснулись 256 лошадей тринадцатилитрового дизеля, ощущения грузовика в плохом смысле слова нет. Всё достаточно спокойно. По-легковому просто селектор «автомата» переводится в положение D и автомобиль трогается с места. Становится даже немного скучно.

Что привлекает внимание – наличие «весла» ручного стеклоподъёмника на водительской двери и кнопки ЭСП на пассажирской. Подумалось о вмешательстве наших рук. Но пожарный показывает мне дублирующую кнопку на панели: привод только на правую дверь. Это какая-то мистика, не иначе! Чем руководствовался сумрачный немецкий гений, создающий такую странную опцию, остаётся загадкой. Впрочем, полностью избежать внесения самостоятельных изменений в конструкцию иностранного автомобиля всё же не удалось.

Что русскому хорошо – то «немцу» тоже подходит

А что не подходит – то переделывается и всё равно ставится. А куда деваться: запчасти на Мерседес никогда не были дешёвыми. Тем более – на достаточно редкий 1226F. Что такое новые тормозные колодки, машина давно забыла; хорошо, что можно быстро и качественно переклепать накладки. Молодые не поймут, опытные могут прослезиться.

То же самое относится к шлангам гидравлики: пока есть умельцы, которые в состоянии их ремонтировать, трат на новые можно избежать. Разбитый в мелком ДТП стоп-сигнал пришлось заменить: от «ГАЗели» встали, как родные. Топливный насос подошёл от МАЗа. Чисто теоретически, таким способом можно было бы из Мерседеса со временем собрать что-то русское, но пока больше ничего из узлов силового агрегата и трансмиссии менять не пришлось. Ничего. За миллионный-то пробег.

Габариты от ГАЗели, родных найти не удалось.jpg

На фото: стоп-сигнал от "ГАЗели"

Правда и полностью проблем избежать не удаётся. Один раз Mercedes был «накормлен» дизельным топливом с водой – именно с этим связана замена насоса. А вот возникшая проблема с АКПП была решена предельно просто и удачно: замена жидкости полностью восстановила работоспособность агрегата. В большей степени переделки коснулись тех самых неизвестных нам отсеков, куда мы собирались взглянуть в начале рассказа о 1226F.

О «кубе жизни» и продувке СВД

Основная цель пожарной машины – доставить расчёт по вызову, обеспечить огнеборцев средствами тушения и всеми необходимыми инструментами. Если говорить языком цифр, то машина берёт с собой семь человек личного состава, 1200 литров воды, 600 литров пены и много полезных штук. Одна из них – «куб жизни». Куб выглядит как обычный мешок в недрах отсека с гидравлическим оборудованием. На самом деле ему не зря дали такое название: при необходимости он очень быстро может быть надут сжатым воздухом, и тогда становится весьма неплохим шансом на спасение для жертв огня, к которым по разным причинам не может быть подведена лестница. В этом же отсеке в строгом порядке располагаются гидравлические ножницы, домкраты, кусачки и прочие инструменты. Соседний отсек занят рукавами. Некоторые далёкие от пожарных дел люди могут подумать, что перед ними лежат шланги. Нет, шланги лежат в садовых участках, а в пожарной машине – рукава.

Отсек гидравлических инструментов.jpg

На фото: отсек гидравлических инструментов

Самое интересное расположено сзади – насос. Именно он нагнетает давление, необходимое для подачи воды. Он может работать в двух режимах: обычном и высокого давления, достигающего 25 атмосфер. Вот как раз со стволом высокого давления и связан небольшой конструктивный недочёт оснащения машины. СВД Мерседеса не оборудован продувкой.

IMG_4852.jpg

На фото: насосный отсек (переделанный)

Если объяснить в двух словах, то после использования ствола его продувают с целью удаления остатков воды и влаги. Но на этой машине система продувки не предусмотрена, поэтому зимой Mercedes 1226F вынужденно «отдыхает»: вода в мороз замерзает, и техника оказывается бесполезной. Жаль, что к 1982 году немецкие конструкторы уже забыли про существование стран, где морозы являются неотъемлемым атрибутом зимы. Могла бы машина и круглый год работать, но нет. Нельзя.​

И всё-таки это Mercedes!

Говорить о том, что Mercedes – это символ престижности и существенной доли роскоши смысла нет. Марка давно уже заявила об этом сама. А вот повод задуматься о том, почему так получилось, всё же есть. Скорее всего, свою роль сыграло умение уделять внимание каждой мелочи. Несмотря на то, что 1226F – узкоспециализированный грузовик, немцы не забывали, что эксплуатировать его будут люди, которым удобнее кресло с пневмоподвеской, а не с пружиной; что дворы бывают узкие, и зачастую попасть туда автомобилю с неимоверной колёсной базой сложнее, чем верблюду пройти в угольное ушко; что лестницы надо делать так, чтобы по их ступенькам можно было спуститься вниз, а не уклоняться от них во время прыжка, потому что ногу поставить всё равно невозможно.

Да, я сейчас жестоко и придирчиво сравниваю этот Mercedes с КамАЗом, который стоял рядом. Тем более, что ближе к концу нашей встречи около машины собрался почти весь расчёт. Пожарные – это такие же люди, а не бессмертные персонажи фантастических боевиков. Они увлечённо мне объясняли, почему с гордостью говорят про старую машину, что она их «любимица».

Дежурный расчёт ПЧ-38 со своей любимицей.jpg

На фото: дежурный расчёт ПЧ-38 со своей любимицей

Взять хотя бы систему крепления баллонов с воздухом, которые используют пожарные для дыхания. Во время поездки они фиксируются в специальных устройствах на спинках заднего ряда посадочных мест. После прибытия на место баллон следует извлечь, и только потом можно выйти из машины. В «мерседесе» для этого надо нажать один рычажок. В КамАЗе – поднять довольно тугой рычаг, а потом исполнить всем телом танец гусеницы на раскалённой сковороде. И только тогда этот баллон удаётся вынуть. Мелочь? Вроде бы. Но эти секунды могут стоить кому-то жизни. Даже носилки, которыми укомплектован старый «немец», удобнее: на них не надо поднимать пострадавшего, они сами обхватывают его снизу.

Да и надёжность отечественной техники не всегда оказывается на высоте. Даже современной, и даже в сравнении с 30-летней зарубежной. И тоже, как правило, из-за недостаточного внимания к мелочам.

Трудности перевода

Есть, конечно, у Мерседеса и недостатки. Самый очевидный – возраст. Хотя он в первую очередь коснулся кузова, а вот основные системы, даже считающаяся капризной дизельная топливная система, пока не подводят. Гораздо труднее было преодолеть… языковой барьер.

Как выяснилось, техническая документация пришла на немецком языке. Машину изучали по аналогии с отечественной техникой и хорошо зарекомендовавшим себя в России методом «научно-параллельного тыка». Один только раз не разобрались с непонятной загоревшейся лампочкой. Оказалось, возникли неполадки в тормозной системе. Не совсем гладко тогда обошлось, но и вины машины тут, скорее, нет.

С запчастями тоже есть проблемы. А ведь ТО на службе в МЧС машине приходится проходить не раз в год, а каждый месяц, либо через каждую тысячу километров. И пока Mercedes проходит необходимое обслуживание и техосмотры.

И остаётся любимцем до тех пор, пока не сделают у нас что-то лучше тридцатилетнего немца.

IMG_4873.jpg

Коротко о характеристиках:

  • Двигатель: дизельный, атмосферный, мощность – 256 л.с.
  • КПП: четырёхступенчатый автомат.
  • Колесная формула — 4x4
  • Мест (включая водительское) — 7


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
27.06.2015 13:23
Михаил

Там очепяточка в заголовке: "килметров")


27.06.2015 14:28
Альберт Исмагилов

Мне понравилось как описал технично и есть свое. Читал последний номер ЗР., ужас.

Машина понравилась - она такая гармоничная, спокойная но панель видно что немцы скучная до боле. Поэтому не люблю их торпеды.

Кстати, шторки в задней части родные?


27.06.2015 14:49
Михаил

Спасибо, Альберт! Если про те, что похожи на роллставни, то да, свои.


27.06.2015 14:52
Альберт Исмагилов

Нифига, уже в то время делали. Наши недавно только стали, да и то не на всех.

Но я верю что импортозамещение побъет всех )

-репостнул в твиттер.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings