Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

35246 5 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но объединяет их одно: для многих современных автовладельцев эти устройства покажутся небывалым чудом — кто бы мог подумать, что подобные вещи существовали в СССР!

Музейные работники, археологи и историки в целом хорошо знают, как в предметах прошлого отражается жизнь целых поколений. Мы с вами, собравшиеся здесь, в большинстве своем — представители других профессий, но, как автомобилисты, давайте попробуем оценить эти раритетные устройства, созданные для наших коллег-водителей несколько десятков лет назад.

Экзаменатор

Не самое хитрое устройство, выпущенное Кирово-Чепецким электромашиностроительным заводом в 1983 году. В «Руководстве по эксплуатации» оно скромно именуется «экзаменатором «Гном-2» для детей среднего и старшего школьного возраста». Также в мануале признан факт полезности устройства для граждан, готовящихся сдавать экзамены «на права» в ГАИ. Прибор комплектуется сотней экзаменационных карточек-билетов с двумя сотнями вопросов по Правилам дорожного движения (естественно, в советской редакции той поры). Каждая карточка заряжается в экзаменатор (вставляется сверху в щель), и сдающий должен при помощи пронумерованных кнопок на приборе выбрать один из предложенных в билете ответов.

IMG_5174

Если ответ выбран правильный, загорается зеленая лампа, если допущена ошибка — загорается красный сигнал.

IMG_5170

Попавший к нам прибор — совершенно новый и, очевидно, исправен, хотя гарантийный срок закончился почти тридцать один год назад (гарантия — 12 месяцев со дня продажи магазином, но не более 24 месяцев со дня выпуска, гарантийный талон в наличии). И мы даже уговорили владельца раритета открыть грубо запаянный целлофановый пакет с карточками, чтобы вдохнуть воздух эпохи позднего социализма, но… Испытать гаджет в деле на все сто не удалось по причине отсутствия в современном обиходе «элементов питания 332» — толстеньких цилиндрических батареек длиной со спичку.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Для молодого поколения нужно заметить, что прибор был несомненно полезен. Дело в том, что теоретический экзамен «на права» в СССР сдавался по подобной схеме: нужно было ответить на 10 или 20 вопросов, выбрав правильный вариант из нескольких подсказок. Но в 1980-е годы гаишники во многих регионах уже использовали экзаменационные электрические аппараты «Вятка», где вместо бумажного билета и авторучки был подсвеченный экран и кнопки. И добрая половина провалившихся соискателей «пролетала» именно из-за робости перед диковинным на ту пору автоматом. «Вятка» требовала не только знания ПДД, но и строгого порядка нажатия кнопок, малейшее нарушение алгоритма оканчивалось сигналом «Не сдал!». Так что, тренируясь на «Гноме-2», будущий водитель мог побороть свой страх перед инновационной техникой. Осталось сказать, что цена «Гнома-2» в 11 рублей — довольно существенная по тем временам.

Механическое противоугонное устройство

Девайс, который вызвал у нас сначала немалое замешательство, а затем — восхищение. Мрачный вид вызывал сомнения в его гражданском назначении — не деталь ли это от какой-то военной техники или промышленного оборудования? Но нет — это всего лишь… рычаг переключения передач. Одновременно являющийся противоугонным устройством. Наверное, человек, который изобрел этот противоугон, сам когда-то серьезно пострадал от автоворов и надумал поквитаться с ними самым решительным образом.

Устройство монтируется вместо штатного рычага МКП. Цанговый зажим рассчитан на вазовскую «классику», но, думается, умелый автослесарь за полдня подгонит его к любому автомобилю. В нормальном положении рычаг работает как обычный — он крепкий, массивный, не вибрирует и не гнется. Но перед тем, как покинуть салон, вы откручиваете верхний колпачок, вставляете в открывшуюся замочную скважину ключ, поворачиваете его на 90 градусов, щелкает пружина и … рычаг, потеряв жесткость, падает на бок! Он болтается на «сломавшемся» основании, и управлять трансмиссией невозможно! По возвращении в машину вы снова откручиваете колпачок, вставляете ключ и поворачиваете его, нажав вниз на рычаг, который снова «дубеет», возвращая способность переключать коробку. Обратная процедура не настолько удобна, но все равно несложна.

Кто придумал и произвел этот гаджет — нам неизвестно. Честно говоря, по стилю и примененным материалам сперва показалось, что это штучное изделие лагерных мастеров. Именно «на зоне» любят точеные формы, натуральные материалы, медные и алюминиевые кольца, сталь, гетинакс, эбонит. Но в интернете встречаются и даже продаются точно такие же рычаги, причем и в новом состоянии, так что вряд ли это чья-то штучная кустарная работа.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Гаджет насколько удивительный, настолько и полезный. Пользоваться удобно (разве что съемный колпачок стоило бы поменять на более эргономичный набалдашник), серьезных переделок автомобиля не требует. А касательно эффективности… Если уж мы были немало удивлены этим устройством, то представьте, как обалдеет угонщик, когда тайно проникнет в облюбованную машину, и, пытаясь снять ее с передачи или, наоборот, включить первую, вместо рычага вдруг ощутит под рукой эту безвольно болтающуюся булаву…

Цифровое зеркало

Тут все без секретов — внутрисалонное зеркало, аккуратное внешне изделие с нереально крутой для своего времени электронной начинкой. Под стеклом скрыты часы, будильник и индикатор напряжения бортовой сети. Само зеркало тоже интересное — оно и панорамное, т.е. вмещающее пол-улицы, и слегка затемненное, с антислепящим эффектом. Крепится к штатному зеркалу автомобиля пружинными фиксаторами, держится достаточно надежно. Сам гаджет не тяжелый, поэтому настройка зеркала не сбивается даже при тряске и бросках на крупных неровностях.

IMG_5137

Коробка — из типично «совкового» серого картона с бледно-желтой раскраской, но экземпляр совершенно новый. Производитель — завод им. 60-летия Октября, г. Винница, гарантия — 18 месяцев, цена не указана.

Инструкции по инсталляции внутри не обнаружилось, только принципиальная электросхема. Но в интернете нужный документ нашелся, поэтому зеркало было подключено и проверено в деле — и понравилось!

IMG_5109

Цифры часов светятся приятным зеленым светом. Их свечение ненавязчиво даже в темное время суток, а ярким днем показания хорошо различимы благодаря притемненному стеклу и тени под потолком салона.

IMG_5149

Есть будильник-напоминалка, который пронзительно пищит и слышен даже в городском шуме при открытых окнах. Обещанный индикатор напряжения — в самом деле именно индикатор, а не вольтметр. При посаженном аккумуляторе (ниже 12,25 В) или неисправном генераторе через стекло светится светодиод внизу зеркала, если напряжение повышено (выше 15,25 В) — загорается такой же вверху. Интересно, что если подключить три провода часов к бортовой сети правильно, при выключенном зажигании они, экономя энергию аккумулятора, светиться не будут, хотя «внутри» будут идти и после включения зажигания покажут правильное время.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8
Гаджеты
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев...

31965 6 0

Смутило количество кнопок на самом видном месте, но, разобравшись с ними, мы получили даже некоторое удовольствие. Каждая отвечает за свою функцию: одна — за перевод часов, другая — за перевод минут, третья — за звук будильника и так далее. И никакого тебе совмещения трех-четырех задач в одной кнопке, как у нынешних электронных гаджетов, могущих порой при настройке довести до истерики даже опытного юзера.

CD-кассета

Еще один девайс, встряхнувший сознание. Магнитофонная компакт-кассета с торчащим из нее проводком была найдена в валявшейся на полке гаража старой пыльной автомагнитоле. Изумление усилилось, когда внутри кассеты вместо пленки и кубика фетра, призванного прижимать ее к магнитной головке плеера, обнаружилась сама магнитная головка! Все наоборот? Именно такое «зеркальное отображение» начинки и подсказало разгадку загадочного устройства — это адаптер для превращения магнитолы (точнее, кассетного плеера) в CD-проигрыватель! Поскольку автомобиля с «магнитолкой» под рукой не оказалось, испытания были проведены на домашней магнитоле, которая уже давно играет роль исключительно FM-тюнера, но не утратила работоспособности своей «лентопротяжки» (кто-нибудь еще помнит такое слово?). Итак, чудо-гаджет — в магнитолу, шнур от нее — наружу, штекер его вставляем в смартфон, служащий в данный момент MP3-плеером… Работает! Цифровая музыка звучит из динамиков, помнящих времена «Миража» и Modern Talking! Правда, качество — на уровне средненького кассетного, а чтобы не скрипел привод ЛПМ, пришлось нажать клавишу «пауза».

IMG_4958

Кто и когда произвел данный гибрид — установить не удалось. Но судя по тому, что волшебной надписи Made in China на нем нет, выпущен был он где-то на рубеже 1980-х и 90-х годов. Что же касается потребности в данном адаптере, достаточно сказать только, что, например, штатное аудио с кассетным проигрывателем и без CD-привода ставилось с завода на Lexus RX300 как минимум до 2003 года. В это время золотая молодежь уже носилась с третьим поколением карманного iPod с памятью на 30 «гигов»…

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

С заботой о людях

Вот и верь после этого тем, кто говорит, что в СССР об автомобилистах никто не заботился: из попавших в наши руки четырех случайных автоустройств — три выпущены отечественной промышленностью. Восхищает, конечно, прежде всего, не забота партии и правительства о народе, а изобретательность отечественных производственников. Которые в условиях плановой экономики умудрялись создавать и продвигать в массы как остроумно простые, так и конструктивно сложные изделия. В любом случае — полезные для водителей.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Михаил

У меня такой был)))

Bair Ayushin

CD-кассета совершенно точно никакого отношения к СССР не имеет, этот китайский девайс родом из 2000-х, ровно такие же (надпись только белая) и сейчас выпускаются, на алиэкспрессе за 100 рублей заказать можно. До начала 2000-х, когда появились первые CD-mp3 плееры, этот девайс не мог появиться, потому что в нем не было смысла - слушать компакт-диски в "кассетном" качестве глупо, а вот вместо того, чтобы возить в бардачке кучу кассет, закинуть туда пару mp3 дисков и слушать их, вот это уже достаточно оправданно.

Антон Глухов

Ниссан Патрол - 2009 год выпуска. Куплен в РФ официально в салоне официального дилера. Кассетная магнитола. Причем в эгзисте она сейчас в пересчете на рубли стоит 300 000 рублей))0

В этом зеркале была ещё одна фишка - это антирадар. Реагировал на луч старых радаров, при этом раздовался писк и загорался красный светодиод. Причём антирадар также реагировал на радиостанции расположенные рядом. Такой кассетой пользовался лично в году так 2006, пока в Lacetti не поменял родную кассетную магнитолу на mp3. Так что это действительно не старый девайс из СССР, а дешёвый адаптор из Китая.
Владимир Владимирович

Зеркало дарили отцу в 80-х, валялось без дела лет 10, потом поставили на новую "шестерку", при отсутствии правого наружного зеркала это был очень полезный девайс :-))

Главная новость
Новости / В России
В России будут продавать большой кроссовер Peugeot 5008

Компания Peugeot намерена расширить свою российскую модельную линейку.

2345 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Где ты, российский Илон Маск? Развитие проекта уникального сити-кара Mirrow

В апреле 2017 года молодая российская компания Mirrowcars представила посадочный макет сити-кара и два варианта дизайна кузова. Какие шаги будут предприняты в 2017-м? Когда появятся готовые авто? Мы продолжаем следить за…

12 0 0
Статьи / Технологии
Автосалон в Шанхае или чему европейцам стоит поучиться

Пять-семь лет назад журналистская братия откровенно крутила носами, когда речь заходила о Шанхайском автосалоне. Далеко, да и что там путного увидишь. Так, междусобойчик для представителей азиатских рынков – не более…

1191 0 0
Новости / Новостной дайджест
Автоновости: главное за неделю с 16 по 23 апреля 2017 года

Эта неделя была богата на новинки, потому что вслед за мотор-шоу в Нью-Йорке открыл свои двери автосалон в Шанхае. Китай - перспективный рынок для каждого производителя, поэтому желающих на других посмотреть и себя…

879 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

4129 8 1
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: почти всегда битый кузов и бессмертная электрика

Японская машина должна быть качественной, не ломучей, выносливой. А ещё лучше – «вечной». За это ей прощают тесный салон, странную эргономику и дорогие запчасти. Кажется, Mitsubishi Lancer IX полностью соответствует всем…

8305 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Audi А4 В5 с пробегом: почти вечные АКПП и противоречивый V6

Мечта – это уже хорошо, а если мечта – это Ауди А4, то и вовсе всё прекрасно. Вот только прекрасна ли сама Ауди в преклонном (не побоимся этого слова) возрасте? В первой части обзора мы рассказали, чего можно ожидать от…

5246 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

22868 0 20
Тест-драйвы / Одиночные
Хроники взросления: первый тест-драйв Hyundai Solaris второго поколения

Во дворе монастыря, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин и куда мы заехали во время теста второго поколения Hyundai Solaris, стоит временная звонница. Табличка на ней свидетельствует, что подаренные монастырю…

16986 23 9
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

14938 2 8
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

59574 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51060 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22074 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53554 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27440 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16437 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46148 11 44
Статьи / История
Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций.…

38132 2 27
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28010 7 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?