Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

36018 5 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но объединяет их одно: для многих современных автовладельцев эти устройства покажутся небывалым чудом — кто бы мог подумать, что подобные вещи существовали в СССР!

Музейные работники, археологи и историки в целом хорошо знают, как в предметах прошлого отражается жизнь целых поколений. Мы с вами, собравшиеся здесь, в большинстве своем — представители других профессий, но, как автомобилисты, давайте попробуем оценить эти раритетные устройства, созданные для наших коллег-водителей несколько десятков лет назад.

Экзаменатор

Не самое хитрое устройство, выпущенное Кирово-Чепецким электромашиностроительным заводом в 1983 году. В «Руководстве по эксплуатации» оно скромно именуется «экзаменатором «Гном-2» для детей среднего и старшего школьного возраста». Также в мануале признан факт полезности устройства для граждан, готовящихся сдавать экзамены «на права» в ГАИ. Прибор комплектуется сотней экзаменационных карточек-билетов с двумя сотнями вопросов по Правилам дорожного движения (естественно, в советской редакции той поры). Каждая карточка заряжается в экзаменатор (вставляется сверху в щель), и сдающий должен при помощи пронумерованных кнопок на приборе выбрать один из предложенных в билете ответов.

IMG_5174

Если ответ выбран правильный, загорается зеленая лампа, если допущена ошибка — загорается красный сигнал.

IMG_5170

Попавший к нам прибор — совершенно новый и, очевидно, исправен, хотя гарантийный срок закончился почти тридцать один год назад (гарантия — 12 месяцев со дня продажи магазином, но не более 24 месяцев со дня выпуска, гарантийный талон в наличии). И мы даже уговорили владельца раритета открыть грубо запаянный целлофановый пакет с карточками, чтобы вдохнуть воздух эпохи позднего социализма, но… Испытать гаджет в деле на все сто не удалось по причине отсутствия в современном обиходе «элементов питания 332» — толстеньких цилиндрических батареек длиной со спичку.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Для молодого поколения нужно заметить, что прибор был несомненно полезен. Дело в том, что теоретический экзамен «на права» в СССР сдавался по подобной схеме: нужно было ответить на 10 или 20 вопросов, выбрав правильный вариант из нескольких подсказок. Но в 1980-е годы гаишники во многих регионах уже использовали экзаменационные электрические аппараты «Вятка», где вместо бумажного билета и авторучки был подсвеченный экран и кнопки. И добрая половина провалившихся соискателей «пролетала» именно из-за робости перед диковинным на ту пору автоматом. «Вятка» требовала не только знания ПДД, но и строгого порядка нажатия кнопок, малейшее нарушение алгоритма оканчивалось сигналом «Не сдал!». Так что, тренируясь на «Гноме-2», будущий водитель мог побороть свой страх перед инновационной техникой. Осталось сказать, что цена «Гнома-2» в 11 рублей — довольно существенная по тем временам.

Механическое противоугонное устройство

Девайс, который вызвал у нас сначала немалое замешательство, а затем — восхищение. Мрачный вид вызывал сомнения в его гражданском назначении — не деталь ли это от какой-то военной техники или промышленного оборудования? Но нет — это всего лишь… рычаг переключения передач. Одновременно являющийся противоугонным устройством. Наверное, человек, который изобрел этот противоугон, сам когда-то серьезно пострадал от автоворов и надумал поквитаться с ними самым решительным образом.

Устройство монтируется вместо штатного рычага МКП. Цанговый зажим рассчитан на вазовскую «классику», но, думается, умелый автослесарь за полдня подгонит его к любому автомобилю. В нормальном положении рычаг работает как обычный — он крепкий, массивный, не вибрирует и не гнется. Но перед тем, как покинуть салон, вы откручиваете верхний колпачок, вставляете в открывшуюся замочную скважину ключ, поворачиваете его на 90 градусов, щелкает пружина и … рычаг, потеряв жесткость, падает на бок! Он болтается на «сломавшемся» основании, и управлять трансмиссией невозможно! По возвращении в машину вы снова откручиваете колпачок, вставляете ключ и поворачиваете его, нажав вниз на рычаг, который снова «дубеет», возвращая способность переключать коробку. Обратная процедура не настолько удобна, но все равно несложна.

Кто придумал и произвел этот гаджет — нам неизвестно. Честно говоря, по стилю и примененным материалам сперва показалось, что это штучное изделие лагерных мастеров. Именно «на зоне» любят точеные формы, натуральные материалы, медные и алюминиевые кольца, сталь, гетинакс, эбонит. Но в интернете встречаются и даже продаются точно такие же рычаги, причем и в новом состоянии, так что вряд ли это чья-то штучная кустарная работа.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Гаджет насколько удивительный, настолько и полезный. Пользоваться удобно (разве что съемный колпачок стоило бы поменять на более эргономичный набалдашник), серьезных переделок автомобиля не требует. А касательно эффективности… Если уж мы были немало удивлены этим устройством, то представьте, как обалдеет угонщик, когда тайно проникнет в облюбованную машину, и, пытаясь снять ее с передачи или, наоборот, включить первую, вместо рычага вдруг ощутит под рукой эту безвольно болтающуюся булаву…

Цифровое зеркало

Тут все без секретов — внутрисалонное зеркало, аккуратное внешне изделие с нереально крутой для своего времени электронной начинкой. Под стеклом скрыты часы, будильник и индикатор напряжения бортовой сети. Само зеркало тоже интересное — оно и панорамное, т.е. вмещающее пол-улицы, и слегка затемненное, с антислепящим эффектом. Крепится к штатному зеркалу автомобиля пружинными фиксаторами, держится достаточно надежно. Сам гаджет не тяжелый, поэтому настройка зеркала не сбивается даже при тряске и бросках на крупных неровностях.

IMG_5137

Коробка — из типично «совкового» серого картона с бледно-желтой раскраской, но экземпляр совершенно новый. Производитель — завод им. 60-летия Октября, г. Винница, гарантия — 18 месяцев, цена не указана.

Инструкции по инсталляции внутри не обнаружилось, только принципиальная электросхема. Но в интернете нужный документ нашелся, поэтому зеркало было подключено и проверено в деле — и понравилось!

IMG_5109

Цифры часов светятся приятным зеленым светом. Их свечение ненавязчиво даже в темное время суток, а ярким днем показания хорошо различимы благодаря притемненному стеклу и тени под потолком салона.

IMG_5149

Есть будильник-напоминалка, который пронзительно пищит и слышен даже в городском шуме при открытых окнах. Обещанный индикатор напряжения — в самом деле именно индикатор, а не вольтметр. При посаженном аккумуляторе (ниже 12,25 В) или неисправном генераторе через стекло светится светодиод внизу зеркала, если напряжение повышено (выше 15,25 В) — загорается такой же вверху. Интересно, что если подключить три провода часов к бортовой сети правильно, при выключенном зажигании они, экономя энергию аккумулятора, светиться не будут, хотя «внутри» будут идти и после включения зажигания покажут правильное время.

1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8
Гаджеты
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев...

33002 6 0

Смутило количество кнопок на самом видном месте, но, разобравшись с ними, мы получили даже некоторое удовольствие. Каждая отвечает за свою функцию: одна — за перевод часов, другая — за перевод минут, третья — за звук будильника и так далее. И никакого тебе совмещения трех-четырех задач в одной кнопке, как у нынешних электронных гаджетов, могущих порой при настройке довести до истерики даже опытного юзера.

CD-кассета

Еще один девайс, встряхнувший сознание. Магнитофонная компакт-кассета с торчащим из нее проводком была найдена в валявшейся на полке гаража старой пыльной автомагнитоле. Изумление усилилось, когда внутри кассеты вместо пленки и кубика фетра, призванного прижимать ее к магнитной головке плеера, обнаружилась сама магнитная головка! Все наоборот? Именно такое «зеркальное отображение» начинки и подсказало разгадку загадочного устройства — это адаптер для превращения магнитолы (точнее, кассетного плеера) в CD-проигрыватель! Поскольку автомобиля с «магнитолкой» под рукой не оказалось, испытания были проведены на домашней магнитоле, которая уже давно играет роль исключительно FM-тюнера, но не утратила работоспособности своей «лентопротяжки» (кто-нибудь еще помнит такое слово?). Итак, чудо-гаджет — в магнитолу, шнур от нее — наружу, штекер его вставляем в смартфон, служащий в данный момент MP3-плеером… Работает! Цифровая музыка звучит из динамиков, помнящих времена «Миража» и Modern Talking! Правда, качество — на уровне средненького кассетного, а чтобы не скрипел привод ЛПМ, пришлось нажать клавишу «пауза».

IMG_4958

Кто и когда произвел данный гибрид — установить не удалось. Но судя по тому, что волшебной надписи Made in China на нем нет, выпущен был он где-то на рубеже 1980-х и 90-х годов. Что же касается потребности в данном адаптере, достаточно сказать только, что, например, штатное аудио с кассетным проигрывателем и без CD-привода ставилось с завода на Lexus RX300 как минимум до 2003 года. В это время золотая молодежь уже носилась с третьим поколением карманного iPod с памятью на 30 «гигов»…

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

С заботой о людях

Вот и верь после этого тем, кто говорит, что в СССР об автомобилистах никто не заботился: из попавших в наши руки четырех случайных автоустройств — три выпущены отечественной промышленностью. Восхищает, конечно, прежде всего, не забота партии и правительства о народе, а изобретательность отечественных производственников. Которые в условиях плановой экономики умудрялись создавать и продвигать в массы как остроумно простые, так и конструктивно сложные изделия. В любом случае — полезные для водителей.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Михаил

У меня такой был)))

Bair Ayushin

CD-кассета совершенно точно никакого отношения к СССР не имеет, этот китайский девайс родом из 2000-х, ровно такие же (надпись только белая) и сейчас выпускаются, на алиэкспрессе за 100 рублей заказать можно. До начала 2000-х, когда появились первые CD-mp3 плееры, этот девайс не мог появиться, потому что в нем не было смысла - слушать компакт-диски в "кассетном" качестве глупо, а вот вместо того, чтобы возить в бардачке кучу кассет, закинуть туда пару mp3 дисков и слушать их, вот это уже достаточно оправданно.

Антон Глухов

Ниссан Патрол - 2009 год выпуска. Куплен в РФ официально в салоне официального дилера. Кассетная магнитола. Причем в эгзисте она сейчас в пересчете на рубли стоит 300 000 рублей))0

В этом зеркале была ещё одна фишка - это антирадар. Реагировал на луч старых радаров, при этом раздовался писк и загорался красный светодиод. Причём антирадар также реагировал на радиостанции расположенные рядом. Такой кассетой пользовался лично в году так 2006, пока в Lacetti не поменял родную кассетную магнитолу на mp3. Так что это действительно не старый девайс из СССР, а дешёвый адаптор из Китая.
Владимир Владимирович

Зеркало дарили отцу в 80-х, валялось без дела лет 10, потом поставили на новую "шестерку", при отсутствии правого наружного зеркала это был очень полезный девайс :-))

Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

3154 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

4122 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

6830 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

25237 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1346 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1981 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8489 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17138 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14537 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

12242 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8404 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9323 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3390 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25224 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13417 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20561 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115889 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32759 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29773 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?