Деградация сервиса: почему на СТО машины диагностируют методом «тыка»?

39001 4 18
Поделиться: 0 9 0 4 0 5
Обладание даже самой новой и престижной машиной пока не гарантирует от поломок и сбоев в ее конструкции, и автомобилистам приходится периодически посещать сервис и устранять возникшие проблемы. Но довольно часто оказывается, что для устранения неисправности сначала ее нужно найти и понять, из-за чего она возникла. В большей части случаев все просто: запчасти меняют, и проблема исчезает, но чем сложнее и новее машина, тем чаще причина оказывается не столь очевидна. А совсем старые автомобили часто сами по себе загадка: не так легко разобраться, что в них «совсем сломалось», а что – просто плохо работает.

Казалось бы, в этом случае должна помочь диагностика – процесс, при котором мастера кропотливо разбираются, в чем причина неисправности с помощью диагностических инструментов и сканеров, считывающих ошибки и данные из электронных систем управления. Но на деле почему-то чаще начинается банальная замена блоков в попытке устранить беду. Конечно же, цена блоков и работы оказывается очень немаленькой. Попробуем разобраться, почему сервисы пренебрегают точной диагностикой неисправностей и стараются решить проблему методом очень дорогого и совсем не научного «тыка».

Типичные кейсы

Это просто, удобно и, более того, часто – результативно. В конце концов проблема обычно решается: или неисправный блок таки заменят, или при замене других его затронут, проверят проводку, повлияют на прочие факторы, из-за которых проявляется неисправность. А автовладелец увидит лишь факт того, что дорогостоящие работы и замены деталей сработали.

Looking inside car bonnet

В случае, если с первого раза не получилось, то мастер сервиса найдет неплохое объяснение, да и новая деталь обычно лучше старой, изношенной. Во всяком случае, горькую пилюлю расходов подсластят именно таким образом. Более «жесткий» вариант подразумевает просто отказ от дальнейшей работы, если клиент недоволен. Благо с точки зрения документов все хорошо: наряды подписаны, услуги оказаны, а что машина все еще работает не очень, то это, собственно, проблемы владельца, и пусть он их решает в другом месте.

Статьи / Практика
Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие...

75330 16 34

К тому же в сервисах обычно есть «диагност»-электрик. «Диагност» тут в кавычках, потому что из всех функций настоящего диагноста он часто выполняет одну – считывает сканером явные ошибки и фактически дает карт-бланш на работы. О правдоподобности или хотя бы связности диагноза речи не идет, это просто небольшой приработок сервиса и лишнее обоснование для выполнения работ. Или для отказа в дальнейшем ремонте.

Если вы ремонтируетесь у официального дилера, то другого порядка просто не существует: ремонт расписан по пунктам. Если дилерский сканер показывает то-то и то-то, то делается это. Если не устраняется, смотри следующий пункт. Никакой самодеятельности, иначе ремонт не будет оплачиваться по гарантии, а сам дилер получит «атата» от представительства марки в случае каких-то жалоб от обладателя машины.

Сервис при таком подходе всегда в плюсе, мастера довольны, менеджеры тоже. Псевдодиагностика выявляет явные, очевидные проблемы. Иногда она бесплатна и это даже обыгрывается в рекламе. Как показывает практика, опытные мастера неисправный блок или целый узел угадывают с первого раза в 60-70% случаев. Но остается 30-40%, когда все идет не так уж гладко. Мастера находят выход: говорят, что проблем было несколько.

Male mechanic with digital tablet repairing car engine

Потекла трубка ГУР, а приговорили насос? Ну, он тоже был старый, работал из последних сил! Не суппорт закис, а блок АБС дурит? Суппорт поменяли в сборе, сами понимаете, машина не новая.

Владелец машины никогда не узнает, что при работе по замене впускного коллектора и дроссельной заслонки просто «махнули» малоприметную ветхую трубочку и поставили на место другую, которая и была причиной проблем.

Промывка форсунок или их замена на самом деле не были необходимостью, все обошлось заменой топливного фильтра или перепрокладкой пережатого вакуумного шланга на регуляторе давления топлива.

Примеров простого устранения глобальной проблемы много, и не всегда автовладелец будет хотя бы подозревать, что все можно было решить много проще и дешевле. Он просто рад, что машина ездит, и денежные вливания дают видимый результат – автомобиль остается на ходу еще какое-то время. Ну а сервис доволен, ибо с каждой запчасти имеет «толику малую».

Почему же диагностикой не занимаются всерьез, ограничиваясь простым сканированием? Электрик в штате все равно нужен, а его работа требует минимальной проверки узлов, должность обычно совмещают. Собственно, описанная выше система настолько типична, что о другой организации работы просто не идет речи. У мультибрендовых сервисов ориентация идет на дилера, а там, свою очередь, методика максимально ориентирована на выполнение всех работ самым простым и низкооплачиваемым персоналом, которому думать не нужно вообще. И если в штате появляется человек, готовый заняться диагностикой всерьез, то сразу возникают проблемы…

Корни зла

Статьи / Практика
Почему в главных бедах моторов не виноват плохой бензин?

В участившихся случаях «масляной чумы» все чаще признают виновными владельцев машин, а не производителей – обычно в формулировке присутствует мнение «экспертов» про «некондиционный бензин». В...

123266 38 71

Почему? Во-первых, потому что пресловутый дилерский сервис у нас пытаются сделать, «чтобы было как на Западе». А в тех же США стоимость труда мастера намного выше, чем цена запчастей, поэтому там методика «ненаучного тыка» весьма актуальна. В России картина обратная: почти все высокотехнологичные узлы мы покупаем за границей за валюту, а зарплаты мастеров в долларовом и евровом выражении – в разы, а то и на порядок меньше, чем в Америке или Германии.

Во-вторых, не в последнюю очередь тут виновата психология самого потребителя. Казалось бы, автовладелец должен быть заинтересован в том, чтобы машина ремонтировалась как можно дешевле и надежнее, а все источники проблем устранялись максимально полно. То есть машина должна всесторонне проверяться, а любая неисправность – досконально разбираться.

Но на практике почему-то мало кто готов платить за несколько часов работы и замену маленькой трубочки – стоимость тех самых нескольких часов работы. Масштаб ремонта и последствий никак не соотносится, и клиент оказывается не доволен. А платить «вслепую» за устранение проблем он тоже не готов, к тому же как это оформить документально?

Любая диагностика может ошибаться, даже самая подробная. И иногда тоже случаются холостые замены, а значит, результат затраченных на нее средств оправдан далеко не в 100% случаев. И опять же, клиент недоволен. Он же заплатил за поиск неисправности существенную сумму, а не просто свои 500 – 1000 рублей за сканирование. И хочет добиться увеличения эффективности работ до максимума. Но, к сожалению, сложность конструкции машин повышается, у неисправности может быть несколько причин, а сбои электроники дают еще больший разброс вариантов.

diagnostic car computer

Делать диагностику бесплатно уже накладно для мастера и сервиса. Затраты временные могут оказаться велики, и к тому же занимается будет самый опытный сотрудник. Запущенные случаи требуют и слесарных работ – не всегда можно добраться до нужного блока или разъема без вмешательства в конструкцию авто.

Часто под видом бесплатной диагностики скрываются произвольное назначение дефекта и высокомаржинальный ремонт с заменой крупных блоков.

Вот и получается, что клиент в диагностике вроде бы заинтересован, но на практике он крайне неохотно за нее платит. И даже в том случае, если он платит существенно меньшую сумму за ремонт, он все равно окажется недоволен. Просто в силу того, что его уровень технической грамотности низкий, и он не хочет вникать в нюансы работы сервиса, оплаты времени мастеров и прочие сопутствующие вопросы.

Сложности с традиционным порядком работ возникают только в том случае, если дефект оказывается «интересным», его не могут найти, в машине меняют деталь за деталью… и вот уже экономический смысл починки теряется.

Особенно это неприятно, когда машина полностью не на ходу – например, не заводится, или не работает коробка передач, тормоза и т.д. Или раз за разом выходят из строя дорогие и новые узлы. Деньги уходят, а эффекта нет никакого. Вот тогда владелец начинает судорожно искать «Диагноста» с большой буквы. Но находит редко, потому что спецов нет. А откуда им взяться, если спрос на их услуги исчезающе мал?

А что в итоге?

Итог банален: содержание постгарантийных автомобилей становится постепенно все менее и менее выгодным. Это вполне запрограммированный умными менеджерами из больших корпораций процесс. Техника – сложнее, сервис – проще и прибыльнее, владелец – все менее и менее осведомленный о том, что происходит под капотом. Такова парадигма глобального автобизнеса, а сложности с диагностикой – лишь одно из многих досадных ее проявлений. Поделать с этим, похоже, нельзя решительно ничего.

Понравилась статья? 0 9 0 4 0 5

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Проще иметь OBD2 адаптер и читать профильные форумы по конкретному авто при возникновении неисправности. А уж потом ехать в сервис и слушать про конденсат и карбюратор.

Борис Игнашин

OBD2 адаптер и диагностика вовсе не синонимы. Диагностика подразумевает не считывание ошибок сканером, а понимание происходящего, применение инструментальных средств в виде осциллографа, датчиков и тд.

Но тем не менее, зачастую лучше заранее знать про то, что скрывается в конкретном случае за значком "Check Engine" и хотя-бы сервис не будет разводить на лишние траты, как это зачастую бывает.
Хохма была когда у меня вышел из строя блок управления ЦЗ, в случае просто приобретения блока гарантии официалы не давали вообще, в случае-же установки у официалов, скидка в 10% + скидка постоянного клиента, но надбавка за работу по замене (по факту ненамного дороже простого приобретения запчасти). При этом прописать их горе-диагност смог только один радиоключ, а другой с их слов вышел из строя и надо его менять )) т.к. прописывается только один (то один, то другой), на возражение о том, что с предыдущим блоком работали оба сначала возразили о том, что он-же неисправный )) а они его не проверяли (а зачем? ведь клиент сам просит его заменить), я сообщил им пренеприятнейшую новость о том, что электроника блока полностью исправна, а проблема в механической части (запчастей для замены нет)... они тупо "заткнулись" нечленораздельно мыча, что значит блок глючит и поэтому оба ключа там работают )) в итоге через пять минут сам прописал оба ключа )) чую что после приобретения другого ключа (у другого автовладельца) ему пришлось-бы покупать затем ещё один (ведь и тот "заглючил"), а потом возможно они догадались-бы КАК ПРАВИЛЬНО ПРОПИСАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ КЛЮЧИ ))

Так на то и говорю про форумы конкретной марки авто, поиск "развёртки" кода неисправностей. Ваша статья, безусловно, охватывает более широкий спектр "болезней и диагнозов". Я же говорю про местечковый способ введения владельца в некоторую суть проблемы.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

15561 1 3
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3743 1 0
Статьи / Шины и диски
Кувалдой и прессом: как отремонтировать или испортить колёсный диск

Интерес к колёсным дискам у нас обычно ограниченный: есть некрасивая штамповка и классное литьё. И ещё – ковка, но про неё вообще трудно что-то вспомнить. Давайте сегодня немного расширим свои знания в области дисков:…

1276 1 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

1098 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

9485 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2851 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21736 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24887 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15713 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8378 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10736 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7259 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19258 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

27051 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2899 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89805 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48589 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38972 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?