Двадцать лет гибридизации: как Toyota Prius стал именем нарицательным

2357 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Слышали ли вы когда-нибудь слово «эпоним»? Скорее всего, нет, но вот сами эпонимы вы наверняка используете. Многие из ныне окружающих нас вещей получили свое бытовое название от имен нарицательных – именно такие и зовутся эпонимами. Вот, например, копировальная машина сегодня именуется «ксерокс». Те, кто не готов посвящать хоть сколько-то времени изучению скучной автомобильной теории, смело зовут каждый внедорожник «джипом», а самые ярые «автомобильные нигилисты» кличут любой микроавтобус «газелью», а грузовик – «камазом». А какова первая ассоциация к фразе «гибридный автомобиль»? Готов биться об заклад, это слово «приус».

Его обожают «зеленые» и звезды Голливуда и ненавидят в «старом» Top Gear. Ему возносят хвалебные оды и едко шутят о его «драйверских» качествах. Он – настоящая икона для автомобильных гиков и заноза в мягких тканях для пропахших бензином поклонников карбюраторных V8. Можно сколько угодно спорить о том, насколько он хорош – но сегодня, в год двадцатилетнего юбилея, который с помпой празднуется выходом нового, четвертого поколения, стоит на время отложить копья и отдать должное значимости Prius как автомобильного явления.

Экологичный москвич

А помните ли вы, какой автосалон получил честь представить концепт Toyota Prius сразу после премьеры в родной Японии? Если нет, напомним: это произошло в Москве, на Международном автосалоне 1996 года. Тем более странно выглядит выбор места: продавать автомобиль тогда у нас не планировали. Популярность среди жителей столицы гибриды первого и второго поколения начали приобретать, когда в страну пошел поток праворульных иномарок из Японии. Даже тогда мы как потребители еще не распробовали (причем не распробовали до сих пор) главную концепцию этого авто: сокращение вредных выбросов. А вот сопутствующая экономия топлива нас вполне устраивает.

На фото: Toyota Prius Concept '1995

На фото: Toyota Prius Concept ‘1995

Да, в свое время мы уже рассматривали гибриды как явление и выяснили, что их развитию во многом сопутствовало закручивание экологических гаек. Сочетание бензина и электричества дало автопроизводителям возможность вписаться в ужесточающиеся требования, но подарило выгоды и потребителям. Те получили машину, экономящую топливо в городских пробках, имеющую дополнительный запас мощности, а заодно в условиях отдельных законодательств помогающую экономить деньги за счет высокого экологического класса и субсидирования ее покупки.

Но мы отвлеклись. Дебютировав в образе концепта в 1996 году, уже в 1997 Prius предстал перед покупателями в виде готового серийного автомобиля. Предлагая потенциальной аудитории сочетание полуторалитрового бензинового мотора мощностью 58 л.с. и тягового электродвигателя еще на 40, который к тому же выдавал 305 Нм крутящего момента с места, новый седан потреблял около 5 литров топлива на сотню в смешанном цикле.

1 / 4
На фото: Toyota Prius '1997–2000
2 / 4
На фото: салон Toyota Prius '1997–2000
3 / 4
На фото: Toyota Prius '1997–2000
4 / 4
На фото: Toyota Prius '1997–2000

Будучи благосклонно встреченным на домашнем рынке, Prius не стал задерживаться и с дебютами за рубежом. Для США, которые были одним из ключевых рынков для компании в целом, была выпущена «своя» версия, имеющая отдельный индекс NHW11. Учтя особенности американской эксплуатации, в Toyota увеличили возможности обоих двигателей: бензинового до 70 л.с., а электрического до 44 л.с. и 350 Нм крутящего момента, заодно внеся кондиционер в список обязательного оснащения. В 2000 году состоялся и европейский дебют нового гибрида. Продаваясь суммарно около шести лет, до середины 2003 года, Prius первого поколения разошелся тиражом более сотни тысяч экземпляров.

1 / 4
На фото: Toyota Prius (NHW11) '2000–03
2 / 4
На фото: Салон Toyota Prius (NHW11) '2000–03
3 / 4
На фото: Под капотом Toyota Prius (NHW11) '2000–03
4 / 4
На фото: Toyota Prius (NHW11) '2000–03
Статьи / История
Гибридные автомобили: как это было в XIX и XX веках

Идея гибридных автомобилей далеко не нова. Появившись в серийном варианте много лет назад, они по сей день занимают важные места на автомобильных выставках и привлекают немалые бюджеты...

4447 0 3

Объемы могут показаться небольшими по современным меркам, но учитывая специфичность и новизну класса и безальтернативность типа кузова, это был бесспорный успех. Он дал японцам понять: они вновь сработали на отлично, явив миру гибридный автомобиль для массового покупателя. Бензоэлектрическая технология перестала быть уделом энтузиастов и гаражных инженеров, а у искателей нового появилась свежая альтернатива. Начало успеха было положено.

На волне успеха

Поймав волну, японцы продолжили развивать успешную концепцию. Они учли весь полученный опыт и сосредоточили внимание на сильных и популярных сторонах автомобиля. Так, например, стало вполне ясно, что Prius – чаще всего автомобиль для семьянина, поэтому второе поколение модели разом выросло почти на 20 сантиметров в длину (на 15 относительно американской версии), превратившись из компактного седана в среднеразмерный хэтчбек, занявший нишу между Corolla и Camry. Prius получил дополнительное место на заднем ряду, а объем багажника стал сопоставим с багажником Corolla – 415 л. Теперь полуторалитровый бензиновый мотор выдавал 76 л.с., а электродвигатель – 67, при том, что расход топлива в загородном цикле снизился до 4,2 литра на 100 км, а городской укладывался в 5 литров. Кроме того, семейный сценарий использования предполагал и хорошую безопасность: ее Prius подтвердил в краш-тесте EuroNCAP, получив 5 звезд за защиту взрослых седоков и 4 за юных. Учитывая все эти новшества, а также факт растущей популяризации гибридных автомобилей в мире, неудивительно, что в 2005 Prius стал автомобилем года в Европе.

1 / 3
На фото: Toyota Prius (NHW20) '2003–09
2 / 3
На фото: Toyota Prius (NHW20) '2003–09
3 / 3
На фото: Салон Toyota Prius (NHW20) '2003–09

К тому времени своя аудитория сложилась у Prius и у нас, в России. Хотя ее, конечно, нельзя сравнивать с зарубежной из-за отсутствия официальных продаж и немалой стоимости автомобилей с учетом доставки и таможенных пошлин. Тем не менее, у нас тоже есть и любители считать деньги (а посчитать тут было что), и автомобильные гики, стремящиеся попробовать блюда, которыми завлекают зарубежного покупателя.

К третьему поколению модель подошла уже состоявшимся автомобилем. Это сравнение, может, и избито, но вполне точно: как Ford в свое время сделал «жестяную Лиззи» первым массовым автомобилем, так и Toyota с разработкой Prius ознаменовала популяризацию гибридной технологии. В итоге продажи третьей генерации модели превзошли первую на порядок – не в художественном смысле, а в самом что ни на есть математическом. Японский бензоэлектрический хэтчбек разошелся по миру тиражом свыше полутора миллионов экземпляров. Более того, на сегодняшний день Toyota продала суммарно свыше 10 миллионов гибридных автомобилей Toyota и Lexus, и 3,5 миллиона из них – это Prius всех поколений. Пожалуй, это лучшее доказательство его популярности.

1 / 3
На фото: Toyota Prius '2009–11
2 / 3
На фото: Салон Toyota Prius '2009–11
3 / 3
На фото: Под капотом Toyota Prius '2009–11

При этом концепция автомобиля, сложившаяся к выходу второго поколения, осталась неизменной: именно таким и должен был стать массовый гибрид. Большой хэтчбек лишь «заострился» во всех смыслах: отточили гибридную трансмиссию, в очередной раз увеличили мощность моторов и топливную экономичность, а экстерьер получил диетическую порцию острых граней. Однако еще никто не знал, что к 2015 году «склад лезвий» будет взломан, и миру явится новый Prius, полный не только технологий, но и принципиально нового дизайна.

На фото: Toyota Prius '2009–11

На фото: Toyota Prius ‘2009–11

Больше чем гибрид

Плодом логичного эволюционного развития японских гибридных технологий стал Prius четвертого поколения. Собственно, именно он и сподвиг нас вспомнить, как имя Prius стало синонимом фразы «гибридный автомобиль»: сегодня стартуют российские продажи модели.

На фото: Toyota Prius '2016–н.в.

На фото: Toyota Prius ‘2016–н.в.

Главное технологическое событие, сопутствующее дебюту автомобиля – это выпуск в свет новой модульной архитектуры TNGA, Toyota New Global Architecture. Это архитектура, позволяющая выпускать автомобили не только разных классов и размеров, но даже с разными типами привода – передним, задним и полным. Кроме того, в числе ее достоинств называют заметное снижение центра тяжести и увеличение структурной жесткости на 60%, что благоприятно сказалось на безопасности и управляемости.

1 / 3
На фото: Toyota Prius '2016–н.в.
2 / 3
На фото: Toyota Prius '2016–н.в.
3 / 3
На фото: Toyota Prius '2016–н.в.

Российские продажи Prius четвертого поколения анонсировались уже давно – известны и цены, и список оснащения. Сами тойотовцы понимают, что новый гибрид в России – штука еще непривычная, но уверены, что традиционные ценности марки, помноженные на концентрат современных технологий, обеспечат новому Prius приток «понимающих» покупателей. И это звучит вполне реально.

1 / 4
На фото: Салон Toyota Prius '2016–н.в.
2 / 4
На фото: Салон Toyota Prius '2016–н.в.
3 / 4
На фото: Приборная панель Toyota Prius '2016–н.в.
4 / 4
На фото: Багажник Toyota Prius '2016–н.в.
toyota_prius_215 toyota_prius_214

С технологической точки зрения, как уже было сказано выше, четвертое поколение автомобиля – в многом эволюция, а не революция. Двигатель работает по циклу Аткинсона, зарекомендовавшему себя за годы использования в гибридной схеме. Насосы системы охлаждения двигателя и системы кондиционирования, как и ранее, приводятся в движение собственными электромоторами, а не «древним» ременным приводом – это позволяет снизить потери мощности на навесном оборудовании, сконцентрировав работу мотора непосредственно на вращении колес и зарядке батарей. Мотор объемом 1,8 литра выдает 98 л.с., а суммарная мощность системы с участием тягового электродвигателя называется на уровне 122 л.с.

На фото: Под капотом Toyota Prius '2016–н.в.

На фото: Под капотом Toyota Prius ‘2016–н.в.

Однако и новая смелая внешность, и современнейшие технологии, и вновь снизившийся заявленный расход – это лишь поводы попробовать, во что материализовалось понятие «гибридный автомобиль» за 20 лет его развития. Реальные тесты в разных условиях и сценариях использования еще впереди – хотя, взглянув на уже пожилые Prius первого поколения, которые продолжают доказывать свою живучесть, сомнений в том, что эволюция принесет свои результаты, практически нет.

На фото: Toyota Prius '2016–н.в.

На фото: Toyota Prius ‘2016–н.в.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Škoda подарит путешествие в Чехию в честь выхода новой Octavia

Сегодня на Kolesa.ru стартует конкурс "Почему новая Octavia? Почему сейчас?". Главный приз – поездка в Прагу на двоих. Тема конкурса…

7667 0 16
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Неприхотливые: какие новые автомобили потребляют АИ-92

Расходы на топливо – первейшая статья расходов после собственно покупки нового автомобиля. Не так давно мы рассчитывали стоимость владения автомобилями первой десятки по популярности и выяснили, что зачастую автомобиль,…

4088 0 5
Статьи / Интервью
Шараф Ашуров, Ravon: у нас впереди долгая и светлая дорога

Сколько машин собирается продавать узбекская компания? Будет ли расширяться модельный ряд? Когда в продажу поступит Ravon Gentra? Обо всем нам рассказывает генеральный директор Ravon Шараф Шухратович Ашуров.

570 2 1
Статьи / Тюнинг
Внедорожный тюнинг: как узаконить доработки

Развиваться эта ситуация начала с принятия изменений в Технический регламент таможенного союза. Автомобильный тюнинг в нём и раньше не приветствовался, а с 2015 года практически любое вмешательство в конструкцию может…

3646 1 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: надёжный автомат и капризная ходовая

В первой части нашего обзора мы уже убедились, что подержанная Альмера Классик не должна разорить своего нового владельца. Во всяком случае, на сварку и покраску много тратить не придётся достаточно долго. А как обстоит…

2901 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Almera Classic с пробегом: коррозионные места кузова и минусы салона

До атаки российского рынка седанами В++ класса несомненными любимчиками нашего покупателя были седаны класса С. Люди обеспеченные и практичные покупали Ford Focus, Opel Astra, Chevrolet Cruze, Mazda 3 или что-то ещё из…

3437 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Polo Sedan с пробегом: лучший немецкий мотор и непростая коробка

Какой русский не любит немецкий автопром! Точнее, его продукцию, пусть даже такую весьма скромную, как Volkswagen Polo Sedan. В первой части обзора мы уже выяснили, что кузов этого скромняги сделан не хуже кузовов…

10771 2 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Единственная в мире: опыт владения ВАЗ-21 Бора

В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве…

36019 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Последний настоящий: тест-драйв Mitsubishi Pajero IV

Вы считаете, что все тачки XXI века стали одинаково пластмассовыми, потеряли индивидуальность и брутальность, а куча электроники убила их железную душу? Завязывайте с рефлексией и бегом в салон за последним настоящим…

18131 15 12
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

17788 0 19
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

54388 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

48081 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

16406 0 0
История автомобилестроения
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

49610 3 32
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

40128 11 44
Статьи / История
Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций.…

35167 2 27
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?