Европейский техосмотр своими глазами: как работает TÜV

19637 9 15
Поделиться: 0 6 0 6 0 3

То, о чем предупреждали скептики, произошло: как только техосмотр отдали в руки страховщиков, он превратился в некое приложение к полису ОСАГО – диагностическую карту можно заказать страховому брокеру с доставкой на дом или в офис. Увы, такова реальность. Наша реальность.

А как обстоят дела с техосмотром «у них»? В странах, которые мы называем цивилизованными. Обычно привыкли сравнивать с Германией. Но там — веками сложившееся общество, до которого нам еще далеко. А что-то поближе?

Есть и такое. Например, соседняя с нами Литва. Новое, на западные ценности ориентированный социум здесь начал складываться всего пару десятилетий назад. И как же местные автомобилисты проходят технический осмотр? Для них это такая же головная боль, как и для нас?

Немецкие партнеры

С 1994 года техосмотр в Литовской Республике проводит не ГАИ и не дорожная полиция, как она потом стала там называться, а совершенно неэмвэдэшные и даже не государственные структуры. По новому административно-территориальному делению Литва поделена на 10 округов. В каждом техническим осмотром занимается своя организация.



В Вильнюсском округе это частное предприятие Tuvlita, название которого сложилось из двух слов: TÜV и Lita. Первое российским автомобилистам хорошо знакомо. Так называется известная немецкая организация (читается — ТЮФ), занимающаяся сертификацией, техническим осмотром и много еще чем, связанным с техникой. Это слово уже само по себе давно стало эталоном качества. Второе слово — Lita — образовано от названия страны. Вот и получилось Tuvlita, что означает «литовский TÜV».

В 1993 году на одной из выставок сегодняшние руководители «Тувлиты» познакомились с представителями восточно-германского отделения концерна TÜV — TÜV Thüringen — и решили создать совместное предприятие, которое в Литве выполняло бы основные функции из тех, что делает TÜV у себя в Германии.

С тех пор во всех районах Вильнюсского округа построено уже с десяток станций технического осмотра. Не все они полнофункциональные: одни могут обслуживать только легковые, например, другие — только грузовые или автобусы. Но есть и такие, которым любой колесный транспорт по плечу. Даже троллейбус! Tuvlita скрупулезно выполняет установку Министерства транспорта: сделать так, чтобы любой автомобилист мой пройти техосмотр не далее 30 км от своего дома.

Периодичность и процедура осмотра

Если российские автолюбители проходят техосмотр по формуле 3+2+2+1+1+… (то есть 1-й техосмотр через 3 года после покупки новой машины, 2-й и 3-й — спустя 2 года, а все последующие — через год), то в Литве действует формула 3+2+2+2+2+… Хотя сейчас и там собираются заставить владельцев старых машин проходить проверку технического состояния их ТС каждый год. Только пока никак не могут определить, какой возраст сделать переломным: то ли 13, то ли 15, а может и 11 лет.

Для успешного прохождения этой ответственной процедуры владельцу машину или ее водителю нужно, помимо своих и документов на транспортное средство, иметь технически исправный и укомплектованный автомобиль. Почти все, в принципе, как и у нас. Если техосмотр проходит не владелец автомобиля, то иметь какую-то доверенность водителю не нужно. Никто здесь не интересуется и его здоровьем или, не дай Бог, владельца ТС, и медицинскую справку (как и у нас уже теперь) не спрашивает. Значение имеет лишь наличие страхового полиса гражданской ответственности — типа нашего ОСАГО. То есть, там незастрахованный автомобиль не пройдет техосмотр. У нас же, как известно, все перевернуто с ног на голову.

Автомобиль в Литве, как и во многих других странах Евросоюза, должен иметь не три обязательных атрибута, а четыре: помимо знака аварийной остановки, аптечки и огнетушителя в машине должен быть светоотражающий жилет, без которого в темное время суток водитель не имеет права выходить из машины.




Процедура технического осмотра начинается с заезда на территорию станции. Например, на центральной вильнюсской станции аж восемь линий. Водитель встает в любую, которая может принимать транспортное средство того типа, на котором едет он (это видно по соответствующим знакам и табличкам). Прямо при въезде на станцию стоит вагончик с кассиром, который принимает оплату и выдает диагностическую карту. Все это делается без выхода водителя из автомобиля.

Здесь же можно докупить что-то из вышеупомянутой обязательной четверки, если в последний момент вдруг обнаружится, что чего-то не хватает. Это, пожалуй, единственная коммерческая деятельность, которая разрешена «Tувлите», помимо проведения самого техосмотра. Заниматься ремонтом автотранспорта, продавать запчасти и расходные материалы ей категорически запрещено — как и ее немецким коллегам из ТЮФов.

После оплаты и получения диагностической карты автомобиль въезжает непосредственно в помещение с оборудованием. Там проверяется соответствие конструкции, чистота выхлопа и герметичность системы выпуска, работа оптических приборов, тормозов, а также подвески. Последнее происходит особенно интересно: машину приподнимают на специальном подъемнике, который дает возможность контролеру сымитировать передвижение автомобиля по сильно пересеченной местности с частичным вывешиванием колес, проверяя при этом работоспособность всех элементов подвески и рулевого управления. Эта установка порой открывает глаза владельцам машин на истинное состояние их автомобилей.




Документальные подтверждения

Если все «издевательства» испытуемый выдержал успешно, то сразу после выезда с линии инструментального контроля проводивший проверку контролер выдает водителю талон технического осмотра и самолично наклеивает на государственные регистрационные номера под специальным углом особый знак, по которому можно определить, до какого срока этот автомобиль может ездить без риска лишиться регистрационный номеров.

Само собой, все данные о прохождении техосмотра заносятся в компьютерную базу, по которой любой сотрудник дорожной полиции, «Тувлиты» или другой аналогичной организации может определить, имеет ли этот автомобиль техосмотр или нет и срок его действия. Кстати, проходить его уже давно можно в любом подразделении «Тувлиты» или даже иной организации, на это уполномоченной — хоть в другом регионе страны, то есть совершенно независимо от места жительства водителя или регистрации ТС (чего у нас разрешили совсем недавно).

Эта процедура занимает в среднем 20–25 минут и стоит около 12 евро для легкового автомобиля, 7 для мотоцикла и 5 — для мопеда или скутера с объемом двигателя менее 50 куб. см. Если автомобиль имеет газобаллонную установку, то стоимость техосмотра для него поднимается на 9 евро. Однако обслужен он будет только в том случае, если запись о наличии ГБО имеется в техническом паспорте. Если записи такой нет, то машину сначала отправят получить ее в регистрационном подразделении МВД Regitra (кстати, гражданское) и только потом — добро пожаловать на ПТО.




А если не получилось?

Если ТС по какой-то причине не прошло техосмотр с первого раза, — а таких, по статистике «Тувлиты», 35 % — то владелец может вновь представить его на литовский ПТО в течение месяца: тогда оплата будет минимальной, и проверять ТС станут только по тому параметру, из-за несоответствия которому оно и было «забраковано». В случае, когда для проверки не потребуется никакого прибора, это будет стоить водителю всего пару евро, если нужно использовать одну установку — то на евро больше, но максимальная цена повторного визита в «Тувлиту» не может быть больше первоначальных 12 евро. Однако ездить по дорогам общего пользования в этот месяц автомобиль не имеет права, если срок старого техосмотра прошел!

Кстати, очень интересная ситуация в Литве с непройденным вовремя техосмотром. Если такую машину задержит полиция, то водителю мало не покажется — штрафы здесь очень высокие! Однако ТО все же можно пройти и в такой ситуации, причем нанимать эвакуатор вовсе не придется.

Когда, например, водитель долго отсутствовал в родных пенатах, а по возвращении обнаружил, что кончился срок действия заветного талона (или просто долго не ездил на машине по причине зимы или болезни), он может обратиться в ближайшее подразделение дорожной полиции и, обрисовав ситуацию, получить бумажное разрешение на передвижение автомобиля своим ходом до станции технического обслуживания в определенный день. Естественно, злоупотреблять такой возможностью никто не позволит, но изредка — можно. А чтобы не вышло так, что разрешение получил, а до диагностической линии так и не добрался по причине большой очереди, в «Тувлите» существует предварительная запись.

Техосмотр на новых машинах

Не менее интересна в Литве и ситуация с регистрацией и техническим осмотром новых автомобилей. Мало того, что их не нужно представлять в регистрационное подразделение МВД для элементарного осмотра и сверки номеров, так еще и на станцию техосмотра их везти не надо! Номера и регистрационные документы дают владельцу просто по его устному заявлению и предъявлении купчей на машину. Затем с этими документами и номерами он идет в «Тувлиту» и там ему просто выдают талон техосмотра. Такого не бывает, скажете вы? Бывает, и я сам это видел своими глазами!

Кроме проведения технического осмотра Tuvlita наделена правом проводить технические экспертизы. Занимаются этим специальные эксперты, которые уже поработали на всех ступенях, начиная с контролера, прошли дополнительное обучение и сдали квалификационный экзамен государственной комиссии. Полученную квалификацию нужно периодически подтверждать, поэтому приходится время от времени подучиваться. В итоге получается высококвалифицированный специалист, которому все государственные органы доверяют безоговорочно. И никого не смущает, что работает он не в государственной организации, а в частной. Ведь знаменитый германский TÜV работает так уже почти полтора века, и репутация тут важнее денег.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 6 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Автомобиль 2016 года, в России талон техосмотра не нужен, а в Литве нужен?

Евгений

"Номера и регистрационные документы дают владельцу просто по его устному заявлению и предъявлении купчей на машину."

Что ж, никого там не интересуют ни VIN ни номер двигателя? Просто пришел и говоришь, купил, мол, бмв и договор купли продажи показываешь и выдают техпаспорт, где написано просто: бмв х5, цвет черный.Так что ли? ПТС у них не существует как клласс?:)

Viacheslav Varenov

Именно так! Машина есть в базе выпущенных и проданных со всеми ее характеристиками. ПТС отсутствует как класса - есть лишь свидетельство о регистрации; его и выдает Регитра вместе с номерами.

Viacheslav Varenov

Привет. Мы знакомы?

По тексту,есть не точности (не существенные) ... REGITRA - гос.учреждение не являющееся подразделением МВД ЛР ... при въезде на территорию TUVLITA,к пунктам проверки,никакого вагончика на въезде нет,а стоит фундаментное здание и вам надо подходить лично за оформлением док. на прохождение тех.осмотра ... Если машина приобретена в Германии с действующим тех.осмотром,то проходить его заново в ЛР уже не требуется,лишь зарегистрировать. А в остальном всё так ... есть некоторые послабления,в требованиях,к внешнему состоянию авто.

Viacheslav Varenov

В чем именно неточности? Регитра - подразделение МВД, но гражданское.

Михаил Юрьевич

Слава, привет

Viacheslav Varenov

Именно так! Машина есть в базе выпущенных и проданных со всеми ее характеристиками. ПТС отсутствует как класса - есть лишь свидетельство о регистрации; его и выдает Регитра вместе с номерами.

Viacheslav Varenov

Привет. Мы знаком? (Извиняюсь, чуть ниже написал, но не туда приклеил:) )

Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

8907 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

21416 1 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

922 1 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

1766 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1507 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

2814 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2654 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34230 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24734 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

15917 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31765 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6653 0 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

4940 9 10
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62330 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10401 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18195 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21367 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10346 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?