На ралли из салона: как серийные Toyota покоряют «Дакар»

Что такое «Дакар»? Для нас это, разумеется, КАМАЗ, для французов – победный Peugeot Стефана Петеранселя, для немцев – MINI. Российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова выступает на Toyota Hilux. Но у всех этих машин есть нечто общее: это далеко не серийные автомобили, да и вообще скорее прототипы, имеющие внешность, лишь схожую с серийными образцами. Такие болиды создаются с чистого листа, проектируются для того, чтобы беспрепятственно мчаться с бешеной скоростью по любому типу покрытия, а затем украшаются композитным «кузовом» и фирменным логотипом. Однако на «Дакаре» есть и другой класс машин, незаслуженно обделяемый вниманием зрителей и журналистов – это категория Т2, так называемый Продакшн, где за победу борются не «спецназовцы в гриме», а простые серийные автомобили.

Что такое Т2?

В чем прелесть и интересность этого класса? Как раз в том, что условия для участников те же, что и для монстров категории Т1, а вот преодолевать все сложности и препятствия приходится на практически стандартной технике с минимальными доработками. Условия технического регламента Т2 весьма строги: запрещены даже турбированные бензиновые двигатели, не говоря уже о форсировке, радикальном снижении массы, полной переделке подвески и прочих, казалось бы, обязательных для ралли-рейда атрибутов.

Dakar-2016 1 08-01-2016 017.jpg


Список доступных улучшений весьма скромен – топливный насос помощнее, сцепление покрепче, да амортизаторы в подвеске можно использовать любые, как и пружины, если только они не выходят за рамки стандартных параметров и встают без изменения конструкции. Да, амортизаторы можно установить двойные – подвеска на бездорожье подвергается наиболее нещадным нагрузкам. Для пущей надежности алюминиевые рычаги можно заменить стальными, защитить днище металлическими пластинами (которые тоже должны быть одобрены организаторами) и установить колеса со «злой» резиной, однако и здесь не получится далеко выйти за «рамки серийности» – ведь колеса надо вписать в стандартные арки.



Облегчение веса в скромном понимании этого факта тоже доступно гонщикам: можно удалить кондиционер (но стоит ли – этот вопрос остается на усмотрение пилота), электростеклоподъемники (заменив их «веслами») и системы АБС, а также слегка подразобрать салон, сняв задние сиденья (регламент обязывает иметь как минимум два посадочных места – для водителя и штурмана) и элементы внутренней отделки, например, дверные карты, заменив их на металлический или карбоновый лист. Ах да – руль по желанию тоже можно установить спортивный: тут и лучшая ухватистость, и экономия еще нескольких сотен граммов веса. Разумеется, здесь приведен не полный регламент класса, но его суть отражена вполне ясно: машина должна не просто напоминать серийную, а быть таковой, лишь с поправкой на грядущие условия выживания.

Поправка эта включает в себя и некоторые обязательные атрибуты, без которых выезжать на гонку в пустыню не просто опасно, а самоубийственно. Во-первых, на все автомобили класса Production в порядке, не подлежащем обсуждению, должны устанавливаться каркасы безопасности и шеститочечные ремни безопасности. Останавливаться на объяснениях их необходимости не нужно – скорости поддерживаются боевые, а посему стандартная схема, призванная получить пять звезд при столкновении с деформируемым препятствием на скорости 64 км/ч, тут просто смешна. Кроме того, заботиться об умеренном расходе топлива в таком бодром загородном цикле не приходится, а посему топливные баки увеличенного объема тоже включены в список обязательных требований. Ну а еще в пустыню, как и на дорогу вообще, не стоит выезжать без аптечки и огнетушителя – они ведь у вас есть, правда? Вот и пилоты возят с собой и то и другое, только несколько большего масштаба, чем те, что лежат у вас в багажнике. И у них они точно не просрочены.



Зачем нужен класс Т2?

Ответ на этот вопрос довольно очевиден: да, победа в абсолютном зачете – это огромный престиж для марки, но доказать, что даже ее серийный автомобиль способен пройти такую дистанцию, не просто не развалившись на куски, а даже не дойдя до терминального состояния, – это, пожалуй, не меньшее достижение. Именно поэтому в начале материала мы сетовали на то, что класс незаслуженно обделен вниманием – все взгляды устремлены на лучших и быстрейших, что, несомненно, оправданно, но вот упорнейшие и надежнейшие остаются в тени.



Категория Т1 пестрит именами, брендами и регалиями – тут вам и Peugeot, и Mitsubishi, и MINI, и множество других достойных имен. В классе Т2 тем временем не то чтобы пусто, но… гегемон здесь один, и его имя несложно угадать, когда речь идет надежности – это Toyota. Причем интересно то, что в модельном ряду японского бренда есть не один и не два автомобиля, которые выбирают для покорения ралли-марафона: на «Дакаре» есть участники на Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado, на известном у нас Hilux и покинувшем наш рынок FJ Cruiser.


Dakar-2016 1 06-01-2016 001.jpg


История лидерства

Toyota участвует в ралли «Дакар» почти с самого начала – с 1979 года. Неудивительно, что имея в модельном ряду так много внедорожников, японский бренд к нынешнему моменту является не одним из, а самым популярным в классе Т2. Ну и пресловутую надежность тоже не стоит списывать со счетов. Хоть век «миллионников» и карбюраторных моторов, в которых электричество нужно только для свечей зажигания, прошел, а на форумах говорят о том, что «современный движок при проблемах с электрикой никуда не поедет, и самостоятельные мероприятия с ним вдали от цивилизации исключены», новые машины (не только Тойоты, разумеется) все же с успехом бороздят пустыню.




Чтобы не быть голословными, выразим успех в конкретных цифрах: в 2016 году из всех 111 автомобилей, стартовавших в этом году в Буэнос-Айресе во всех категориях, 42 имели логотип Toyota (38% от общего числа участников). До финиша в Росарио добрались всего 65 машин, 28 из которых (43% всех финишировавших) были Тойотами.

Как вы думаете, какое место можно занять на «Дакаре», приехав на него на почти стандартном Land Cruiser 200 и попав в число 110 участников на внедорожниках? Хорошо бы попасть в число первых 50, скажете вы, но не пилоты заводской команды TEAM LAND CRUISER TOYOTA AUTO BODY, лучший экипаж которой финишировал в этом году на первом месте в классе и на 32-м в общем зачете! Второй экипаж при этом тоже выполнил нашу «программу-минимум», став 48-м в «абсолюте». Интересно, у них был кондиционер?

Техника успеха

В его наличии мы не уверены просто потому, что на официальном сайте, где повествуется о подготовке заводских команд и автомобилей, о таковом ничего не сказано. Об автомобиле там вообще сказано предсказуемо немного, ведь это даже не Hilux заводской команды Gazoo Racing из категории Т1, это просто Land Cruiser 200, «допиленный» для участия в «Дакаре».




Он оснащен обычным мотором 1VD-FTV – это новый двигатель, первый дизельный V8 от японцев, который в битурбированной версии выдает 245 л.с., а в «дакаровской» еще и 726 Нм – чуть побольше, чем в «дилерской». Постоянный полный привод и зависимая задняя подвеска – стандартные пункты для «Крузака», а его подготовленность к ралли-марафону выдает еще лишь пара деталей: фраза «с резервуаром» в описании «газовых однотрубных» амортизаторов, говорящая об их нестандартности и спортивности, и кованые диски из магниевого сплава. Больше о подготовке автомобиля не сказано ничего – видимо, просто потому, что никаких основательных изменений нет.




Пилоты на «Дакаре» – это почти техника, поскольку они порой выдерживают нагрузки, предельные для организма, так что о них тоже можно упомянуть прямо здесь. А огласить стоит два интересных факта: во-первых, японцы сообщают, что «впервые с начала их участия в «Дакаре» с 1995 года сотрудник компании назначается на роль пилота». До этого случалось, что штатный работник попадал на роль организатора или штурмана, но «инженер-гонщик» – случай для Toyota новый. Ну а во-вторых, команда LAND CRUISER TOYOTA AUTO BODY на «Дакаре-2016» сделала хет-трик, победив третий раз подряд после завоевания золота в классе в 2014 и 2015 годах. В связи с этим можно поздравить как Николя Жибона с его штурманом Жан-Пьером Гарсином, который и взял титул чемпиона в категории Т2, так и экипаж Акиры Миуры и Лорана Лихтлехтера, который достойно финишировал.




P. S. После стольких упоминаний бренда в числе лидеров «стандартного класса» удивитесь ли вы, узнав, что в качестве автомобиля для прессы на «Дакаре» используются те же старые добрые Land Cruiser 200? Рама, надежность и проходимость – что еще нужно, чтобы добраться от одного бивуака до другого?


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings